Князь Рус

Петр Золин
 
Всеволод Иванов Князь Рус возвращается
http://blogs.mail.ru/mail/pogodina-72/favorites

Князь Рус

В ходе тотальной чистки Википедии от П.М.Золина явно страдают многие полезные статьи. Например и эта, что создавалась с (текущ. | пред.)  22:17, 7 февраля 2006 Vald (обсуждение | вклад) (443 байта) (Категория:мифология). И явно не мной.
Выдержала сотни правок. Дошла до уровня и почти год держалась.
Это не Князь Рус (fb2) Юрий Никитин  http://lib.rus.ec/b/119436
Документы здесь заметно надежнее.

Рус — князь, родоначальник, эпическое имя народа русов.Содержание [убрать]
1 Литературные источники
2 Прообразы Руса
3 См. также
4 Литература
5 Примечания
6 Ссылки

Литературные источники

Эпический родоначальник русского народа Рус фигурирует в двух (предположительно связанных по устным сказаниям) книжных традициях: арабо-персидской и славянской. Персидское «Собрание историй» в начале XII века[1]: Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашёл место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.
Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-хосров[2] его послал к хазарам и аланам, и об этом будет сказано в своём месте, если захочет бог. Рассказывают также, что у Руса был сын, которому в схватке с каким-то человеком разбили голову. Он пришёл к отцу весь в крови. Тот ему сказал: «Иди и порази его!» Сын так и сделал. И остался такой обычай, что если кто-либо (русов) ранит, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого. И один другому у них не оказывает доверия. Когда родится сын, отец кладет ему на живот меч и говорит: «Вот тебе наследство!»


Тот же источник сообщал и следующее[1]: ...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: "Здесь обоснуюсь и им легко отомщу". (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна. И много занимаются они торговлей...


Этот сюжет отчасти напоминает[3] сюжет Повести временных лет о посещении апостолом Андреем с учениками словен в округе будущего Новгорода, где апостол удивлялся парным баням словен[4][5]. Противопоставление здесь Руса и Славена отличается от этногенетических легенд самих восточных славян, где Рус и Словен выступают скифскими князьями, друзьями или братьями[3]. Персидская легенда о Русе воспроизводит свидетельства арабо-персидских авторов IX—X вв. о славянах и русах, в особенности близка к сочинению Ибн Русте (см. письменные свидетельства о руси).

Симеон Логофет еще в X веке отмечал: «Росы, они же дромиты, получили свое имя от легендарного родоначальника Роса. Они пренебрегли повелением бога, владевшего ими и были изгнаны соплеменниками…»[6]. Сведения Логофета указывает на эпическую глубину образа в несколько веков, что характерно для многих эпических образов у разных народов.

Согласно западнославянской этногенетической легенде, Рус — князь, родоначальник и вождь племени русов, названного по его имени, его братьями были Чех и Лех (родоначальник поляков). Легенда известна по «Великой Польской хронике»: В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами.»[7]


Именно в Великопольской хронике легенда появилась в законченном виде в XIV веке, так как в рукописи, написанной в 1295—1296 гг. (из библиотеки Яна Годийовского), отсутствует фрагмент о братьях. Предполагают, что автор версии о 3 братьях добавил Руса к легенде о лехе по имени Чех из хорватской земли, известной по чешской стихотворной хронике Далимила Мезиржицкого (Dalimil Meziricsky), созданной в 1308—1314 гг.[8] Чех и Лех фигурируют в чешской «Хронике» Яна Пшибика из Пулкавы (XIV век), все 3 брата у польского историка Яна Длугоша (XV век).

