Пари

Анатолий Бешенцев
                Пари     ©

                «Кто спорит – тот дерьма не стоит,
                а кто молчит – тот из дерьма торчит!»
                (детская дразнилка)

       Роясь как-то в семейном архиве, чудом сохранившимся в российском бедламе, обнаружил  в нём среди всякой всячины что-то вроде тетради, в кожаном переплёте. Сразу же за обложкой, на первом листе, стояло: «Дневник Никандра Васильевича Трёпова,  поручика конного лейб-гвардии полка».

       Ещё от бабушки по материнской линии, ныне покойной, слышал как-то упоминание о том, что одним из моих прадедов был сын мелкопоместных дворян, военный. И вот теперь с интересом листаю пожелтевшие страницы почти двухвековой давности. Среди коротких малозначащих записей увидел вдруг весьма пространную, датированную 4-ым мартом 1826-го года, которую и воспроизвожу здесь, дословно:

       «Третьего дни тому назад вызвал меня командир нашего конно-хвостатого полка п-к Филиппов; вот уж фамилия не в бровь, а в глаз: Филипп по-гречески – любящий коней; и как ведь точно: лошади – большая слабость (помимо хорошеньких дам, разумеется) старого вояки, бившего французов ещё совсем недавно, при Бородине. И стал он пытать меня на тот предмет, откуда я беру столько денег на частые кученья с офицерами полка в свободное от службы время, оплачивая их из своего кармана: денежное довольствие поручика невелико – не разгуляешься, а от родителей, из деревеньки, вы, мол, ничего не получаете – у  самих, как говорится, в кармане – вошь на аркане (полковник русские пословицы тоже обожал)…

       – Так я, господин полковник, – отвечаю – всегда любое  пари выигрываю, поэтому у меня денег – куры не клюют…
– Тогда ловлю на слове, – обрадовался полковник – у вас есть шанс подтвердить ваше бахвальство немедля, хотя бы на мне…
– Извольте, мне это совсем не трудно – соглашаюсь я. Берусь утверждать, что уже завтра у вас, простите за прозу, на афедроне, а именно на левой ягодице, выскочит чирей – бьюсь об заклад в тысячу рублей…

       Бьём мы с полковником по рукам, и я откланиваюсь. На другой день заявляюсь к любителю лошадей, дам и пословиц, как ни в чём не бывало, и говорю:
– Пришёл удостовериться в результатах вчерашнего пари, только у меня к вам просьба: поскольку в комнате темновато, не изволите ли вы продемонстрировать наличие чирья перед окном, господин полковник?..
– Нет ничего проще, – ухмыляется Филиппов, тронув на всякий случай левую ягодицу, подходит к окну, спускает лосины до ботфортов, и выставляет афедрон к свету. Я делаю вид, что тщательно изучаю его тылы, а потом, как бы нехотя и с досадой, признаЮ:
– Должен подтвердить, господин полковник, что я проиграл – у вас всё чисто…

       Полковник торжествующе натягивает лосины, я ему отстёгиваю проигранную тысячу, десятью катеринками, и слышу насмешливое замечание в свой адрес:    *
– Что же вы мне, поручик, хвастались, что любое пари выигрываете?..
– А вы выглянете в окно, господин полковник, – предлагаю я.
Полковник, улыбаясь, подходит к окну, и улыбка мгновенно слетает с его лица: в глубине двора, задрав головы, стоят в полном сборе офицеры нашего полка, и что-то оживлённо обсуждают.

       – Что всё это значит? – вопрошает полковник, а я невозмутимо так, смакуя каждое слово, ответствую:
– Так я, господин полковник, поспорил с офицерами на две тысячи рублей серебром, что вы покажите в окно свой зад, извините ещё раз за прозу…»

       На этом запись обрывалась, и последствий этого пари я в других заметках не обнаружил. Но эта история так мне понравилась своим изяществом, что решил её фабулу повторить на моём корешке, Кольке Жокееве, и ребятах нашего двора. С Колькой мы поспорили на сто рублей (я струхнул: а вдруг как он заартачится, и в окно свой зад откажется выставлять, предложив включить свет, – прогресс, мать его в душу!), а ребятам я пообещал, соответственно, двести рублей, тоже не очень рискуя.

       Случилось, однако же, так, что Колька на следующий день попёрся в свою конноспортивную секцию, участвовал в заезде, попал под сильный дождь и здорово натёр  место, оговорённое в пари. Когда я зашёл к нему через два дня, обусловленных спором, тот лежал на диване, на правом боку, и мрачно протянул мне проигранную сторублёвку, ничего не говоря, – было и без слов  всё ясно: окно отменялось само собой.

       А проигрыш ребятам мне пришлось, добавив ещё сотню целковых, к их восторгу, вручить. Я же после этого странного случая уверовал в потусторонние обратные связи с душами предков...

*  КатерИнка – сторублёвый кредитный билет с изображением Екатерины Второй

                27 июля 2006 года