Духовная сущность Науки побеждать А. В. Суворова

Михаил Махов
Духовная сущность «Науки побеждать» А. В. Суворова

Лекция 1
«Бог нас водит. Он наш генерал!»
.
Мы с вами рассмотрим, как видел Суворов  сущность этого мира, какова роль каждого человека в этом мире, что такое духовность, какие совершенства, какие возможности в этом Мире. В том числе и в действиях воина. Сегодня я расскажу, прежде всего, о том, как видел А.В. Суворов духовный мир. Для этого я Вам напомню, что он читал не только светскую литературу, но и Библию, Псалтырь, книги Святых отцов: Иоанна Златоустого, Василия Великого – и это были по настоящему им любимые книги. Не открою особенной тайны, сказав вам, что он любил служить в Церкви. Служил дьяконом, на что у него было, по-видимому, рукоположение. Он строил много храмов и там тоже любил служить. Было время, когда он очень хотел уйти в монахи, о чем и писал прошение царю. Поэтому, тот воинский путь, который он проходил, для него был, прежде всего, духовным подвигом. Поэтому, эти слова: «Бог нас водит. Он наш Генерал!» - были для него нормальным видением своего положения в духовном мире, в мире христианского мировоззрения. Он требовал такого же мировоззрения и такой веры от всех своих богатырей. Солдат своих он называл – богатырями. Кто такой богатырь? Если разбираться в этимологии этого слова, то мы дойдем до того, что богатырь - это тот, кто имеет в себе Бога. Или имеет помощь Божию в делах. В общем, человек может отличаться от другого тем, что он с Богом в сердце или без Бога. Поэтому, один будет богатырь, а другой, если он без Бога - нет, каким бы он здоровым не был. Судя по всему, Суворов это понимал хорошо и старался к этому и привести своих солдат. Он тщательно следил за их подготовкой не только физической, но и духовной. И, например, одно подразделение не было взято на штурм Измаила из – за того, что у него, по мнению Александра Васильевича, не достаточно Духа для победы. Поэтому он стремился, чтобы все солдаты были богатырями, а офицеров он называл Витязями, что является высшей степенью богатырства. «Богу молись! От него победа!» - говорил Суворов. Духовный  Мир и  положение воина в нем, мы сегодня и рассмотрим.
Перед Вами - образ Духовного Мира, как его представляет христианство. Можно еще  расширять названия Сил духовных, поскольку за каждым действием во вселенной, за каждым законом и проявлением как материальным, так и не материальным, наблюдают конкретные силы и ангельские чины, поставленные на это Богом. Он их для этого и создавал. И  на самом верху у нас - Бог. Он опирается на престолы, рядом с ними серафимы и херувимы, еще ниже Власти, Силы, Господства, и ближняя к человеку ступень Начала, Архангелы и Ангелы. Ангелы ближе всех стоят к человеку и даже имеют некоторые человеческие свойства. Все эти Силы являются добрыми и существуют ради добра и любви. Но есть и другие существа. Мы знаем, что было во вселенной одно событие, в котором один из Архангелов – Денница, пошел против Бога. Начал на него клеветать, за что и прозван – сатаной – клеветником, и тогда Архангел Михаил возмутился и призвал все силы вступиться за справедливость. Бог поставил его во главе Небесного воинства, и они победили сатану, сбросив его на Землю. Но, так как сатане дана вечная жизнь, то она и продолжается. Бог постыдил его, создав «из праха земного» человека, который может побеждать сатану с Божьей помощью даже в своем нынешнем состоянии. В подчинении у сатаны были злые духи, которые и остались на его стороне. Борьба сил зла с силами добра продолжается, но теперь она проходит прямо в сердце человека. Человек стал центром Мироздания, в котором происходят главные события вселенной.    Так вот, чтобы видеть свое место в жизни и  нужно видеть и знать эту жизнь и мироздание, так как видел его Александр Васильевич Суворов. Рукописи, оставленные им, и в частности, «Наука побеждать», показывают нам, что он-то прекрасно знал Духовный мир и понимал свое место в нем и место каждого человека. Александр Васильевич даже определил величину каждого человека в мире и степень восхождения богатыря к Богу (см. рисунок).
