Готская Сикамбрия и нартский Кавказ

Олег Гуцуляк
ГОТСКАЯ СИКАМБРИЯ И НАРТСКИЙ КАВКАЗ (предварительные заметки)
   
В IІІ-V вв. н.е. в боспорском городе Танаисе произошел приток нового населения с запада — носителей черняховской культуры [Античные государства Северного Причерноморья / Отв.ред. Г.А. Кошеленко, И.Т. Кругликова, В.С. Долгоруков. — М.: Наука, 1984. — С. 95], связанной с германскими готами.
Именно в районе Танаиса (Дона) и Меотского болота (Азовского моря) древние германские генеалогические легенды помещают одну из прародин германцев. "Книга истории франков" и "Космография Этика" рассказывают о вражде с аланами-танаитами (Аммиан Марцеллин. Римская история. XXXI, 3, 1-3) и построении предками франков города Сикамбрия, название которого, якобы, обозначает "Меч и лук", откуда они и начали свой поход на Запад [Хроники длинноволосых королей / Пер. латин., статьи и сост. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С.29, 30].
В генеалогических легендах датских королей их родоначальники непосредственно связываются с реками Дон и Днепр. Согласно Снорри Стурлусону династия датских конунгов была основана Даном, сыном Данпа и внуком Рига (Сага об Инглингах. XVII и XXV), по «Саге о Скьёльдунгах», сохранившейся в пересказе Арнгрима Йонссона, Дан был сыном Рига и Даны, дочери Данпа, а в эддической «Песни о Риге» Дан и Данп, по-видимому, противопоставлены родоначальнику норвежских конунгов Кону, внуку того же Рига (ст. 48).
Собственно в «Книге истории франков» (начало VIII века) присутствует следующий рассказ: «…Когда же город [Троя] пал, Эней бежал в Италию, чтобы набрать там наемников из [местных] племен. Другие же полководцы, а именно Приам и Антенор, вместе с оставшимся у троянцев войском числом двадцать тысяч сели на корабли, отплыли и достигли берегов реки Танаис. На кораблях они проникли в Меотидские болота, добрались до мест, где Меотидские болота подходили к пределам Паннонии, и начали возводить там город, который в память [о делах] своих назвали Сикамбрия, и обитали они там в течение многих лет и приумножились, превратившись в великий народ. В это самое время племя аланов, вероломное и жестокое, восстало против римского императора Валентиниана и его народа. Он прибыл из Рима с большим войском, вступил с ними в битву, одержал верх и нанес им поражение. Разбитые на реке Дунай, они бежали и проникли на территорию Меотидских болот. Император сказал: «Тому, кто сможет проникнуть вглубь болот и изгнать это вероломное племя, прощу храмовую подать на десять лет». Тогда собрались троянцы, устроили засады, ибо были учены и весьма сведущи в этом деле, проникли на территорию Меотидских болот вместе с другими римскими народами, изгнали оттуда аланов, преследовали их и перебили. Тогда император дал [победителям] имя «франки», что на аттическом наречии означает «стойкие», ибо закалены и неустрашимы их сердца. И вот по прошествии десяти лет послал вышеупомянутый император сборщиков дани вместе с герцогом Примарием из римского сената, дабы собрали они дань с народа франков. [Франки] же, будучи вероломными и свирепыми, послушавшись негодного совета, порешили между собой: «Император вместе со всем римским войском не мог изгнать аланов, народ сильный и непокорный, из заболоченных мест. Почему же тогда мы, победители, выплачиваем дань? Восстанем же теперь против Примария и этих сборщиков, перережем их, и завладеем всем, что они везут с собою, и не отдадим римлянам дани, и станем мы тогда тотчас свободными». Так, устроив засады, они действительно убили [сборщиков налогов]. Узнав об этом, император сразу преисполнился великой ярости и гнева и приказал собрать войско римлян и остальных народов под руководством полководца Аристарха, и послали это войско против франков. Множество людей полегло в том сражении с обеих сторон. Франки, понимая, что не в силах они противостоять огромному войску, обратились в бегство. Одни пали во время битвы, другие были убиты [во время отступления], погиб там и Приам, сильнейший из них. [Франки], покинув Сикамбрию, достигли самых отдаленных мест на реке Рейн в пределах Германии, обосновались там вместе с предводителями своими Маркомиром, сыном Приама, и Сунноном, сыном Антенора, и прожили много лет. После смерти Суннона они вняли совету поставить над собой короля, подобно тому как заведено у других народов. Совет этот им дал Маркомир, и они избрали Фарамунда, его сына, и провозгласили своим длинноволосым королем» («Книга истории франков», 1-4).
