Воинская честь

Сергей Вшивцев
Фото автора



Статья была написана в 2010 году как вступительное слово автора к пособию по тактико-специальной подготовке сотрудников специальных отрядов быстрого реагирования Федеральной таможенной службы России.



"Дерзайте отчизну мужеством прославить!"   М.В. Ломоносов




На шевроне сотрудника СОБР таможенных  органов написан девиз «ЧЕСТЬ И ОТВАГА».  Что же означают эти слова и как они отображают реальную жизнь людей одетых в специальную форменную одежду, носящих погоны и имеющих специальные звания или классный чин. Рассмотрим это подробно на примерах и з истории в лицах и поступках.


В энциклопедиях разные авторы трактуют понятие чести и отваги по-разному. Так в электронном информационном  источнике  Википедии   понятие  чести,  определяется  как  комплексное  морально-этическое  и  социальное   понятие,  связанное   с   оценкой таких качеств индивида, как   верность,   справедливость,   правдивость,  благородство,  достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

Как говорил Декарт, "верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений".

Словарь В. И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».

Необходимость воинской чести, как условия военного быта, всеми сознается, но её существо остается почти неуловимым офицерами пока они не столкнутся с подлостью и предательством сослуживцев. Когда люди сутками проводят вместе все время, днюют и ночуют, делят кров и пищу, то доверие к соратникам крепнет. Идеализация отношений в воинской среде не проходит без конфликтов. Вот кто-то ради меркантильного интереса вдруг совершает нечестный поступок по отношению других офицеров. Оправдания могут быть разные. Но "благими намерениями дорога в ад стелется". Тогда происходит коренное изменение отношения к данному субъекту. Но если в стародавние времена подлеца презирали, вызывая его на поединок или изгоняя из своей среды. То сейчас происходит обратный процесс. Невежество, подлость и хамство занимает главенствующую позицию, все остальные же молча способствуют закреплению и стабилизации положения нечестного офицера. Мало того. Именно такие идут вперед и вверх по карьерной лестнице, буквально по "головам и по трупам". Не в бой за Родину, а в теплый и комфортный кабинет начальника устремлены мечты этих офицеров. Что противоречит самой сущности защитника Отечества. В этой статье попробую исследовать причины этого явления.

Исторически сложилось так, что люди в погонах, где бы они не служили, должны руководствоваться понятиями чести и достоинства. Но в отличии от западного (европейского) образа мышления (где защищали личные свободы) у русского воина, затем у офицера царской армии, потом советского солдата и у российского офицера наших дней это явление или  по другому - традицию охранять и отстаивать свободу своего рода (как в древние времена), своей семьи - народа - изжили, изъяли волевым решением неких командиров. Это самое понятие трансформировалось и изменялось в течение времени. Что сказалось отрицательно на моральном и нравственном облике человека в погонах. Теперь понятие патриотизма - любви к Отчизне и желания защитить ее остается все меньше и меньше на деле. А это следствие отсутствия чести у офицеров всех уровней во всех военизированных структурах. Подлость, ложь и предательство становятся движущей силой для принятия решений и руководства к действиям. Это я и постарался показать здесь.

Обычно под патриотизмом понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Патриотизм — это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. Замечено, что именно это проявление у русских людей вызывает омерзение у наблюдающих за нами европейцев, негодование у либералов в России.  Приравнивающих патриотизм в России  с  нацизмом в Германии тридцатых годов двадцатого века. Находятся противники защиты интересов своей Отчизны, гневно осуждающих добровольно идущих на службу Родине людей.

Родина — это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается на идеалах выстраданных многими поколениями. Отечество — понятие родственное Родине, в которое, однако, вкладывается более глубокое содержание и прежде всего нравственное, духовное. Следует отметить, что человек может прожить жизнь и «не найти своей Родины», не стать ее патриотом, то есть человеком, влюбленным в свое Отечество.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям — отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Вот как об этом говорит поэт С. Викулов:
 
И ты, великодушная на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу...
И без меня ты можешь быть счастливой, —
Я без тебя, Россия, не могу.


Основной постулат в этой статье - это любовь к Родине и защита ее. Если человек честен, то он может исполнить свой воинский долг. Если он подлец, то предаст ее. Так как изменяет дружбе и не умеет любить ближних своих, так и Отчизна для такого морального и нравственного урода не представляет чего-то особенного. Если только, в определенный момент, предмет купли-продажи. Но одно дело реализовывать в магазине товары, другое дело честь и достоинство офицера. Прежде всего человека, который ответственен за свои поступки, так как на него возложена задача обеспечить мир в стране, своей готовностью вступить в бой с любым агрессором. Тому кто выбирает путь воина не до подлостей и интриг, "подковерных игр".

