Еврейское казачество

Игорь Ваганов
ЕВРЕЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

Еврейское казачество восстало
И крикнули «За родину вперед!»

(Слова из песни)

Казалось бы, что общего может быть у бравого казака, например, начала 20 века и скромного еврейского портного или часовщика. По мнению многих обывателей, это были антиподы, поскольку по странным и лживых мнениям тех же обывателей, особенно из среды либеральной интеллигенции, казаки непременно были антисемитами и только лишь мечтали, как огреть бедного еврея нагайкой по спине. А между тем и у бравого казака, и у скромного еврейского портного вполне могли оказаться общие предки!

Казаки испокон веков были рыцарями Православной веры, поэтому основную часть казачьих общин составляли потомки различных славянских племен, а также более поздние переселенцы из великорусских и малороссийских областей. (Тема эта широко освещена в работах различных авторов.) Но казачество никогда не было моноэтническим, в казачью общину брали всех, кто был способен держать оружие и выражал желание придерживаться казачьих обычаев. Среди множества представителей различных национальностей, вошедших в состав казачества, были также и евреи. Причем евреи служили казачеству или как полноправные казаки конкретного казачьего Войска, или помогали казакам в решение различных, прежде всего торговых или финансовых делах. Между этими группами евреев были существенные различия. Если евреи, которые только сотрудничали с казаками по ряду вопросов, могли придерживаться своего традиционного вероисповедания – иудаизма, то для евреев-казаков при вступлении в казачью общину вероисповедание должно быть обязательно христианским, причем с 1635 года – только православным. Собственно говоря, вступив в казачество,  приняв православную веру, еврей-казак порывал со своей общиной и становился полноправным членом казачьей общины. Бывший Мойша, крестившись и сменив лапсердак на казачью справу, звался теперь, например, Михаилом Евреиновым и становился основателем нового казацкого рода! Евреи-казаки женились на местных казачках, и их дети (а тем более и внуки) становились потомственными казаками, перенимали новые обычаи и культуру и в конечном итоге только фамилии да отдельные антропологические признаки напоминали о каком-то отношении к еврейской нации. Теперь они были, прежде всего, казаки!
Наиболее ранее евреи-казаки появились среди запорожских казаков. Они принимали христианское вероисповедание, частично изменяли фамилию… и участвовали в опасных казачьих походах (казаки обычно в свою среду принимали тех евреев, чьи воинские качества были совершенны). В работах известного историка Дмитрия Яворницкого на основании сохранившихся документов, приводится в качестве примера рассказ запорожского казака Василия Перехриста о его происхождении: «Родился… в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году, будучи там по купечеству Войска Запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сичь Запорожскую желания привезено». Многие евреи вступили в казачьи общины запорожских и малороссийских казаков начиная с 80-х годов XVII века и до времен гетмана Ивана Мазепы: казачьи роды Перехристы, Боруховичи, Магеровские, Крыжановские, Марковичи, Нусимовичи, Караимовичи. Среди казачьих родов еврейского происхождения в XIX веке исторические документы донесли до нас фамилии Юдины, Юдаевы, Халаевы, Шафаревичи, Маривчуки, Нивроченки, Жидченковы, Мацуненки.
Среди донских казаков также были казаки еврейского происхождения, хотя конкретных цифр не сохранилось. Однако в работах астраханского историка-краеведа А.А. Горшкова приводятся факты принятия в казаки в начале 1900 годов евреев музыкантов, создателей казачьих полковых оркестров.
В начале XX века во Владивостоке проживал известный общественный деятель Иван Иннокентьевич Циммерман, который, как подтверждают конкретные документы, происходил из казаков Забайкальского войска.
В годы Гражданской войны эти казаки еврейского происхождения также испытали геноцид со стороны большевиков, ужасы «расказачивания» (24 января 1919 года вышло людоедское Циркулярное письмо ВЦИК «О расказачивании», подготовленное Бронштейном (Троцким) и Аптемкманом (Свердловым), с оружием в руках выступили против Советской власти.  Например, забайкальские казаки-евреи воевали на стороне атамана Семенова, была сформирована особая еврейская полусотня. А финансовую помощь атаману Семенову оказывали Владивостокские купцы Циммерманы. В тоже время часть евреев (вероятно, не казаков) воевала в рядах партизанских отрядов Лазо и Каландаришвили.
По окончании Гражданской войны эти уцелевшие потомки еврейских казачьих родов отправлялись в эмиграцию. Евреи-выкресты были и в составе Русской армии в Галлиполи, данным военным лагерем, как известно, руководил генерал Кутепов, а комендантом лагеря был генерал Штейфон (потомок евреев-выкрестов).

2010 г.