Поминальная трапеза

Наталья Ахмедова-Вапаева
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
9 день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.
Радоница - день особого поминовения усопших
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Радоница. Само слово говорит за себя. Мы не должны скорбеть, мы просто обязаны радоваться. Нам завещано это. Только у нас крайности всегда. Приехать на кладбище и устроить там попойку. Для меня нет и не будет никогда никаких обычаев, если о них не написано в Св. Писании. Я ВЕРЮ в Писание и нет для меня иного путеводителя по жизни, кроме него, просто НЕТ!
А там ничего подобного вообще не написано, чтобы мы с яйцами и прочими яствами на могилах устраивали поминки. Мало того, Иисус вообще своим ученикам однажды сказал: «Предоставьте мёртвым хоронить мёртвых, нам же нужно идти дальше…». Я помню о своих ушедших близких и друзьях постоянно, не забываю о них никогда и мои воспоминания всегда настолько светлые, и смешные, что мне нисколько не хочется грустить по этому поводу. Ушли, тяжело очень, но ушли, и им там очень хорошо, так и порадуемся за них. Я провожу в городе поминальные трапезы, как ведущая, как Христианка, призванная это делать четыре года назад. Я послушала тогда Господа, который ужаснулся над тем, как всё проходит у людей и сказал мне: «Ты должна проводить поминальные трапезы так, как Я тебе велю!». Я много молилась, много читала, встречалась на кладбище с руководителями. Они были не против, только сразу же сказали, что , если эта форма будет востребована, то для проведений нужна будет армия. «Только на своём кладбище, я хороню ежедневно минимум 40 человек» - сказал он мне и пожал руку. Молитесь, время покажет. Время показало, что наш народ к этому ещё не готов, мне редко приходится проводить такие трапезы, но ведь приходится, значит, кому-то не хочется сидеть на таком застолье, петь песни в пьяном бреду до поздней ночи. Я написала сценарий , который в своё время благословил Пастор и я следую ему всегда, когда в этом бывает необходимость.
На кладбище хожу тогда, когда уже появляется трава. Никого нет, никто не кричит, не ругается, а только слышны птичьи голоса и просто одурманивающий запах весеннего цветения. Убираю и молюсь. 15 минут, и я уезжаю от туда. Я вообще против захоронений. Я мечтаю, что скоро в городе построят крематорий, и частично, а лучше бы все, пользовались его услугами. Я завещала своим близким это. Говорить об этом нужно, ничего страшного в этом нет. И о наследстве и обо всём… умирать я не собираюсь вообще, жить буду вечно, но с телом придётся поступить именно так, как я прошу. Мы должны вернуться туда, из чего взяты. «Прах – к праху».
Когда папа умирал, он сказал, чтобы на его похоронах играли польку. Мне было 16 лет, я это очень хорошо помню. Мама не рискнула, но традиционного фальшивого оркестра не было, звучала музыка Вивальди и Паганини из колонок, поставленных на открытое окно первого этажа нашей старой квартиры. А у меня, чтобы звучал джаз, и Ольга Харламова пела бы самые весёлые песни. Я никогда не плачу, когда люди уходят из жизни, я всегда спокойно к этому относилась. Теперь я понимаю, почему это происходит со мной. Нет никакого страха перед смертью, она не имеет власти надо мной.

Сценарий поминальной трапезы «Провожая на Небеса»
(продолжительность трапезы не более 2-х часов). Выкладываю этот материал, так как уверена в том, что он может пригодиться кому-нибудь.

До начала трапезы в помещении звучат литургические песнопения «Тебе поём, Тебе благословим...». Ведущая трапезы приглашает присутствующих сосредоточиться у небольшого ритуального стола, на котором стоит зажжённая свеча, и лежат маленькие свечи. Ведущая просит всех взять свечу, поджечь её от большой горящей свечи и расположиться в любом месте зала. Пока происходит момент зажжения, в зале звучит инструментальная литургическая музыка в исполнении органа
Ведущая: Давайте помолимся Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу. Вы можете повторять молитву вместе со мной или говорить про себя. Пусть каждый будет свободен в решении.

Молитва: Отче наш, сущий на Небесах! да светится Имя Твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, ибо Твоё есть Царство и Сила и Слава во веки. Аминь.

