Светлая печаль Дмитрия Ревякина

Кручинин Арсений
Этот текст был написан еще в 1997 году, с тех пор многое изменилось, как в мировоззрении людей, так и в общественной жизни. Но на тот момент, все это было очень актуально.

Светлая печаль? Как это возможно: с одной стороны, - печаль, с другой, - свет, светлость. Но печаль – не горе, а что-то среднее, промежуточное между горем и радостью. Состояние, когда человек чувствует себя надломленным, когда скрывает свои переживания, когда его мучает огромное количество вопросов, на которые нет ответов. Печаль покоряет всех и вся. Это реальность, а не фантазия. Она представляет собой огромную бездну, но не пустоту, и наполнена красками, чувствами. Мы видим лишь тёмную сторону её и не видим, что таится по другую, светлую сторону. А там таится умиротворённость. Там творится мир, сущность которого – слово. Оно уносит человека за пределы тварного мира, оно преображает, даёт силы, а главное, - шанс обрести себя, понять свою сущность. Потеря шанса чревата отчаянием. Но если только он обретается, происходит как бы воскрешение болезненной души. Человек чувствует себя сильным, свободным, способным на подвиги и с этим приходит радость, величайшее благо человечества.
Если есть светлая печаль, то должна быть противоположность. Это и есть «тёмная сторона», «тёмная половина» печали. Именно она отбирает у человека шанс обрести самого себя. Это приводит к мотивам смерти, обречённости пустоты. Эти мотивы выделяются и в литературе и, конечно, в простой обыденной жизни, где люди, попадая во власть этой «тёмной половины», впадают в депрессию и приходят к самому страшному смертному греху – суициду. Эти люди, ломая свою судьбу, свою жизнь, обрекают близких людей на страдания. Когда человек умирает своей смертью – это, как говорится, угодно Богу. Но разве Богу угодно видеть, как молодая, сильная душа обрекает себя на вечные муки, оставляя тело с пулей во лбу или верёвкой на шее. И вряд ли когда-либо будет оправдание этой «тёмной половине» печали. Да, вряд ли.
В начале своего творчества Дмитрий Ревякин, как большинство представителей русского, в то время советского, рока, таких как К. Кинчев, Ю. Шевчук, отчасти Б. Гребенщиков , ощущал эмоциональный надлом. Все его тексты этого периода пронизаны ужасной тоской, скорбью, печалью за Россию, за жизнь народа. Самый яркий пример мы видим в тексте песни «Вымыты дождём волосы»:

… Видно суждено моей земле страдать
Дурью задыхаться пот и слёзы глотать
В косы заплетать мором да гладом
Язвы прикрывать Москвой Ленинградом.
Княжеским холуям ставить сытые хоромы
Черни выпекать коренные переломы
С мясом вырывать языки храбрецам
Ордена цеплять великим подлецам…

Нет никакого выхода, среда заедает, травит душу. Что может спасти? Наверное, борьба. Только не «уверенный кулак» приведёт человека к свету, а его душа. Но, видно, лишь через страдания человек может обрести умиротворённость. Лишь пройдя все круги ада, люди найдут то, что принесёт им счастье. А счастье – это покой, мир в душе. Но всё равно зло не победить, оно всегда будет витать в душах людей. И только очень сильные личности, именно личности, знающие, куда идти, имеющие цель в жизни, смогут закрыть эту чёрную дыру в своей душе. Таким человеком является Дмитрий Ревякин. Он гений. Когда читаешь его стихи, тем более когда слушаешь их как есть – как песни, - чувствуешь огромную энергию, в душе всё сотрясается, сразу же меняется представление обо всём на свете.
Дмитрий Ревякин – язычник. В язычестве мы находим такие моменты, которые по многим пунктам выигрывают у современной жизни. Близость к природе, спокойствие, ощущение комфорта, даже огромное количество богов – боги огня, воды и другие – дают огромный простор для мысли. Нет сухости, вялости, наглого эгоизма, которые существуют в наше время. Тогда существовала борьба, люди не засыхали, стремились к чему-то. А сейчас наша жизнь приносит нам только горе, постоянные войны, непонятное уничтожение человеком себе подобных. Разве это угодно Богу? Почему он не может защитить людей, которых «создал по образу и подобию своему»? Поэтому Ревякин и отошёл к язычеству. Нет, он не боится действительности, он борется с ней в стихах. В язычестве его привлекла первобытная мудрость, раскованность и та «светлая печаль», о которой мы говорили.

Пойдём со мной, бежим со мной, летим со мной, летим.
Рискни приятель, пусть ворон каркал, чёрт с ним.
Забудь о прошлом, я вижу вёсны, нам к ним.
Ночной тропою, встречая зори, купаясь в облаках,
Преград не зная, тоску сжигая в кострах.
Навстречу солнцу швырну в колодцы тьму страх.
Я с вьюгами прощаюсь,
Я с солнцем обнимаюсь.
Пойдём со мной.
Я выбираю дорогу к маю среди холодных дней.
Пусть снег блестит, во мне звенит ручей.
Дышу весной, пойдём со мной скорей.
Пойдём со мной, бежим со мной, летим со мной, летим.
Рискни приятель, пусть ворон каркал, чёрт с ним.
Я слышу птиц, я вижу птиц, нам к ним.
Пойдём со мной.

Мы видим – нас зовут за собой. А куда ведёт эта дорога? К маю, самому прекрасному времени года, когда расцветает всё самое лучшее, когда душа поёт, стремится к свету. Пробиваясь сквозь ночь, тоску, страх, холодные дни, мы обнимаемся с солнцем. А солнце в нашем случае и есть то слово, тот шанс, к которому стремится человек. Только преодолев преграду, мы сможем пробраться к весенним ручьям, птицам, воспевающим радость, смогшим победить ворона, из уст которого слышно лишь карканье, затмившее дорогу просветления. Нужно рискнуть, расстаться с прошлым и жить настоящим. Лучи света здесь не дают тьме ни единого шанса, они побеждают в сознании человека. Сварог, владыка вселенной, «разбивая громовыми стрелами тучи, выводил из-за них ясное солнце или, выражаясь метафорическим языком древности, возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы» <1>. Можно предположить, что Сварог, в которого верит Дмитрий Ревякин, и зовёт нас за собой. Он открывает перед нами неизведанные дороги, озаряя их лучами солнца. «С восходом солнца, с возжжением его светильника, соединялась мысль о его возрождении, и потому Сварог есть божество, дающее жизнь Солнцу»<2>. Именно к этому небесному светилу, дающему жизнь всему живому на земле, ведёт нас Дмитрий Ревякин. «Недаром большинство его альбомов имеют такую семантически светлую окраску: «Узарень» - это как озарение в движении к чему-то, «Дарза» - набег, вызов, «Пояс Ульчи», где «Ульчане» - новая генерация людей, «Пояс» - путь людей к счастью и любви» <3>.
«Светлая сторона» победила, Дмитрий Ревякин обрёл свой шанс, он понял, кто он есть на самом деле. И дай Бог всем нам понять это. Пусть люди стремятся к свету, пусть душа их цветёт и радуется. Если эти чувства будут сопутствовать человеку, то никакие горести, страдания не смогут отвлечь людей от озарения, от света и Солнца.

ПРИМЕЧАНИЯ.
<1>  Афанасьев А.Н. Древо жизни, 1982, ст.40-41
<2> Там же.
<3> Газета «Я - молодой»

Кручинин Арсений. Перекрёсток. Сборник работ молодых учёных по культурологии и литературоведению. Раздел «Мифосемантика и мифопоэтика», Иваново, 1998 год