Понятие воинской чести неразрывно связанно с  патриотизмом. При том распадается на понятие личной чести и коллективной. Так как это понимали на западе (в европейской армии) и так как это понимали на востоке, в данном случае русские люди. Если с точки зрения личной чести «честное» тождественно с «нравственным» — и то, впрочем, не всегда, — то с точки зрения чести коллективной или корпоративной (общественной) соотношение получается иное: «честное» может быть в нравственном смысле безразличным, может даже оказаться и прямо безнравственным. Между тем, каждая социальная группа всегда имеет свое особое представление о корпоративной чести, которая служит связующим началом для её членов и потому является одним из условий самого существования данной группы, выражая степень сплоченности её членов в одно целое. Воинская честь есть честь корпоративная и уже в силу того отлична от чести вообще. Но она отлична, по содержанию, и от чести других социальных единиц, поскольку войско представляет собой своеобразное сообщество людей. Которые живут одним - защитой Родины. На случай войны именно они первыми принимают смерть. Любой агрессор будет добиваться любыми путями уничтожения армии той страны, которую намерен захватить. Потому именно воин дает клятву, присягает Отчизне, как перед лицом смерти.  Это тоже древняя воинская традиция, ставшая в наши времена бессмысленным чтением текста.  И не верны утверждения, что воинской чести нет, а есть просто понятие чести. Дальше это будет очевидно на историческом примере.


Теперь понятия чести и долга утрачены. Оттого предательства и разврат правят миром людей. Этой статьей надеюсь напомнить об этом.


Древние римляне, будучи великими воинами и неоспоримыми авторитетами в военном ремесле говорили: "Honesta mors turpi, vita potior" - Честная смерть, лучше позорной жизни.

В античные времена воинские традиции  имели довольно  важное  значение. Так  в  Риме, где все свободные граждане  имели непосредственное отношение к службе в армии. Один из способов защита чести и достоинства были дуэли, которые проходили на аренах цирков. Дуэлянты в роли гладиаторов, под другими - сценическими именами, с оружием в руках отстаивали свое право.  Были определенные правила поединков, и за их соблюдением следил арбитр (или два арбитра) - как ныне арбитр следит за боем боксеров на риге. Гладиаторские бои редко кончались смертью гладиатора. Исключение составляли сражения между приговоренными к смертной казни (poena capitis) преступниками. По своей юридической обоснованности наказание должно быть в некоей условной мере соответственным (в правовом смысле, квалификационном и с точки зрения материального содержания)  содеянному и доказанному преступлению. Согласно римскому праву, этот вид наказаний назначался либо ввиду особой общественной опасности, особой дерзости действий определенного лица, либо при посягательстве на священные устои римского общества.

То есть можно сделать вывод, что на дуэли дрались не из-за женщин или личной обиды, а за интересы общественные, даже более того – государственные.

Исследователи культуры Древнего Рима предполагают этрусские корни гладиаторских игр. Об этом  повествует  живший в первом веке нашей эры ритор Атеней (Athenaeus IV, 153), пересказывая в своих трудах сведения историка Николая из Дамаска. Сцены из гладиаторских боев изображены и на древних этрусских вазах.

В древние времена к таким зрелищам, как гладиаторские бои относились  иначе, чем в наши дни. Они не были просто развлечением или праздным время провождением свободных граждан.  Люди были под впечатлением мифологического мировоззрения,  воинские традиции считали, прежде всего, неким религиозным обрядом. Беря в руки оружие,  воины воздавали хвалу богу войны Марсу.  В связи с этим они были бесплатными для народа и в античной литературе их часто называют словом munus (в переводе на русский язык: «служба, должностные обязанности, милость, одолжение, дар, подарок, даровое зрелище для народа»).


Отвага или храбрость без чести не может существовать. Это подтверждают многие источники и исторические и литературные. За проявленную отвагу награждали. Тем самым поощряя и стимулируя воина. Его честь и отвагу.  В Японии награждали и воздавали  почести солдатам  только после войны или тогда когда они гибли.  В России было по другому, давали медали и ордена после их подвига, «славившего русское оружие», о чем и рассказывали всем, обращая поступок героя в пример, которому должны следовать другие, защищая свою Родину.

В летопись нашего Отечества золотыми буквами вписаны достойные подражанию подрастающего поколения подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Русский солдат всегда знал, за что он воевал. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, победивших Хазарский каганат, и солдатам, по тем временам новой армии Петра I, и суворовским чудо-богатырям, от появления которых трепетали европейские монархи, и храбрым победителям Великой Отечественной войны.

Есть мнение, что это обусловлено было прежде всего тем, что русские войска не знали военного наемничества, к которому длительное время прибегали многие государства Европы. В армиях, создаваемых из деклассированных элементов и иноземных наемников, и речи не могло быть о патриотизме, о воинском долге, так как для этих людей не существовало самого понятия Родины. Их моральный дух был настолько низок, что они могли в любое время, а особенно в момент опасности для жизни, оставить поле боя. Было немало случаев и массового перехода этих "солдат удачи" на сторону противника, выигравшего сражение. Их с легкостью перекупал противник. По понятиям воинской чести это не что иное как предательство. Но в сознании наемного солдата это была более выгодная сделка. И ни какого угрызения совести.

