Мой Екклесиаст

Геннадий Казакевич
«Кривое не может сделаться прямым…»
(Еккл. 1:15)

Расколоты кривые зеркала
На крошечные острые осколки.
Вонзаются осколки в те сердца,
Хозяева которых кожей тонки.
И если тонкокожих –большинство, -
Иллюзия – евклидово пространство,
И нам познать иного не дано,
Чем прямизны кривого постоянство.
И не один ребенок в Зазеркалье
Найти решений не сумел простых…
Ищу ответ о смысле мирозданья
И правде жизни – в зеркалах кривых.
Но отвечают мне кривые зеркала
Кривой ухмылкою чеширского кота.

 
                *  *  *
«И обратился я, чтобы взглянуть на
мудрость, безумие и глупость...»
(Еккл. 2:12)

Напитком терпким тело услаждая,
В душе своей я мудрость сохраняю
И тихо жду, чтобы в итоге мудрым
Досталось радостей по их делам и будням.
Чем дольше жду, тем чаще замечаю –
Чем больше мудрости, тем больше и печали.
Чем дольше я живу, тем  мне виднее,
Что глупые богаче и сильнее.
И вот однажды я спросил в отчаяньe -
Зачем же все мои благие начинанья,
Зачем мне оставаться в мудрых братстве
И видеть как глупцов растет богатство?..
И только от того душе теплее,
Что мудрые мудрее и мудрее...

                *  *  *
«Время разбрасывать камни,
и время собирать камни...»
(Еккл. 3:5)


Есть время всему в этой жизни свое и свое назначенье.
Есть время рождаться и время уйти на покой.
Есть время счета пополнять, окунувшись в дела с головой.
Есть время в весельях потратить свои сбереженья.
Есть время к войне подготовить орудья и танки.
Есть время созвать всех врагов и бороться за мир.
Есть время любви предаваться при свете свечи или лампы.
Есть время постылых прогнать из домов и квартир.
В природе и обществе есть заведенный порядок.
Что создал Творец, то возможно и есть идеал.
И я бы любил бытия драгоценный подарок,
И глупых вопросов о смысле его задавать бы не стал,
И камни от скуки по миру разбрасывать вовсе не сложно.
Боюсь лишь - собрать их пришедшим за нами уже невозможно...

                *  *  *
«Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом  и
томлением духа!»
(Еккл. 4:6)

Все суета сует – Екклесиаст сказал –
Что пользы смертному от всех его трудов...
Мильоны судеб и один финал -
Нет счастья в этом  лучшем из  миров.
На будущее счастье уповать
И строить новый мир под старым небом
Пристало лишь глупцам -
Хоть не корми их хлебом.
Нет памяти о прошлом в том что будет –
Забудут те, кто после нас придут,
И терпкий вкус вечернего напитка
Не вспомнят в спешке утренних минут...
А мне бы лучше в клубах фимиама
Читать Писание, Шекспира и Хаяма.


                *  *  *
«Сладок сон трудящегося»
(Еккл. 5:11)

Вижу я сны после дня суеты и забот.
В них завершение начатой утром работы,
И разрешенье проблем, и судьбы поворот,
И с подлецом, и с предателем в снах час расплаты.
И торжествую победу добра над обманом –
Гибнет богатство нажитое мерзким плутом,
И нахожу пять минут, чтоб подумать о главном,
И говорю те слова, что не сказаны днем.
Знаю во сне направленье и скорость полета.
Силы рассчитаны, карта совсем не нужна.
Птицы завидуют мне и видавшие виды пилоты...
Ах, почему не могу я сегодня поспать допоздна?!.
Но просыпаюсь со знанием сущности сна –
Все что во сне, как и в жизни самой – суета.


                *  *  *
«Лучше видеть глазами, чем бродить душою.»
(Еккл. 6:9)

Тем чаще и сильней болит душа,
Чем больше зла стоит перед глазами.
Но интересна пьеса нам, пока
Почти все зло случается не с нами.
Досматривать до самого финала
Я б это представленье не xотел -
Конца не видно, как у сериала,
А у души броженья есть предел.
И в happy end не верил и не верю -
Добро не победит в последнем акте.
И за собой закрыл бы тихо двери -
Для этого не надо ждать антракта.
Пожертвовал бы также и началом,
Когда бы не был страстным театралом.

