Бригадефюрер Крюссинг

Вольфганг Акунов
      RLD

      НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

      Настоящая публикация ни в коей мере не является апологией преступного гитлеровского режима, Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП) и (или) пропагандой справедливо осужденных всем прогрессивным человечеством национал-социалистических, фашистских или иных тоталитарных человеконенавистнических символов, движений, партий, взглядов и идей, антисемитизма или юдофобии, нося исключительно популярно-ознакомительный характер.

      Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

      Христиан-Педер Крюссинг подполковник датской королевской армии, доброволец Ваффен СС и фюрер (офицер) 5-й танковой дивизии СС «Викинг», родился 7 июля 1891 года в Кольдинге (Дания). Происходивший из семьи потомственных офицеров, он не мыслил себе в жизни никакой иной карьеры, кроме военной. Уже в 16 лет Крюссинг стал премьер-лейтенантом, в 1913 году - капитаном 5-го артиллерийского полка датской армии, в 1927 году - командиром артиллерийской батареи, дислоцированной в Гадерслебене, а в 1934 году, повышенный в звании до подполковника - командиром 5-го артиллерийского полка, размещенного в Гольбеке. На этой должности он и встретил вторжение германских войск в Данию 9 апреля 1940 года в ходе почти бескровной операции «Везерюбунг-Зюд» («Учение на Везере-Юг»). За заслуги Крюссинга перед датской армией король Дании посвятил его в кавалеры Ордена Даннеброга (так называется государственный флаг Датского королевства).

       Еще задолго до начала Второй мировой войны Христиан-Педер Крюссинг стал убежденным сторонником «Национал-Социалистической Рабочей Партии Дании» (ДНСАП или НСРПД) Фритса Клаусена, чья партийная программа полностью соответствовала его принципиально антикоммунистическому мировоззрению и крайне консервативным взглядам. В период участия контингента датских добровольцев в Советско-финляндской «Зимней войне» (с октября 1939 по март 1940 года) Крюссинг установил контакты с германским вермахтом. После капитуляции Дании 9 апреля 1940 года перед германской армией вторжения (обошедшейся почти без единого выстрела) подполковник Крюссинг выразил готовность к сотрудничеству с немецкими оккупационными властями.

       Когда начальник Главного Управления СС, группенфюрер СС Готтлоб-Христиан Бергер и германский посланник в Дании Сесиль фон Ренте-Финк, после начала Германо-советской войны 22 июня 1941 года, призвали датчан к борьбе с большевизмом и формированию добровольческого «Датского легиона», Христиан-Педдер Крюссинг незамедлительно выразил готовность возглавить формирующийся легион, на что официально испросил разрешение у датского короля и у правительства Дании.

       Разрешение было получено незамедлительно. Крюссинг официально демобилизовался из датской армии (с получением выходного пособия). В выступлении по датскому государственному радио он обосновал перед согражданами свое решение в следующих выражениях:

       «Война с большевизмом - это Крестовый поход против оплота безбожия, против угрозы современного варварства...Нам надлежит встать на защиту свободы нашего народа, будущего нашего Отечества и чести нашей доброй «старой Дании».

       3 июля 1941 года Христиан-Педер Крюссинг был назначен командиром Добровольческого корпуса «Дания» (датск.: «Фрикор Данмарк», нем.: «Фрайкор Дэнемарк»), входившего в состав Ваффен СС. Крюссингу был присвоен чин оберштурмбаннфюрера СС. На церемонии торжественного принесения присяги 3 июля 1941 года Крюссинг обратился к добровольцем с речью следующего содержания:

      «Датские мужи! С дозволения правительства я принял на себя командование добровольческим корпусом «Дания». Этот корпус будет сражаться против врага - мирового большевизма, уже не раз угрожавшего безопасности Севера, во имя мира и жизни на нашей родной земле!»

      В поддержку мероприятий по призыву добровольцев Крюссинг заявил:

      «Датские мужи! Я призываю вас вступать в добровольческий корпус для борьбы с большевизмом! Во имя чести Дании, свободы нашего народа и будущего нашей страны мы объединились с братскими армиями наций, ведущих,подобно нам, борьбу против опасности, угрожающей Европе и, тем самым, за свою отчизну!».

       Знаменем Добровольческому корпусу «Дания» служил датский государственный флаг «Данеброг» - красный, с белым прямым крестом, (так поэтически воспетый еще добрым сказочником Гансом-Христианом Андерсеном!) с названием формирования белыми (а по некоторым данным - золотыми) буквами на датском языке в крыже: «FRIKORPS DANMARK» (впоследствии датские волонтеры на Восточном фронте сражались под другим знаменем, украшенным белым уширенным крестом на красном поле безо всяких надписей). На левом рукаве чины корпуса носили прямоугольную нашивку в форме того же датского государственного флага (а позднее - «варяжский» геральдический щиток с прямым белым крестом на красном поле), а на черных эсэсовских петлицах - датский флажок с двумя косицами, сдвоенные руны «Сиг» («Совуло») или трехлучевой коловрат с дугообразно загнутыми концами (трискелион, трифос или трикветр).

       При зачислении в Датский добровольческий корпус (или, как его еще называли, Добровольческое соединение СС «Дания», нем.: «СС-Фрайвиллигенфербанд Дэнемарк»), кандидаты были обязаны представить доказательство своего «арийского» (нееврейского) происхождения, отсутствия в прошлом судимостей и непогашенных долговых обязательств. Это было нормальным требованиям ко всем кандидатам на зачисление в «имперско-немецкие» и «германские» (северо- и западноевропейские) части Ваффен СС.

