Почему Фалунь-Гунь?

Олег Гуцуляк
Почему в современном Китае начались гонения на неодаосскую (цигунскую) многомиллионную секту «Фалунь-Гунь» («»), которую, правда, из-за текучести Дао сильно засорил «Нью-Эйдж»?

Футуролог Э. Тоффлер считает, что именно религиозные неосекты в Китае приведут последний к кризису: «…Представьте себе такой кошмар: явление в будущем председателя Мао II. Харизматичного лидера, который, пользуясь беспорядками, сметет нынешнее руководство Китая и установит правление, невообразимое для Запада. Это будет не коммунист Мао и даже не Мао-капиталист. В стране, жаждущей чего-нибудь взамен ставшему почти религией марксизму, возможен Мао, который объединит и крестьян, и рабочих, и молодежь Третьей волны под религиозным флагом. Такой религией может стать христианство или, скорее всего, верование, взращенное сектами, в изобилии расцветшими по всей стране. В результате захвата Чжуннаньхая (главная резиденция правительства в Пекине) в руки религиозных фанатиков перейдет контроль над ядерным вооружением. Последствия могут быть самые непредсказуемые. Но еще раньше, не дожидаясь апокалипсиса, Запад перед лицом эскалации насилия может отозвать свои инвестиции из этой страны. Иностранные бизнесмены, спасая свои капиталы, пойдут на сговор как с коррумпированными чиновниками, так и с полевыми командирами бунтовщиков. Это еще более усилит хаос в стране. Превращение Китая в современную державу замедлится, а потом пойдет вспять».

В случае обострения экологических проблем в КНР даосская культура связи с природой может стать стимулом для оппозиционных движений с «зеленой» окраской. Также государственная политика одного ребенка, которая жестко введена правительством с 1982 г., создала ныне существенную диспропорцию мужчин и женщин младшего возраста: молодых мужчин на 20-30 % больше, а женщина, ранее не имевшая права голоса в семье, оказывается в ситуации, где избирает она (закон спроса и предложения). К тому же в традиционно патриархалной семье дочь получает любовь и внимание, которые традиционно получал в первую очередь сын, а также ей надлежит исполнять и роль сына во взрослой жизни, многие женщины не спешат выходить замуж, пополняя ряды успешных независимых женщин. И эта вся ситуация становится трагедией многих миллионов человек и может превратиться в фактор дестабилизации общества.

Более того, социальной основой неодаосистских сект стала бесправная часть общества, которая остется практически вне руководства со стороны КПК. Это т.н. «новый рабочий класс» — рабочие из крестьян, которые «оторвались от земли (физически), но не оторвались от родной деревни (ментально)». Таковых числиться около 100 млн, еще около 150 млн работают на поселковых предприятиях. Их интересы постоянно ущемляются, нарушаются время и условия труда этой категории и то, что связано с льготами по труду, среди них множество рабочих и служащих, «освобожденных» со своих рабочих мест (то есть уволенных и ставших безработными). Они не получают от реформ никаких выгод, принуждены брать на себя бремя за обретение жилища, оплаты лечения, тогда как гарантированной работы и зарплаты не стало. Кроме того, экономический рост в Китае вовлекает в свою орбиту огромные массы молодых людей, готовых работать по 13-14 часов в сутки для улучшения своего социального положения. При снижении динамики роста, как замечает А.Г. Володин, эти массы окажутся невостребованными – и тогда возможны любые повороты внутриполитической ситуации.

Как известно, за десятилетия реформ в Китае появился влиятельный класс собственников, многомиллионная армия менеджеров, представители которого начинают претендовать на активное участие в политическом процессе, представлять свои интересы во власти. Но, будучи незастрахованными от душевных кризисов и страха за собственную жизнь, крупный бизнес и менеджеринг также будет искать поддержки в неосектах (например, как в Украине аналогично оказывается поддержка нигерийскому Пастеру Сандею Аделадже). Особенно в китайских условиях, где над каждым гражданином висит карающий меч правосудия из-за обвинений в коррупции. Например, китайский суд в 18 декабря 2009 г. приговорил к смертной казни самую молодую в стране миллионершу по имени У Ин. Суд средней инстанции города Цзиньхуа признал 28-летнюю бизнесвумен виновной в получении «обманным путем» 384 миллионов юаней (56 миллионов долларов) и приговорил ее к высшей мере наказания. Начавшая свой бизнес с простого «салона красоты», У Ин к 2006 году стала известна всей стране благодаря созданию собственного холдинга «Беньсэ». В сферу деятельности концерна входили гостиничный бизнес, универсальные магазины, Интернет-кафе, продажа автомобилей, производство строительных материалов и сеть прачечных. Предпринимательница, используя якобы «пирамидальные схемы» и обещания высоких процентов, привлекла многомиллионные средства 184 инвесторов. Эти средства она использовала на личные нужды, возврат кредитов и функционирование холдинга. У Ин была арестована в феврале 2007 г. и почти полтора года находилась под стражей до предъявления обвинения. Суд над предпринимательницей продолжался больше года, причем в апреле женщина отказалась от сделанного ею ранее признания в содеянном. Однако этот отказ не помешало суду вынести ей смертный приговор.

Любая попытка даосов выйти за рамки традиционных ритуалов и обрядов, обслуживающих потребности населения, воспринимается руководством КПК очень ревниво. Ведь кризисы и катаклизмы, неприменно сопровождающие власть, могут быть аргументом в пользу смены находящихся у власти в соответствии с традицией. Как известно, по даосским повериям император теряет «достоинство» («дэ»), если не следует Небу, после чего Небо убирает его с престола, насылая на страну различные бедствия, которые не прекращаются до тех пор, пока он не уйдет. Именно такие представления послужили причиной гибели династии Хань, с которой, кстати, самоидентифицируются нынешние китайцы («хань»). Также увеличение количества восстаний в Китае эпохи Лю Чао после краха империи Цинь было вызвано легендами народных культов о воскрешении основателя даосизма Лао Цзы, которого Небо якобы послало убрать лишенную «дэ» династию.

Благо, неоконфуцианцы из КПК опять же находят легитимацию в конфуцианском каноне, выставляя себя как представителей «справедливого, законного управления» («ван дао» — «справедливый царский путь»), в то время как оппонентов рассматривают как узурпаторов («ба дао» — «путь узурпаторов-гегемонов»), что, в конце концов, привело к подавлению танками на площади Тяньаньмынь демократически настроенной молодёжи.

P.S. 9 января в Санкт-Петербурге начнется беспрецедентный в цивилизованных странах судебный процесс: преподавателя йоги Дмитрия Угая будут судить "за миссионерскую деятельность", которая заключалась в проведении лекции об основах йоги. 1-го декабря 2016 года философия индийской йоги была внесена в список нематериальных объектов культурного наследия ЮНЕСКО . Чуть ранее, двадцать второго октября, я прочёл лекцию “Виды йоги” и тоже был внесён – в протокол об административном правонарушении по “Закону Яровой” по обвинению в миссионерской деятельности, которую я не совершал. Мне даже не дали ознакомиться с протоколом. Меня беспокоит сам факт полного произвола, который может привести к преследованиям множества моих сограждан, которые практикуют йогу и изучают индийскую философию, совершенно не подозревая о возможной опасности. (далее -