 «В Космографии Этика», которую относят к середине VIII века, вместо императора Валентиниана действует сам Ромул, основатель Рима. Он изначально выступает против потомков троянцев. Вместо аланов же оказываются албаны, причём в качестве союзников будущих франков, а не их противников, но также потерпевших жестокое поражение от римлян. В результате всех этих походов предки франков оказываются как раз в районе Винделиции – между альпийской Рецией и «непроходимой и пустынной» Германией: «… Собрав римское войско и преисполнившись дедовской свирепости, он жестоко разбил лакедемонян, разорил Паннонию, перешел Семеон, и после первого разорения Трои отправился, кровожадный, к городу во второй раз, и вступил в безжалостное сражение с Франком и Вассом – теми, кто остался из царского рода, и, победив их, снова взял Илион и возвратился назад в Город. Франк и Васс заключили союз с албанцами и выступили единым войском против Ромула, перешли через Истрийские горы и встали лагерем, а Ромул поставил свой лагерь напротив них. Когда он снова отправился сражаться с Франком и Вассом, то воздвиг на горе знаменитое святилище и алтарь Юпитера. Оба войска выстроились друг против друга, приготовились к битве, и началась сеча. Ромул, поскольку он привел с собой больше воинов, в этом безжалостном сражении вышел победителем и одержал верх над своими противниками. Франк и Васс, увидев, что разбито их войско, с горсткой оставшихся в живых обратились в бегство и так спаслись. Албанцы были повержены и побеждены, а те немногие, кто смог избежать этого великого истребления, возвратились в свои края. Франк, как мы говорили, и Васс, увидев, что побеждены, а страна их разорена и превращена в пустыню, покинули родину и с немногими сотоварищами – людьми, готовыми сражаться, – проникли в Рецию, достигли непроходимой и пустынной Германии, оставив Меотидские болота по левую руку, зажили жизнью пиратов, разбойников и грабителей и построили город, назвав его на своем варварском наречии Сикамбрия, что означает «меч и лук», которые по обычаю разбойников носят обнаженными» (Космография Этика. VI / VII).
По нашему мнению, предание о Сикамбрии, Меотийском болоте и битве с римлянами следует относить уже ко времени проникновения готов в Европу – в римскую провинцию Паннонию с её озером Балатон, т.е. первое событие (выход из района Танаиса) и второе (выход готов из Паннонии) отождествились и стали рассматриватся как одно событие.
В 290 г. произошла возле города Galtis на реке Ayha (Днестр) битва готов и гепидов. По преданию, гепиды – это т.н. «ленивые» (gepanta) готы, прибывшие в Повисленское Поморье позднее от собственно готов (Иордан, «Гетика», 95).
В районе Верхнего Днестра готы разделились на две части – остроготов (Austrogoti, восточных готов – «остготов»; изначально от austr «блестящий») и визиготов (Visigoti, западных готов – «вестготов»; изначально от weise «мудрый»), самоназвания которых – «грейтунги» (Grutungi/Greutungi «жители песков»,  латин. Grutungi, в греч. передаче Gruituggos < *greuta (ср. др.-инд. grjot «каменная почва; галька», совр. нем.  Grei «галька») и «тервинги» (в греч. передаче Tairwiggos, латин. Tervingi «жители лесов» (ср. англ. tree, галльск. dervo, др.-рус. «древо»; лат. «Tervingi pars alia Gothorum» – «Тервинги, часть племени готов»; гот. *Ta;rwigg;s производно не от triu «дерево», а от родственного ему слова *ta;rw- «древесная смола» и, таким образом, лучшей славянской калькой этого этнонима были бы не «древляне», а «смоляне»; ср.: лит. derv; «сосна», darva «смола», латышск. darva «смола», англо-сакс. teru «смола»).
Это деление интересным образом похоже на фиксированные на местах их бывших поселений готов названии славянских племен – «галичане» и «д(е)ревляне». Это наталкивает видеть в готах-тервингах субстрат последующего славянского племени «деревляне / древляне / дравены (полабские) / смоляне» и связать их с такими этнонимами и топонимами как «костобоки» (< санскр. kastha «дерево, палица, кий» + bhagas «держать»), «агатирсы / агафирсы» (;;;;;;;;; «залесцы, трансильванцы» < др.-греч. ;;; «снаружи, вне, за пределами (чего-л.)»  + ;;;;;; «дерево» [TrueView. Агафирсы // http://trueview.livejournal.com/107941.html]), «мазуры» (~ латишск. mezs «дерево»), с.Мединя, возле Галича (~ литов. medynas «деревянный, лесной, дикий»), Воронежь (~ морд. «вырьнеже» – «лесная защита»), «росомоны» (~ ирл. ros «дерево»), «чехи» как название западных древлян аварами (< адыг. «чъыгы» – «дерево»).
