Суда неолита

Петр Золин
История отечественного судоходства и мореходства отразилась в различных древних изображениях, включая амфоры или рисунки на прибрежных камнях, скалах.
Последних немало на великих просторах России. Выше и ниже лишь десятки конкретных примеров.

Это нередко достаточно развитая пиктография (особенно панно Каменный-7), способствовавшая и развитию образного мышления у гипербореев той поры.
Пиктография http://dic.academic.ru/dic.nsf/etno/457


и др. Токсарис указывал значение подобных изобразительных картин в храмах на югу России и Украины http://www.proza.ru/2009/07/30/248
 

Новая Залавруга (Беломорье). Рисунок из кн. Ю.Савватеев. Рисунки на скалах. - Петрозаводск, 1967 (и переиздания) . http://culture.karelia.ru/showphotos/1
Одно из скоплений онежских петроглифов (мыс Пери III). (в окне)

Петроглифы охватывают время от палеолита до средневековья http://ru.wikipedia.org/wiki/Петроглифы , в основном в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно обычно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. Так как эти памятники безжалостно уничтожаются дикими туристами, их месторасположения всё чаще широко не публикуются.

При датировке петроглифов Беломорья и Прионежья используются сопоставления их с окружающими стоянками, для которых получено десятки дат по С-14. Учитываются специальные многолетние геолого-палинологические исследования всего комплекса природных условий в неолитическую эпоху, включая климат, растительность, колебания уровня водоёмов.

Например, расцвет наскального творчества на Новой Залавруге (Беломорье), по Э. И. Девятову, приурочивает к - 2,1-2 тыс. лет до н. э., а его начало - к периоду 2,3- 2,2, возможно, и 2,8-2,7 тыс. лет до н. э. Примерно 1,9-1,7 тыс. лет до н. э., в связи с ухудшением климата и повышением уровня Белого моря приблизительно петроглифы Новой Залавруги подвергаются замыву. Но могли возобновиться посещения заброшенных островков у Бесовых Следков.

А. А. Формозов, а вслед за ним и А. Д. Столяр считают, что Старая Залавруга древнее Новой. По А. Д. Столяру, боковая часть ее послужила своеобразным творческим мостиком к Новой Залавруге. А само преемственное развитие изобразительной деятельности в данном месте видится ему в такой трехзначной цепи: центральная площадка Старой Залавруги, ее боковое скопление и, наконец, Новая Залавруга.
Уточнения всего беломорского и онежского комплексов произвёл Р. Б. Климов.
Первые беломорские и онежские петроглифы появились в начале - первой половине III тыс. до н. э., в эпоху неолита, но онежские функционировали дольше, видимо, до второй половины II тыс. до н. э., то есть до начала эпохи бронзы.
Ю.А.Савватеев справедливо заметил
«Конечно, хотелось бы выяснить и такой вопрос: что за народ населял Карелию в эпоху петроглифов, кто их творцы? С исчерпывающей полнотой ответить на него нам, видимо, не удастся. Дело в том, что наиболее надежный ретроспективный метод этнических реконструкций, при котором, отталкиваясь от бесспорных финно-угорских древностей, шаг за шагом прослеживают более древние пласты, сохраняющие генетическую преемственность, в условиях Карелии мало что дает и не позволяет углубиться далее V-VI веков н. э.
…Бесспорно финноязычной считается пока лишь культура сетчатой и штрихованной керамики, которая появляется на территории Карелии где-то в самом конце II - начале I тыс. до н. э. и бытует до первых веков н. э., а возможно, и дольше. Местную культуру асбестовой керамики, сформировавшуюся в эпоху бронзы, во второй половине II тыс. до н. э., и существовавшую до середины I тыс. н. э., считают протосаамской. Что современные саамы, проживающие в Норвегии, Швеции, Финляндии и на Кольском полуострове СССР, принадлежат к числу самых древних северных народов, свидетельствуют данные языкознания, антропологии, этнографии. Видимо, и пришлые протофинские племена с сетчатой керамикой, и местные протосаамские с асбестовой керамикой принимали участие в формировании современных народностей- вепсов и карел. Но к той поре петроглифы уже перестали функционировать.
Еще раньше, в III - первой половине II тыс. до н. э., Карелия входила в огромную этнокультурную общность ямочно-гребенчатой керамики, которая считается протофинноугорской. Правда, теперь это мнение разделяют не все. Но как бы то ни было, для территории Карелии роль населения, владевшего такой керамикой, в последующей этнической истории весьма значительна. Именно на базе ямочно-гребенчатой керамики в среде владевшего ею населения распространяется асбестовая керамика, сильно отличающаяся по общему облику и орнаментации. Отмечалось и определенное влияние ямочно-гребенчатой керамики на сетчатую.
Время от времени среди этого населения появлялись и растворялись другие иноязычные группы. Так, примерно во второй половине II тыс. до н. э. в низовье р. Выг распространяется своеобразная, сильно пористая керамика борско-гаринского типа с примесью органики (растительности, раковин) к глиняному тесту, выгоревшей при обжиге, орнаментированная оттисками гребенчатого штампа и редкими ямками. Пользовавшееся ею население продвинулось сюда с востока, из Прикамья, достигло берегов Онежского озера, но постепенно растворилось среди местных жителей. Позднее влияние восточных культур усиливается, но распространяется преимущественно на восточные районы Карелии. В эпоху раннего железа крепнут связи с Прибалтикой…»