И в наши дни существует институт наемничества за рубежом и в России (Северный Кавказ). Уголовный кодекс Российской Федерации в статье 359 дает определение этому явлению: "Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей", и, предусматривает за это наказание лишение свободы на срок от трех лет.

Наемники имеются, в частности, в армиях некоторых стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Испытывали свое сомнительное счастье "солдаты удачи" также в некоторых новых государствах бывшей Югославии и Чеченской Республике, где они умирали не только в бою, но и от пули их наймитов. Какую Родину могли защищать, например, в Чечне наемники из Прибалтики, Украины, стран Центральной Азии, Африки и Ближнего Востока? Они имели одну цель — деньги. Если они не были религиозными фанатиками.

Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали боевые традиции, достойно приумножали славу отцов в военном деле, защищая интересы страны. В России исторически сложилось воинское сословие дворян и бояр, которые фактически управляли государством.

сословия или касты были еще раньше, в более древние времена, до того как на Руси сложился феодальный строй, они фактически остались и сейчас. Но все поменялось местами - "первые стали последними, а последние первыми". Тысячи лет общество разграничивало назначение и профили деятельности, выделяя сословия для того чтобы развиваться, а не деградировать. Выбрав иной вектор развития получаем временщиков у власти, которые воруют и делают соответствующие условия для других, чтобы как нечистая сила повязать кровью остальных и иметь свой кусок. Теперь успех это "денежный мешок", а не уважение за дело чести и долга.

По мере накопления опыта в защите Отечества, профессионализма, военный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для офицеров и солдат. Основой военного героизма, его источником являются патриотизм, любовь к России, верность воинскому долгу. Это и есть основа воинской чести.

Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Некоторый военноначальников и простых воинов канонизировала православная церковь. Это Пересвет, Дмитрий Донской, Александр Невский. Воины, совершившие боевые подвиги, назывались героями. Хотя высшего знака отличия в старину не было, но существовала целая система военных орденов и медалей, которыми награждались солдаты, младшие командиры, офицеры и генералы.

В 1938 году была учреждена медаль «За отвагу».  С момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков, поскольку ей награждали исключительно за храбрость, проявленную в бою. Это главное отличие медали «За отвагу» от некоторых других медалей и орденов, которые нередко вручались «за участие». В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена).  Ныне серебряной медалью «За отвагу» могут быть награждены военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, другие граждане России и за мужество и отвагу, проявленные в боях, и при выполнении специальных заданий по обеспечению государственной безопасности, при защите конституционных прав граждан в условиях, сопряжённых с риском для жизни. Этой  медалью награждали за действия – бои с террористами и незаконными бандформированиями на Кавказе и в Москве.

Каждый сотрудник СОБР таможенных органов дает присягу своей Родине, где  клянется «при осуществлении полномочий сотрудника таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности.»

С древних времен стимулированием исполнения долга воина – солдата, офицера, служило понятие ЧЕСТИ. Некоторые философы утверждают, что воина без чести не бывает. Человек без чести  будет подонком, бесполезным для общества; мерзавцем, попирающим мораль и нравственность; хамом, и интриганом, поедающим своих товарищей по оружию ради повышения по службе и получения материального вознаграждения за это от себя подобных вышестоящих начальников, проявляя при этом алчность при получении взяток или вымогая деньги или подарки. В военное время воин без чести будет мародером и насильником,  уклоняясь от исполнения воинского долга. Он струсит, сбежит, перейдет на сторону противника, предпочтя плен. В мирное время он будет обжирать народ, живя на деньги налогоплательщика и при возможности, получив высокий пост, будет присваивать бюджетные деньги, пользоваться привилегиями, приписывая себе заслуги, которых нет, надеясь без войны дожить до пенсии. Стараясь удержаться «на плаву» он будет устранять хороших и честных людей, видя в них опасность разоблачения преступлений и лжи. Тем самым паразитируя на обществе и государстве.

Однажды князю Александру Суворову рассказали о неблагодарности человека, которому он в свое время помогал.

— Я замечал, что люди в конце концов всегда делаются неблагодарными врагами того, с кем не могут равняться, более того — превзойти. Чем одаривает земля небо за благотворные лучи солнца и живительные капли дождя? Пылью своей! —засмеялся старый полководец.

Чувство чести, по мнению А.В. Суворова, было главной пружиной, двигавшей воинов на ратные дела. Честь российского солдата неотделима от его благородства по отношению к окружающим людям. Будут это соратники или представители других профессий, в том числе и к поверженному противнику и населению побежденных стран. Это исторический факт. "Обывателя не обижай! Он тебя поит и кормит. Солдат — не разбойник", — неоднократно подчеркивал А.В. Суворов, обращаясь к своим "детушкам" - подчиненным. И авторитет суворовских солдат был исключительно высок. Об этом свидетельствует такой пример. После взятия Измаила (1790 г.) местные жители через некоторое время стали продавать русским солдатам продукты в долг, зная их честность и порядочность.