Часть визиготов-тервингов еще в 256 г. переправилась через нижний Дунай и, наводнив Балканский полуостров, вторглись на территорию Римской империи. Исидор Севильский сообщает, что «почти пятнадцать лет они держали в своей власти Иллирик и Македонию», пока в сентябре 268 г. император Клавдий II нанёс вестготам поражение в битве при Нише (в современной Сербии),  а император Аврелиан изгнал их из Фракии и Иллирии. В 270 г. римляне покинули провинцию Дакию, и вестготы расселились на оставленных территориях. В 322 г. между Константином Великим и вестготами был заключён договор, предоставляющий племени статус федератов (союзников). Согласно договору вестготы за ежегодную плату были обязаны охранять границы империи и предоставлять людей для службы в императорских войсках. Иордан сообщает, что вестготы направили под римские знамёна около сорока тысяч своих воинов. Кроме того, по его словам, в армии Константина вместе со своими отрядами служили вестготские вожди Ариарих и Аорих.
Правитель оставшихся в Украине тервингов-визиготов Атанарих (365-381 гг.), сын Аориха, внук Ариариха и правнук Алика из династии Балтов попытался остановить гуннов на Днестре. Два знаменитых вождя визиготов Мундерих и Лагариман перевели авангард через реку на восток «примерно на двадцать миль»; они должны были наблюдать за продвижением гуннов. Однако контакты между вестготами и остготами налажены не были, хотя части разбитых гуннами остготов удалось оторваться от победителей и уйти на запад. Гунны же обошли стороной выставленный вестготами авангард и, продемонстрировав хорошее знание местности, лунной ночью переправились через Днестр, и неожиданно обрушились на Атанариха. Несмотря на это, готам удалось отступить без существенных потерь. Вероятно, гуннская армия не была столь многочисленной, чтобы предпринять дальнейшие действия; скорее это был гуннский передовой отряд, которому было поручено отбросить Атанариха с его оборонительной позиции. Более крупное гуннское войско не позволило бы уйти ни авангарду Мундериха, ни войску Атанариха. Атанарих отступил за Троянов вал между Прутом и Сиретом и занял там укреплённую оборону. Тут на него вновь абсолютно неожиданно напали гунны. На этот раз вестготы Атанариха пропали бы, не помешай их врагам слишком богатая добыча. Как видно, гунны, отягощённые добычей, возвращались домой, после разорительного набега на страну вестготов, когда столкнулись с воинами Атанариха. Видимо, Атанарих использовал ту же тактику, что и в 369 г., когда в междуречье Прута и Днестра удачно увильнул от экспедиционного корпуса византийцев и затем навязал императору свои условия мира перед угрозой надвигающегося голода.
Из-за начавшегося в стране голода и постоянных набегов гуннов, среди вестготов снова начался разлад. В этот момент реальной альтернативой оказались представители оппозиции, друзья Рима и христиане, то есть старые противники Атанариха. Они взяли инициативу в свои руки и утверждали, что бегство в Римскую империю является единственным средством к спасению. Вследствие этого большая часть вестготов покинула Атанариха и была принята в Римскую империю; её предводителями были Алавив и Фритигерн. Атанарих же, чтобы спасти своих готов удалился к Карпатским горам, потеснив живших там сарматов. После этого, по-видимому, Атанариха оставила значительная часть племени, отошедшая в область, позднее получившую название Трансильвания.
Оставшиеся с Атанарихом стали известны как «малые готы» и ушли вместе с аланами-сарматами и германцами-тайфалами (культура карпатских курганов) в Карпатских предгорьях, где стали субстратом для субэтноса гуцулов.