В XVII веке легенда о Русе нашла отражение у русских летописцев и авторов популярных тогда «Хронографов». Есть предположение, что «Сказание о Словене и Русе», было составлено митрополитом новгородским Киприаном (1626—1634 гг.).[9] Но многочисленность списков и их широкая география допускают и существование более ранних вариантов этого сказания, частично существовавшего и в устной форме[10]. По сказанию, Рус — брат князя Словена, родоначальника и вождя славян; братья вместе двинулись из Причерноморья на север. Упоминается также их сестра Илмера, по имени которой якобы называется озеро Ильмень. Рус признается эпическим основателем города Руса.
Прообразы Руса

В той или иной степени образ князя Руса отдельные исследователи связывают с восточным богатырём Рустамом, библейским князем Росом (Рош — в греческих и православных переводах библии; Ashabir-Ross Корана) [11] , урартскими царями Руса (жившими примерно в одно время с Иезекиилем, описавшим Роша народов от края севера)[12] , фракийским царём Резом-Ресом из «Илиады» Гомера. В истоке ононима вероятны ностратические корни древнейших огласовок «-R-» с большим спектром значений [13] В частности, оттенки ряда этих корней отражает индоевропейский образ Рудры — «лютый, жестокий, сильный». По Ведам — это Божество, хозяин всей эволюции, воплощающий стремительный натиск и битву (как и библейский Рош), Бог или Божество, восходящее в космос. В Пуранах — Ужасный, Бог мощи и гнева. Это и один из эпитетов Шивы, олицетворяющем разрушительный процесс во вселенной. Окончательные выводы по истокам этого эпического образа наука пока не сделала.
См. также
Словен
Илмера
Вандал (князь)
Сказание о Словене и Русе и городе Словенске
Чех, Лех и Рус
Литература
Г. Ф. Ковалев, Этнонимия «Слова о полку Игореве» // Вестник ВГУ. Серия «гуманитарные науки», 2000, № 2, стр. 3—20.
Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI—XIII вв. / Пер. Л. П. Поповой, коммент. Н. И. Щавелевой, под ред. В. Л. Янина. — М.: Изд-во Московского университета, 1987.
Я. С. Лурье.История России в летописании и восприятии Нового Времени//Россия Древняя и Россия Новая (избранное). — Спб.: Д. Буланин, 1997. — Стр. 13—171.
Полное собрание русских летописей. Том 31. Летописцы последней четверти XVII в. — М.: Наука, 1968. — Стр. 10—11 («Мазуринский летописец»).
Полное собрание русских летописей. Том 33. Холмогорская летопись. Двинской летописец. — Л.: Наука, 1977. — Стр. 139—140 (Приложение: Хронографический рассказ о Словене и Русе и городе Словенске).
Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М.: Издательство «АиФ-Принт», 2004 г. — 446
Stang, H;kon. The Naming of Russia. Meddelelser, Nr. 77. Oslo: University of Oslo Slavisk-baltisk Avelding, 1996.
Примечания

