Советы по выживанию. Тундра

Питер Горр
 

В прошлый раз  я обещал рассказать  о тундровых кострах….  Кто знает,  дорогие мои, куда вас забросит судьба, поэтому может быть пригодятся те крохи опыта, поделиться которыми у меня сейчас появилось настроение. Но,  для начала, несколько слов о самой тундре.

Вообще-то, тундра, так же как лесная зона, очень разнообразная. Встречаются большие каменистые участки, а могут быть и обширные заболоченные низменности. Впрочем, болот как таковых, бывает очень мало. Увязнуть и погибнуть в них, как в классической трясине, невозможно.  Под слоем обычной болотистой растительности на глубине не более полутора метров – вечная мерзлота. Правда, можно нарваться и на достаточно глубокие впадины называемые «линзами».   Поэтому без крайней нужды не стоит зазря шариться по болотам. Обычно вся влага в тундре  скапливается на поверхности в виде многочисленных озёр и луж всевозможных размеров.

В летнее время  часто можно встретить участки, абсолютно не проходимые. Дело в том, что растительность, в виде кустарников, иногда достигающих значительных, по тундровым меркам, размеров, прячется в складках местности. Высота их регулируется глубиной этих самых складок и колеблется от нескольких десятком сантиметров до двух и более метров. Причина в том, что свирепые зимние ветры буквально «состригают» все растения стоящие на их пути. Если посмотреть на тундру со стороны, то её поверхность кажется почти ровной. Но,  стоит только пойти  пешком, то путник неизбежно застревает в таких густых зарослях, через которые иногда пройти без топора невозможно. Джунгли с их непроходимыми лианами отдыхают…

 Частенько дневной переход по такой незнакомой местности не превышает 4-5 километров. Подчеркну, что речь идёт именно  о незнакомых местах, потому что у местных жителей есть свои тропы, по которым они передвигаются из года в год.. Кое-где вездеходы геологов гусеницами проложили целые «автострады», в  крошево измочалив хрупкую тундровую растительность, для восстановления которой потребуется не одна сотня лет. Правда, не всегда эти дороги, называемые своеобразным тундровым  термином «вездеходки», идут в нужном направлении.

  Другое непреодолимое препятствие – озёра самой замысловатой формы. Не зная их месторасположение и конфигурацию,  путник, зачастую, фактически топчется на месте, попадая в ловушки из цепи озёр. Приставьте себе разочарование незадачливого путешественника, который целый час обходил озеро, придираясь сквозь кусты, и обнаружил, что оно смыкается с другим, ещё более крупным, водоёмом. Здесь надо предостеречь от попыток преодолеть водные преграды вплавь. Топкое коряжистое дно и ледяная вода, температура которой даже в летние дни не превышает четырёх градусов, могут оказаться смертельно опасными.  Зато зимой, когда ветры заносят снегом все лощины вместе с кустарником и озёра сковываются льдом, скользить по насту на лыжах одно удовольствие и нормальный дневной переход может достигать 30, а то и более километров!

Впрочем, нет правил без исключений - каменистые участки тундры и те, которые прилегают к горным массивам легко проходимы в любое время года. Поэтому дальше мы будет говорить о таких местностях как Полярный Урал, плато Путораны и горы Бырранга на Таймыре, побережье северных морей.

Для походов в летнее время очень хорошо подойдёт костюм из плотной непродуваемой ткани и резиновые сапоги. Сменная обувь в виде трекинговых ботинок  не будет лишней.  Одежда  должна легко сохнуть и не сильно впитывать влагу. Сами понимаете: просушить свои вещички в тундре бывает проблематично и, иногда, приходится довольствоваться только теплом своего тела. Плотный непродуваемый головной убор обязателен. Геологи и местные жители частенько даже летом носят меховые шанки-ушанки. Надо сказать, когда дует северный ветер,  то такой наряд в комплекте с добротным ватником смотрится весьма неплохо.

Вопреки распространённому мнению комарья и прочего гнуса в тундре не очень много. Точнее сказать, его там хватает, но он не так сильно достаёт как в лесу. Стоит только подняться на небольшой холмик или возвышенность, то ветер, который в тундре дует практически всегда, уносит всю кровососущую мерзость. Впрочем, это ещё зависит не только от местности, но и от того, какой год -  влажный или сухой. Иногда без  репеллентов или накомарника не обойтись. Другой важный плюс – в Заполярье нет энцефалитных  клещей, которые последнее время становятся бичом не только таёжных, но и более южных и западных районов. Это радует.

Летом вполне можно обойтись без примусов или газовых горелок. Местные жители веками живут без них, поэтому я смело готов посоветовать путешественникам по тундре обходится без искусственного топлива. Ну, может быть, стоит взять с собой немного сухого спирта или оргстекла для растопки.  Есть суровые тундровики, считающие всё это блажью, и я снимаю перед ними шляпу. У меня, однако,  всегда в кармане рюкзака лежит что-нибудь для растопки. 