       Первые 480 добровольцев, вступившие в Добровольческий корпус «Дания», являлись, подобно самому Крюссингу, бывшими военнослужащими (в том числе и офицерами) датской королевской армии. За вступившими в корпус офицерами датской армии при переводе в Ваффен СС официальным постановлением датского министерства обороны были сохранены те звания, которые они носили в Дании (а годы службы в составе Ваффен СС было обещано засчитывать наравне с годами службы в датской армии, что имело немаловажное значение в плане выслуги лет и начисления пенсии). Кроме того, Добровольческий корпус «Дания» официально был взят на довольствие датским правительством (а не партией ДНСАП, как можно было бы ожидать).

        Около 30 процентов датских добровольцев имели боевой опыт, приобретенный в Финско-советской «Зимней войне» 1939-1940 года, в которой на стороне белофиннов против советской «Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (РККА) сражался целый датский добровольческий батальон. В конце 1941 года в германском учебном лагере Гамбург-Лангенгорн числились уже 1164 датских добровольца, сведенных в один батальон, в том числе не только необстрелянные бывшие солдаты датской армии, но и имевшие уже боевой опыт чины полка СС «Нордланд», вступившие в Ваффен СС еще до начала формирования Добровольческого корпуса «Дания» и успевшие повоевать на Восточном фронте.

        Поскольку Дания еще 25 ноября 1940 года официально присоединилась к Антикоминтерновскому пакту, а 24 июня 1941 года разорвала дипломатические отношения с СССР, бойцы Добровольческого корпуса «Дания» беспрепятственно получили все необходимое вооружение со складов датской королевской армии (расформированной немцами только в 1943 году). Обучение осуществлялось совместно Крюссингом и другим датским кадровым офицером, штурмбаннфюрером СС Пером-Тором Йоргенсеном.

        Поскольку рейхсфюрер (имперский руководитель) СС Генрих Гиммлер был недоволен недостаточно идеологизированным (в духе национал-социализма) воспитанием чинов Датского добровольческого корпуса, он решил заменить Крюссинга другим офицером. С этой целью Гиммлер поручил обергруппенфюреру СС и генералу полиции Фридриху-Вильгельму Крюгеру провести служебное расследование. Крюгер установил, что руководство и боевой дух датского добровольческого формирования находятся на недостаточно высоком уровне, что в корпусе существуют трения между приверженцами и противниками национал-социалистической идеологии и что датские офицеры работают в недостаточно тесном контакте с немецкими инструкторами. К тому же обергруппенфюрер Крюгер счел Крюссинга, как офицера-артиллериста, неподходящей фигурой в должности командира пехотного батальона. Крюссинг был крайне недоволен этими утверждениями, равно как и заменой капитана Пера-Тора Йоргенсена (откомандированного в качестве преподавателя в Юнкерское училище СС в Бад-Тёльце) немецким офицером в должности начальника штаба добровольческого корпуса.

        Христиан-Педер Крюссинг попытался через германского посланника Сесиля фон Ренте-Финка обратить внимание на опасность национал-социализации добровольческого корпуса (что могло оттолкнуть от вступления в него добровольцев иных политических взглядов), но не смог предотвратить своей замены 8 февраля 1942 года другим кадровым офицером и видным датским национал-социалистом русского происхождения Константином Федоровичем фон Шальбургом. В марте 1942 года (когда в Датском добровольческом корпусе числилось 900 человек) Крюссинг был переведен на Восточный фронт в 5-ю мотопехотную дивизию СС «Викинг», в составе которой хорошо зарекомендовал себя в боях. Однако, заболев дизентерией в тяжелой форме, он был отправлен в тыл и после выздоровления на фронт уже не возвратился.

        Между тем, в мае 1942 года Датский добровольческий корпус, достигший к тому времени штатной численности германского мотопехотного батальона в составе 3 пехотных рот и 1 роты тяжелого оружия, был также переброшен на германо-советский фронт, где сражался вместе с 3-й дивизией СС «Мертвая голова» в Демянском котле (причем датчане потеряли до 78% личного состава). Крюссингу же было поручено формирование новых танковых частей Ваффен СС из числа представителей нордических (северо- и западногерманских) народов. В этой должности Крюссинг 1 августа 1943 года стал первым офицером СС не немецкой национальности, повышенным в звании до бригадефюрера СС и генерал-майора Ваффен СС. В должности командира корпусной артиллерии III (германского) танкового корпуса, занимавшего северный участок Восточного фронта, он на протяжении длительного времени командовал боевой группой в составе 9000 человек.

       В конце Второй мировой войны бригадефюрер СС Крюссинг был взят в плен английскими войсками и выдан Дании. Вопреки всем обещаниям и добрым словам, сказанным о нем и о его людях в период 1941-1945 годов официальными властями Датского королевства (на Восточном фронте датских добровольцев, сражавшихся с большевиками под датским государственным флагом, посещал даже датский министр и посланник в Германии Моор!), Крюссинг был лишен всех чинов, орденов и званий и приговорен, как коллаборационист, к пяти годам тюремного заключения. После выхода на свободу Крюссинг уехал в Северный Шлезвиг, где и провел остаток жизни в полном уединении вместе с женой, страдавшей от тяжелого ранения, полученного ею в последние дни войны в Ревеле (Таллинне), где фру Крюссинг была начальницей военного госпиталя. Никакой «выслуги лет» и прибавки к пенсии за годы службы в Добровольческом корпусе «Дания» старый воин, разумеется, не получил. Оба сына бригадефюрера Крюссинга, фюреры (офицеры) Ваффен СС, пали смертью храбрых «на поле чести» (как говорилось в официальных некрологах того времени).

        Здесь конец и Богу нашему слава!