В целом беломорские петроглифы жизненно правдивее онежских, где больше фантастических образов, черт, деталей. Да и общая линия развития в одном случае идет в сторону создания больших развернутых композиций повествовательного плана, а в другом - на Онежском озере - продолжается создание одиночных фигур, подчас сильно схематизированных. .
http://tourism.karelia.ru/petroglify_savateev_hron.html

На петроглифах Беломорья можно разглядеть некоторые эпизоды строительства лодок и ладей, охота из укрытий в лодках, промысел с лодок с использованием гарпунов и т.п. Лодки и более крупные суда около 4 тысяч лет назад ( а то и более) были уже привычной частью жизни палеолитических пращуров-земляков россиян.

Изображения Пери Носа (Ю.А.Савватеев. Наскальные рисунки Карелии. Петрозаводск, 1983; ПЕРИ НОС) – 411 – дают примерно половину изображений всего онежского комплекса.

Необычная форма Пери Носа , возможно, ассоциировалась у древних с представлениями о чудовище. Очертания прибрежных скал, их яркий цвет и явились, по мысли исследователя, одной из причин появления здесь рисунков. К. Д. Лаушкин, ссылаясь на обилие солярных и лунарных знаков, полагает, что именно на Пери особенно интенсивно бился пульс духовной жизни и, следовательно, здесь находился центр всего святилища. Мыс посещали чаще других, он занимал в сознании людей особо важное место. Такие заключения заставляют знакомиться с петроглифами Пери Носа особенно внимательно.

Привлекает внимание небольшая сцена: мужчина с коротким, торчащим вверх выступом на затылке держит веслообразную фигуру. А. М. Линевский трактует ее как отображение охотничьего предания — мифа о некоем удачливом охотнике, убившем колоссальную птицу. По расшифровке же К. Д. Лаушкина, перед нами мифологическое существо с чудесным веслом, наделенным сверхъестественными качествами. Над головой человека две птицы, соприкасающиеся хвостами. Подобные “двойные”, или парные, образы птиц мы уже встречали. Можно проследить и сам процесс такого срастания, итогом которого явились птицы с одним туловищем и двумя шеями.

Все остальные фигуры — одиночные: лось с массивной мордой и относительно длинным хвостиком, схематичная антропоморфная фигура с едва намеченными руками, 5 солярных, 1 лунарный знак и другие.
Юго-восточнее — лодка с высоким форштевнем и четырьмя бугорками, обозначающими гребцов.
Далее, на пути к следующему скоплению, мы видим несколько одиночных фигур: маленького схематичного человечка без руки и ступни, “закрытый” солярный знак, кружок, лодку, оленя с длинной шеей. И вот снова сгусток рисунков. Среди них много одиночных: несколько птиц, лось с громадной, почти квадратной мордой, 3 кружка, 2 олененка, идущих друг за другом, стержень (жезл) с навершием в виде головы лося, лодка без гребцов, а выше — скопление из 4 фигур (на копии В. И. Равдоникаса размещенных не так, как в натуре). В нем 2 птицы (одна довольно схематичная), короткая полоска и человекоподобное существо без головы, показанное в фас (лягушка?) .