Ни российский, ни советский солдат никогда не позволяли себе тех бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на оккупированной территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские захватчики. Жители европейских городов встречали наших воинов — освободителей с радостью и цветами, что являлось признанием их высоких моральных качеств и доверия. Это уже в наше время принято фальсифицировать историю, приписывая русской армии несуществующие преступления. Что опять же говорит о бесчестии этих людей.

Решительная отвага, проявленная плутом, в высшей степени опасна.  Кант (Из книги «Афоризмы»).

Воинское сословие, со своими традициями, всегда стояло особняком. Так было во все времена. Это описывается в таком историческом документе, как ВЕДЫ,  записанном  восемь тысяч лет назад. Кшатрии – каста воинов, также «властный, благородный»  -  представитель второй по значимости (после брахманов)   варны   древнеиндийского   общества, состоявшей из владетельных  воинов.  Эта каста возникла у племён   ариев  ещё в доиндийский период как результат отделения военной и управленческой функций от производительного труда на стадии разложения первобытного общества. В древнеиндийских государствах кшатрии, составлявшие военно-племенную аристократию, заняли господствующее политическое и экономическое положение.    Из этой касты в Древней Индии выбирались цари.  Кшатрии были правителями государств, должностными лицами, землевладельцами, профессиональными воинами. К середине 1-го тыс. н. э. принадлежность к варне   кшатриев перестала определять состав господствующего класса. В средние века понятие кшатриев сохранилось лишь как традиционное представление; например, воинами называли членов военно-феодального сословия — касты   раджпутов, не имевшего преемственной связи с  древней   варной. (Kane Р. V., History of Dharmas;stra, v. 2, pt 1, Poona, 1941, ch. 2; Law B. C., Ancient Mid. — Indian Kshatriya tribes, Calcutta, 1924).

Читая древние тексты можно прийти к однозначному выводу, что честь была неотъемлемой составляющей качества воина наряду с умением побеждать врага в бою: «О Арджуна, откуда у тебя в такой решительный момент возникла слабость, свойственная недостойным, ведущая не к небесам, а к бесчестию? Не поддавайся малодушию, о Партха, оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту унизительную слабость и восстань, о победитель врагов.»  (Бхагават Гита). Здесь «бесчестие» это обратное «небесам», а значит ад, или некое демоническое, с чем нет возможности побеждать.

В воинском сословии в России честь свою, все традиции, связанные с этим соблюдали дворяне. Которые служили Отечеству и обществу достойно, безоговорочно отдавая за это жизнь.  Бесчестные люди служат сами себе, своим прихотям они ниже его, не имеют достоинства. Если унижали дворянина, создавали все условия, чтобы он терпел унижение своего достоинства, и он потеряет честь. А без чести он не способен исполнить долг. Без чести он не воин. А не воин, но в дворянском звании, - паразит для общества.

Поэтому в любой стране общество (если оно не под властью мерзавцев) старается создать условия для защиты достоинства своему воинскому сословию, создает определенные нормы права для защиты им своей чести. 

Но когда государство и общество допускает оскорбление в сторону воинского сословия (истерия вокруг «дедовщины» и призыва в армию); ложь и клевету по отношению к своей армии (заказные статьи, телепередачи и целые документальные и художественные фильмы, выгодные врагам, но не подданным государства); когда сомневаются в необходимости собственных вооруженных сил (говоря, что якобы «никому мы не нужны», «мы», то не нужны, верно, а вот природные ресурсы крайне необходимы сопредельным государствам); когда материальное обеспечение ничтожно (нищенское жалование и скудный социальный пакет, не позволяющие офицеру достойно содержать семью).  Тогда  результативность действий государственных вооруженных формирований уменьшается в разы. Офицеры «бегают по подработкам», изыскивая средства для существования, а не занимаются своим профессиональным долгом. Совсем не обвиняю их. Они просто поставлены в безвыходные условия. Кто-то идет на воровство (похищение армейского имущества). Кто-то решается на государственную измену, предлагая свои услуги иностранным разведкам. Что всегда и везде каралось смертью. Но чего нет в наши времена.

Например. Офицера   начальник   хам   унижает   и   оскорбляет, может   даже   ударить.  И   это  безобразие   ему  сойдет  с   рук.  Как   ему  быть?   Жаловаться  вышестоящему  начальнику,   обращаться  в  профсоюз,  к  священнослужителю  или  публиковать   открытое  письмо  в  интернете?  Затевать  судебные  дрязги,  решение   и   исполнение   будет  поручено  обидчику,  который   применит   все  возможные  меры  для  устранения  неудобного  и  мешающего  ему  офицера.  Начальник  во  всех  отношения  заведомо  сильнее  подчиненного.  Есть еще один вариант. Радикальный.  Офицер может сам с начальником разобраться за оскорбление достоинства и чести на дуэли. Не банальный «мордобой». А  честный  поединок.  Этот воинский обычай рассмотрим в историческом контексте.


«... слово за слово, дошло было до драки: обнажили шпаги и стали в позитуру, будучи по пояс в снегу...»

