История русской литературы ХХ века 1920-е 1930-е г

Наталья Дали
Министерство образования Российской Федерации

Утверждаю:
Начальник Управления образовательных
программ и стандартов высшего
и среднего профессионального образования


…………………………В.И. Кружалин

«…..»……………………. …….2003 г.

Примерная программа дисциплин

История русской литературы   ХХ века – 1920-е – 1930-е годы
для студентов четвертого курса

федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО
второго поколения по специальности 052600
Литературное творчество

Рекомендовано:

УМО высших учебных заведений РФ по образованию
в области литературного творчества


Председатель УМО ……………………………….проф. Есин С.Н.



Москва
2003
 

Примерная программа дисциплины «История русской литературы ХХ века – 1920-е – 1930-е годы» федерального  компонента цикла ОПД  составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 052600 Литературное творчество.

I. Организационно-методический раздел
1. Цель курса
Основной целью курса следует считать  необходимость дать представление о литературе первой половины  ХХ века, охарактеризовать  важнейшие этапы  развития ведущих тем  в литературе до Великой Отечественной войны.

2. Задачи курса
Главные из них следующие. Во-первых, показать  органичную связь литературы  послереволюционных лет с предшествующим периодом.  Во-вторых, выявить сложности процесса  рождения новой литературы в соревновательном споре различных групп и группировок. В-третьих, представить студентам картины складывания  основных принципов нового реализма, названного социалистическим, который был объявлен на I Всесоюзном Съезде советских писателей (август 1934 года) основным методом отечественной литературы.

3. Место курса в профессиональной подготовки выпускника
В истории словесности бывают периоды, которые удивительно созвучны  современному моменту. Именно таковы 1920 - 1930-е годы с их групповыми пристрастиями, спорами в отстаивании своих претензий на ведущее место в литературном процессе. А посему углубленное изучение действительно сложных и противоречивых моментов тех десятилетий обретает в учебном процессе подготовки будущих литературных работников особое место. Это делает  исторический курс актуально значимым и полезным в постижении движущих сил литературного процесса и культурного развития в целом.

4. Требования к уровню усвоения содержания курса
1. Студенты должны иметь твердые знания материала в области настоящей программы с опорой на учебные пособия, включая те, что созданы в Литературном институте.
2. Знать произведения классиков писателей в 1920 - 1930-е годы, которые обозначены в списке обязательной литературы.
3. При изложении теоретических или общих концептуальных вопросов обязательно иллюстрировать их примерами из произведений писателей-современников.
4. Уровень знаний студентов проверяется на семинарских занятиях в процессе обсуждений как творчества отдельных писателей, так и в беседах по проблемным аспектам, избранным в качестве темы занятия, а также в ходе индивидуальных консультаций..


II. Содержание курса
1. Разделы курса
В нашей программе приняты три традиционных раздела: литература первых послереволюционных лет, литература 1920-х и литература 1930-х –годов. В соответствии с современным состоянием литературоведения и задачами обучения студентов  по  специальности 052600 Литературное творчество особо выделены  некоторые периоды развития литературного процесса  означенного периода, включая материалы I Всесоюзного  Съезда советских писателей, проблемы социалистического реализма в их теоретическом и практическом аспектах.