Война между Добром и злом идет на «нескольких  фронтах», и, прежде всего на физическом, духовном (психическом), умственном. Человек, как участник этой войны, так и объект, за который идет война. Он может быть, как на стороне Сил Добра, так и на стороне сил зла. На какой стороне, на ваш взгляд, сражался Александр Васильевич Суворов и его богатыри? Конечно, он осознавал себя на стороне Добра. Тогда, кто был его Руководитель? Конечно, Бог. Вот почему он говорил - «Бог нас водит. Он наш Генерал!». Так мы и дошли до сущности нашего урока. Но надо еще подумать о том, в какой момент человек находится на стороне Добра или зла, когда происходит эта «война». Когда идет бой, человек может быть на стороне Добра или зла? Может! А когда нет боя? Тоже может! Когда он бодрствует – может? Может! А когда спит? Тоже может – смотря по тому, как он ко сну приготовился. Так, что же, человек всегда находится в этой войне? Да всегда! И часто - то на одной, то на другой стороне. Каждый из нас, несомненно, желает быть на стороне Добра, но время от времени «переходит» на другую «сторону» совершая поступки, противоречащие Закону Божьему. И это предательство называется грех. Мы все время от времени совершаем грехи. Даже самые Святые отцы видели в себе грехи, но, в конечном итоге, жизнь наша оценивается по тому, для какой стороны мы больше делали, для Добра или зла. От этого зависит и то,  в каком воинстве мы окажемся после смерти. Суворов сам старался быть всегда на стороне добра, и своих богатырей учил постоянно, каждую минуту жизни быть на стороне добра. Он считал, (и правильно делал) что особенно это проявляется во время молитвы, поэтому сам предавался ей как можно чаще и от воинов этого хотел. При войсках у него были передвижные походные Церкви, и ни одного дела без молитвы он не начинал. Его заповедь «Сегодня молиться, завтра поститься, а после завтра – победа или смерть!» - говорит, что именно в этих действиях он видел опору победы.
На стыке Доброго и злого «фронтов» находятся воины. Одни «воины» - на духовном фронте, другие - на умственном, третьи -  на физическом. В отношении вас мы можем говорить о том, что вы готовитесь в воины «физического» фронта, готовые уничтожить противника физически, но по Суворову - Победы не может быть без Победы, прежде всего, духовной. Победы Духа над плотью, Победы доброго в человеке над злым. От этого и стоит перед вами задача быть все время на стороне добра. Каждый человек имеет на это свои силы, которые ему даны от рождения. И может прибавлять к ним силы Духовные, которые даются ему для совершения дел Добра Богом. Кроме сил у вас есть таланты. Они у всех тоже разные, у кого - талант воина, у кого - полководца, а кто –то и в бухгалтеры пойдет, и много пользы принесет на этом поприще. У тех, кто стоит на стороне Бога, есть и оружие, есть и способы для Победы, и о них мы дальше будем разговаривать. Суворов добивался, чтобы у его богатырей было все для настоящей Победы. Для этого он и написал «Науку побеждать» и, если вы ее будете качественно и полноценно изучать, то многое поймете так, как это понимал Александр Васильевич.  Но сейчас  я вас попрошу сделать, или, точнее, взять на себя такое домашнее задание: начните следить за собой для понимания  того, на какой «стороне» (Добра или зла) вы стоите в той или иной ситуации. Вот проснитесь завтра и начните смотреть. Ага! Встал, умылся, зарядка, закурил, предложили в «самоволку», встретил друга и так далее. Посмотрите за собой – вам будет очень интересно. А если еще и других начнете оценивать с этой стороны, то уверяю вас, многое будет  понятнее и яснее. В этом вы и научитесь понимать, на какой стороне находитесь, за кого «воюете».