Всего на Пери III насчитывается теперь 190 фигур (без тех, что стали музейными экспонатами), причем почти 40 найдены в 70-е годы. В. И. Равдоникас разыскал только 162. Преобладают птицы — 72. Среди зверей представлены лоси и северные олени — 24, бобры — 2. Часто встречаются антропоморфные фигуры — 19
и лодки— 14 (с 45 гребцами в них).
С музейными же экспонатами число петроглифов Пери III увеличилось почти на 100 фигур. Несколько изменяется и общее соотношение сюжетов. Но ведущими по-прежнему остаются птицы—104, антропоморфные фигуры — 34, солярные и лунарные знаки — 22, лодки — 21 (с 99 гребцами в них).
Заметно возрастает и число композиций.

http://tourism.karelia.ru/petroglify_peri.html

Исследования выявляют всё новые группы петроглифов на Северо-Западе России.
Канозерские петроглифы — группа наскальных изображений, обнаруженных Юрием Ивановым 5 июля 1997 года на островах в озере Канозеро в юго-западной части Кольского полуострова Мурманской области России. Рисунки были отнесены к 3—2 тысячелетиям до н. э..[1] На 2007 год исследователями открыто более тысячи рисунков расположенных на трёх островах (Горелый, Еловый и Каменный) и прибрежной скале Одинокой.[2] В настоящее время смысл рисунков не расшифрован. До создания на островах природно-исторического памятника «Петроглифы Канозера» через них проходило множество туристических маршрутов, памятник находился на грани разрушения. Туристы, не подозревавшие о большой исторической ценности этих скал, оставляли на них свои надписи.[3]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Канозерские_петроглифы
http://kae.rekvizit.ru/kan/kanintr.htm (немало судов) Вот лишь несколько примеров по островкам Канозера
Горелый-3. Отдельное изображение лодки находится в юго-западной части острова Горелый, в 71 м к северу от группы Горелый-2. Расположена в 1 м от уреза воды, на высоте 0.5 м над уровнем воды в озере. К востоку от изображения лодки находится длинная каменная выкладка 22х2 м, расположенная по оси ССЗ-ЮЮВ.
Еловый-1. 71 фигура находится на западной оконечности острова Еловый, на юго-западном плоском скате полусферической скалы диаметром 16 м, у её вершины: 8 антропоморфов, 13 зооморфов, 10 ихтиоморфов, 14 лодок, олений след, 8 чашевидных углублений, крест, вульва, топор-жезл (в руке антропоморфа) и 14 абстрактных и неясных фигур. Расположены относительно плотно на площади 6х2.5 м, около 3 м от уреза воды, на высоте 1.6-2.2 м над уровнем воды в озере. В этой группе есть палимпсесты.
Самая крупная в этой группе - антропоморфная фигура с кольцеобразной головой и опущенными вниз трехпалыми руками, навстречу которым снизу протягивается другая пара рук. Вся нижняя часть изображения повреждена и толком не читается. Рядом с этой фигурой находится антропоморф с соединяющимися над головой руками и длинным хвостом-фаллосом. В 0.5 м от него профильная антропоморфная фигура с рожками, перед вытянутыми вперед руками которой выбита изогнутая линия. Это единственная фигура на Канозере, которая может претендовать на изображение лука.
Еловый-2. 135 фигур находятся в западной части острова Еловый, в 26 м к северо-северо-востоку от группы Еловый-1, в покатой скальной ложбине: 13 антропоморфов, 8 зооморфов, 13 ихтиоморфов, 28 лодок, 3 антропоморфных следа, крест и 69 абстрактных и неясных фигур. Расположены очень плотно на площади 4х2 м, начиная от уреза воды до высоты 1.5 м. Группа размещена так, что даже при несильном ветре на неё постоянно набегает волна. (Причём на соседнем участке этой-же скалы, на который волна не набегает, выбивок нет). В скале, в центре группы, находится углубление вытянутой подтреугольной формы, всегда заполненное водой. Петроглифы сильно заполированы водой и льдом, часть несомненно уничтожена, от многих сохранились лишь более глубоко выбитые фрагменты, присутствуют палимпсесты.
Для этой группы характерны сцены морской охоты: лодки соединены линиями с фигурами китообразных. В центре группы находится антропоморф с поднятыми пятипалыми руками, а под ним стилизованное четырёхногое изображение лося. А в северо-восточном углу помещено изображение фантастической «рыбы» с хвостовыми и грудными плавниками, из одного из которых вырастает антропоморфная фигура с трёхпалыми руками, и её левая рука наложена на фигуру женщины.
Еловый-3. 53 фигуры находятся на северо-западной оконечности острова Еловый, на низкой плоской скале, плавно уходящей в воду: 10 антропоморфов, 14 зооморфов, лодка, крест, 3 колеса, 4 чашевидных углубления и 20 абстрактных и неясных фигур. Расположены вдоль воды на площади 17х3 м, до высоты 0.6 м. Ближайшие к воде петроглифы сильно заполированы волной.
Три колеса расположены треугольником, расстояние между ними не превышает одного метра. Для группы характерны четырёхногие и трёхногие зооморфы. И т.п.
http://kae.rekvizit.ru/kan/kanintr.htm