2. Темы и краткое содержание
Введение
Революция 1917 года и русская литература.
Периодизация историко-литературного процесса. Дискуссии о границах периодов: 1917 — 1921 (гражданская война); 1922 — 1929 (восстановительный период), 1930 — 1937 (период реконструкции), 1937 — 1941 (довоенный период).
Политика партии и государства в области литературы.
Высылка русских писателей и философов из советской России.
Русская литература в интерпретации идеологов партии —
В. И. Ленина, Н. Бухарина, Л. Д. Троцкого и др. Разрушение Русской православной церкви. Замена понятия «русская литература» на понятия «пролетарская литература», «советская литература». Цензура и репрессии.
Литературные группировки 1920-х годов.
Пролеткульт. История организации. Теоретики — А. А. Богданов, А. В. Луначарский. Видные участники — М. П. Герасимов,
В. Т. Кириллов, В. В. Казин, А. П. Платонов. Издания «Горн», «Грядущее», «Твори». Письмо ЦК РКП (б) о Пролеткультах 1921 г.
Организация Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Издания «На посту», «На литературном посту», «Октябрь», «Молодая гвардия». Творческие лозунги РАПП: «столбовая дорога пролетарской литературы», борьба против классики, призыв ударников в литературу, создание образа «живого человека», «союзник или враг». Ведущие критики: Л. Л. Авербах, В. В. Ермилов,
Л. Г. Лелевич, А. А. Фадеев. Борьба с «буржуазными тенденциями» в литературе. Оценки творчества Ахматовой, Горького, Замятина, Зощенко, Л. Леонова, А. Платонова и др. Термин Троцкого «попутчики».
«Перевал». История организации. Издания «Красная новь», «Круг», «Романтики». Работы А. К. Воронского и его полемика с РАПП. Эстетические лозунги «Перевала»: искренность, моцартианство, эстетическая культура, гуманизм. Представители: М. М. Пришвин, М. А. Светлов, Э. Г. Багрицкий, И. И. Катаев, П. А. Павленко, П. С. Романов, С. И. Малашкин. Критики: Д. А. Горбов, А. З. Лежнев.
Имажинизм и футуризм.
ЛЕФ. Теоретики и практики ЛЕФа (Маяковский, С. М. Третьяков, В. Б. Шкловский, О. М. Брик и др.).
Споры о путях развития новой литературы, о формах в критике и практике «формалистов», ОБЭРИУтов, Серапионовых братьев.
Постановления ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) и «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932).
Первый съезд советских писателей (1934) и его значение в истории отечественной литературы.
Формы партийного руководства литературой в 30-е годы, создание Комитета по делам искусств.
Дискуссии 30-х годов по проблемам литературы: «Какой нам нужен писатель» (1931), о герое и жизни, «соревновании с действительностью» (1933), о языке (1934), о формализме и народности (1936), о трагическом в советской литературе (1940, в связи с окончанием «Тихого Дона»).
Литература 1920-х годов
Статьи Блока «Интеллигенция и революция», «Крушение гуманизма», «О назначение поэта». «Двенадцать» и «Скифы» в истории русской литературы после 1917 года. Полемика вокруг поэм.
Поэтическое скифство; библейские поэмы и стихи А. Белого, Клюева, Есенина, Волошина, Северянина, З. Гиппиус.
История и революция в творчестве Брюсова.
Поэтическое будетлянство Хлебникова и Маяковского («Ночь в окопах», «Ладомир», «150000000», «Мистерия-Буфф»).
«Цех поэтов» (Гумилев, Мандельштам, Ахматова,  Г. Иванов).
Поэма «Главная улица» Д. Бедного.
Героико-романтическое направление в поэзии. Сборники «Орда», «Брага» Н. С. Тихонова; «Юго-Запад» Э. Г. Багрицкого. «Синие гусары» Н. Н. Асеева. «Большевикам пустыни и весны» В. А. Луговского.
Поэтический авангард 20-х годов.
Творческий путь В. Маяковского. Лирический герой и «социальный заказ» в поэмах «Люблю», «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо». Окна РОСТА. Сатира Маяковского. Поэзия Маяковского в оценке его современников (Пастернак, Ахматова, Цветаева,