марвази, сельджукский писатель, начало XII века:

"Их (руссов) храбрость и мужество известны, так что один из них равен некоторому числу (людей) из других народов".

(В.Кожинов "История Руси и русского слова")

Наполеон Бонапарт:

"Русский солдат создан для победы... Если бы под мою команду дали русских солдат, я с моими маршалами давно бы завоевал Индию".

Фридрих II, король Пруссии:

"...ни один солдат в мире не сравнится с русским гренадером".

Бернадот, маршал Франции (он же - король Швеции под именем Карл XIV Юхан) :

"Подражайте русским, для них нет ничего невозможного".

А знаменитая фраза А.В. Суворова:

"За ученаго дают трех неученых. Нам мало трех! Давай нам шесть, давай нам десять на одного.... всех побъем, повалим, в полон возьмем."

- проистекает из реального подвига русского солдата, котрый один победил десять турок.

Достаточно вспомнить подвиг экипажа брига "Меркурий", в одиночку одержавшего победу над 2-мя турецкими линейными кораблями, экипаж которых превосходил русский в 10 раз...



Духовная составляющая «Науки побеждать» А. В. Суворова

Лекция 2
"Молись БОГУ: от НЕГО победа!"

 В первой лекции мы с вами рассматривали Мироздание и отвечали на вопрос – почему Суворов считал, что «Бог нас водит, Он наш генерал!». При этом рассмотрении мы познали, что в мире идет противостояние злых сил под водительством сатаны – добрым.  Бог -  воплощенное добро и тот, кто стоит на его стороне, считает Его своим «генералом», то есть руководителем. Суворов относил себя к воинам добрых сил и сам и своих богатырей–солдат, и витязей–офицеров учил быть на стороне сил Добра.
Сегодня мы должны ответить на другой вопрос – почему по утверждению Александра Васильевича - «…от Него победа!»?
Для этого вспомним, что значит для православного – Бог. Христианское учение говорит о том, что понять полностью сущность и личность Бога нельзя.  Конечно же, это не дедушка на облаке, как его иногда пытаются представить. Еще задолго до Боговоплощения Господа нашего Иисуса Христа человечество понимало, что Бог - создатель и правитель всего, что существует в духовном и материальном мире, что он - Всемогущий, Всеведущий, Вселюбящий и все остальные превосходные качества относятся к Нему. Но понять, все это, нам не дано в силу ограниченности нашего ума. Как нам не дано понять бесконечность, так и Бога мы никогда не можем познать и понять полностью. Но мешает ли нам то, что мы не понимаем бесконечности вселенной, жить в этой вселенной, пользоваться ее свойствами и законами? Не мешает. Так и для верующего человека, невозможность понять Бога не мешает иметь с Ним отношения, пользоваться его любовью и помощью. И он пользуется. За многие тысячелетия, верующие были обучены Богом отношениям с ним. Он «рассказал» в общении с людьми Сам и через избранных для этого людей – пророков о том,  кто Он, какие Его свойства и какими способами мы можем с ним общаться и пользоваться тем, что Он дает. Он установил правила – законы, по которым человек должен жить, чтобы сам иметь такое состояние, которое позволяет иметь с Ним отношения, и жизнь свою организовать так, чтобы она была полезна Богу. Все это делается для полноценности Любви. Вот поэтому, если мы хотим иметь помощь от Бога, мы должны выполнять установленные Им   законы, и уметь использовать возможности, предоставленные нам. Оговорюсь здесь в одном, что, если Сам Бог не захочет, чтобы какой – то человек не был под его попечением и не имел от него помощи, то сам человек никогда этого не добьется. Это твердая защита от того, чтобы на служении Богу были нечестивые люди. И если мы и видим, что некоторые называют себя представителями Всевышнего и ведут себя так, как будто Он им поручил  представлять Его, но на самом деле, они никакого отношения к Нему не имеют. Есть несколько признаков, как отличить такого человека, и мы о них поговорим в следующих лекциях, а пока могу сказать лишь о том, что для православных  Святое Крещение один из таких признаков. В нем мы заключаем «договор» с Богом о том, что мы будем жить по Его законам, а Он нам будет помогать жить плодотворно и радостно. Если кто-то крестился не сам, а его крестили родители, то это значит, что родители «составили» такой договор о своем ребенке с Богом. И если в дальнейшем ребенок не хочет помощи Божьей, не хочет жизни радостной и полезной, то он сам решит, что делать с этим «договором». То есть, будет или не будет жить по законам Божьим, будет или не будет служить добру, будет или не будет участвовать в делах Любви.
