Выбор

Юрий Киселев 2
Однажды поспорили кот и пес. Было жарко, пес сидел на цепи во дворе рядом с конурой и завидовал коту, который лежал в тени березы. Кот был явно доволен собой и с удовольствием облизывался. Его забавляло, что пес сидит на привязи в такую жару и не может ничего с ним поделать. Поэтому кот чувствовал себя хозяином положения и с насмешкой говорил:
- Ну сколько раз тебе повторять: ты зависим! Ты не хозяин самому себе. Чахнешь тут на цепи весь день и дальше двора уйти не можешь. Мне тебя жаль. Но что поделать, такова твоя глупая собачья доля...
- Слушай, ты! Что ты вообще знаешь о нашей жизни? Можно подумать что ты, котяра, самый свободный на свете и совсем ни о кого не зависим...
- Устами младенца глаголет истина! Конечно, я - свободное и независимое существо, не чета тебе. Я гуляю сам по себе, всегда делаю только то, что хочу  и никто мне не указ! Хочу - гуляю, хочу - отдыхаю, хочу - могу вообще ничего не хотеть. Тебе такое даже не представить, глупый пес.
- Гав-гав!! пообзывайся еще у меня, как тяпну сейчас!
Кот поднял на одну ветку повыше. Пес смотрел на него с ненавистью и досадой. Потом его осенило:
- А как же харчи, кошак?? Что ты о главном не говоришь, а? Ты котяра всегда в поисках еды, зато я - на полном пансионе у моего хозяина! Пока ты все помойки облазишь - хозяин мне целую миску похлебки поставит, да еще со стола своего - косточку с мясом в  придачу!! Ха-ха, что твоя хваленая свобода – одни понты и фикция! Как раз моя жизнь, если хочешь знать самая лучшая!  Мой хозяин - он и накормит меня и напоит и конуру мне починит! Он за меня и подумает и решит, мне даже голову ломать не надо!
- Ты все сказал, песик? Теперь послушай меня, хотя мне жаль тратить время на такого болвана. Питание я сам себе добываю, и мне не нужны ничьи подачки. Хочу - поймаю мышь и съем настоящую дичь. Хочу – найду на помойке то, что тебе и не снилось. А ты, пес, еду себе не выбираешь, а вынужден жрать то, что тебе бросит твой господин. Ты - раб, и мышление твое - рабское. Пойми меня правильно, я не хочу тебя обижать, просто констатирую факты. Твоя жизнь скучна и предсказуема, моя же - интересна и полна неожиданностей! Поэтому вы, собаки, всегда будете гораздо ниже нас, котов.
- Ах ты гадкий котяра, вот я тебя поймаю и задам тебе трепку, гав-гав-гав!!
- Что-ж, с моей стороны наивно было надеяться, что жалкая шавка сможет понять свободного мыслителя. Счастливо оставаться в рабстве, песик!
С этими словами кот спрыгнул с дерева и направился на другую сторону улицы, сохраняя самый гордый и независимый вид. Он шел плавно и величаво, глаза его были полны сознания своей правоты.
Из-за поворота показался большой черный грузовик…


Раннее утро. Хозяин встал по будильнику. Выглядел он неважно. Шаркая, прошел через коридор, открыл дверь на улицу и кликнул пса:
- Ну-ка Шарик, давай собираться! – голос его был хриплый. - Пойдем на охоту сегодня! Вот только выпью пивка немного, и пора выходить! Ох, лучше бы я дома сегодня проспался - после вчерашнего башка трещит, не могу... Но с мужиками договорились железно, нельзя подвести.
Шарик собирался на охоту радостный, зная, что его хозяин -- гарант его безопасности, его пропитания и вообще все. Ну да, любит выпить. Бывает иногда пнет сапогом когда не в настроении – но ведь главное что кормит и поит! Шарик свысока поглядывал на голодных бродячих псов, которые злыми глазами наблюдали как сытая хозяйская собака бежит рядом с человеком  и морду воротит. "Завидуют, шпана помойная" - думал Шарик, всегда боявшийся бродячих собак. 
Охота обещала быть интересной и увлекательной. Шарику хотелось отличиться, особенно когда тут было столько друзей его хозяина.
Начали в 7 утра. Спустили собак, чтобы они поднимали птиц в воздух. Слышались задорные крики охотников, звонкий лай, хлопанье крыльев и ружейные выстрелы. Иногда трудно было понять где чей участок, и охотники старались действовать осторожно. К обеду все было кончено.   
............................

Хозяин сидел на пне и печально курил. К нему тихонько подошел старый друг и, положив ему руку на плечо, сказал:
- Слышь, Петрович, ты это... извини что так с твоим псом-то вышло. Не признал я его, почудилось что это кабан из-за куста бежит, вот я и пальнул со страху...
- Да будет тебе, Михалыч, что теперь говорить... Жаль мне пса.  Любил я его...хоть и хитрая была псина. Ладно, завтра просплюсь и пойду на базар - авось подберу там щенка посмышленее. Дай-ка пивка мне, Михалыч - в горле совсем пересохло. 