Г. Иванов и др.).
Литературное объединение «Серапионовы братья» (Вс. Иванов, М. Зощенко, Л. Лунц, К. Федин, В. Каверин, Н. Тихонов, Н. Никитин, М. Слонимский).
«Формальная школа» в литературоведении (Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум, Якобсон, Брик).
Теория и практика Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). Эстетика новой поэзии в манифестах А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого. Детские стихи обэриутов. Модернистская драма («Елизавета Бам» Д. Хармса, «Елка у Ивановых» А. Введенского).
Основные этапы творческого пути Заболоцкого («Столбцы», «Торжество земледелия»).
Творчество и судьба новокрестьянских поэтов.
Путь Н. А. Клюева. Мифология революции («Медный кит», «Львиный хлеб», «Четвертый Рим»). Космос дома в лирике Клюева (сб. «Изба и поле», цикл «Разруха»). Поэмы Клюева «Погорельщина», «Песнь о Великой матери».
Путь С. А. Есенина. Идея «узловой завязи» человека с природой в статье «Ключи Марии». Библейские поэмы «Сорокоуст», «Кобыльи корабли», циклы «Москва кабацкая», «Русь уходящая», «Русь советская», «Персидские мотивы». Современность и история в поэмах «Пугачев», «Страна негодяев», «Черный человек», «Анна Снегина». «Злые заметки» Бухарина и борьба с «есенинщиной» в советской России. Творчество Есенина в оценке русской эмиграции
(И. Бунин, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, М. Слоним и др.).
Тихая лирика С. Клычкова «Домашние песни», «В гостях у журавлей», «Заклятие смерти», «Нищий стол». Роман «Чертухинский балакирь». Статьи Клычкова о советской критике («О зайце, зажигающем спички», «Свирепый недуг»).
Судьба классического слова в эпоху массовой жизни.
Книги «Сестра моя — жизнь» и «Второе рождение» Б. Пастернака. Автобиографический роман в стихах «Спекторский» и повесть «Охранная грамота».
Поэтические сборники 20-х годов «Тristia», «Вторая книга», «Стихотворения» Мандельштама. Апокалиптика и история в его лирике 30-х годов («Стихи об Армении», «Воронежские тетради», «Стихи о неизвестном солдате»). Проза Мандельштама 20-30-х годов («Шум времени», «Четвертая проза», «Разговор о Данте»).
Тема России в лирике Ахматовой. Книги «Подорожник», «Из шести книг». Поэма «Реквием».
Публицистическая проза революции и гражданской войны («Несвоевременные мысли» Горького, «Окаянные дни» Бунина, «Из дневников» З. Гиппиус, дневниковая проза М. Цветаевой, «Дневники»
М. Пришвина и К. Чуковского). «Апокалипсис нашего времени» В. Розанова, «Слово о погибели земли русской» и «Взвихренная Русь»
А. Ремизова.
Сказ в прозе первой половины 20-х годов (рассказы Замятина, Леонова, Зощенко, Шолохова, Пильняка).
Первые романы о революции — «Два мира» В. Я. Зазубрина и «Голый год» Пильняка.
Становление социально-психологического направления в очерках и рассказах о революции А. С. Неверова, Л. Н. Сейфуллиной,
Вс. Н. Иванова, А. Г. Малышкина, Н. Н. Никитина и др.
Социальный конфликт и герой времени в повестях «Неделя»
Ю. Н. Либединского, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Гадюка»
А. Н. Толстого.
Документально-художественная проза; выработка понятия нового гуманизма («Чапаев» Д. А. Фурманова, «Железный поток»
А. С. Серафимовича, «Разгром» А. А. Фадеева).
Циклы рассказов 20-х годов. «Конармия» И. Э. Бабеля, «Донские рассказы» М. Шолохова», «Рассказы Синебрюхова» М. Зощенко и др.
Тема интеллигенции и революции в романах «В тупике» В. Вересаева, «Сентиментальное путешествие» В. Шкловского, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Города и годы» К. А. Федина, «Кащеева цепь» М. Пришвина, «Сестры» А. Н. Толстого, «Зависть» Ю. К. Олеши и др.