В целом осмысление "гиперборейского богатства" нового открытия российских исследователей ещё только начинается.Удивительных изображений здесь море.
http://kae.rekvizit.ru/kan/kanintr.htm
Особенно панно Каменный-7. 446 фигур находятся внутри западной части острова Каменный на отдельной скале полусферической формы, разделённой ложбиной на две неравные части: 45 антропоморфов, 50 зооморфов, 28 китообразных, 5 орнитоморфов,
90 ЛОДОК (!!!),
23 «человеческих» следа, 28 медвежьих следов, 6 оленьих следа, лыжня из 35 отдельных элементов, 21 чашевидное углубление, 3 креста, 2 вульвы, 5 гарпунов, топор-жезл (в руке антропоморфа) и 104 абстрактные и неясные фигуры. Расположены на площади 14х12 м, в 33 м от уреза воды, на высоте 6.5-8 м над уровнем воды в озере.
Группа расположена на наибольшей высоте над уровнем воды в озере и дальше всех остальных групп от ближайшего берега. В ней сосредоточено чуть менее половины всех канозерских петроглифов, представлены почти все сюжеты, имеющиеся на Канозере, имеется много уникальных фигур и композиций, присутствует большое количество палимпсестов.
К уникальным изображениям относятся следующие: летящий «журавль», хищная птица с пятипалой лапой, два бобра, самая большая антропоморфная фигура «колдуна» с топором-жезлом, гарпуны, самое большое и тщательно выполненное изображение китообразного, выбитый на прошлифованном участке скалы антропоморф с длинным извивающимся хвостом-фаллосом. К необыкновенным композициям можно отнести лыжную охоту с копьём на медведя, охоту с лодки на выходящего из воды лося, охоту с лодки на медведя и бобра, три вереницы лосей и оленей.

Ладно - 90 - это много (хотя флот ушкуйников от Ильменя обычно этот рубеж и преодолевал).
Но взять случаи поменьше.
 
28 лодок неолита в изображениях Еловый-2 (и подобное в других местах, понятно с разными числами) – это случайное количество со смыслом «много» или число,  близкое реалиям жизни художника ?! Лодка всё-таки символ НТР времён неолита, товар инновационный и штучный. Как яхта или хороший катер ныне.
Рисуя, художник мог конкретно помнить, что это лодка родичей Леты, эта - брата Аполлона, а так - двоюродной сестры Артемиды. Или пращуров Лаодики, Гиперохи, Арги, Опис...

Богатство изображений лодок неолита на землях России – отражение реалий активного судоходства на её землях в ту пору. И не случайно некоторые античные авторы отправляли аргонавтов обратным путем через Танаис (Дон) и протоку в горах Рипах. Моноксилы-долбленки неолита в Подонье найдены. Как известна такая находка и у озера Ладога.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111043.htm
http://www.proza.ru/2008/08/27/106
http://www.proza.ru/2010/06/09/823

А ещё вот немало изображений разнообразных неолитических судов Северо-Запада России.
Поближе к тем местам, которые у античных греков числятся за вечно счастливыми гипербореями. К которым ежегодно по осени отправлялся на побывку Аполлон.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аполлон
http://www.greekroman.ru/apollo.htm
http://www.yperboreia.org/
Именно в Гиперборее родилась его мама - Лето (Лета).
По прошествию каждого лета пращуры-земляки россиян и год считали.
Это Петр 1 всё в нашем счёте немало (по неомансонски) перемудрил, хотя и чтил разные античные сведения.
В частности, для него были аксиомой связи наших пращуров с Александром Македонским...