; Показывать компактно
; 1 2 А. П. Новосельцев ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ О ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНАХ И РУСИ VI—IX вв.
; Упомянуты три эпических героя, священных для индоиранцев задолго до нашей эры Золин П.М. Рустам как Рус http://proza.ru/2010/01/29/258
; 1 2 Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI — начала XVIII века. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. 320 с ISBN 5-85803-063-7 см.
; Ипатьевский список «Повести временных лет»//«Ізборник». Історія України IX—XVIII
; ПСРЛ. — Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1926-28. — VIII с. — 579 стлб//«Ізборник». Історія України IX—XVIII
; Хроника Симеона Логофета Симеона Метафраста и Логофета Описание мира от бытия и летовник собран от различных летописец: Славян. пер. Хроники Симеона Логофета с дополн. / Изд. подг. В. И. Срезневским. СПб., 1905.http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4711, http://www.zarubezhom.com/Irma_H.htm
; Великая Польская хроника. Пролог.
; Предисловие к Великопольской хронике
; Из доклада Е. С. Галкиной на Всероссийской конференции молодых специалистов «Вопросы славяно-русского рукописного наследия»
; ; Азбелев С. Н. Устная история Великого Новгорода: Очерки IX—XVII столетий / Ответственный редактор В. Л. Янин. Великий Новгород, 2006. ;307 с; Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Ответственный редактор В. Л. Янин. СПб., 2007. — 295 с.: илл.
; Ирма Хайнман ЕВРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА и РУСЬ Иерусалим. 1983. http://zarubezhom.com/Irma_H.htm; ("Hebrew and Chaldee Lexicon, " by J.Fuerst, p. 1272; «Hebrew and English Lexicon», by W.Gesenius, p. 956; Hastings, J. «Diet. of the Bible», Proclus Patriarch (Nicephoros Kallistus Xanthopulus, PG, t. 146, coU. 1188, etc. Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с. http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s29/a002936.shtml Aalders J. G., Gog en Magog in Ezechiel, [Amst.], 1951; Gerleman G., Hesekielsbokens Gog, «Svensk exegetisk [A]rsbok», 1947, t. 12; Myres J. L., «Gog» and the danger from the North in Ezekiel, «Palestine Exploration Fund Quarterly Statement», 1932, t. 64; Fohrer G., Die Propheten des Alten Testaments, Bd 3, Gutersloh, 1975. Сюзюмов М. К вопросу о происхождении слова RwV, Rwsia, Россия. Вестник древней истории. М., 1940. № 2. С. 121—123.
; http://annals.xlegio.ru/i_urart.htm, Б. Б. Пиотровский Урартское государство во второй половине VIII в. до н. э. http://annals.xlegio.ru/2riv/urartu/ur8.htm; И. М. Дьяконов. Урартские письма и документы. Александр Карсаков О происхождении слова «рус». Взгляд на происхождение и исчезновение шумерской культуры Золин П. М. Русы — цари Урарту http://www.proza.ru/2009/06/09/886
; http://ru.wikipedia.org/wiki/Ностратический_словарь_(Бомхард) № 591—601 № 501—601 № 591. (rak’-) «Вытягивать, расширять, затягивать» (ИЕ, АА). № 596. (riy-) «Благоденствовать, процветать, буйно расти» (ИЕ, АА). № 594. (raw-a;-) «Быть просторным, широким» (ИЕ, АА). № 597. (!ur-ub-) «Разделять, ставить порознь, класть отдельно; быть разделённым, поставленным порознь, покинутым» (ИЕ, АА, ФУ, Др). № 601. (ruw-) «Резать, рвать, разбивать на части» (ИЕ, ФУ). № 598. (ram-) «Останавливать, отдыхать, расслабляться» (ИЕ, АА). № 595. (ra?-ay-) «Видеть, постигать» (ИЕ, АА). № 599. (raq’-) «Наблюдать, смотреть, рассматривать внимательно, надзирать, контролировать» (ИЕ, Кар, АА). Были трудности с произношением (и — вероятно — «ш») s (22); s(y) (19); ? (54); h (14); ; (54); ! (;) (21) Русы-росы www.russika.ru/termin.asp?ter=2425 Подробности по словарям сайта http://www.nostratic.ru/
Ссылки
Константин Багрянородный. ОБ УПРАВЛЕНИИ ИМПЕРИЕЙ Комментарий к главе 9 (Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин при участии А. А. Зализняка , М. В. Бибикова)
Трудный путь Словена и Руса; «Страдания» о Словене и Руссе // Академия Тринитаризма.
Петухов Юрий Дмитриевич. История русов
Золин П. М. Русы арабов и азиатов // Энциклопедический фонд России //Золин П. М. rus и есть rus. Самосознание в языках этносов палеолита ; Генеалогия языков от палеолита.



Сейчас выведена на сокращение http://ru.wikipedia.org/wiki/Рус

Рус (теперь его ведут только от библии, что крайне предвзято)
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Рус (значения).

Рус — князь, родоначальник, эпическое имя народа русов.Содержание [убрать]
1 Литературные источники
2 Прообразы Руса
3 См. также
4 Литература
5 Примечания
6 Ссылки

[править]
Литературные источники

Эпический родоначальник русского народа Рус фигурирует в двух (предположительно связанных по устным сказаниям) книжных традициях: арабо-персидской и славянской. Персидское «Собрание историй» в начале XII века[1]: Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашёл место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.
Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-хосров[2] его послал к хазарам и аланам, и об этом будет сказано в своём месте, если захочет бог. Рассказывают также, что у Руса был сын, которому в схватке с каким-то человеком разбили голову. Он пришёл к отцу весь в крови. Тот ему сказал: «Иди и порази его!» Сын так и сделал. И остался такой обычай, что если кто-либо (русов) ранит, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого. И один другому у них не оказывает доверия. Когда родится сын, отец кладет ему на живот меч и говорит: «Вот тебе наследство!»


