Жертва

Андрей Варшавский
I

Я уже не тот, какой был прежде. Я не могу заходить ни в одно здание. Особенно, боюсь дверей. Врачи, с нотками сочувствия в голосе осторожно обещают восстановление. Но я-то знаю, что это не так. Я буду сидеть возле окна и внимательно наблюдать за тем, как меняется, движется мир вокруг. И до тех пор, пока меня не подведет память, буду снова и снова возвращаться в тот роковой день. Я никогда не смогу перевернуть эту страницу.

II

День рождения обещал быть волшебным, благодаря интересным гостям и тому особому настрою, который сложился и витал в воздухе незаметной, едва уловимой легкой дымкой эйфории. По стенам комнаты были небрежно развешаны улыбающиеся лица клоунов, соседствующие с жизнерадостными воздушными шарами. Ароматно благоухали свечи, привнося в атмосферу праздника чарующие мускусные нотки. Большая панель телевизора, парящая в центре комнаты, дополняла парадный вид дома и развлекала присутствующих жаркими танцами латиноамериканской звезды. Казалось, лучшего уже и не желать. Однако принимая во внимание высокий статус приглашенных гостей, в уме все равно прокручивались разные варианты интересных дополнений вечера. Ведь этот день рождения должен был стать чем-то, вроде вехи на жизненном пути.

Он и стал… но совсем не тем. Точнее, это был кошмар. Но, по порядку. Пока еще свежи в памяти воспоминания. Нужно рассказать, предостеречь, возможно, даже спасти кого-нибудь.

– Мне нужно еще сбегать в «Изумрудный город», я успею до прихода гостей, – предупредил жену, застегивая на ходу куртку. Однако все оказалось совсем не так. И уж точно, совсем не быстро.

Уже издали торгово-развлекательный центр напоминал улей, в который заходили подзаправиться такие же страждущие «пчелы», вроде меня. Огромное здание с гигантской парковкой, несметным количеством входов и выходов, казалось, приглашало зайти к себе, отдохнуть, стать на время одной большой семьей. А покупки должны быть если не приятным дополнением, то хотя бы неспешным и несуетным занятием.

Та роковая ошибка, тот неверно сделанный шаг в куполообразном мире Центра, который привел к последующим трагическим событиям…

«Можно ли было избежать этого?» – пытаю себя всякий раз, когда вижу (правда, теперь только издали) это зловещее здание.

Очередь, словно смиренная вереница каравана человеческих душ, покачиваясь из стороны в сторону, медленно подплывала к кассе. Продавщица, молодая девушка с отблеском грусти на лице, провожала каждого из них, одаривая при этом чеком-пропуском во внешний мир и, немного, частичкой своей печали. Откуда-то сверху лилась музыка – «Полет валькирий», которая привносила свой вклад в постепенно обнажающуюся тревожную атмосферу. И вот уже унылые колокольчики волнения едва слышно известили о начале кошмара.

«И как на эти предупреждающие знаки не обратил внимания?!!» – вопрошаю себя снова и снова. «Ведь был шанс не вплести отчаяние в нить своего существования…»

Неожиданно замер эскалатор, ведущий в подземный выход. Застыли люди. Тишина накрыла с головой. И появилось ощущение, как чья-то невидимая рука пытается удержать меня здесь, пытается помешать вернуться в привычный мир. Однако, соседствующая рядом дверь с надписью-предупреждением «Для персонала», все-таки давала возможность выбраться наружу через запасной выход. Я помню охватившее меня чувство. Мне казалось: задержись хоть на мгновение, и останешься пленником этого места навсегда. Поэтому без сомнений, дернул ручку на себя, бегом преодолел несколько лестничных пролетов, распахнул дверь и очутился. Где-то…

С этого момента началась цепочка неразрывно связанных друг с другом событий, мысли-переживания о которых не дают мне покоя долгими длинными вечерами.
Неожиданно окружающий мир, всегда такой понятный и привычный, перевернулся и предстал предо мной своей непонятной, а оттого и тревожной изнанкой. Повеяло открытым пространством. Словно при включении потайной кнопки, из ниоткуда, вдруг проявилась и возникла огромная заброшенная строительная площадка, с вкраплениями полуразрушенных домов и кучек мусора, отдельные части которого беспрепятственно вальсировали согласно указаниям дирижерской палочки ветра.

