Если промолчим погибнем

Александр Раков
Отношение Православной Церкви к ювенальной юстиции

Мне по долгу службы приходится общаться по самым наболевшим и острым темам со многими людьми. Среди них и священники Русской Православной Церкви, и мусульмане, и простые неверующие люди, и чиновники, и представители силовых структур. Проблема ювенальной юстиции сегодня взбудоражила общество и начала занимать лидирующие места в парадах популярности, проникнув наконец-то на экраны телевизоров. И даже печально известная особа Ксения Собчак в программе «Свобода мысли» проявила себя, неожиданно для многих, вполне адекватно. И если бы не память о её «Содоме-2», то она вполне могла бы походить на неравнодушного к чужой беде человека.

Постепенно народ начинает понимать: что-то у нас не так, что-то не так просто и однозначно. Кто-то понимает опасность по «голосу сердца», кто-то — как аналитик. А кто-то уже отрабатывает денежки, полученные из зарубежных копилок через созданные специально для этого НКО, такие как «фонд НАН», при упоминании которого перед мысленным взором появляется вполне благовидное лицо Олега Зыкова, главного лоббиста ювеналки с двумя буквами «Ю» на челе. Кто такой Зыков и чем занимается возглавляемый им фонд «Нет Алкоголизму и Наркотикам» (НАН), тема для отдельного разговора, но здесь уместно упомянуть лишь то, что именно он открыто высказывается за легализацию героина в будущем и намерен этого добиваться! Представляете картинку: героин в аптеках и дети, которых родителям нельзя наказывать за его употребление…

Так или иначе, проблема ювенальной юстиции, навязываемая нам, начинает находить своё отражение в обществе. Но вот что настораживает меня лично и многих моих соратников — это отношение Православной Церкви к данной проблеме.

Есть определённые конкретные действия Святейшего Патриарха Кирилла в этом направлении. «Многие православные обезпокоены разговорами о возможности введения в России сексуального просвещения школьников и ювенальной юстиции (западной системы правосудия по делам несовершеннолетних)», — заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на состоявшейся 8 июля 2009 года, в день праздника семьи, любви и верности, встрече с руководством партии «Единая Россия».

Слава Богу, есть отец Димитрий Смирнов, который не гнушается и не ленится прийти на любое «ток-шоу» и как всегда доходчиво и просто объяснить суть проблемы. Есть огромное количество священников, понимающих неотложность решения данной проблемы.
Но есть те, кто ждут официального постановления партии или решения Святейшего Синода. Есть и те священники, которые на форумах публично заявляют, что «к проблеме ювенальной юстиции надо относиться спокойно, потому что в ней есть как отрицательные, так и положительные стороны». Вот тут хочется спросить, а понимает ли священник, какую ответственность он берёт на себя, делая такое публичное заявление?

Ведь сколько людей могут и не услышать другого мнения, а если и услышат, то кому поверят? Нас и так достаточно запутали пресловутые СМИ и прочие инструменты промывания мозгов. А тут единственный стержень в центре этого клубка — РПЦ — и тот разделился на «личные мнения священноначалия», среди которых есть и такие:
«Ювенальная юстиция достаточно долго, уже 20 лет, имеет право на жизнь в крупнейших странах Европы и у наших соседей. Пока нигде ничего суперстрашного в результате введения ювенальной юстиции не произошло. Почему так? Потому что те же самые чиновники, которые являются блюстителями норм ювенальной юстиции, одновременно являются родителями, дедушками, бабушками, опекунами. Нормы ювенальной юстиции, которая существует в Европе, не переламывают общество и систему воспитания так, как нам предсказывают наши ультраправые уклонисты…» (Протоирей Вячеслав Пушкарёв, миссионерский отдел Иркутской епархии).
Как сказала одна простая украинская женщина, «батюшка, я с Вас угораю…»

А у меня сразу возникает ряд вопросов к отцу Вячеславу.
Вопрос первый:

Отче, а Вы про страны Европы, простите, откуда знаете? Вы там жили? Или это аналитические выкладки Вашего иркутского миссионерского отдела? (Ну как тут не вспомнить недавние Чукотско–Анадырские попытки подобного миссионерства!)
А вот свидетельство человека, который уже 12 лет разлучён французской ювенальной машиной со своей дочерью, — актрисы Натальи Захаровой: «…для многих французских судей по детским делам «удушающая, захватническая любовь» — самое опасное деяние, которое может нанести страшный физический и моральный вред ребёнку. Например, судья Валентини, четвёртая по счёту в нашем деле, заявила в разговоре с моим адвокатом, что в девяти случаях из десяти она отнимает детей у родителей именно на этом основании».

Вопрос второй:

Отче, а что в Вашем понимании означает «суперстрашное»?
Как-то некорректно священнику напоминать пятую заповедь, но когда дети начинают воспитывать родителей с помощью ювенальных инспекторов — это разве не страшно?

Когда детей забирают из семей за синяк или за отсутствие апельсинов в холодильнике — это не страшно?