.

Тот же источник сообщал и следующее[1]: ...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: "Здесь обоснуюсь и им легко отомщу". (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна. И много занимаются они торговлей...


Этот сюжет отчасти напоминает[3] сюжет Повести временных лет о посещении апостолом Андреем с учениками словен в округе будущего Новгорода, где апостол удивлялся парным баням словен[4][5]. Противопоставление здесь Руса и Славена отличается от этногенетических легенд самих восточных славян, где Рус и Словен выступают скифскими князьями, друзьями или братьями[3]. Персидская легенда о Русе воспроизводит свидетельства арабо-персидских авторов IX—X вв. о славянах и русах, в особенности близка к сочинению Ибн Русте (см. письменные свидетельства о руси).

Симеон Логофет еще в X веке отмечал: «Росы, они же дромиты, получили свое имя от легендарного родоначальника Роса. Они пренебрегли повелением бога, владевшего ими и были изгнаны соплеменниками…»[6]. Сведения Логофета указывает на эпическую глубину образа в несколько веков, что характерно для многих эпических образов у разных народов.

Согласно западнославянской этногенетической легенде, Рус — князь, родоначальник и вождь племени русов, названного по его имени, его братьями были Чех и Лех (родоначальник поляков). Легенда известна по «Великой Польской хронике»: В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами.»[7]


Именно в Великопольской хронике легенда появилась в законченном виде в XIV веке, так как в рукописи, написанной в 1295—1296 гг. (из библиотеки Яна Годийовского), отсутствует фрагмент о братьях. Предполагают, что автор версии о 3 братьях добавил Руса к легенде о лехе по имени Чех из хорватской земли, известной по чешской стихотворной хронике Далимила Мезиржицкого (Dalimil Meziricsky), созданной в 1308—1314 гг.[8] Чех и Лех фигурируют в чешской «Хронике» Яна Пшибика из Пулкавы (XIV век), все 3 брата у польского историка Яна Длугоша (XV век).

В XVII веке легенда о Русе нашла отражение у русских летописцев и авторов популярных тогда «Хронографов». Есть предположение, что «Сказание о Словене и Русе», было составлено митрополитом новгородским Киприаном (1626—1634 гг.).[9] Но многочисленность списков и их широкая география допускают и существование более ранних вариантов этого сказания, частично существовавшего и в устной форме[10]. По сказанию, Рус — брат князя Словена, родоначальника и вождя славян; братья вместе двинулись из Причерноморья на север. Упоминается также их сестра Илмера, по имени которой якобы называется озеро Ильмень. Рус признается эпическим основателем города Руса.
[править]
Прообразы Руса

Возможна связь с библейским «князем Росом» (Рош — в греческих и православных переводах библии; Ashabir-Ross Корана) [11]. Об остальном надо помалкивать ?!


[править]
См. также
Словен
Илмера
Вандал (князь)
Сказание о Словене и Русе и городе Словенске
Чех, Лех и Рус
[править]
Литература
Г. Ф. Ковалев, Этнонимия «Слова о полку Игореве» // Вестник ВГУ. Серия «гуманитарные науки», 2000, № 2, стр. 3—20.
Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI—XIII вв. / Пер. Л. П. Поповой, коммент. Н. И. Щавелевой, под ред. В. Л. Янина. — М.: Изд-во Московского университета, 1987.
Я. С. Лурье.История России в летописании и восприятии Нового Времени//Россия Древняя и Россия Новая (избранное). — Спб.: Д. Буланин, 1997. — Стр. 13—171.
Полное собрание русских летописей. Том 31. Летописцы последней четверти XVII в. — М.: Наука, 1968. — Стр. 10—11 («Мазуринский летописец»).
Полное собрание русских летописей. Том 33. Холмогорская летопись. Двинской летописец. — Л.: Наука, 1977. — Стр. 139—140 (Приложение: Хронографический рассказ о Словене и Русе и городе Словенске).
Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М.: Издательство «АиФ-Принт», 2004 г. — 446
Stang, H;kon. The Naming of Russia. Meddelelser, Nr. 77. Oslo: University of Oslo Slavisk-baltisk Avelding, 1996.
[править]
Примечания

