Дом у Покрова

Александр Раков
История одного дома

Люди рождаются добрыми и только под воздействием жизненных обстоятельств приобретают отрицательные качества. Но в русском народе не зря говорят, что мир не без добрых людей. И дом, что на Садовой ул., 86, — свидетель благородных поступков последних.

На рубеже XIX—XX веков в Петербурге проживала Анна Сергеевна Эйсмонт. В память о своей рано умершей дочери она решила основать общество, которое опекало бы безпризорных детей. Это благое дело шло во упокоение души усопшей. Первый шаг к осуществлению задуманного был предпринят 31 января 1901 года, когда Анна Сергеевна написала статью в газету «Новое время», где обратила внимание на тяжёлое положение малолетних безпризорников и объявила о сборе пожертвований на будущее благотворительное заведение.

Господь помогал женщине: уже на следующий день на счёт поступили первые суммы — 50 рублей от некоего полотёра Н.Денисова и 1000 рублей от сенатора А.Дементьева. Сначала общество действовало под эгидой специально учрежденной Комиссии Спасско-Казанского отдела Общества попечения о бедных и больных детях («Синий Крест»). Но 15 февраля 1902 года уставом Министерства внутренних дел оно было официально признано и отдано в ведение Попечительства «о домах трудолюбия и работных домах». Общество стало независимым и материально обезпеченным благодаря щедрым пожертвованиям и специальной системе членства: каждый ежегодно должен был вносить пять рублей. Целью общества провозглашалось «оказывать помощь путём предоставления приюта и труда остающимся в Санкт-Петербурге и его окрестностях без присмотра или пристанища детям и подросткам».

Благодаря покровительству и пожертвованиям прав.Иоанна Кронштадтского, императора Николая II, вел.кн.Елизаветы, К.П.Победоносцева и других, общество открыло Ночлежно-работный дом на Большой Подьяческой ул., 10 (в нынешнем Адмиралтейском районе). Здесь ребята могли не только найти кров, обогреться и поесть, но и обучиться наукам, найти дело по вкусу, возрасту и умениям. Приют расширялся, детей поступало всё больше, и назрела необходимость переселить одно отделение в другой дом. Молитвами людей и дорогого Батюшки в 1903 году приют посетил министр внутренних дел Вячеслав Константинович фон Плеве и вскоре исходатайствовал у императора 10 тысяч рублей на нужды общества. Так отделение для мальчиков переселилось в новый дом на Садовой ул., 86, купленный на деньги, полученные от Николая II, а также частично взятые в кредит. В приюте жили 90 мальчиков от 6 до 15 лет.

Из-за близости к Покровским площади и храму Ночлежно-работный дом в народе называли Домом у Покрова. В 1906 году по проекту архитектора Александра Ивановича фон Гогена решено было построить домовую церковь во имя Свт.Николая Чудотворца. К зданию пристроили ещё один этаж с лестницей, а на крыше сделали главку со звонницей. На фасаде дома в киоте был изображён благословляющий детей Иисус Христос. Белоснежный иконостас получился двухъярусным. Запрестольный образ «Божия Матерь с Предвечным Младенцем» являлся копией работы русского художника Васнецова для Владимирского собора в Киеве. Его подарил художник С.Садиков.

Также были пожертвованы витраж с изображением Спасителя, образ Христа в старинном окладе с мощевиком, иконы св.целителя Пантелеимона и икона Божией Матери «Знамение». В том же 1906 году церковь освятил епископ Ямбургский Сергий.
Когда началась Русско-японская война, при обществе был образован кружок для помощи детям участников войны и раненым, который занимался сбором и пошивом белья для солдат. При приюте были также устроены переплётная, щёточная и сапожная мастерские, обслуживавшие внутренние нужды и выполнявшие сторонние заказы. Через два года Ночлежно-работный дом был передан в ведение Народного комиссариата государственного призрения.

13 января 1922 года церковь закрыли, а иконостас распилили на дрова. Остатки колокольни были уничтожены при капитальном ремонте уже в советское время. Сейчас дом на Садовой, 86, приспособлен под жильё. А дети? Безпризорников сейчас больше, чем в дореволюционное время. Нужно создать в городе дом-убежище, куда безпризорники могли бы прийти обогреться, поесть, помыться, переночевать. Давайте вместе изменим мир к лучшему, чтобы не здания служили нам историческими ориентирами, а мы сами.
Галина Пискун, СПб