(Г. Р. Державин. Записки из известных всем происшествия  и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина)

С традицией дворян защищать свою честь на дуэли в России были уже знакомы (правда, известен случай, когда присужденные к судебному поединку — "полю" дворяне отказались биться с простолюдинами). Дворяне русские издавна привыкли защищать не индивидуальную, а родовую честь. А род, его место в иерархии других родов на государевой службе защищался особым распорядком — местничеством. Любой член рода должен был стерпеть личные унижения, но не признать назначения "ниже", чем было у его предков. И знатность понималась не абстрактно — как древность рода, а по числу предков в высоких чинах. Поэтому принципиально иной способ защиты чести — чести индивида, был чужд обществу, где роды, кланы и другие корпорации взаимодействовали с более мощной, чем на Западе, государственной машиной.

Существует предположение  некоторых  историков, что первым поединком защиты чести  индивидуальной в России была дуэль в Москве между  офицерами (наемниками) Гордоном и майором Монтгомери (1666 год). Позже число дуэлей стало быстро расти. 25 декабря 1682 года появляется указ, который устанавливает право служилых людей носить оружие, а также запрещает поединки. Петр I, несмотря на свое пристрастие к европейским порядкам и обычаям, сразу же вступает в борьбу с дуэлями. «Уложение Шереметева» (1702 год) жестоко карает даже за вызов на дуэль, «Краткий артикул» (1706 год) наказывает смертной казнью за поединок, не имевший трагических последствий.  Петр I  полагал,  что   нельзя  защищать  свою  честь  самому,  что   нужно  жаловаться  в  военный  суд.  Царь казнил  дуэлянтов  и  секундантов.   За выход на дуэль и обнажение оружия смертной казни подвергались не только дуэлянты, но и секунданты.    Что   не   пугало  дворян  защищать  свою  честь.  Они  делали  это нелегально.  В  итоге,  некоторые  историки  утверждают,  что  именно  в  следствие  этого  боеспособность  русской  армии  падала,  а  подлость  в  офицерской  среде  росла.  Интриги  стали  нормой  не  только во дворце,  но  и   в   офицерском  обществе.

Екатерина II публикует «Манифест о поединках». Правда, уже после четверти века своего правления. Он действовал долго, сохраняя свою силу до издания Свода Законов (1832 год) и Свода Военных постановлений (1839 год). Манифест признавал дуэли чужестранным для России насаждением.  Что,  собственно,  было  далеко  не  так. Вспомнить  хотя бы   «судные  поединки» узаконенные «Русской Правдой».  Вызов и выход на дуэли навлекали на виновных, «яко ослушников закону», уплату штрафа («бесчестья») судье, «суд коего они презрели». Обидчик же, начавший поединок и обнаживший шпагу, «яко нарушитель мира и спокойствия», подвергался пожизненной ссылке в Сибирь.

Поединок никогда не признавался русским уголовным правом, даже тогда, когда он уже вошел в дворянский быт. К концу XIX века  возникло юридическое противоречие.  Александр III  сдался. Тогда в воинский устав впервые ввели пункт об обязательной офицерской дуэли (старая мораль ветшала и нуждалась в поддержке — вспомним "купринских" офицеров); но по уголовному кодексу участники дуэли продолжали считаться соучастниками убийства или покушения. Впрочем, и в XVII, и в XIX столетиях власти часто смотрели на это сквозь пальцы, тем более, что речь шла об иноземцах и их обычаях. Однако в данном случае имело место убийство заимодавца — прямое уголовное преступление.   Но  на  тот  момент,  как  пишут  жившие  в  те  времена  авторы  -  деваться  было  некуда.  Потребности  общества  требовали  создать  условия  для  защиты  офицерской  чести.  Правда,  при  точном  следовании  закону  требовалось  обратится  в  суд  офицерской  чести (потом  офицерское  собрание),  и  этот  суд  решал  -  быть  или  не  быть  поединку.  Отказавшийся  от  дуэли  терял  честь  и  немедленно  изгонялся  из  армии.

Именно  тогда  в  военной  среде  императорской  России  появилось  непривычное  для  современного  обывателя  вежливое  обращение  военных  друг  к  другу,  даже  генералы  к  поручикам  обращались  по  имени  отчеству.  Так  дуэльный  кодекс  1895 года констатировал,  что  «Предел,  когда  именно  известные  действия  теряют  характер  обыкновенного,  неважного  и  становятся  оскорблениями,  вообще  трудно  определим  и  находится   единственно  в  зависимости  от  степени  обидчивости  того  лица,  на  которого  эти  действия  были  обращены.  Кто  скажет  грубое  слово,  расцененное  как  оскорбление  чести  будет  вызван  на  дуэль.

