Эзоп

Константин Рыжов
Что такое басня? Античные риторы были единодушны в ответе на этот вопрос. «Басня, - писали они, - есть вымышленный рассказ, являющий образ истины». Греческое предание гласит: первым собирать и обрабатывать басни начал Эзоп. Геродот сообщает, что он жил при египетском фараоне Амасисе (то есть в первой трети VI в. до Р.Х.) и являлся рабом самосца Иадмона. В конце жизни Эзоп оказался в Дельфах и там по какой-то причине был казнен. Этим исчерпываются достоверные сведения о великом баснописце, все остальное – предания и легенды. Рассказывали, что Эзоп был до крайности безобразен (толстый, большеголовый, темнокожий и к тому же увечный), но чрезвычайно умен, от чего происходили постоянные столкновения с его недалеким хозяином Ксанфом (на эту тему уже в классическую эпоху сложилась целая вереница анекдотов, на основании которых позже было составлено любопытное «Жизнеописание Эзопа»).

Басня оставалась живым явлением эллинской культуры вплоть до  V в. до Р.Х. В то время к басенным сюжетам охотно обращались политические ораторы, драматурги, поэты и историки. Их сюжеты были у всех на памяти, и достаточно было легкого намека, чтобы вызвать у слушателей нужную ассоциацию. Затем положение изменилось. К басням перестают апеллировать взрослые, они превращаются в «литературу для детей». Их начинают изучать в школе. Тогда же, около 300 г. до Р.Х. появляются первые сборники «эзоповых басен», которые пользовались широкой популярностью, постоянно переписывались и превратились в настоящие «народные книги».

                БОРЕЙ И СОЛНЦЕ
Борей и Солнце спорили, кто сильней; и решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека  в дороге. Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей еще сильнее дуть, а человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду. Наконец, устал Борей и уступил человека Солнцу. И Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее: и кончилось тем, что человек не в силах был вынести жары и побежал купаться в ближайшую речку.
Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

                КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ
Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получалось. Тогда отец развязал пучок и стал давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко».
Басня показывает, что насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

                ВОРОН И ЛИСИЦА
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: ужи велик он, и красив, и мог бы получше других стать  царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.

                ВОЛК И ЯГНЕНОК
Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать. Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: «Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!» Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!»
Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.

Тот, кто составлял эти сборники, не заботился о литературном мастерстве: он думал только о простоте, ясности и общедоступности. Стиль эзоповых басен сух, как либретто. Читателя интересовали в них не красоты стиля, а уроки житейской мудрости. Но эта же сосредоточенность на содержании и равнодушие к форме определили и дальнейшую судьбу басни в литературе. Смены литературных мод, погрузившие в невозвратное забвение столько ценнейших художественных произведений, не коснулись басни: она без ропота и ущерба передавала свои стойкие идеи любой словесной моде, пересказывала их заново и заново, переводила с языка на язык, в зависимости от требований времени и публики придавала им вид то проповеди, то занятной сказки, - и это дало ей возможность пережить  крушение античной культуры, пережить средние века и дойти до современного читателя.

Античность  http://proza.ru/2010/12/19/444

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273