Размышления пожилой женщины о браке

Нина Изюмова
Жизнь свела меня с одной немолодой супружеской парой.  Их взаимоотношения мне настолько понравились, что я набралась смелости и  попросила жену рассказать об их браке. Она задумалась, а потом, как бы преодолевая себя, сказала:   
 «Мы поженились почти 50 лет назад. Могу сказать, что мне хорошо с моим мужем. Надеюсь, что и для него дела обстоят так же. Росла я ребенком своенравным и независимым. Помню, мама, царство ей небесное, говорила, что меня больше месяца ни один муж не вынесет. Мой жених понравился моей маме сразу и на всю жизнь. Ее покорили его интеллигентность, мягкость и благородство. И она сказала мне: «Знай, что если вы поссоритесь, то вся вина будет на тебе». Не скажу, что такое приятно услышать, но, поразмыслив, я поняла, что это  очень даже хорошо.  Ведь получалось, что мое счастье зависит от меня! Независимость моя никуда не ушла, но ей был поставлен предел.
 Отныне я зависела от своего  мужа просто потому, что хотела сохранить его любовь и уважение. Я на себе почувствовала мудрость высказывания: мужчина смотрит на Бога, а женщина смотрит на мужчину.
И вот тут начинается самое главное! Чего же хочет от тебя муж? Ведь слова ничего не значат!  Значимы лишь его реакции. Вот я  сходила в парикмахерскую, -  тут моя собеседница, которая почему-то склонна показывать себя не моложе, а  старше, чем она есть,  с улыбкой пояснила, что так «в старину» назывались салоны красоты, -  надела новое платье и надушилась хорошими духами. Мысли мои витают  где-то между брачным ложем и модным рестораном. Приходит с работы муж и, к моей великой досаде, не замечает, какая я ослепительная. Он как всегда вежлив и приветлив, но как-то отстранен. Я закусываю губу, но помалкиваю, так как повода для возмущения мне не дали. Ночью я анализирую, в чем дело. И приходит в голову очень простая мысль: внешние украшения для моего мужа  значат мало. И даже духи! – смеясь, добавила она. « Это было важным открытием, тем более, что принято считать, что мужчина любит глазами. Но штука в том, что разные глаза придают значение разным вещам. Иначе говоря, не в глазах дело, а - в голове и в сердце», - она опять улыбнулась и продолжила: «Прошло  какое-то время, и я наткнулась в журнале «Иностранная литература» на древние китайские стихи.  Эти стихи потрясли меня.  Еле дождалась вечера, и мы прочли их вместе. Какое счастье! Он чувствовал то же, что и я.  Для нас началась эпоха погружения в китайское искусство, мы открыли для себя целый мир. Впоследствии мой муж написал книгу, в которой рассмотрел идеи «И-цзина» с точки зрения современной физики. А началось все в тот далекий осенний вечер. И сколько таких открытий было в нашей жизни!
Знаю,  никто не любит нравоучений, но всё же скажу:  если муж недоволен своей женой, то вина не только на ней, но и на нем. Я уверена, что мужчина формирует женщину именно своими реакциями. А если женщине его реакции безразличны или же эти реакции какие-то не такие, плохи дела. Как тут быть, не знаю».  С этими словами, моя собеседница, чудно помолодевшая во время своего рассказа, подала мне чай, давая понять, что разговор на эту тему закрыт.
Ее выводы показались мне интересным. Что касается роли женщины, то здесь важен мужской взгляд. Поэтому приведу  мнение одного моего знакомого. Он утверждает, что мужчина, как существо экспансивное,  подобен взгляду: бежит, докуда пускают. И задача женщины, с его точки зрения,  - вовремя остановить этот, не всегда уместный, бег. То есть тактично и разумно положить  предел определенным действиям, будь то интимная сфера, или любая иная. Предел не ради предела, а ради сохранения свежести,  глубины и чистоты отношений. Ведь  и для  мужчины очень важно любить и уважать женщину, которая с ним рядом!
И опять хочу обратиться к  великому русскому языку. Одной из его особенностей является наличие в нем родов. Это не всегда понятно и очень усложняет язык. Но в то же время он насыщается энергией и  выразительностью.  И если пол – понятие биологическое, то род содержит в себе духовную составляющую. Вот как писал об этом Льюис: «Люди  часто гадают, почему во многих языках  неодушевленные  предметы  различаются  по  роду. Почему  утес - мужского рода, а гора - женского? … Это не  чисто  грамматическое  явление,  зависящее  от формы слова, и не распространение наших полов на неодушевленный мир.  Наши  предки  говорили  об  утесе  "он"  не  потому,  что приписали ему мужские  признаки.  Все  было  наоборот: род -  первичная  реальность,  пол - вторичная. Полярность, присущая всему сотворенному миру, проявляется в органической  жизни  как пол,  но  это  лишь  одно  из  многих  ее проявлений. Мужской и женский род - это не поблекший пол, напротив, пол животных  - слабое отражение той, основной, полярности».  Как известно, в английском языке родов нет. Тем не менее, Льюис понял, что мы не только и не столько – представители своего пола, но несем в себе принадлежность к определенному РОДУ существ. Тем более это должно быть понятно нам,  русским.  И именно нам особенно важны  взаимоотношения родов, так как  привычка мыслить родами  (а не полами, как некоторые пытаются нам навязать) - у нас в крови.