Князь. ЧастьV
«Это Львов свой смычок перекинул
с берега на берег».
Николай I о мосте, сооружённом А.Ф. Львовым
в имении Фалль.
Женившись на Прасковье Агеевне Абаза, дочери крупнейшего саратовского землевладельца, Львов стал саратовским помещиком и получил за невестой в приданое 763 души крестьян в Балашовском уезде. Только через двенадцать лет он вступил во владение имением в селе Андреевка. Лето они чаще проводили за границей, в Царском Селе или Петергофе.
В 1850 году Львов получил от императора отпуск на шесть недель и провёл их в имении.
Вопрос освобождения крестьян, живший в передовых умах России ещё со времён Екатерины II , естественно волновал и князя. Ещё до реформы 1861 года он писал: «Освобождение крестьян от рабства есть дело великое и богоугодное… Но с чего начать? С того, что отдать, то есть подарить крестьянам в вечное и потомственное владение их усадебные земли со всеми на них строениями». Он предполагал два условия, при которых это было бы возможным:
1, Чтобы земля не могла быть продана людям посторонним.
2. Чтобы на ней не заводили кабаков или харчевен и всякого другого способа продавать крепкие напитки…
(Не кажется ли вам, что этот тезис остаётся актуальным до сих пор?).
Далее он писал: «Если по истечении двух лет мы увидим, что это свершилось, тогда с дозволения правительства мы освободим их от крепостного состояния»
Это предположение, высказанное Львовым за два года до реформы – весьма интересный факт для характеристики князя.
Интересна судьба драгоценной нотной библиотеки князя. Она собиралась ещё его отцом, а потом всю жизнь пополнялась Алексеем Фёдоровичем. До революции библиотека хранилась у потомков князя. Обнаружена она была в 1919 году в поместье Андреевка. Книги были перевезены в г. Балашов, а ноты в 1923 году переданы в Саратовскую консерваторию.
Свои последние почти десять лет А.Ф. Львов прожил в Литве, близ нынешнего Каунаса в имении Романо, доставшемся его дочери от мужа (ныне - Ромайняй, пригородный район Каунаса). Интересна историческая справка об этом месте. Упоминается оно ещё в хрониках крестоносцев XIV века. Можно предполагать, что это было святое место летувисов-язычников. Было там и капище с вечным огнём. До сих пор в лесопарке Ромайняй сохранились остатки священного дуба. О древности этого места свидетельствует и курган, и корень слова «ром», тот же, что в словах ramus, Ramove, Romuva – спокойный, затишье. Может быть, именно такое спокойное место и нужно было старому князю на исходе лет после напряжённой и бурной военной, придворной и творческой жизни в Петербурге.
Совсем оглохший, как Бетховен, князь часто приходил в монастырь в Пажайслисе. Монастырь камалдулов XVII века после разгрома польского восстания в 1830 году был предан православной церкви. Алексей Фёдорович помогал монастырю денежными пожертвованиями, принимал близко к сердцу дела обители. Человеком он был ярким и положительным, вызывающим симпатии окружающих. Близкие вспоминали, что ему в стенах монастыря было так хорошо, что на какое-то время к нему возвращался слух. Ещё вспоминали, что «глухой, как Бетховен, князь слышал, когда брали неверную ноту».
Там, в монастыре, который был православным Успенским до 1915 года, когда немцы заняли город-крепость Ковно, он и похоронен у стен церкви Сретения Св. Марии и Св. Елизаветы рядом с женой. На плите – надпись о том, что он был действительным тайным советником и автором российского гимна «Боже, Царя храни!».
Но вот интересная подробность. Историк из Литвы В.В.Иванов-Виленский рассказывает, что с 70-х годов прошлого века надгробный камень не лежит непосредственно на могиле А.Ф.Львова, а перенесён вместе с другими пятью надгробиями православных людей в другое место, где мы их видим на фотоснимке. Сама могила князя и его супруги осталась в центре, перед входом в церковь Сретения Св. Марии и Св. Елизаветы, чуть правее, если смотреть на центральный вход, и ближе к нему. Об этом историку рассказывал тогдашний директор реставрируемого архитектурного комплекса в Пажайслисе Стасис Мешкаускас.
Заканчивая свой рассказ о русском князе, русском офицере, русском музыканте и русском человеке, мне хочется вспомнить, что самым ранним упоминанием в летописях о Львовых было упоминание о Марке Демидовиче, пришедшем в Тверь из Литвы. Эта литовская земля и приняла А.Ф.Львова.