Атанарих в виду угроз от гуннов и соплеменников заключил мир с императором Феодосием Великим и 11 января 381 г. с большими почестями был принят в Константинополе. Император лично вышел ему навстречу. Но уже две недели спустя, 25 января 381 г., готский король умер. Ещё в большей степени, чем блестящий приём, императорскую власть и величие смогли впечатляюще продемонстрировать государственные похороны, которые, согласно римскому ритуалу, христианин Феодосий устроил язычнику Атанариху. Причём император сам на похоронах шёл перед носилками. Кончина ещё не старого Атанариха была неожиданной и ходили даже слухи о насильственной смерти. Хотя Атанарих и умер, тем не менее, договор, заключённый им с Империей, оставался в силе до самой смерти Феодосия. Многие знатные вестготы поступали в римскую армию и часто достигали видных положений.
Сам Атанарих стал, очевидно, прообразом бога Одина. Атанарих сам требовал от римлян называть его не королём, а судьей (kindis), так как первое предполагает авторитет, а второе мудрость. По всей видимости, вестготы считали, что королю присуща не только власть, которой, несомненно, обладал Атанарих, но и определенная сакральность. Также именно Атанариху принадлежит большое истребление христиан в готской среде. Атанарих приказал провезти на повозке по стране «нечто подобие изображению бога» и приносить ему жертвы. Тех, кто отказывался, сжигали вместе с его жилищем. Около него наказывали и тех, кто преступил «божественный закон» племени. Многие из христиан стали мучениками, поскольку не согласились приносить жертвы идолам (например, великомученик Никита). Основная масса христиан была вынуждены покинуть земли вестготов и уйти на римские территории.
Остроготы-грейтунги во время борьбы визиготов-тервингов с византийцами и гуннами сохранили нейтралитет и  остались у себя на родине, то есть в «древних их скифских местах поселения», под властью гуннов. Однако король остроготов Винитар из рода Амала сохранил «знаки своего княжеского достоинства» и попытался избежать подчинения гуннам. Для этого он напал на страну антов, союзников гуннов, но те нанесли ему поражение. В ответ на это Винитар при вторичном вторжении в земли антов велел для устрашения распять вождя антов Бооза (Божа?), его сыновей и 70 антских старейшин. Поэтому Витимир получил прозвище Винитар (готск. Wini;-arja букв. «Потрошитель венедов», т.е. антов). Приблизительно через год гуннский вождь Баламбер уничтожил последние следы остготской свободы. Для этого он призвал Гезимунда, сына Хунимунда Старшего. Тот «со значительной частью готов» подчинился власти гуннов, вместе с которыми — «возобновив с ними союз» — выступил против Винитара. Началась длительная распря, в которой Винитар дважды одерживал победу, при этом гунны понесли большие потери. Но в третьем сражении, происшедшем на реке Эрак, Винитар был убит стрелой, попавшей ему в голову. Стрелял якобы сам Баламбер. После этого вождь гуннов женился на Ва(ль)дамерке, племяннице убитого, и «с тех пор властвовал в мире над всем покорённым племенем готов, но однако, так, что оно всегда подчинялось собственному предводителю, хотя и выбранному гуннами».
Остроготы-грейтунги, поддерживавшие Витимира-Винитара вынуждены были бежать от гуннов и готов-предателей, забрав с собой малолетнего сына Витимира Видириха (Витерика). «… Между тем приблизился к берегам Истра и Витерик, царь грейтунгов, вместе с Алафеем и Сафраком, которые были его опекунами, а также Фарнобий. Спешно отправив посольство, царь просил императора оказать ему столь же радушный прием. 13. Послы получили отказ, как того, казалось, требовали государственные интересы; и грейтунги находились в тревожной нерешительности, относительно того, что им предпринять» (Аммиан Марцеллин. Римская история. XXXI, 4, 12-13). Однако, улучив момент, когда охранявшие границу войска были отведены в другое время, они всё же переправились через Дунай в римские владения.
Когда же готы, доведённые до оBчаяния злоупотреблениями римских чиновников, восстали, Алафей и Сафрак присоединились к Фритигерну в битве под Адрианополем в 378 году, вероятно даже решив исход сражения своим сокрушающим ударом: «… часть их сил с Алафеем и Сафраком, находившаяся далеко, хотя и была вызвана, еще не прибыла … готская конница между тем вернулась с Алафеем и Сафраком во главе вместе с отрядом аланов. Как молния появилась она с крутых гор и пронеслась в стремительной атаке, сметая все на своем пути» (Аммиан Марцеллин. Римская история. XXXI, 12, 12 и 17). В этой битве погиб сам император Валент, и лишь новоизбранному восточному императору Феодосию, позже прозванному Великим, удалось вытеснить готов из Фракии. В конце концов, согласно Иордану «Фритигерн отправился грабить Фессалию, Эпиры и Ахайю, Алатей же и Сафрак с остальными полчищами устремились в Паннонию» (Иордан. Гетика. 141).