Почтенный раввин Кушнер сидел за столом в своем кабинете и что-то писал.
Его морщинистое лицо с седой бородой освещала старая лампа-грибок. На столе стояли фотографии в рамках, лежали бумаги и папки. 40-ваттная лампочка с зеленым абажуром давала совсем мало света, и в кабинете стоял полумрак.
В дверь постучали.
- Да, входите!
У раввина был глухой голос, он говорил медленно, с паузами.
Дверь открылась, и в кабинет вошел мальчик. На вид ему было 13-14 лет. Он выглядел как все мальчишки его возраста, немного угловатый, смешной и стеснительный. Мальчик заметно волновался. Смотрел в основном в пол, и только иногда его глаза поднимались, чтобы взглянуть на почтенного раввина, но это продолжалось мгновенье, и он снова потуплял взгляд.
- Шалом, ребе.
- Шалом, Исак. Проходи, садись. Как твоя мама?
- Все хорошо, ребе.
- Слава Богу. Ты все выучил?
- Да, ребе, я все помню.
- Хорошо, что все помнишь. А завтра не забудешь, когда перед всеми будешь стоять?
- Не забуду, ребе. 
- Волнуешься?
- Да, ребе, немного.
- Не волнуйся. Все евреи это проходили.
- Да, ребе.
- Хорошо. Исак, ты хороший мальчик. Сегодня наша последняя встреча перед твоей бар-мицтвой. Завтра ты произнесешь важные слова перед всем обществом. Я хочу сказать тебе вещи, которые ты должен запомнить.
- Хорошо ребе.
- Исак, твоя мама хорошая женщина. Она хорошо тебя воспитывала, я это знаю. Но теперь ты станешь взрослым, и должен будешь самостоятельно принимать решения. И нести ответственность. Ответственность за поступки, которые ты будешь совершать. Ответственность перед людьми. Ответственность перед Богом. И перед самим собой.
Исак. Взрослому человеку надо делать очень важную вещь - выбор. Выбор как тебе думать. Выбор что тебе говорить. С кем дружить, а кого избегать. Выбор, что тебе делать. 
Этот выбор будет у тебя каждый день. И от твоего выбора зависит твоя жизнь. И еще Исак, ты должен знать кое-что.
Твой Создатель, Всемогущий Бог, как и твоя мама, переживает за то, чтобы твой выбор был правильным. У Него есть определенная воля для тебя.
- Какая Его воля, ребе?
- Его воля - чтобы ты поступал правильно и достойно. Он заложена в твоем ежедневном выборе.

Они говорили еще некоторое время. Через четверть часа Исак вышел на улицу.

Светило солнце, был чудесный летний день. Исак посмотрел по сторонам. Все было как обычно. Во дворе дома собака лаяла на кота, который невозмутимо сидел на дереве. Проезжали машины. Люди шли по своим делам. Играли дети на улице. Вдали показался мальчик на велосипеде. Он ехал, нарочно вихляя колесами и придуряясь. За ним бежала девочка и со слезами кричала – «Сол, отдай велосипед, ты его сломаешь!» - а мальчик только смеялся ей в ответ. Он приблизился к Исаку, и тот узнал в нем Сола Нахшона, своего одноклассника. Увидев Исака, Сол отбросил велосипед в сторону и подбежал к нему.
- Привет, дружище! Ты откуда?
- Да вот, был у рава Кушнера, говорили с ним о…
- У старика Кушнера? Точно, я и забыл, у тебя же завтра бар-мицтва! Ты же у нас взрослый стал! Ну что, рассказал тебе старикан откуда дети берутся, да? Ха-ха-ха!
- Что ты, Сол. Ничего такого он не говорил, просто давал советы…
- Знаем мы эти советы, по сто раз уже слышали. Исак, смотри что покажу!
Сол порылся в карманах, достал спичечную коробку и подошел вплотную к Исаку.
- Смотри что я стащил у брата!
- Что это?
- Как что? Это – тсс – травка!
- Какая травка?
- Ты что, с луны свалился? Это травка!
- Сол, ты что, это же нельзя! Это же марихуа…
- Не ори, что ты разорался! Хорошая травка говорю тебе, улетная. Мой брат ничего не заметил! Он сейчас ухлестывает за одной девчонкой, совсем голову потерял. Вот я и стянул незаметно, пересыпал себе! Хочешь попробовать?
- Нет, Сол, я не буду.
- Не будешь? Струсил что-ли?
- Какая разница? Не хочу я, вот и все. Я не наркоман!
- А кто наркоман, я что-ли по твоему?! Подумаешь, просто один раз попробовать. Мой брат каждый день такую курил. Всего один приступ был, в прошлом году, с тех пор все нормально. Короче, я тебе стоящее дело предлагаю, не пожалеешь!
- Нет, даже не уговаривай, не буду. Это очень опасно.
- Ну и дурак. В следующий раз сам попросишь, а уже не будет.
- Не попрошу, не беспокойся.
- Ну как хочешь. Ладно, слушай, Исак, ты сейчас куда идешь?
- Домой.
- У тебя ведь мать в это время уходит, так?
- Да, она подрабатывает по вечерам.
- Вот и классно! У меня такой диск есть, ты просто выпадешь! У братца взял. Там такое…! Пойдем к тебе посмотрим, а то у меня предки дома все.
- Нет, Сол, не хочу я ничего такого смотреть. Мне вообще некогда, у меня другие планы.
- Ну ты странный какой-то, Исак. Что же ты хочешь?
- Ничего я не странный. Просто я хочу правильно поступать. По воле Бога.
- Что??? По воле Бога??? Ну все понятно! Так ты может теперь сам в раввины подашься? Будешь как эти святоши – молиться, петь нараспев! Если так, то тогда тебе все 365 дней в году нельзя ничего делать – все тебе запрещено! Будешь рабом!
- Наоборот, Сол, я хочу быть свободным. В общем, ты извини, мне пора идти.
- Ну подожди, вот еще, смотри что у меня есть…
- Не надо, я пойду.
- Исак! Постой! Куда же ты?!
Исак развернулся и быстрым шагом пошел к дому. Он шел вперед не оглядываясь. Сол Нахшон стоял и смотрел ему вслед. Он хотел еще что-то крикнуть, но Исак был уже далеко.