В  истории  русской армии есть не мало ярких примеров соблюдения кодекса чести офицерами. Наследник престола, великий князь Константин,  в  1814  году,  будучи наместником в Польше, при смотре 3-го полка в Варшаве приказал двум офицерам взять ружья, встать в солдатский строй и промаршировать пару кругов. Затем вернул их на свое место. Офицерами полка это было сочтено как оскорбление, семь офицеров один за другим, взведя курки, застрелились. В наше время подобное поведение не совсем понятно. Но теми офицерами этот случай был воспринят, как унижение, почему они и застрелились. Хотя, даже по оценкам их современников это было не что иное как малодушие. Не помогло даже вмешательство генерал-адъютанта князя.  Что  вынудило Константина  явиться  к  обиженным  офицерам  и  заявить,  что  он  написал  завещание,  устроил все дела и готов встать к барьеру. Только этой его готовностью удалось свести дело к мирному исходу. Это при том, что дуэли были официально запрещены и наказывались по уголовному закону, но Князь Константин, как государственный деятель, не посмел стать препятствием на пути защиты офицерской чести и достоинства.


Опять обратимся к крылатым изречениям древних римлян:

BENE MORI PRAESTAT QUAM TURPITER VIVERE - лучше честно умереть, чем позорно жить.
Это выражает, по сути,  честь воина, его доблесть в бою и моральные принципы.

Я не призываю всем или части честных офицеров покончить жизнь самоубийством, тем самым расчистив путь в карьерном росте проходимцам. Нет. Дело в ином. Очень важно понимать, что офицеры не просто чтили традиции или стрелялись исходя из модного поветрия. Защита чести и достоинства была делом жизни или смерти. Иное было мировоззрение, отличное от сегодняшнего. Но часто причины дуэлей были до банальности просты и далеки от общественного интереса. Люди руководствовались личными мотивами. Что говорит о влиянии западной идеологии.

При этом очень хочется упомянуть опыт зарубежных военных. Характерный для мышления европейского воина. После   Первой  мировой  войны  армия  Германии   была  ограничена  до пределов определенных  Версальским  договором  28 июля 1919 года.  В соответствии с этим невозможно было подготовить  достаточное количество офицеров для нужд военного времени.  Поэтому  каждого  принятого в рейхсвер солдата готовили так, чтобы он в будущем стал офицером.  Помимо большого объема чисто профессиональных знаний, в солдатах воспитывали офицерскую честь и достоинство исходя из своей идеологии, основанном на сословном превосходстве. Что выражено не во внутреннем достоинстве человека, а во внешних отличиях, незначительных для исполнения воинского долга бытовых мелочах.

Так солдат в увольнении пошел на танцы, а там простые обыватели пытались выдворить его из зала под каким-то предлогом.  Он, защищаясь, штыком убил одного из штатских.  Оружие  для  военных  тогда  носить  было  нормой. Утром на построении полка этот солдат за мужество при защите чести и достоинства был награжден почетным холодным оружием.
Возможно это только красивая легенда, созданная во времена нацистов для поднятия их боевого духа и увеличения самосознания.

Кто-то  скажет,  что  это  не  совсем  удачный  пример. Что потом  немецкие офицеры, которым давали награды за убийства людей, расстреливали наших предков и сжигали людей в печах концлагерей. Но  это  не  совсем  так.  Мотивация  уже  была  иной. Это не воспитание воинской чести. Это уже расовое превосходство одной нации над другими.  Пропаганда  Гитлера  и  Геббельса  вдалбливала, что они (германцы, англосаксы) люди высшей расы, а остальные (славяне) раса рабов, которых надо истреблять. Что они и делали. Заняв  земли,  сопредельных  государств  они  станут  господами  –  помещиками и  рабовладельцами,  как  древние  римляне. Символика и внешние атрибуты взяты оттуда, как и знаменитое приветствие - вытянутая вперед под углом правая рука. Это агрессивное движение (на восток)  уже  не  стремление  защитить  себя и свою честь, а меркантильный интерес за счет других быть гораздо обеспеченнее. Но с большей самоотверженностью помогали им истреблять  «низшие расы» их подручные из покоренных народов,  надевшиеся  получить от  своих хозяев  поблажки  при  новом  режиме. Среди этих  мерзавцев  были сотни тысяч славян, верой и правдой служившим новому порядку. Не надо путать старые военные традиции аристократов с нацистскими  или  фашистскими  преступлениями.

В наши времена случай  подобный  приведенному  примеру  получил бы громкий резонанс в прессе,  как  жестокое  убийство  и скандально прославившегося солдата или офицера осудили бы на показательном заседании суда на максимальный срок, если не пожизненно.  При  этом  многократно  обсудив  это  в  ток-шоу  центральных  телеканалов,  вызвав  общественное  негодование  поступком  военного.  Отвага мед пьет и кандалы трет (пословица Ваньки Каина) - была бы здесь к месту. И здесь повторюсь, что не призываю офицеров обиженных на дискотеке или в кабаке,  размахивать ножами или любыми подручными средствами. Уголовный кодекс предусматривает такой вариант.  Если есть угроза жизни и здоровью защищающегося и окружающих, то уместно и применить имеющееся под рукой оружие или что может послужить таковым. Автор сам оказывался в ситуациях, когда уже не думаешь ни о чем, только животный инстинкт самосохранения. Нападают люди или животные. Это уже не имеет значения. Понравится это кому-то или нет. Но это так. Не приведи Бог кому-то оказаться на месте затравленного зверя сворой лающих с надрывом собак. Но это уже самооборона, а не воинская честь, которая основывается на другом.

