Песни странствующего иудея

Александр Грайцер
***
Есть   много   разных  ветров  на  свете.
Есть ветер странствия и ветер познания, есть ветер надежды и ветер вечного поиска.
А есть просто пустой ветер, который крутится в голове у пустого человека.
Хорошо, если около вашего уха проносится легкий ветер любви. Вы почти не чувствуете, как он колышет ваши волосы.
А какой приятный теплый ветер надежды дует прямо в лицо. Но если мы хотим куда-то идти, то ждем ветер, который будет дуть нам в спину. Этот ветер должен быть намного мощнее. Вплоть до бури будет он дуть и нести вас вперед, поднимать из-под земли, будоражить  песок  и  поднимать  волны. И будет нести только туда, куда хочет он, этот ветер.
Если ты стоишь на раздорожьи, если тебя манит роза ветров, и ты не знаешь в какую сторону пойти, - то лучше всего поставь парус. Он тебя не обманет. Твой парус будет различать именно тот ветер, который нужен тебе сейчас.


***
Один  богатый   человек  решил  завести  себе  певчих птиц. Представил, как по комнате будут летать птицы, - я их не буду держать в клетке, - вот красота! Нужно, чтобы они были поярче и покрасивее и тогда они будут, как бабочки, порхать по комнате и веселить душу!
Пошел он на базар - туда, где продают певчих птиц, и спрашивает у продавца - какая птичка лучше всего поет? - "А вот та, серенькая, невзрачная, и называется она - соловей". Не понравилось это человеку. "Что за невзрачная птичка! Я поищу птицу покрасивее", - подумал он. И пошел в те ряды, где были самые яркие птицы - павлины. "Ну и красивые птицы, какой же у них будет прекрасный голос", - подумал человек.
И накупил он павлинов. Запустил их в самую большую комнату. Лежит себе на диване и думает: вот будет красота, если они сейчас запоют. А павлины важно ходят по комнате, распускают хвосты, a вместо пения - только бульканье невнятное, кудахтанье, похожее на куриное, и больше ничего!
Ну и глупый ты человек, если думаешь, что одёжка - это все. А под сереньким пальтишком может быть что-то важное. Не имеют значения ни чины, ни одежда. Никто так хорошо не споет, чем та птичка, которая знает душу цветов. Хорошо поет не та птица, которая кормится вкусными объедками, а та, которая знает сердце цветов.


***
На дне моря, глубоко-глубоко, там, куда редко проникает свет, лежит чудесная раковина. Во все существующее на земле и на небе вложена живая душа, - так и в эту раковину Творец вложил маленькое нечто. Крошечную жемчужину, которая изо дня в день становилась все больше и прекраснее. Закопанная в мягком песке раковина не знала ни забот, ни печалей. Ее не беспокоили ни ветры, ни штормы. Жемчужина росла и росла и стала прекрасной, необыкновенной жемчужиной. Но кто же сможет увидеть ее? Она так глубоко лежит на дне, и она спрятана в раковину.
В бедном рыбацком поселке, из-за нужды, а не для удовольствия, ныряльщики прыгали в глубину моря. Уже по размеру раковины они знали, где может находиться лучшая жемчужина. А вот эта, вот она, самая-самая прекрасная жемчужина! Но как же до нее донырнуть?
Так глубоко спрятал ее Творец в песок, что духу не хватит. А если нырнуть на глубину станет духа, то, как вынырнуть назад? Но если бедную жемчужину никто не подымет, кто же тогда сможет ее увидеть? Кто сможет любоваться ею?..
…Каждому из нас даровано прекрасное сердце. Но подводные течения и разные пески растят скорлупу вокруг него. Толстым панцирем обрастает жемчужина нашего сердца. Как мы покажем ее? Кто поможет нам открыть эту раковину? Есть только один луч, способный проникнуть везде и всегда. Только пойди немножко навстречу, позволь раскрыть скорлупу своего сердца. Помни, что ты – прекрасен, как и все созданное здесь. Не бойся показаться! Не прячься в свою скорлупу! Каждая прекрасная жемчужина создана для того, чтобы ею восхищались и любовались. Будь ею!


***
Из села в село гонят нас, а мы идем и идем.
Как тяжело на душе, и земля неприветлива, и холодно, и уже смеркается, а мы все идем и идем.
На небе - ни одной звездочки. Хоть бы молния где-нибудь сверкнула. Но засияет скоро та звезда, которая была обещана нам!
Старые дома уже позади. Уже и халупы прошли. Впереди видны только шалаши пастухов. Позади остался шум города, где мы никому не были нужны, откуда все нас выгоняли. А впереди - животные, невинные творения. И так нужно, чтобы среди тех, кто не умеет обманывать, - ибо животные не умеют этого делать, - среди них нужно явиться Правде.
Тучи, расступайтесь быстрее! Появляйся та звезда, которая была нам обещана!
Люди, родные существа на двух ногах! Не все вы хотите преклониться, а немудрая худоба уже на коленях стоит.
Не ищите богатства среди богатства. Там, где есть бедность, там - ваше богатство! Наибольшее сокровище, дарованное миру, тут - в яслях!
Со всех концов мира несут дары, чтобы увидеть Чудо из Чудес, посланное человечеству.
Люди, люди, неужели Царю, Который имеет всё, нужны ваши богатства?! Он же Сам вам может дать то, что вам и не снилось! Он даст то, что вы сами не сможете попросить и взять.
Люди, поймите, что у вас уже есть все то, что вам будет необходимо!