Основные тенденции развития русской драмы 20-х гг.: плакат, гротеск, фантастика и традиционный психологизм.
Основные этапы в создании советской героической драмы: «Разлом» Б. А. Лавренева, «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Любовь Яровая»
К. А. Тренева, «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина и др.
Комедия 20-х годов («Мандат», «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Шарманка» А. Платонова).
Драма-сказка Е. Шварца («Голый король», «Снежная королева», «Тень»).
«Дни Турбиных» Булгакова в истории русской драмы и советского театра.
На путях к трагедии: «Бег» Булгакова, «14 Красных избушек» Платонова, «Метель» Леонова.
Становление новой детской литературы. Статьи К. Чуковского. Его стихи для детей. Творчество С. Маршака. Маршак как организатор детской литературы. Журналы «Чиж» и «Еж».
Литература 1930-х годов
Генерация комсомольских поэтов — Н. И. Дементьев, М. А. Светлов, А. А. Жаров, И. П. Уткин.
Романтическая поэма 30-х годов: «Социализм», «Пятилетка»
А.  И. Безыменского, «Смерть пионерки» Багрицкого, «Мать» Н. Дементьева, «Триполье» Б. П. Корнилова.
Крестьянско-колхозная тема в советской поэзии 30-х годов.
Творческий путь П. Н. Васильева. Стихотворения. Поэмы «Соляной бунт», «Песня о погибели казачьего войска».
Поэтический сказ А. Т. Твардовского. Поэма «Страна Муравия».
Путь к массовой народной песне М. Исаковского.
Массовая советская песня 30-х годов (А. А. Сурков, В. И. Лебедев-Кумач и др.)
История и современность в стихах поэтов нового поколения —
Я. В. Смелякова, Д. Б. Кедрина, О. Ф. Берггольц, Б. А. Ручьева и др.
Появление романа о производстве («День второй» И. Г. Эренбурга, «Время, вперед!» В. П. Катаева, «Соть» Л. М. Леонова, «Жень-шень» Пришвина).
Роман воспитания: «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского.
Развитие исторических жанров в прозе 30-х годов. Романы
Ю. Н. Тынянова «Кюхля», А. П. Чапыгина «Гулящие люди», О. Д. Форш «Одетые камнем».
Решение петровской темы в творчестве А. Толстого. Роман «Петр I».
Горьковское решение темы интеллигенции в романе «Жизнь Клима Самгина». Образ Клима Самгина в контексте русской и мировой литературы ХХ века.
Антиутопия в русской литературе 30-х годов («Мы» Е. Замятина, «Барсуки», «Вор» Л. Леонова, «Чевенгур» А. Платонова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова).
Проза для детей А. П. Гайдара, В. В. Бианки, Б. С. Житкова,
А. Платонова, Л. Пантелеева, В. Катаева, М. Зощенко, П. Бажова, Ю. Олеши, С. Писахова, Б. Шергина, М. Пришвина и др.
«Тихий Дон» М. Шолохова. История создания романа. Образ Григория Мелехова в интерпретации советской критики 20 — 80-х годов.
«Смеховой мир» русской прозы 20 — 30-х годов. Трагический гротеск, дьяволиада, гофманиана (Булгаков, Олеша, Добычин).
Комическое и трагическое в прозе Зощенко, Шолохова, Платонова.
Феномен романов Ильфа и Петрова.
Две тенденции в драматургии 30-х годов: развитие индивидуальных стилей и обогащение творческих манер драматургов
(В. В. Вишневский, Н. Ф. Погодин, А. Н. Афиногенов, А. Н. Арбузов и др.)
Пьесы Горького «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». Статья «О пьесах».
Своеобразие пьес-»откликов» Н. Погодина — «Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» и др.
Психологическая драма в творчестве «Далекое», «Машенька»,
А. Афиногенова, «Таня» А. Арбузова, «Чужой ребенок» В. В. Шкваркина.
Героическая тема в пьесах Вишневского «Оптимистическая трагедия», Л. Н.  Рахманова «Беспокойная старость», К. М. Симонова «Парень из нашего города» и др.
Становление оборонной литературы.


3. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельныой работы

1. Какие литературные группировки существовали в 1920-х годах?
2. Поэзия В. Маяковского послереволюционного периода.
3. Что такое Окна Роста и роль в них В. Маяковского.
4. Теория и практика последнего авангардного объединения ОБЕРИУ. Роль в объединении Н. Заболоцкого.
5. Поэзия Н.А. Заболоцкого конца 1920-х и 1930-х годов.
6. Судьба новокрестьянских поэтов.
7. Статья С. Есенина «Ключи Марии» и ее значение в эстетике имажинистов.
8. Поэзия Сергея Клычкова.
9. Проза Сергея Клычкова.
10. Роль Николая Клюева в обосновании идейной и эстетической программы новокрестьянских поэтов.
11. Судьба классического слова в эпоху массовой жизни.
12. Тема России в лирике А. Блока.
13. Поэтическое мастерство (А. Белый, Н. Клюев, С. Есенин, М. Волошин и др.).
14. Героико-романтические баллады Н. Тихонова.
15. Сборники Б. Пастернака «Сестра моя – жизнь» и «Второе рождение».
16. Поэзия О. Мандельштама. Основные вехи его поэтического творчества.
17. Лирика А. Ахматовой 1920-х годов.
18. Публицистика М. Горького.  Сборник «Несвоевременные мысли».
19. Как рождалась книга И. Бунина «Окаянные дни»? Основное содержание книги.
20. Дневниковая проза М. Цветаевой.
21. Сказ в прозе 20-х годов и его проявление в творчестве  Е. Замятина, Л. Леонова, М. Зощенко и др. писателей.
22. Проза О. Мандельштама 1920-х – 1930-х годов.
23. Роман В. Зазубрина «Два мира». Его отличительные особенности в сравнении с рассказом Б. Пильняка «Голый год».
24. Социально-психологическая проза  о революции и гражданской войне в  ранних опытах  А.С. Неверова, Л.Н. Сейфуллина и др.
25. Литературные портреты А.М. Горького. Их особенности и значение в развитии жанра.
26. Социальный конфликт времени в повести А.Н. Толстого «Гадюка».
27. Романы о  революции и гражданской войне 1920-х годов в творчестве М. Булгакова, К. Федина, Л. Леонова.
28. Героическая драма в литературе 1920-х годов (А.Н. Билль-Белоцерковский, К.А. Тренев, Б.А. Лавренев).
29. Комедия 1920-х годов.
30. Генерация комсомольских поэтов.  Особенности тематики и поэтики их произведений.
31. Поэтическое творчество П. Васильева.
32. Массовая советская песня  1930-х годов.
33. Появление «производственного романа» в прозе 1930-х годов.
34. Тема интеллигенции в эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина».
35. Своеобразие образа Клима Самгина и его интерпретация в критике современников.
36. Критика о прозе М. Булгакова и его драматургическом творчестве. Сегодняшнее понимание наследия писателя.
37. Роман Е. Замятина «Мы». Его связь с теоретическими постулатами пролеткультовцев.
38. Поэма А. Твардовского «Страна Муравия».
39. Феномен романов Ильфа и Петрова.
40. «Тихий дон» М. Шолохова. История создания.
41. Интерпретация образа Григория Мелехова в критике современников и современной критике.
42. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита».
43. Психологическая драма в литературе 1930-х годов.
44. Героическая тема в пьесах В. Вишневского, К. Симонова и др.
45. Проза для детей А. Гайдара.
46.
4. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Первый Всесоюзный съезд советских писателей в истории русской литературы советского периода.