Западный император Грациан вынужден был принять в 380 г. грейтунгов-остроготов в качестве федератов в Паннонии, «… он добился с ними мира и заключил союз, полагаясь не на оружие, но намереваясь победить их милостью и дарами и предоставить им продовольствие» (Иордан. Гетика. 141).
Ранее федератами восточного императора Валента стали тервинги-остроготы: «… Везеготы же, т. е. другие их сотоварищи, обитавшие в западной области, напуганные страхом своих родичей, колебались, на что им решиться в отношении племени гуннов; они долго размышляли и наконец, по общему согласию, направили послов в Романию к императору Валенту, брату императора Валентиниана старшего, с тем чтобы подчиниться его законам и жить под его владычеством, если он передаст им для поселения область Фракии или Мезии. Кроме того, чтобы больше было им веры, они обещают стать христианами, если только будут им даны наставники, учащие на их языке. Получив такое известие, Валент тотчас же с радостью согласился на это, так как и сам, помимо всего, собирался просить о том же. Приняв гетов в Мезию, он поставил как бы стену государству своему против остальных [варварских] племен» (Гетика. 131-132).
Собственно в эпосе Альф и Хьяльпрек являются опекунами малолетнего Сигурда (Зигфрида), что дало основание отождествить его с малолетним королем грейтунгов-остроготов Витериком, прозванный Саром, опекунами которого были вожди Алафей и Сафрак [Рогожин А. Забытый наследник великих королей (продолжение) // http://aloslum.livejournal.com/17589.html]. Это вполне соответствует приводимым в сказаниях упрёкам в том, что Сигурд рос как раб или пленник, бросаемым ему Регином в «Саге о Вёльсунгах» (Гл. XIII), Фафниром в «Старшей Эдде» (Речи Фафнира. 7), а также Брюнхильд в споре с Гудрун в той же саге (Гл. XXX).
Сам Витерик (Ветерик, Витирик, Видирих) является сыном Витимира-Винитара (погиб в 376 г.; Иордан возводит генеалогию Винитара через его отца Валараванса к его деду Вультвульфу, который являлся родным братом Германарика), а не позднего Витерика ІІ, сына Беремуда, правнука Германарика (Иордан. Гетика. 81), хотя, вероятно, в поздней традиции оба Витерика отождествились, так как сын Витерика ІІ Евтарик (Евтарих, Эвтарих; умер в 522 г.), вступив в 515 г. в брак с Амаласвентой (Амаласунтой), дочерью короля провизантийской части остроготов-грейтунгов Теодериха Великого (Дитриха Бернского; 470-526 гг.) из династии Амалов, вновь объединил разделившийся было род Амалов и родил Аталариха и Матесвенту (Иордан. Гетика. 251).
Уже к 408 году паннонскими готами (грейтунгами-остроготами) и гуннами правил Атаульф из рода Балтов, при том, что никаких данных о его родстве с Алафеем или Сафраком нет, так же как и в эпосе Хёгни не является родственником Альфа. Впоследствии он стал преемником короля тервингов-визиготов Алариха, и главную роль в этом сыграла жена того, бывшая сестрой Атаульфа. Вероятно, будучи по словам Иордана «кровным родичем Алариха» (Гетика. 158), он и сам происходил из знатного визиготского рода Атанариха и попал к остроготам вместе с Брунхильдой – первой женой Сигурда-Витерика-Сара, а впоследствии, вероятно, после их развода, он с помощью короля визиготов-тервингов Алариха, мужа его сестры, отнял у того власть (т.е. Атаульф – это эпический Хаген-Хёгни) в то время, как король остроготов Витерик-Сар вел войну с Радагайсом [Рогожин А. Забытый наследник великих королей (продолжение) // http://aloslum.livejournal.com/17589.html]. В «Хронике» Проспера Тирона Аквитанского (середина V века) под 412 годом записано: «В то же время многочисленными свидетельствами военного [искусства] и преданностью нашему государству был знаменит Витерик» (Хроника. 1337).
Лишившись власти, Витерик-Сар ушел на службу к западному императору Гонорию. Но через определенное время Cap покинул Гонория потому, что император оставил убийство его доместика Беллерида без внимания и не повелел произвести расследования. Атаульф, узнав об этом, собрал десять тысяч воинов и пошёл навстречу Сару, с которым было только восемнадцать или двадцать человек. В завязавшейся драке Сар совершил героические подвиги, достойные удивления, и его с трудом захватили в плен, зажав между щитами, но потом убили.