***
Как мне нравятся висящие спелые плоды в садах! Я люблю смотреть, как они наливаются соком и блестят на солнце. Вот я обращаюсь к Небу, чтобы Небо дало мне совет – как вырастить такой сад? Первое условие, которое мне дается, - выбери хорошее зерно.
Второе условие – не спеши сажать его в землю. Оно должно отбыть свой срок где-то в темноте. Это для того, чтобы зернышки могли впитать в себя ту среду, которая есть вокруг. Потом, помолясь Господу, посади эти зернышки в землю и жди.
"И все так просто? Скоро у меня будут плоды", - подумал я.  "Не спеши! - услышал я голос, - Возможно зернышко захочет еще пить. Тебе нужно следить, чтобы оно не было страждущим".
Вот показался из земли росточек. Я уже хожу вокруг него и смотрю: где же там плоды? - "Подожди, еще время не настало, еще нужно подрасти. Еще даже не было цветов". Вот - первый цветок? Уже, значит, скоро будут плоды? А сверху слышу голос: - "Это только пустоцвет. Он еще ничего не значит". Сколько же времени должно пройти, чтобы показались настоящие цветы?
Растет-растет этот мой росточек, а я становлюсь все старше и старше. И зимы и вёсны проходят, а цветов не так уж и много. Облетают они, не хотят завязываться. Зачем? Зачем так долго ждать приходится? А с Неба мне слышится голос: - "А может это и не для тебя предназначено? Да, ты по¬садил, но собирать придется твоему внуку. И тогда он  сам своими ручонками сорвет сочный плод. Неужели тебе не всё равно, если он даже и не вспомнит про тебя?
Такой маленький-маленький росточек, а потом посмотришь, что из него вырастет...


***
Может ли быть поляна без цветов?
Может ли быть цветок без нектара? А может ли быть листочек без росы?  А может ли быть
человек одинок в этом мире? Рыба не может  жить без воды, деревья не могут жить без леса.
Даже в пустой голове должно быть что-то, пусть - ветер.  Соловей  должен петь какой-то розе.
Человеческое сердце не может жить без любви. А если в нем не поселилась любовь, значит, есть сомнение, человек ли он? Если тебе даны глаза, то тебе нужно уметь видеть. И уши должны слышать только хорошее, а плохое пускай не слушают. А уста наши - не  для  бранных слов, а для хвалебных песен. А сердце наше создано ведь для любви. Руки только у бездельников ничего не делают. Ну, а ноги не для того, чтобы только ходить и путешествовать.
Ты  пойди  туда,  где  ты  больше  всего нужен. А свои руки используй там, где подсказывает твое сердце. Ибо сердце - это тот, на первый взгляд, маленький и ненужный орган, который позволяет нам воспринимать все так как нужно.
Пусть ты - маленький, пусть ты - высокий, но ты все равно прекрасен. И у толстого, и у худого сердце одинаковое. Пускай, у того - седая борода, а у того - лысая голова, он тоже хорош. И даже прекрасное сердце у той, у кого нос крючком.
Нет большего и меньшего сердца, есть только сердце, которое любит!


***
Горные цветы особенно хороши. Они хороши потому, что они ближе к Богу. Они знают свет дня.
Люди знают такой удивительный цветок, как эдельвейс. Но он называется совершенно по-другому. Он называется  "Вкус Неба". Кто его хоть один раз попробовал, тот не забудет никогда. И будет к нему тянуться.
Странные люди! Они думают, что они пробираются вверх к цветку. И один юноша тоже захотел сорвать этот цветок. Он думал, что цветок станет символом его большой любви. Но цветок оказался символом не его любви. Ведь это - любовь цветка, которую он хочет подарить людям. Передать красоту облаков, передать запах ветра, шепот деревьев, шепот ветвей. Пение птиц над этим цветком, которые пьют росу из него.
Смелым он дается в руки, чтобы они могли понести эту любовь дальше. Кто из людей мог бы держать цветок в руках так долго, чтобы он не завял? Если приложить цветок к сердцу, может быть, это его согреет?
А может быть, от тепла он быстрее завянет, кто знает? Может быть, именно холодные горы его сохраняют чистым, свежим и даруют ему память? А может быть, его сохраняет любовь, которую он чувствует? Эта тишина, тот покой, который окружает его?


***
Опять я в дороге, опять в пути. И моя кляча не хочет идти никуда. Поскорее бы показались чужие сады, я бы свою клячу  яблоками накормил.
Я покачиваюсь в седле и мне совершенно не весело. Это только моя кляча смеется и ржет, оглядываясь на меня. Меня же уже ничто не сможет рассмешить в этом мире. Разве что, попадется какая-то лужица на дороге, и я посмотрю на свое отражение.
За что я люблю дорогу, так это за думы. Вспоминается и такое, что хочу вспомнить, и такое, что хочу забыть. Самое плохое воспоминание, когда я потерял кошелек. А вот самое хорошее, как я у дочки виноградаря крал виноград. А она мне помогала!
Старая кляча! Хоть бы ты дотянула до города! Все-таки мне твою спину не так жалко, как свои ноги. А в том чужом саду, может быть, и я яблок поем. Вдруг, мне навстречу там выйдет уже старая женщина, та - дочка виноградаря. Не так-то хорошо на свете быть одиноким.
Если бы я не был тогда так строптив! Наверное, сидел бы сейчас в тепле и внукам рассказывал про тот виноград. А моя жена пускай бы меня укоряла.
Ох, какая длинная-длинная дорога!


Израиль, Тель-Авив