2. Творчество С. Есенина. «Ключи Марии».
3. Первые романы о революции.
4. Поэзия Н. Клюева. Поэмы «Погорельщина», «Повесть о Великой Матери».
5. Пролетарские литературные организации.
6. Творчество Н. Заболоцкого.
7. Поэзия 20-х – 30-х годов. Тенденции. Жанры.
8. Романы А. Платонова «Чевенгур» и «Котлован».
9. Роман о гражданской войне 20-х годов («Падение Даира» А. Малышкина, «Железный поток» А. Серафимовича, «Разгром» А. Фадеева).
10. Лирика О. Мандельштама.
11. Социально-психологический портрет человека труда в произведениях 20-х годов.
12. Драматургия 30-х годов.
13. Творчество Е. Замятина и его антиутопия «Мы».
14. Творчество Б. Пильняка.
15. Творческие дискуссии 20-х – 30-х годов.
16. Жизнь и творчество А.М. Горького. Проблемы творческой эволюции.
17. Поэмы В. Маяковского «Люблю», «Про это». Лирический герой и время.
18. Романы Л. Леонова («Барсуки», «Соть» –  по выбору студента).
19. Рассказ 20-х – 30-х годов (Горький, Леонов, Платонов).
20. Творческий путь А. Ахматовой. «Реквием», «Поэма без героя».
21. Рассказы М. Зощенко и «Сентиментальные повести» в контексте времени.
22. Творчество А. Твардовского.
23. Проза Л. Добычина (роман «Город Эн», рассказы).
24. Новокрестьянская поэзия (Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевец и др.).
25. Сатира и юмор в творчестве писателей 20-х – 30-х годов (Зощенко, Булгаков, Платонов, Аверченко и др.).
26. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького в контексте творчества писателя. Герой и жанр.
27. Тема интеллигенции в прозе 20-х – 30-х годов («Жизнь Арсеньева» И. Бунина, «Сестры» А. Толстого, «Зависть» Ю. Олеши и др.).
28. Поэма 20-х годов.
29. Литературная критика 20-х годов (Воронский, Шкловский, Тынянов, Адамович и др.).
30. Рассказы В. Лавренева 20-х годов («Сорок первый», «Гравюра на дереве», «Седьмой спутник» и др.).
31. Творческий путь А.Н. Толстого.
32. Сатирические пьесы В. Маяковского.
33. Роман М. Шолохова «Тихий Дон». История создания. Образы. Разночтения в критике.
34. Роман «Петр I» А. Толстого и русская историческая проза 30-х годов.
35. Поэмы 30-х годов.
36. Поэзия Павла Васильева.
37. Жанр литературных портретов в прозе 20-х – 30-х годов.
38. Тема России и революции в творчестве А. Блока после 1917 года.
39. Стилевые особенности прозы 20-х годов (сказ, орнаментализм, стилизация).
40. Творческий путь М. Цветаевой.
41. Лирика Б. Пастернака. Книги «Сестра моя, жизнь», «Второе рождение» в поэзии 20-х годов.
42. Формальные школы в литературе 20-х годов.
43. Творчество ОБЕРИУТов.
44. Массовая лирическая песня 30-х годов. М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, А. Сурков.
45. Проза М. Булгакова.
46. «Первая природа» в русской прозе 30-х годов («Жень-Шень» М. Пришвина, «Малахитовая шкатулка» П. Бажова и др.).
47. Советский воспитательный роман («Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Как закалялась сталь» Н. Островского).
48. Книги И. Шмелева «Лето Господне» и «Богомолье».
49. Литературные группировки 20-х годов.
50. Творчество Бабеля.
51. Народно-героическая драма 20-х годов.
52. Творчество А. Платонова.
53. Творческий путь В. Хлебникова.
54. Исторический роман 30-х годов.