                *  *  *

«Сетование лучше смеха.»
(Еккл. 7:3)

В самые жаркие дни больше хочется влаги.
В зимние дни что ни год - то слабее мороз.
В благополучные дни недостаточно блага.
В самые скорбные дни недостаточно слез.
Деньги не я, а другие сгребают лопатой,
Засветло те же другие приходят домой.
И кривизна в наши дни не крива, как когда-то,
И появились изгибы у самой прямой.
Грешники стали грешить без былого изыска,
Ложь все банальнее, и не смешон анекдот.
Дали все дальше, ненужные близости – близки,
И досконально рассчитан судьбы поворот…
Cколько ни сетуй, все это закончится просто -
Бархат осенних цветов и ворота погоста.

                *  *  *
«Не скоро совершается суд...»
(Еккл. 8:11)

И если правда после смерти ждет нас жизнь,
И по делам земным нам воздаянье,
И у злодеев, и у праведников есть
Свой дом в потустороннем мирозданьe,
И праведника ждет дорога в Рай,
А грешника – в другой стране жилище,
То кто сказал, что в мире том покой,
И грешники за Рай войны не ищут.
И если правда, что взорвав на теле бомбу,
А вместе с ней - врагов пяток-другой,
Тот камикадзе, верный воле Бога,
Немедленно в Раю найдет постой,
То есть причина для моей тревоги
За тех любимых, кто уже в дороге.

                *  *  *

"Не проворным достается успешный бег."
(Еккл. 9:11)

Не самый проворный кончает дистанцию первым.
Не самый из смелых с победой приходит домой.
Не самый сметливый торгует вином или хлебом.
Не самый из глупых кочует по миру с сумой.
Но знаю доподлинно строгое правило бега -
У гонки с раздельного старта есть общий финал,
И тот неудачник, кому не досталась победа,
Hа финише встретит того, кто его обогнал.
А зная все это, зачем я борьбу продолжаю,
Бегу, спотыкаюсь и падаю, снова встаю,
Судьбу проклиная, себя по кускам собираю,
В дыханье и ритм попадаю и снова бегу...
За труд и терпенье одной я прошу лишь награды -
Хоть раз с этой трассы сойдя, постоять где-то рядом.

                *  *  *

«...кто разрушает ограду, того ужалит змей.»
(Екк. 10:8)

Но где предел житейскому уму?
Когда пришла пора колоть дрова,
Давать ли чаще отдых топору
Иль пусть работает, не зная оселка?
Владеть искусством заклинанья змей,
От яда знать заветный заговОр,
Или скосить траву до жарких дней
И в целости держать от змей забор?
У Провидения совета я прошу:
Как вовремя закончить разговор,
Пока не вспыхнули огнем в сухом лесу
В твоих глазах обида и укор?
Как, несмотря на летнюю жару,
От порчи сохранить любовь твою?
               
                *  *  *

“Сладок свет,  и  приятно для глаз видеть солнце.”
(Еккл. 11:7)

В древниx книгаx пророков
Мудрыx мыслей рассыпаны гроздья.
Но страшусь я уроков,
Теx, где мысли вбивaют как гвозди...
Мне б висеть на гвоздяx,
Как висели борцы за идею,
Победившие страx,
Не помазав злодеев елеем.
Но другим, a не мне
За идею досталось бороться...
Сладок утренний свет,
И приятно для глаз видеть солнце.
Тот же свет леденит
Отраженьем в воде из колодца.

                *  *  *

«...доколе не порвалась серебряная цепочка,
и не разорвалась золотая повязка...»
(Еккл. 12:6)

В том странном возрасте, когда уже пора
Забыть, что был когда-то оптимистом,
Начать всю мудрость черпать из Писанья,
Листая перед сном Екклесиаста,
Или готовиться к Армагеддону
И в ожидании вселенской катастрофы
Искать ее в пророчествах Исайи
И в Откровеньe Иоанна Богослова,
Пока хватает света звезд и солнца
И есть вода пока еще в колодце,
Целы кувшин, цепочка и повязка
И не замолкли в скорби дщери пенья,
Желаю я себе как можно дольше
Держать открытой Книгу Песни Песней…