«Это клетка… это мир-клетка, ограниченный этой территорией», – понял я. Безвременье, существовавшее здесь, твердо обещало забытие. Дрожь отчаяния охватила все тело, пытаясь добраться своими холодными пальцами до разума. Перебраться через острые зубы-пики окружающего забора не было никакой возможности.

Однако, как оказалось, я был не одинок. Рядом со мной ничком на спине лежал молодой человек. Черты его лица показались знакомыми. Впрочем, скорее всего я видел его в Центре. Было понятно, что его сознание витало где-то вдалеке от этого странного и страшного места. В отличие от моего. Которое, надрываясь, кричало внутри:

«Это ловушка, и выбраться отсюда нужно непременно! Иначе застрянем здесь навечно!»

Помню, как толкал его, бил по щекам, пытаясь расшевелить, достучаться до рассудка:

–  Очнись! Сейчас же! Вставай!!!

И только спустя несколько минут с облегчением увидел, как тот начал фокусировать взгляд на мне.

Одно дело было сделано, оставалось главное.

Помню, как мои полные слез и горечи глаза бегали по окружающему  чуждому миру, не находя выхода. И раз за разом сердце сжималось в отчаянии:
«это все…конец… за что мне?»

И вдруг взгляд зацепился за крохотное несовершенство структуры нашей тюрьмы. Отблеск света буквально на доли секунды осветил забор, но этого было достаточно, чтобы сердце наполнилось надеждой. И мы, поддерживая друг друга, попытались покинуть зловещее место. Не верилось до последнего, но у нас получилось!!! Мы обнимались по ту сторону забора и качались в танце спасшихся от черной бездны странников!

Однако справедливость – не та благодетель, которая постоянно живет и управляет нами. Эта туманная неестественность очертаний открывшихся взору улиц, домов… Окружающий мир плыл, будто в дымке. В тусклой серой мгле. Даже волнующееся вдали море было одето в бетонные стены и оттого казалось замученной и еле живой мутной массой.

Невероятно, но мы вновь оказались не дома, не в привычном мире! Крик отчаяния друга, казалось, вспугнул все белесые призраки, живущие здесь.

– Тише, тише… – шептал я ему, пытаясь прервать вопль, – не шевелись. – Но тщетно.

Попытка незаметно раствориться, стать таким же призрачным жителем этого города не удалась: слишком четкие очертания наших фигур никак не гармонировали с окружающей реальностью. И что теперь?

Откуда-то донесся шепот:

– Не бойся, ничего не бойся… Я приду за тобой, я рядом… уже сейчас… уже…

– Не верь им, не верь им … – повторял, как молитву.

Но, куда там! Именно в тот момент почувствовал, как голос забирает моего напарника туда… «О, Боже, лучше не думать об этом…»

– Мне нужна жертва, и тогда ты… ты – будешь свободен… – вкрадчивый шелестящий голос слизняком вполз в мое сознание.

– Просто, не мешай мне…

И вот, с отчаянием в голосе и всхлипываниями мысленно покорно отдал в жертву этому ужасному миру напарника по несчастью.

 – Прости меня… я не могу по-другому…

С моего молчаливого согласия тот беззвучно полетел вниз с моста, на котором невесть как очутились. Прямо в пасть ухмыляющейся бездне.

Но что это? В тот же миг судорога прошлась по всему телу… Рыдания вырвались из груди…. Черты его лица, со стремительностью летящего  в пучину тела, стали трансформироваться и принимать такие знакомые и до боли любимые формы. Мои глаза все это время были в жуткой пелене. Я увидел истинный облик своего незнакомца…

И в нем я  узнал свою любовь…. Ту, из-за которой мне пришлось сделать этот жуткий выбор. Мой мир… то, ради чего я пошел на этот жестокий поступок…

Я спасен, но зачем? Для чего мне это теперь...? Я хочу быть вместе с ней… в любом злобном или бездушном мире… без нее все потеряло смысл…

Но бездна лишь безмолвно скалилась мне, даруя, как и обещала, долгожданную свободу.

III

 Сонм множества миров сейчас окружает меня… я чувствую это, но как найти, как выбрать именно тот? Как найти те двери, которые откроют мне путь к тебе? В то место, где мы повстречаемся снова.

Я поливаю росток надежды и боюсь ошибиться…. я должен быть уверен…

И готов сделать шаг… Мы встретимся снова с тобой, мой ангел…

Я падаю….

Нет, я лечу… Я лечу к тебе…