Ведущая: Мы собрались на этом месте, чтобы помянуть перед лицом Господа нашего, имя раба Его усопшего----------------------Вместе с сопровождающим Ангелом душа, покинувшего землю,
на третий день возносится на Небеса для поклонения Господу. На этом пути душе предстоит пройти мытарства – миновать легионы злых духов, задача которых преградить путь душе и обвинить в различных грехах, а сопровождающие душу, Ангелы называют всё то доброе, что было сделано на земле. Наконец, душа, согласно своим поступкам, осуждается или оправдывается на частном суде, получая временное, до Страшного Суда, местопребывания. Мы не только можем, мы должны с сегодняшнего дня помочь нашему ближнему пройти этот путь мытарств молясь за него, прося прощение у Господа за совершённые плохие поступки, а так же вспоминая всё хорошее об умершем. «Примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый, и всё преодолев, устоять» (Еф.6,13). Наше оружие – молитва, и пока горят наши молитвенные свечи, я прочту из Священного писания Псалом №90.
Псалом№90:-Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится. Говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю»! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём, язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизится. Только смотреть будешь очами твоими, и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: « Господь – упование моё», Всевышнего избрал ты прибежищем твоим. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё. Воззовёт ко Мне и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его; долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Да будет спасена душа усопшего раба Ведущая: Теперь все могут поставить свечи в приготовленные подсвечники и подойти к столу с поминальными яствами.
Возблагодарим и благословим пищу, данную Господом для проведения поминальной трапезы по усопшему рабу (рабе) Божьему (Божьей)-------------------------------------------
Молитва: Господь – Отец, во имя Сына Твоего единственного Господа Нашего и Спасителя - Иисуса Христа мы благодарим Тебя за эту пищу и просим Твоего Благословения и очищения, чтобы пища, данная Тобою, послужила в воспоминание об ушедшем от нас к Тебе (имя усопшего), а так же, вкушая её, непрестанно благодарить Тебя за Твоё благословение. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Ведущая: Теперь мы можем начать трапезу и первое, что мы вкусим, будет кутья, как символ воскресения и сладости, которой причастны праведники в Царствии Божьем. Прошу всех сделать это. Спасибо. Теперь мы можем сесть за столы и продолжить трапезу (в том случае, если форма проведения трапезы не фуршет).
Я прошу Духа Святого придти сейчас на это место в своей силе и славе, чтобы помочь нам, утешить скорбящих, дать силы пережить утрату, услышать Тебя – Господь.
Бог сейчас здесь, в этом зале и всё, что будет сделано и сказано, будет увидено и услышано Им. Я прошу желающих что – либо рассказать об ушедшем от нас, сделать это. Сейчас – время хороших воспоминаний.
После первого воспоминания, исполняется причет артисткой вокального жанра, который может привести близких и других присутствующих в состояние катарсиса, в качестве слов утешения, после окончания исполнения причета, ведущая зачитывает письмо Феофана Затворника, обращённое к родственникам умершего.
Письмо: « Нельзя не скорбеть, - такова уж душа наша; но в меру и притом – небольшую. Что главное для человека: тело или душа? Душа главное. Когда душа жива и человек жив. А когда он умирает, что умирает – душа или тело? Тело, а душа остаётся жить. Стало быть, умершие живы, они только отлучились от вас и стали жить в другом месте. Туда же и вы в своё время перейдёте – увидитесь. Разлука у вас только временная. Потому и говорю, что не поскорбеть нельзя, только немножко, как скорбят при разлуке. И надо полагать, дивятся тому, что вы плачете и убиваетесь ибо им лучше. Тот образ бытия выше нашего. Если бы кто мог явиться и вы попросили их войти в тело, они ни за что не согласились бы. Зачем же вам вступать в такое разногласие? Желать того, что противно. Какая тут будет любовь? Нельзя не пожалеть, вот и поплачьте, только немножко. Телесные очи закрылись, а душевными смотрят. Смотрите и вы душою своей. Не воображайте своих ушедших в могиле, там нет их, там тело, а они вне, и теперь, может при вас стоят. Язык замолк, но не лишены возможности говорить вам в сердце. Внимайте и услышите: « Не тужите и не убивайтесь, я с вами и мне хорошо!». Отвечайте же и вы: «Слава Богу, что всё хорошо!». Отвечайте спокойно, немятущейся душой, тёплой памятью об усопших».