Возвращаясь к зарубежному опыту, основой военных успехов немцев была исключительная инициатива и самостоятельность всех уровней германской армии, практически полное единоначалие, то есть  принцип, означающий предоставление руководителю полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результаты.  Чего без чести и достоинства невозможно получить.  Право единоначалия без чести  создает в войсках безвольного самодура и интригана, идущего к своей цели по головам, а то и по трупам своих товарищей.

Честь и достоинство солдата не является каким-то атавизмом, смешным, устаревшим понятием. Это не бред фанатиков и не идеализм романтиков. Для  государства, для общества -  это сугубо практические вещи. Поскольку без них государство кормит не армию защитницу своих интересов, а свору алчных псов, подонков, хамов и мерзавцев, которые не будут служить своей Отчизне, обществу, когда это потребуется. Они изменят любой присяге, желая извлечь из этого выгоду.  Несмотря на чины и должности предадут. Потому разумный  военный начальник будет повышать офицеров не за личную преданность (на определенный момент), а за профессиональные качества и честность, которые в последствии помогут выполнить свой непосредственный долг перед Отечеством.

Доблесть солдат зависит от разумности военачальника.  Публилий Сир (Из книги «Афоризмы»).

С чего же начиналось разрушение воинских традиций, которые работали  как  механизм  в воинском сословии тысячелетия? Наверное, начальную точку можно поставить в годы революции, когда был уничтожен почти весь цвет офицерства. Где-то это так и есть. Также мы знаем, что в РККА 20-30-х годов были военспецы царской армии (1).  Хотя, с точки зрения идеологии коммунистов царские офицеры и генералы относились к враждебному пролетариату эксплуататорскому классу, военная необходимость в создании регулярной Красной Армии заставила принять на службу большое число бывших офицеров и генералов. Которые принесли в армию рабочих и крестьян, то что было при царском режиме.

Падение нравов отмечают при Г.К. Жукове, ставшем во главе армии. Который показал себя не с лучшей стороны, как человек и должностное лицо. Привезший из Германии 9 вагонов с трофеями. Потому его пришлось Сталину сместить и отправить командовать военным округом в Одессу. После добровольной сдачи огромного количества ценностей государству. Современники  Жукова рассказывают о  отсутствии  чести и достоинства у «маршала победы», которые были заменены огромным самолюбием.

Примером его подлости служат два контрастных заявления. Одно прозвучало на Параде Победы в 1945 году: «Мы победили потому, что нас вел от победы к победе наш великий вождь и гениальный  полководец Маршал Советского Союза – Сталин!» - а потом написать такие слова для доклада на несостоявшемся пленуме ЦК по дальнейшему разоблачению «культа личности» в 1956 году, что Сталин, сделавший из Жукова пример для всех, некую «икону», «очень плохо разбирался в оперативно-тактических вопросах… Генеральный штаб, наркомат обороны с самого начала были дезорганизованы Сталиным… Можно привести еще немало отрицательных фактов из оперативного творчества Сталина, чтобы оценить, чего стоят на самом деле его полководческие качества и военный гений…»

Как пишет Юрий Мухин в своей книге «Армия победы»: «Он награждает любовницу боевыми орденами за геройские сексуальные услуги, а Голованова, заслужившего звание Героя, вычеркивает из списка награжденных и наивно признается в этом самому Голованову, считая это не более чем «злом», которого можно не стыдиться». Ввел норму присвоения внеочередных званий офицерам за позволение издеваться над ними, за угодничество, а не за профессионализм, знания и умения, честность и храбрость. Мог разжаловать генерала за мелкие бытовые неудобства при посещении их воинских частей.

Но вот в своих мемуарах Г.К. Жуков признался:

"Как военного деятеля И. В. Сталина я изучил досконально, так как вместе с ним прошел всю войну. И. В. Сталин владел вопросами организации фронтовых операций и операций групп фронтов и руководил ими с полным знанием дела, хорошо разбираясь и в больших стратегических вопросах...В руководстве вооруженной борьбой в целом И. В. Сталину помогали его природный ум, богатая интуиция. Он умел найти главное звено в стратегической обстановке и, ухватившись за него, оказать противодействие врагу, провести ту или иную крупную наступательную операцию. Несомненно, он был достойным Верховным Главнокомандующим"  (Жуков Г.К. "Воспоминания и размышления").

Совесть и достоинство человека и офицера взяли верх над ошибками в прошлом. Человек может заблуждаться, он не ангел, но исправить свои ошибки честный офицер обязан.

