Преданная Американская Революция - 4

Олег Гуцуляк
Преданная Американская Революция:
от классического республиканизма – к извращенному

4.
Главным идеологом современной республиканской философии является Лео Штраус (1899-1973), значительное время возглавлявший кафедру философии Чикагского университета и работавший в Новой Школе Социальных Исследований. В своей знаменитой книге «Естественное право и история» (М., 2007)  Лео Штраус окончательно разорвал с классическим республиканством, декларируя, что именно отказ от локковских представлений о естественном праве и привел к современному кризису в политической философии.

Штраус считал, что древние политические философы “тайно” придерживались взглядов, которые отличались от тех, что исповедовало население их родного города. Поэтому в своих произведениях они передавали доступную только избранным истину как бы в зашифрованном виде, чтобы большая часть сограждан их не поняла. Для Штрауса “эзотеризм” древних философов выдает их нравственное превосходство. Штраус понимал очень ясно, что без веры в эту “высшую истину” либеральная демократия как политический строй обречена на провал.

Штраус утверждал, что если у человека достанет интеллекта разобрать зашифрованное в написанных им книгах, то он, несомненно, не будет бороться против, потому что человек достаточно умный чтобы понять — а, значит, потенциально принадлежать внутреннему кругу — по определению захочет участвовать в этом деле.

Именно на этом Штраусом сформирована концепция неоконсерватизма, суть философского содержания которого заключается в «создании реальности, у которой двойное дно, двойная мораль, как и учил великий Лео Штраус – одна для "всех", другая для "некоторых". Штраус в качестве аргументации своего эзотеризма приводил пример сочинения Маймонида «Путеводитель растерянных»: «Штраус заявлял, что „Путеводитель“ содержит тайное учение, метафизические положения, в некоторых аспектах противоположные буквальным постулатам Библии, которые должны быть сокрыты от масс, не способных понять почему Бог, например, должен быть по необходимости лишён атрибутов. Такое знание может отвратить массы от религии; такое знание обязательно представляло опасность. Штраус взял пример Маймонида и применил его к современной политической философии.
Теоретически отточенный и успешно применённый Штраусом на практике механизм взятия власти: есть несколько кругов учеников, и менее посвященные годятся, но для другой цели; своим же ближайшим ученикам передаём тонкости учения вне текста, в устной традиции, совсем почти тайно. Воспитываем несколько выпусков, все посвящённые составляют как бы секту, помогают друг другу с карьерой, делая её сами, держат в курсе учителя. Через несколько десятков лет "наши" без единого выстрела берут власть в самой сильной стране мира».

Лео Штраус предложил принципиально иное отношение к публичной лжи: в качестве развития макиавеллизма, ввёл в современную философию термин "благородная ложь" ("noble lies"), как объяснение различных способов манипуляции, необходимых в отношении масс.

Таким образом, Лео Штраус, сформировав философский базис неоконсерватизма, основываясь на классиках (в наибольшей степени Сократ, Платон и Аристотель) и на критике Макиавелли и Хайдеггера, и наполнив содержание развитием идей своих современников Дэниела Белла, Натана Глэзера, Ирвинга Хоува и Ирвинга Кристола, окончательно произвел полный отказ современного республиканизма от изначальных основ  классического республиканизма.