Однако и Атаульфа-Хёгни постигла неминуемая участь. Он был убит в конце августа – начале сентября 415 г. в Барселоне. Олимпиодор сообщает, что Атаульф был убит в собственной конюшне. Убийца – дружинник из его личной охраны некий Дувий — якобы отомстил таким образом королю за смерть своего прежнего господина, вождя из национальной готской партии, сторонника самостоятельности и прямой вражды в отношении империи, убитого по приказу Атаульфа «задолго до этого». Возможно этим неназванным вождём был Сар. В пользу этой версии говорит и тот факт, что после убийства Атаульфа к власти пришёл брат Сара Сигерик. Иордан же говорит, что Атаульф пал, пронзенный в живот мечом Эвервульфа, над ростом которого он имел обыкновение насмехаться. Идаций и Исидор Севильский также говорят, что Атаульф был убит готом из своего окружения. Как бы там ни было, очевидно, что Атаульф пал жертвой своей политики, за свои симпатии к Римской империи и мирные отношения с императором Гонорием. Павел Орозий прямо говорит, что Атаульф был убит за то, что усерднейшим образом следовал просьбам и предложениям о мире своей жены Галлы Плацидии. Олимпиодор повествует, что, умирая, Атаульф приказал своему брату отдать Галлу Плацидию императору и, если они смогут, сохранить дружбу с римлянами. Когда 24 сентября 415 г. весть о смерти Атаульфа дошла до Константинополя, это событие отпраздновали играми и иллюминацией. От своей первой жены (на основании частичного сохранившегося предания она была сарматского происхождения) Атаульф имел шестерых детей, которых убил воцарившийся после убийства Атаульфа Сигерик, брат казнённого Атаульфом Сара. Вторую жену Атаульфа, Галлу Плацидию, Сигерик велел, в издевку, заставить вместе с прочими пленницами идти перед своим конём. Но через неделю после вступления на престол Сигерик также был убит своими людьми из-за отказа начать войну с Римской империей.
В знаменитой битве с гуннами на Каталунских (Мавриакских) полях между Труа и Шалоном-на-Марне полях 15 июля 451 г. вестготы сыграли решающую роль, обойдя с флангов гуннов (в то время как в центре принимали удар от гуннов союзники Рима аланы, франки и бургунды) и заставив их беспорядочно отступить. Престарелый король вестготов Теодорих І, зять Алариха І, пал в этой «битве народов», храбро сражаясь впереди своих воинов. Важен тот факт, что в этой битве готы сражались против готов. Ведь с гуннами пришли, как родственное готам племя гепидов, так и остготы, не подчинявшиеся Риму. Эти остготы под началом трёх братьев-королей из рода Амала — Валамира, Теодемира и Видимира стояли непосредственно против вестготов. Амал по имени Андагис якобы даже метнул копьё, убившее вестготского короля Теодориха. Уход вестготов под предводительством Торисмунда с поля сражения на следующий день, дал возможность Аттиле с честью отступить.
В 471 г. остроготы  под предводительством Теодориха оставили Паннонию и ушли в Италию (где их господство завершилось кровавой резней в 552 г.), а их место заняли гепиды, жившие ранее на восток от р. Тиса. Старая территория стала называться Великая Гепидия, а новая – Малая Гепидия (с центром в Апахиди). После разгрома гуннов они истребили их остатки в Европе (Иордан, «Гетика», 264).
Но уже к 526 г. гепиды теряют новоприобретенные земли из-за вторжения лангобардов (винилов). На Асовом поле в юго-западной части Карпатской котловие между нынешними Сремской-Митровицей и Винковцами в 552 г. гепиды потерпели сокрушительное поражение.Лангобарды затем также в 568 г. двинулись во главе с королем Альбойном на захват Италии, основали там своё королевство (нынешняя Ломбардия), пока его не завоевал в 774 г. Карл Великий, объявив себя Rex Francorum et Langobardorum.
Затем в Паннонию и Дакию пришли наследники гуннов – авары, в авангарде которых шли славяне. Вначале как союзники лангобардов против остатков гепидов, за что гепиды отдали аварам десятую часть своих лошадей и скота. Решающее сражение произошло на р. Тиса в 567 г., а гепидский начальник города Сирмиум передал город Византии.
Однако была еще одна ветвь готов, в отличие от ушедших в Европу, оставшихся в Карпатах и поселившихся в Крыму готов-христиан. Эта часть готов еще до вторжения гуннов ушла на Северный Кавказ.