Мне — страшно!!! И ещё страшнее, когда я узнаю, что такую позицию занял священник Русской Православной Церкви и отец семерых(!!!) детей!

В своём заявлении руководителям «Единой России» Святейший патриарх Кирилл упомянул также и «секспросвет» — сексуальное просвещение школьников. Это ещё одна больная тема нашего общества, сформировавшая к себе отношение верующих людей и Православной Церкви в лице покойного Святейшего Патриарха Алексия. Вот его обращение к ежегодному епархиальному собранию г. Москвы 16 декабря 1997 г.:

«Не может совесть православного человека, а тем более cвященнослужителя, мириться с легализацией порнопродукции, проституцией, сексуальным «образованием» школьников. Священнослужители не имеют права молчать в этой ситуации, ибо молчанием предаётся Бог. Каждый священник должен объяснять народу весь ужас этой гибельной акции и призывать народ к противостоянию подобной деятельности по растлению детей, подростков, молодёжи. Без нашего протеста всё это очень быстро пробивает себе дорогу. И теперь необходимо в выступлениях и обращениях называть вещи своими именами, говоря о том, что убийство есть убийство, ложь есть ложь, разврат и растление малолетних есть именно разврат и растление. Если мы будем молчать, нас просто уничтожат». Коротко, понятно, весомо.

А вот по мнению того же протоиерея Вячеслава Пушкарёва, надо «клин клином вышибать». Вот его предложение: «Что я предлагаю? Предлагаю клин клином вышибать. Необходимо везде рекламировать достоинство христианской семьи и христианских семейных ценностей с демонстрацией результатов на выходе. Готовый человеческий «продукт» мы уже имеем в достатке. Никто не довлеет (пока) над системой российского народного образования в смысле качества и наполняемости программ по секспросвету, а это даёт нам возможность в короткие сроки создать свою — альтернативную — программу по этому (на мой взгляд) крайне необходимому и в сегодняшней ситуации полезному предмету.

Предлагаю создать общероссийскую интернет-лабораторию по созданию новейшей учебной программы по сексуальному просвещению, и в связи с этим готов стать руководящим звеном для общей связи и интеллектуальной коррекции. Чего нам зевать и потягиваться? Необходимо опередить наших «дураков». Есть отличный шанс для контрнаступления. Надо наступать, а не вопить: «Караул! грабят, оскорбляют и убивают!» впустую».

То есть батюшка воюет, предлагает перейти в контрнаступление! Пожар керосином тушить хочет. Хороший лозунг получается: «УДАРИМ ПО ЗАПАДНОМУ СЕКСПРОСВЕТУ, НАШИМ РОДНЫМ, ИРКУТСКИМ СЕКСПРОСВЕТОМ!». Вот такой вариант социальной рекламы достоинств православной семьи в рамках «новейшей учебной программы по сексуальному просвещению». ПРИПЛЫЛИ!

Святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «Не покусись своею немощною рукою остановить всеобщее отступление». Я в полной мере отношу эти слова к себе, обнаруживая в своём сердце негодование, которое часто перекрывает зачатки любви. Но у меня нет задачи «спасать Православие от священников» и обличением прокладывать себе дорогу в…, но просто сегодня, впрочем, как и всегда, секуляризованное общество вынужденно обращается за советом в церковь, интуитивно понимая, что там источник Света, способного просветить и освятить любую тьму.
И что же получается? В результате на один и тот же вопрос люди получают от представителей Церкви совершенно разные, полярные ответы, а потом, запутавшись ещё больше, говорят: «Вы вначале у себя разберитесь, а потом нас просвещайте, вот у мормонов разногласий по этому поводу нет».
Мы сами виноваты в том, что происходит на приходах. Мы либо живём обособленно, либо являемся в мир с такими миссионерскими выкладками, что даже сектанты порою вздрагивают.

Недавно в Москве прошли очередные Рождественские чтения, на которых проблемы ювенальной юстиции и сексуального просвещения в очередной раз обсуждались священниками и мирянами. Никаких разногласий по поводу вреда ювенальной юстиции, уже сегодня разрушающей наши семьи, я там не слышал.

15 марта в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось первое заседание Комиссии межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества. Остаётся надеяться, что в результате работы комиссии появится документ, в котором чётко и нерасплывчато будет сформулировано отношение Русской Православной Церкви к вызовам современного общества, одним из которых является попытка с помощью ювенальной юстиции уничтожить уклад традиционной российской семьи.

Анатолий АРТЮХ, зам. директора ленинградского областного общественного фонда «Миротворец», сотрудник миссионерского отдела Гатчинского благочиния.
P.S. В Москве 21 марта прошёл митинг, который собрал 7—8 тыс. человек, а при этом некоторые церковные либералы не стыдятся утверждать, что против ЮЮ выступают только маргиналы и мракобесы. Вчера на Болотной площади собралось целое море «маргиналов» и «мракобесов». Митинг прошёл здорово. Первым выступающим, кстати, был протоиерей Всеволод Чаплин, который высказался по поводу ЮЮ чрезвычайно резко и определённо.

Кто он: маргинал или мракобес?