Вдоль береговой линии озёр и ручьёв можно найти сухие ветки полярной ивы или берёзки. Иногда попадаются экземпляры толщиной в руку, поэтому костёр тут не проблема.

 На полностью лишённых растительности участках, типа высокогорной тундры, сложнее достать топливо, но не критично. Как правило, цивилизация шагнула и сюда. Часто по пути можно найти обломки досок, старые ящики и даже брёвна, неизвестно как попавшие в безлесную тундру. Загадки, однако... Такие артефакты надо всегда брать с собой, предварительно разделав до удобоносимых  габаритов.  Когда настанет время приготовления пищи, они очень пригодятся.
Совсем не плохо, встретив заросли  карликовой берёзки высотой 20-30 сантиметров, побродить по ним. Сухие веточки величиной с карандаш там будут обязательно. Собирайте их в мешок.

Ну, вот, наконец-то, долгожданный обеденный привал. Место для очага (именно очага, потому что костром это сооружение не назовёшь) выбирается обязательно на вершине каменистого холма. Определив направление ветра, выкладываем из камней, параллельно его направлению,  две  крошечные стеночки высотой около 10 сантиметров. Для достижения большего эффекта можно и меньше,  но это требует опыта. Расстояние между стенками зависит от ширины дна  посуды, в которой мы собираемся готовить.

   Несколько слов о том, в чем готовить. Котелки должна быть с плоским дном, низкие и обязательно с крышкой. Для горячих напитков идеален обычный конусообразный чайник.

Раньше, когда цивилизации мало коснулась этих мест, и аборигены ещё не спились  окончательно, в тундре часто можно было встретить улыбающегося плосколицего человечка, которыё за сотню километров пошёл в гости к соседу. Из снаряжения у него был только эмалированный чайник, подвешенный к поясу и крохотная вязаночка  дров. Всё остальное он держал в карманах или просто за пазухой. А расстояния измерялись в количествах остановок  для того чтобы попить чайку.  До соседа было «пять раз чай пить и один круг солнца». ( «Один круг солнца» - одни сутки в полярный день).
 Сейчас, к сожалению, время уже не то. Национальной одеждой и промыслами местные жители стали пренебрегать. В основном  осели в поселках, где стремительно вымирают от алкоголя, безделья и нездорового образа жизни. Тундра для многих стала чужой…. Впрочем, это совсем другой, достаточно сложный этнографический и социальный  вопрос,  который к данному повествованию отношения не имеет.
Вернемся к нашему очагу.

Итак, кастрюлька и чайник наполнены водой (кстати,  воду в тундре можно пить повсеместно, без боязни подцепить кишечные заболевания)  и приступаем к непосредственно к приготовлению пищи. Это похоже на некую медитацию.  Надо поудобнее сесть или лечь возле костра. Острым ножом разделываем топливо на крошечные стружки и подсовываем под днище котелка. Прикрыв от ветра  подручным материалом (плоским камнем, а можно и собственным телом), осторожно разжигаем. Дождавшись, когда огонёк наберёт нужную силу, постепенно открываем доступ ветра. Дело пошло. Уже можно кормить огонь  более крупным топливом (величиной с карандаш). Процесс настругивания и подкладывания  «дров» непрерывен. Стараемся размещать огонь прямо под центром и так, чтобы он равномерно распределялся по всему днищу.  Язычки пламени не должны вырывались слишком сильно наружу – с ними драгоценные калории тепла улетают в атмосферу. 
Котелки обязательно накрываются плотными крышками  -  без них вода может и не закипеть –  идёт слишком сильное охлаждение боковых поверхностей.   

Иногда надо бывает подуть на огонь, или, наоборот,  уменьшить тягу, закрыв плоским камнем обратную сторону очага. При очень сильном ветре не помешает защитный камень спереди. Это всё по обстоятельствам.

 Когда очаг  начал работать и набрал достаточную температуру,  то, при нужде,  можно использовать и  сырые ветки карликовой берёзки. За счет высокого содержания эфирных масел они тоже не плохо горят.

Через 30-40 минут такой медитации горячий обед готов. На группу 5-6 человек вполне достаточно будет 2-3 килограмма дров.  Опытные костровые могут заметно  уменьшить время готовки и количество топлива  - в тундре это процесс творческий и зависит от множества переменных: от качества сложенного очага, от силы ветра, от влажности топлива, от  формы посуды и, самое главное, от умения  «хранителя очага».

 Один раз, на моих глазах, пожилой ненец вскипятил чайник за несколько минут, использовав всего лишь кусок доски величиной с плитку шоколада.  Быстрее чем дома на газу! Мастерство, как говорится, не пропьёшь…

В своё время,  достаточно побродив по тундре, мы научились ценить и беречь топливо.
Полезный навык приготовления пищи на миниатюрных кострах-очагах может понадобиться в любых широтах и поможет сэкономить силы на заготовке дров и отчасти сбережёт уже изрядно покоцанную природу. Не лишним будет потренироваться вскипятить себе кружку чая на минимуме топлива и в городских условиях. Это всегда может пригодиться ….
Удачи Вам, друзья!

 С уважением,
Автор.