  Еще в 253 г. путём переворота в Боспорском царстве монарху Рескупориду V (240-267 гг.) был навязан соправителем представитель проготской партии Фарсанз, вследствие чего Боспор предоставил готам собственный флот для набегов на Византию и Кавказ. Первый такой морской поход в Малую Азию состоялся в 255/256 г., другой — в 257 г. В 262 и 263 гг. остготы с Боспора дважды нападали на Эфес, в 264 г. — на Каппадокию, в 266 г. — на Вифинию, в 267-268 гг. — на Элладу, но в 269 и в 275 г. были разбиты римлянами. Позже император Диоклетиан нанимает их — готов-тетракситов — как союзников для обороны Херсонеса от гегемонических планов Боспорского царства, но часть готов отошла на Северный Кавказ, где стала известна под именем готов-акациров (позже ассимилированы сарматами). Еще во времена константинопольских патриархов Фотия и Игнатия (858-867 гг.) Фуллы и Харасия («на Черной воде») известны как епископство «охоциров» Готской метрополии.
  Считаем, что акациры как симбиоз готов и сарматов в нартском эпосе известен как блондины Ахсар и Ахсартаг, родоначальники третьего рода нартов (санскр. nrtu "танцор", "герой", sunrta «жизненная сила»; др.-ирл. so-nirt «сильный», nert «мужественный», валл. hy-nerth «сильный». герм. бог Nerthus, албан. njeri «человек, мужчина», др.-инд. nar «мужчина», sunara «полный жизненной силы, юношеский», латин. neriosus «сильный», авест. hunara «чудесная сила») — Ахсартагката, от осетин. "ахсар" — "сила, храбрость" или абхаз. «ахцара» — «метка, тамга, знак рода»).   
  Предание о последних рассказывает о том, как брат Ахсар, чтобы не соблазнить жену брата Дзерассу, дочь владыки вод Донбттыра, кладет в кровать между собой и невесткой меч. Но из-за подозрения со стороны брата Ахсар стреляет в себя из лука. Выстрелил он стрелу вверх и взмолился: “Боже, пусть стрела моя взовьется двумя и вернется одной и вонзится в то место, которым я коснулся невестки своей, и пусть я умру от этого!” Взвилась стрела, вернулась и попала в мизинец Ахсара. И он тут же умер. Тогда Дзерасса рассказала Ахсартагу все, как было. Отчаяние охватило Ахсартага: из-за него без вины погиб его брат! Выхватил он меч и, поставив его так, чтобы рукоятка упиралась в грудь Ахсара, а острие — в собственное сердце, всей тяжестью опустился на него. Меч вонзился в его сердце, и умер Ахсартаг. Высокое надгробье, из камней сложенное, известью скрепленное, поднялось над их могилой.
  Несчастная Дзерасса вынуждена спасаться в подводном царстве от преследований Уастирджи, всадника на трехногом коне (намёк на уход акациров на службу к Византии и вражда с чистокровными сарматами ?), а потом рождает в хлеву башни своего мужа чудесных близнецов-героев Хамица и Урызмага.
  Хамыц известен тем, что был женат на волшебной женщине, которая днем превращалась в лягушку и он носил её в кармане, затем она вынуждена покинуть мужа и тот ищет её в скитаниях по миру, проходя разные испытания. Их сыном стал богатырь Батрадз.
  Брат Хамыца Урызмаг был женат на красавице Эльде из рода Алагата, хранителя волшебной четырёхугольной чаши Уацамонг ("Определяющая"), главного объекта пиршества нартов.
  У братьев-близнецов была сестра (рожденная уже мертвой Дзерассой от Уастырджи) — мудрая Сатана, которая хитростью соблазнила брата Урызмага и родила от него сыновей. У адыгов Урызмаг известен как Уазырмес, брат и муж Сатаней и отец Бадиноко, который гибнет, пытаясь достать красавицу Акуанду, спрятанную в высокой башне. У абхазов Сатана (Сатаней-Гуаша) — мать ста братьев-воинов и их одной сестры Гунды-красавицы, воспитательница аналога осетинского героя Батрадза Цвицва.   
  Если с первым братом сходен сказочный мотив о муже Царевны-Лягушки, то с другим — мотив героя, плывущего морем в сундуке (бочке), а сын одного из них — с мотивом добывания царевны, сидящей в башне.
