Скрещение взглядов

Людмила Береснева
 Среди полотен художника В.Христова мое внимание привлекла интересная по замыслу и по воплощению этого замысла картина «Грезы».  Хочу поделиться со зрителями своими впечатлениями.
     Обратите внимание: перед нами мир природы, увиденный сквозь оконную раму (так о своем замысле рассказал автор). Очевидно, взгляд, устремленный на природу, – это взгляд художника, очарованного ее яркостью и красотой. Мы не видим этого лицезреющего природу творца, но можно предположить, что это за человек, так как картина  – отражение его личности, это своеобразный  «автопортрет» наблюдающего. Ведь «автопортретом» можно назвать не только внешний облик, черты лица,  но и внутренний мир человека, так как созданное художником важно не только как объект изображения, но картина всегда является отражением личности творящего – в ней неизменно запечатлен «образ автора». Вот почему в картине В.Христова мир природы – это его впечатление, его «импрессио»,  как бы остановленное мгновение, когда художник очарован красотой пейзажа. Изменчивый мир природы схвачен живописцем в тот момент, когда день уже на излете, хотя еще блистает буйством  торжествующих красок ранней осени, но с небес уже подкрадывается тень сумерек.
     В картине В.Христова как бы сливаются два взгляда, два впечатления – взгляд художника на мир, как я уже сказала, но и сама природа как бы заглядывает в окно, проникая в мир человека. Желая подчеркнуть эту мысль, автор наделяет природу активностью, этим вызвана необычайная  яркость красок пейзажа, а  размытость контуров изображенного создает иллюзию движения.
     Итак, своеобразие  картины В.Христова в том, что в ней слиты два типа видения – взгляд человека, очарованного природой,  и проникновение  природы  в душу человека.