Сразу после чтения письма начинает звучать музыка
Ведущая: Господь наш, Иисус Христос, приготовил Новый город, куда приведёт каждого, покуда время его придёт.
Исполняется псалом « Новый город»
Далее ведущая предлагает продолжить вспоминать о самых приятных и добрых моментах из жизни усопшего, предоставляя слово следующему оратору.
Ведущая: Вера и Любовь – это те духовные узы, которые соединяют живых и умерших. Те, кто достиг совершенства в этой жизни, ходатайствуют перед Богом о нас, живых. Мы, живые, молим Господа об умершем, ибо Он сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю». Господь наш по великой милости Своей прощает нам грехи наши, изливая на каждую плоть реки любви и мы молим Его об этом наполнении.

Ведущая исполняет псалом « Река Любви»

Ведущая: В воспоминание ушедшего от нас я прошу сейчас каждого присутствующего здесь подумать и сказать определение, каким для него в этой жизни был покойный. Будет очень хорошо, потому что каждый из вас будет ходатайствовать за усопшего перед нашим Господом, говоря о его достоинствах в этой жизни.

Проходит всеобщее воспоминание, ведущая по очереди даёт возможность каждому желающему охарактеризовать покойного, сказать о нём что–нибудь хорошее, доброе в нескольких словах.

Ведущая: Я предлагаю сейчас каждому присутствующему обратить свои мысли к пониманию того, что со смертью на земле жизнь не кончается. Можно всю жизнь прожить без Христа, можно не верить в христианское учение и даже при этом сделать свою жизнь лёгкой и приятной. Но не возможно без Него пройти через мрачную долину смерти, тем более – оправдаться на Страшном Суде. Как важно наше участие в жизни ушедшего от нас! Молитва – это мольба, просьба. Не нужно пугаться того, что вы не знаете наизусть какую – нибудь молитву, сын или дочь не заучивает предварительно своих просьб прежде, чем подойдёт с ней к отцу. Так и вы – дети Отца нашего Небесного, говорите от сердца Тому, кому можно и нужно открыть всё, попросить прощение за того, кто не успел это сделать. Как важны для него наши молитвы, наша живая память! Давайте пребудем в полном молчании и подумаем об этом.

Звучит псалом «Будь всегда со мной»

Ведущая: Возможно, что кто-то из присутствующих, пребывая в мыслях, смог что–либо услышать и хочет поделиться с нами.
Возможно, есть желающие вознести молитву Господу нашему Иисусу Христу? Вы можете ходатайствовать прямо сейчас за раба Божьего, ушедшего от нас----------------------------------------------------

Тихо звучит Христианская музыка.
Проходит молитва или воспоминание об умершем.
Продолжает звучать Христианская музыка, даётся время для свободного общения и трапезы. Желающие выйти отдохнуть могут сделать это. После небольшого перерыва, ведущая просит всех вернуться в зал.

Ведущая: Один из страшных грехов - не способность или не желание простить. Почему страшных? Да потому, что Бог по великой Милости своей и Любви прощает нам всё.
Тяжко приходится человекам, когда они пребывают в состоянии отсутствия примирения, прощения ближнего.
Возможно, кто-то из присутствующих не успел попросить прощение у покойного, пусть это не тревожит вас, время для прощения есть всегда, молитесь и будете прощены. А если покойный по отношению к кому-либо поступил не правильно, простите ему всё прямо сейчас.

Ибо сказано: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».
Ведущая предлагает желающим попросить прощение у умершего, при желании сделать это вслух. Далее предлагает всем послушать псалом№50(возможно спеть). Или исполняется псалом «Как Ты Свят, Господь, Ты милостив и добр...».
Псалом№50: «...Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю и грех мой всегда предо мною... Окропи меня иссопом, и буду, чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, - и возрадуются кости, Тобою сокрушённые... Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня...»
Ведущая: Наша поминальная трапеза подходит к своему завершению, но каждый из нас должен помнить о том, что путь мытарств ушедшего от нас только начинается и он очень нуждается в нашей помощи, в наших молитвах о прощении грехов, в нашей живой памяти о нём (ней). Мы начали трапезу кутьёй, перед вами блины и кисель (на подносе выносятся маленькие, уже сложенные блины и разлитый малыми порциями на каждого – кисель). Вкусите, испейте в воспоминание и вечную память.
Да благословит нас всех Господь!
Звучит псалом «Вечную память!», или « Простую песнь Любви пою...»
Звучит скрипичная, классическая музыка. Все выходят из зала, поминальная трапеза закончена.