Суворов считал, что его воины, безусловно, то - есть, без всякого сомнения, христиане и живут по законам Бога. Выполняют необходимые для общения с Богом правила и по этому могут получать от него помощь. Для Суворова это было обязательно. Больше того он видел в помощи Божьей единственный залог победы и, зная, как Бог увеличивает силы и мужество верующего воина, рассчитывал на эту помощь в бою и прибавлял ее как обычное средство к возможностям армии. Если армия была у него вдвое меньше чем у врага, Суворов нападал на врагов, зная, что Бог  увеличивает силы человека верующего во много раз - „Один десятерых своею силою не одолеешь, ПОМОЩЬ БОЖИЯ нужна!» Так, при взятии Измаила, у Суворова было 15 тысяч воинов, а в крепости - 30 тысяч. При учете неприступности крепости можно считать, что ее гарнизон был в три – четыре раза больше чем армия Суворова. Но он–то знал, что у него армия богатырей, которую «Бог водит…», а значит, она будет сильнее врага. (Не может же проигрывать армия, которую "водит Бог"). И Суворов пошел на приступ Измаила. И опять не ошибся. Почему? Потому, что сделал все, как требовал Бог - молился, постился, каялся в грехах и причащался Святых Тайн, и поэтому знал, что «Бог с нами…». И Бог был с Ним.
Так что же требовал Суворов от своих воинов – выполнения законов Бога. За этим выполнением стоит возможность получить от Него помощь. "Будь христианин. Бог Сам даст и знает, что когда дать". - Сказал Суворов.
Какая им от Бога нужна помощь, люди сообщают Ему в молитвах. Молитва -это правильно составленное и произнесенное обращение к Богу. Это так же, как вас учат обращаться к офицерам по определенным правилам, и еще отличать каждого офицера и обращаться к нему как положено, так же и молитва -это правильное обращение к Богу. Этого-то обращения и требовал Суворов от своих воинов. Он трепетно следил за тем,  чтобы любое дело, даже самое мелкое, не начиналось без молитвы к Богу. - “Все начинайте с БЛАГОСЛОВЕНИЯ БОЖИЯ…» - вот его слова.  Поэтому его фраза, переданный нам через века «Молись Богу: от Него Победа!» звучит как приказ для каждого суворовца, для каждого воина. И так во всем, поскольку Победа достигается не только на поле боя, а всегда.
Перейдем теперь к тому, что такое -Победа. Если вы будете внимательно рассматривать слово, то заметите, что «победа» и «беда» очень похожи.  И действительно «победа» -это преодоление «беды». Беды, которая следует за поражением. Мы с вами на прошлом занятии рассматривали Мироздание и видели, что в нем есть как Добрые силы, так и злые. На ваш взгляд, к каким силам (добрым или злым) относится «беда»? От кого эта «беда»? Кто «беду» приносит? Прежде всего, мы с вами поймем, что «беду» приносят люди. Но какие? Могут ли приносить «беду» люди, живущие по законам Бога? Конечно – нет! Тогда - кто? Те, кто нарушает Его законы. И здесь мы еще раз вспомним наше прошлое занятие и скажем, что - это люди, стоящие на стороне злых сил или те, кто служит Дьяволу. Вот до чего мы с вами добрались в своих рассуждениях. То есть, по христианскому учению люди, не выполняющие законов Бога, несут беду. А значит, не могут нести Победу. Для Суворова это было не допустимо, и он в своей, гениально краткой форме, напрямую указывает, что делать, чтобы была Победа – «Молись Богу: От него Победа!». Это и Вам заповедь, и, как будущим офицерам, для вас верный признак того, как отличать людей, имеющих помощь Божью и не имеющих ее. Вот это и может стать для вас главным признаком в определении тех, с кем «можно идти в разведку», а с кем - нет. И если, кто найдется и скажет вам, что он сам не молился и в разведку ходил с теми, кто не молился, и ничего – все живы. Вы не придавайте этим словам значения, поскольку это человек не знает, что же было, если бы и он помолился и его товарищ. Думаю, хуже бы не было.  Но не думаю, что вам нужно ждать этой «разведки», а уже сейчас нужно начинать самому иметь отношения с Богом и окружающих оценивать не только по их «мускулам» и «языку», но и по отношению к Богу и Его законам. И свои поступки оценивать по - суворовски и поступки других - так же. И если вы сомневаетесь, правильно ли вы поступаете или ваш товарищ, то подумайте, как бы этот поступок оценил верующий Александр Васильевич. Думаю, что у Вас станет  меньше дел, которые несут «беду» и умножатся дела Добра. Так и должно быть:  ведь Вы - суворовцы, Вы - чудо–богатыри.