Мост-смычок, упомянутый императором, – это мост между двумя ипостасями князя: военного инженера и музыканта. О таких людях говорят – человек эпохи Возрождения, подобный великому Леонардо, исключительно талантливый, чьи способности отличаются многообразием и разносторонностью.
Послесловие.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание, что имеющиеся у нас материалы о жизни и творчестве А.Ф.Львове очень разрозненны. Многое из изданного до 1917 года не переиздавалось по известным причинам. Именно поэтому моя статья может выглядеть несколько фрагментарной. Я надеюсь, что история жизни князя, человека интересного и достойного нашего внимания, ещё займёт умы профессиональных историков. Это было бы только во благо России и её культуре.
Выражаю особую благодарность и признательность историку из Литвы Валерию Васильевичу Иванову-Виленскому за идею создания этой статьи, поддержку, помощь и советы в работе над ней и материалы из его фотоальбомов «Пажайслис»:
http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=103288
http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=108059
Историческая справка. Википедия.(Перевод с литовского В.В. Иванова-Виленского).
http://lt.wikipedia.org/wiki/Romainiai
Населённый пункт Ромайняй (так в литовском тексте)упомянут в хрониках крестоносцев XIV в. О древности этой местности свидетельствуют и курган, и корень слова – Ром - такой же, как в словах ramus, romus, Ramov; Romuva (спокойный, затишье). Можно предполагать, что это было священное место для летувисов - язычников. Там стояло капище, на котором горел вечный огонь. В лесопарке Ромайняй сохранились до сих пор остатки священного дуба. По сведениям историков в этом лесу проходили языческие обряды, здесь был важный для тех летувисов религиозный центр.
В 1295 г. комтур Рагайн Liudvik von Libencel после победы в бою над летувисами сжёг считавшуюся священной деревню Ромайняй.
1336 г. на острове Ромайняй построена Мариенбургская крепость, а на правом берегу Немана – Баенбургская (около Вилюоны).
1384-1402 – составлены секретные описи дорог в Литву, среди которых почти десяток шёл через Ромайняй.
XIV в. Ромайняй правит Витебский кастелян Шимон Сирот, Карл Прозор и его сын Мавриций, в 1831 г. руководивший отрядом польских повстанцев Ковенского региона в 2000 чел. После подавления восстания Ромайняй приобрёл помещик Адам Медекша.
1850-1917 г. владели графы Тышкевичи, после чего поместье купил Й.Галвидис-Бикаускас (после обретения независимости Литовской Республики в 1920 г.), а фольварк был сдан в наём Обществу по борьбе с туберкулёзом. В 1937 г. здесь создана туберкулёзная больница.
В поместье Романь умер автор старого гимна России "Боже царя храни" Алексей Львов(1798-1870).
Литература:
1 Руммель В.В., Голубцов В.В. «Родословный сборник русских дворянских фамилий». СПб.,1866 г., т. I, стр. 570 -582.
2. Записки А.Ф. Львова, «Русский архив».
1884 г., №4, стр.227, 234 – 244.
№5, стр. 79, 110.
З. Рассказы, заметки и анекдоты из записок Елизаветы Николаевны Львовой,
«Русская старина», 1880 г., №3, стр. 639.
4. Е.Н. Львова, «Русские мемуары». М., 1988г., стр. 406 – 407.
5. Композиторы и музыканты Саратова, Библиографический справочник.
Саратов. 1982 г., стр.41.
6. Самохвалова Н.В. Журнал «Отечественные архивы». 2007 г., №2.
«Краеведение и архивное дело; исторический опыт».
7. Самохвалова Н.В. «А.С.Пушкин и А.Ф.Львов». Журнал «Нева», 2001 г.,№2,
Стр. 214 – 219.
8. В. Калугин, «Антология русского романса. Золотой век », М., Эскмо, 2006 г.
9. А.Судьина, «Пушкинский след», «Стихи.ру», авторская страница.
http://www.stihi.ru/2010/02/07/4601
10. Фотоальбом Валерия Виленского.
http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=103288
http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=108059
11. Берс А.А., «Алексей Федорович Львов как музыкант и композитор», «Русская
старина», 1900 г., т.2, апрель.
© Copyright:
Анна Судьина, 2010
Свидетельство о публикации №210051400400