 Нартский миф об Ахсаре и Ахсартаге некоторыми элементами идентичен германскому преданию о Сигурде / Зигфриде и Гуннаре / Гунтере: Сигурд кладет на ложе между собой и Брюнхильдой обнаженный меч, ссора-подозрение между героями приводят к их гибели, героиня либо погибает на погребальном костре Сигурда либо исчезает из преданий германцев, но к её сопернице Гудрун/Кримхильды, жены Сигурда, сватается король гуннов Этцель.      Чудесных близнецов-героев можно отождествить с присутствующими в эддической "Речи Хамдира" и "Саге о Вольсунгах" детьми Гудрун Хамдиром (=Хамыц!) и Сеерли (=Урызмаг), которые убили своего сводного брата Эрпа (сына от наложницы последующего мужа своей матери — короля росомонов Йонакра) и отомстили готскому императору Германариху за убийство своей сестры по матери Сванхильды ("Лебеди битв"). Также этих братьев знает историк Иордан как Аммия (~ hammer "молот, дубина, кий" = готы-амадоки) и Сара (авест. saormat "опоясанный мечем" = сарматы), отомстившие Германариху за убийство некой женщины Сунильды.
 Представителей этих готской и нартской легенд можно отождествить с генеалогическими полянскими героями Кием, Щеком (дв.-англ. secg "человек-воин") и Хоривом (= Эрп) и их сестрой Лыбедь.
Возможно, что остготские (росомонские) герои Хамдир, Сеерли и Сванхильд основали на Днепре город Аргеймар (ныне Камянское городище), откуда предание о них пришло в Киевские горы.
   
  Ахсартагката (Ахсар и Ахсартаг) = готы+сарматы (акациры) / Сигурд и Гуннар
  Дзерасса = Брюнхильда / Кримхильда / Гудрун
  Уастырджи = Этцель / Атилла / скифы-георгои (авест. gauvarga – "разводящие скот")
  Хамыц = Хамдир / Аммий / Амадок (Кий), муж Царевны-Лягушки
  Урызмаг (пленный в сундуке) = Сеерли / Сар (Щек) / Кощей (пленник в сказках)
  Уарп-Тау (название горы Эльбрус) = Эрп (Хорив)
  Эльда = Ильдико (жена Аттилы) / Хильда
  Сатана (в доспехах сражается как воин) = Сванхильда-"Лебедь битв" (Либедь)
  Гунда/Акуанда = Хундинги.

-----------

P.S. От Marat Tsagaraty:

Не претендую на первооткрывателя, может кто то до этого и исследовал, но интересную параллель, четкую до схожести в деталях нахожу сравнивая два эпических произведения - "Сага о Беовульфе" скандинавского эпоса и "Сказание о Батразе и сыне Тара" нартского эпоса осетин.
Схематично сюжеты выглядят так: Грендель - сын чудовища - великан неуёмной силы живет в горах. Его мать предостерегает его от встречи с людьми, самым опасным из которых называет Беовульфа - вождя гётунов, заклиная никогда с ним не встречаться. Грендель привлеченный весельем людей (героические песни в пиршественном зале) - спускается в поселение людей и учиняет там погром и разорение, калеча и убивая лучших войнов. Это повторяется с регулярной переодичностью, пока не встречает в этом зале Беовульфа специально призванного на помощь. Беовульф в единоборстве калечит Гренделя, отрывает ему руку, тот сбегает и добиравшись до своей пещеры умирает от увечей в объятиях матери упрекающей его за ослушание избегать людей и особенно Беовульфа.
Сюжет из нартского эпоса повторяет сагу в деталях:
В горной пещере живет великан - уаиг по имени Тар. Его сын Мукара - славится своей великаньей силой. Отец призывает его сторониться людей-нартов и никогда не появляться в их селениях, особенно же избегать встречи с сыном Хамыца - Батразом. Так же привеченный весельем нартской молодежи танцующей и поющей на поле для ристалищь (зилахр), Мукара спускается к ним и принимая участие в их состязаниях колечит лучших из них принуждая к их состязаться. Это становится регулярным. Мукара наведывается к нартской молодёжи неся увечия и смерть, пока не встречает там специально прибывшего нарта Батраза. Батраз в состязании колечит Мукару - ломая ему руку и вывихивая ногу. Искалеченный великан едва вырвавшись, добирается до своей пещеры и умирает от увечий под упреки отца Тара.
Такой вот сюжет. Заимствование из эпоса в эпос исключено, самостоятельный генезис сюжета в разных эпических сюжетах маловероятен...