; Показывать компактно
; 1 2 А. П. Новосельцев ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ О ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНАХ И РУСИ VI—IX вв.
; Упомянуты три эпических героя, священных для индоиранцев задолго до нашей эры Золин П.М. Рустам как Рус http://proza.ru/2010/01/29/258
; 1 2 Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI — начала XVIII века. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. 320 с ISBN 5-85803-063-7 см.
; Ипатьевский список «Повести временных лет»//«Ізборник». Історія України IX—XVIII
; ПСРЛ. — Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1926-28. — VIII с. — 579 стлб//«Ізборник». Історія України IX—XVIII
; Хроника Симеона Логофета Симеона Метафраста и Логофета Описание мира от бытия и летовник собран от различных летописец: Славян. пер. Хроники Симеона Логофета с дополн. / Изд. подг. В. И. Срезневским. СПб., 1905.http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4711, http://www.zarubezhom.com/Irma_H.htm
; Великая Польская хроника. Пролог.
; Предисловие к Великопольской хронике
; Из доклада Е. С. Галкиной на Всероссийской конференции молодых специалистов «Вопросы славяно-русского рукописного наследия»
; ; Азбелев С. Н. Устная история Великого Новгорода: Очерки IX—XVII столетий / Ответственный редактор В. Л. Янин. Великий Новгород, 2006. ;307 с; Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Ответственный редактор В. Л. Янин. СПб., 2007. — 295 с.: илл.
; Ирма Хайнман ЕВРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА и РУСЬ Иерусалим. 1983. http://zarubezhom.com/Irma_H.htm; ("Hebrew and Chaldee Lexicon, " by J.Fuerst, p. 1272; «Hebrew and English Lexicon», by W.Gesenius, p. 956; Hastings, J. «Diet. of the Bible», Proclus Patriarch (Nicephoros Kallistus Xanthopulus, PG, t. 146, coU. 1188, etc. Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с. http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s29/a002936.shtml Aalders J. G., Gog en Magog in Ezechiel, [Amst.], 1951; Gerleman G., Hesekielsbokens Gog, «Svensk exegetisk [A]rsbok», 1947, t. 12; Myres J. L., «Gog» and the danger from the North in Ezekiel, «Palestine Exploration Fund Quarterly Statement», 1932, t. 64; Fohrer G., Die Propheten des Alten Testaments, Bd 3, Gutersloh, 1975. Сюзюмов М. К вопросу о происхождении слова RwV, Rwsia, Россия. Вестник древней истории. М., 1940. № 2. С. 121—123.
[править]
Ссылки У этой статьи нет иллюстраций.
Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений).
Для поиска иллюстраций можно:
попробовать воспользоваться инструментом FIST — нажмите эту ссылку, чтобы начать поиск.
попытаться найти изображение на Викискладе;
просмотреть иноязычные варианты статьи (если они есть);
см. также Википедия:Источники изображений.

Категории: Герои славянских мифов | Эпонимы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Рус

И всё-таки это образ с палеолитическими корнями.
Конечно, тогда он - не князь. Но какой-то богатырь...
А ещё у него "рожа" (морда, больша голова) была, семиты, аж, запомнили, - слышны голоса.
Да и деревни римские "rus" он основывал, - намекают другие.
И кельтское "rus" (русло, водоём) тоже для Руса годится, - добавляют они.
Ностратические корни ононима в целом пора учитывать, - перебивают третьи.
Учитывать всё надо... И не только по Русу.