На состоявшемся в 1957 году  Пленуме ЦК КПСС, Рокоссовский сказал в своём выступлении, что многие из находящихся на руководящих постах должны чувствовать вину за неправильную линию Жукова  на посту Министра обороны СССР, отказавшись ругать  Сталина. За что был переведен с должности заместителя Министра обороны СССР командующим   войсками Закавказского военного округа. В 1962 г. Н. С. Хрущев сказал Рокоссовскому написать «почерней и погуще» статью против И. В. Сталина, по словам главного маршала авиации Александра Голованова, Рокоссовский ответил: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой!», — и на банкете не стал чокаться с Хрущевым. На следующий день его окончательно сняли с должности заместителя Министра обороны СССР. Хотя, бессменный адъютант Рокоссовского генерал-майор Кульчицкий, объясняет упомянутый выше отказ отнюдь не преданностью Рокоссовского Сталину, а глубоким убеждением полководца в том, что армия не должна участвовать в политике. Встречавшиеся и служившие с ним неизменно отмечали его интеллигентность и уважительное отношение к людям. Своими поступками этот офицер, несомненно, показал образец чести и отваги перед власть имущими, которые лишили его «теплого» места. У него не было страха быть уволенным за  то чтобы не клеветать, чего никогда не понять бесчестным негодяям, ориентирующимся на то куда дует переменчивый ветер политики лжецов и лицемеров.  Обманывающих для сокрытия своей неполноценности. Клевещущих на честных людей для того чтобы «измазав в грязи» самим выглядеть «пристойно».

В наше время точно по такой же схеме действий поступают офицеры без чести и достоинства. Распускают клеветнические слухи, пишут на своих сослуживцев докладные, порочащие деловую репутацию, с мнимыми фактами, не имеющими места быть на самом деле или выдают малозначимые поступки, как виновное преступление. Тем самым ломая жизнь других, перечеркивая судьбы, за которыми подчас стоят дети и жены, зависимые от отцов, честь, которых замарана ложью и предательством карьеристов. Которые идут к своей цели по головам своих товарищей. Изменяющие своим женам, бросающие детей разве не предадут точно также свою Отчизну? Разве с таким моральным и нравственным образом офицер будет защищать свою Родину?

На шевроне сотрудника СОБР таможенных  органов написан девиз «ЧЕСТЬ И ОТВАГА».  Все ли могут сказать честно, глядя в глаза, что они достойны этого девиза…







P.S.


Один отставной полковник (63 года) написал ответ на эту статью:

"Честь - это верность собственному слову. И все. Больше рассуждать на эту тему нечего. Отвага - это расчет, решительность , внимательность и вера только в себя. Остальное пустые слова или демогогия."


Молодой человек написал здесь (на этом сайте) мне следующее: «Вы конфликтуете с самой природой человека, просто Вы оказались очень восприимчивы к тому бреду о справедливости и чести, которым Вас пичкали с детства. Против этой заразы у человека есть иммунная система, она называется "мещанское мышление"; "здравый смысл", "жизненный опыт" "цинизм" и т.д. у Вас она оказалась немного ослабленной..., только и всего. Но поверьте - это лечиться…».

Был еще один комментарий другого молодого человека (студента) по поводу моих высказываний.

"Да, негативные качества и есть природа человека. А героизм и желание жить ради других - ненормальные качества.
Люди слишком сложны, чтобы быть хорошими или плохими. Вы не задумывались, что сегодняшний взяточник, к примеру, ппсник, может завтра погибнуть, спасая ребенка?
Именно поэтому отношусь скептически ко всякого рода навязываниям идеалов. Каждый сам решает, как ему жить, и если преступает закон, понимает, что ответственность может наступить. Это черта взрослого человека - отвечать за свои поступки. А сегодняшние герои завтра могут клеймиться негодяями.
Поэтому не надо придумывать никаких кодексов, в отдельных случаях они мешают работе.
"Кто проповедь хоть раз прочесть захочет людям, тот жрать не должен слаще, чем они" Андропов
Жизнь намного сложней, чем раскрашивать ее только в белые и черные краски."

Ответить этим людям кратко мне пока сложно. Потому пишу данное исследование, которое будет наиболее полным и развернутым ответом тем молодым людям и офицерам, которые встали на путь подлости и измены.


Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться.  Гёте  (Из книги «Афоризмы»)




****И еще. Если для кого-то сложно понять столь объемный текст, то могу кратко описать основную мысль статьи.

Честь - это понятие морально-этического и социального плана, связанное с такими характеристиками личности или социума, как верность, справедливость, правдивость, благородство и достоинство. В понятии воинской этики все то же самое, но с вектором стремящимся к защите Родины. Если есть честь, то солдат умрет за Отчизну. Если нет, то предаст свою страну, перейдет на сторону противника, будет убивать своих соплеменников ножом или пулей,  как то было в годы ВОВ. Воинская честь ничуть не ущемляет достоинства других людей, которые солдата кормят, поят, одевают и вооружают на свои налоги. Так как именно в их интересах иметь боеспособного воина, готового их защитить от врага, который их если не уничтожит, то поработит.

В статье "Воинская честь" я постарался в историческом сигменте показать роль этого явления в армейской жизни разных эпох и стран в сравнении с настоящим моментом.