III. Распределение часов курса по темам и видам работы

№ Наименование тем и разделов Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятель-ная работа
В том числе
лекций семинаров
1. Введение. Литература 1917 –1920 годов 2 2

2. Литература 1920-х годов. Общая характеристика. 2 2
3. Поэзия 1920-х годов. 10 4 6 4
4. Проза 1920-х годов. 18 8 10 10
5. Драматургия 1920-х годов. 3 2 1 2
6. Литература 1930-х годов. I Всесоюзный Съезд советских писателей 2 2
7. Поэзия 1930-х годов 10 4 6 6
8. Проза 1930-х годов. 18 8 10 10
9. Драматургия 1930-х годов. 3 2 1 2
ИТОГО 68 34 34 34
IV. Форма итогового контроля
экзамен по всему курсу

V. Художественная литература по курсу (основная).
А. А. Ахматова. «Из шести книг». Поэмы «Реквием», «Поэма без героя».
И. Э. Бабель. «Конармия».
Э. Г. Багрицкий. Стихотворения. Поэма «Дума про Панаса».
А. А. Блок. «Двенадцать», «Скифы», статьи «Интеллигенция и революция», «О назначении поэта».
М. А. Булгаков. «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Бег», «Дни Турбиных», «Мастер и Маргарита».
К. К. Вагинов. «Козлиная песнь».
П. Н. Васильев. Стихотворения. «Соляной бунт».
В. В. Вишневский. «Оптимистическая трагедия».
А. С. Грин. Рассказы.
Л. И. Добычин. «Город Эн».
С. А. Есенин. «Ключи Марии». Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев», «Черный человек», «Страна негодяев».
Н. А. Заболоцкий. «Столбцы», «Торжество земледелия».
Е. И. Замятин. Роман «Мы».
М. И. Зощенко. Рассказы. «Сентиментальные повести».
В. В. Иванов. «Бронепоезд 14-69».
Илья Ильф и Евгений Петров. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».
М. В. Исаковский. Стихотворения.
В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий».
Н. А. Клюев. Поэмы «Погорельщина», «Песнь о Великой Матери».
С. А. Клычков. Стихотворения. «Чертухинский балакирь».
Л. М. Леонов. Рассказы. «Бруски», «Вор», «Соть».
А. Г. Малышкин. «Люди из захолустья».
О. Э.  Мандельштам. Стихотворения. Статьи о литературе.
В. В. Маяковский. Стихотворения. Поэмы «Хорошо!», «Во весь голос». Пьесы «Клоп», «Баня». Статьи «Умер Александр Блок», «Как делать стихи», «Наша словесная работа», «Я — сам».
Ю. К. Олеша. «Зависть».
Б. Л. Пастернак. Книга «Сестра моя — жизнь». Цикл «Второе рождение».
Б. А. Пильняк. «Голый год».
А. П. Платонов. «Сокровенный человек», «Чевенгур», «Котлован». Пьеса «14 красных избушек».
М. М. Пришвин. «Жень-Шень», «Кладовая солнца».
И. Л. Сельвинский. «Уляляевщина».
А. С. Серафимович. «Железный поток».
А. Т. Твардовский. «Страна Муравия».
Н. С. Тихонов. Сб. «Орда», «Брага».
А. Н. Толстой. «Хождение по мукам», «Петр Первый», «Детство Никиты».
Ю. Н. Тынянов. «Подпоручик Киже». Сб. Статей «Архаисты и новаторы».
А. А. Фадеев. «Разгром».
К. А. Федин. «Города и годы».
Д. А. Фурманов. «Чапаев».
В. В. Хлебников. Статьи. Стихотворения. Поэма «Ладомир».
М. А. Шолохов. Донские рассказы, «Тихий Дон», «Поднятая целина».
И. Г. Эренбург. «День второй».
Н. Р. Эрдман. Пьесы «Мандат», «Самоубийца».
Стихотворения пролетарских поэтов (М. П. Герасимов, В. Т. Кириллов, А.  Гастев, В. В. Казин И Др.).
Стихотворения комсомольских поэтов (И. П. Уткин, А. А. Жаров, А. И. Безыменский, М. Светлов И Др.).


Автор Леонов Борис Андреевич,
 доктор филологических наук,
 профессор Литературного института
 им. А.М. Горького
Рецензенты:  Панфилов Александр Михайлович
кандидат педагогических наук,
доцент Литературного института
имени А.М. Горького


Федякин Сергей Романович,
кандидат филологических наук,
доцент Литературного института
имени А.М. Горького