Два царства две дороги и две судьбы

Олег Гуцуляк
ДВА ЦАРСТВА — ДВЕ ДОРОГИ И ДВЕ СУДЬБЫ

 a) Украина

По нашему мнению, у восточных славян доминантен  общеславянский архетип "Рай-Сад-Царство", этакого "Заветного царства" примордиальной (изначальной) Традиции.

Украинская писанка, "яйцо-райцо", известная ещё со времен палеолита [Паїк В. Корінь безсмертної України і українського народу. – Львів: Червона Калина, 1995. – С. 24],  есть символом, иконой этого "потеряного райского царства" славян [Гуцуляк О.Б. Про таємничу символіку писанки  //  Писанка. – 1994. – № 3 (10). – С. 12], «сконденсированого пространства и сконденсированого богатства» [Даниленко В. Стереотип, монотип, архетип у культурних моделях // Слово і Час. – 1994. – № 1. – С. 55-59; Дяченко М.В., Частник О.С. Простір і час у фольклорних світах: Пам’ять генерацій // Філософська думка. – 1999. – № 1-2. – С. 78], разновидность "мандалы" (которая, как известно, не только диск, но любая икона с центральным образом, Луной и Солнцем).

В преданиях восточных славян сохранилось представление о далёкой южной стране, часто отождествляемой с раей, называемой Ирьем, Ирием или Вырием. Ирей известен с древнерусских времен и уже тогда так называлась страна, куда на зиму улетают птицы, где царит вечное лето. Ирей упомянут в Поучении Владимира Мономаха: «И семоу подивуемы како птицы небесныя из ирья идуть». Наиболее убедительной представляется этимология слова «ирей», производящая его от древнеиранского *аirу;- (dahyu-) «арийская страна», достаточно сравнить «ирей» с самоназванием части современных осетин – ир (ирон – «осетинский»). Можно предположить, что это слово было заимствовано предками восточных славян от своих южных ираноязычных соседей – сармато-аланских племен. Название страны последних было отождествлено с южной блаженной страной, где всегда царит лето. Сходная параллель наблюдается и в саамском языке: саам. ;rjel «южный», ;r’j;n «далеко на юге или юго-западе», oar’je- «юго-западный», oarji «юго-запад», (прасаам. *orja «юг»), что представляет собой заимствование из раннеиранского, ср. авест. airy;, airya- «арийский», др.-перс. ariya- «арийский».

У  украинского поэта Богдана Кравціва есть интересный сонет “Вирій”:

 

           Іран, чи Індія, чи Україна ?

           Зринають назви, як блудні вогні.

           Але ж була колись така країна,

           Звідкіль ми вийшли. В сизій давнині

 

           Цвіла вона далека, тепла й пишна

           За обрієм казкових семи гір –

           І боєм рвалася в той світлий мир

           Племен довкільних молодість навтишна.

 

           І досі іриця, столітня діва,

           Пісень співає про далінь незриму.

           Про Райгород багатий, вирій, рай,

 

           Що в тьмі віків нам сниться повен дива…

           Туди злітають ластівки над зиму

           І серце, тугою налите вкрай.

 

Некоторые ученые считают, что "рай человечества эпохи палеолита" был именно на территории Украины: «… рай Шелльского периода (ранний палеолит, 3 млн. – 150 тыс. лет назад, – О.Г.) мог быть не в Египте или в болотистой Месопотамии, а на землях Украины, где была ровная и плодородная степь, чистые рыбные воды рек, массы диких зверей и чудесное подсолнечье (стоянки первобытных людей этого времени в Украине – Королёво и Ркосово в Закарпать, Лука-Врублевецкая в Поднестровье, Лабушино в Одещине, Амвросиевка на Донбассе, 15-ть стоянок в Крыму, – О.Г.). Это была, с наибольшей вероятностью, колыбель человечества и культуры» [Паїк В. Корінь безсмертної України і українського народу. – Львів: Червона Калина, 1995. – С. 12 – 13]. Но как бы иронично не относиться к этим взглядам, не следует забывать того факта, что Украина была передледниковой зоной: живя у ледников, наши предки не могли не обратить внимание на бурный расцвет жизни у кромки тающего льда, буйную растительность альпийских лугов, чрезвычайную медоносность северных трав, целебные свойства воды горных ручьев, поскольку структура талой воды значительно "качественнее" обычной. Наконец, как писал этнолог Л. Гумилев, с тающего ледника стекали струйки чистой воды, которые орошали степи, подступали к леднику, наполняли впадины, превращая их в озера, и создавали тот благодатный климат, в котором цвели культура  палеолита [Гумилев Л.Н. Тысячелетия вокруг Каспия. – М.: ТОО «Мишель и К0», 1993. – С. 13]. Да и «… ледник же вздымался в заоблачную высоту прямо над равниной и имел необозримую протяженность. Можно представить священный трепет человека, созерцавшего эту блистательную корону земли, что вполне отражено в Авесте, Ведах, Тибетских преданиях, и предположить, что грандиозное зрелище породило столь же грандиозные фантазии. На этом, по логике современной науки, скептически относящейся к подобным сообщениям, следовало бы закрыть вопрос о расположенной за ледником Гиперборее, стране блаженных и тому подобном» [Янович В. Наследие тысячилетий. – К. : Задруга,  2006 // http://www.lah.ru/text/yanovich/g21.htm].

Вероятно, и тектонический разлом земной коры в Украинском кристаллическом щите обусловил особенное геомагнитное и иное геофизическое влияние на формирующихся наших предков: «… Росту энергетической мощности украинцев содействовали и интенсивные основания геомагнитной и другой геофизической энергии, наблюдаемое на наших землях, именно в местах разломов Карпатских и Крымских гор, Украинского кристаллического щита, разрезающего Украину, Киевских гор и т.д. На острове Хортица есть глубокий тектонический разлом земной коры. Из него идет такой ураганный смерчь земной энергии, равный которому находится на Земном шаре только в одном месте – в Центральной Америке» [Губко О. Прадавність української психології  //  Учитель. – 1998. - № 11 – 12. – С. 50].

"... Значительный массив украинских земель (примерно Винничина и Житомирщина) со времени появления на земном шаре первых наземных растений и первых животных (Силур) ни разу не был затопляемым водами морей или океанов (подчеркивание наше – О.Г.)». Это означает, что в течение сотен миллионов лет здесь сохранялась и накапливалсь плодородная почва и последовательно развивался богатый в мире генетический фонд. Это означает, что на протяжении всей истории нашей планеты земля играла роль нетронутой генетической казны ... гигантского естественного "Ноева ковчега", где формировалась и откуда расселялась по новообразованной суши флора и фауна, а вместе с ними и человечество. Это означает, что именно поприще Украины является ... мистическим местом планеты (подчеркивание наше – О.Г.)» [Продум М. Нація золотих комірців: Психоінформаційна концепція України. – Тернопіль: Мандрівець, 1994. – С. 141 – 142], аналогично ландшафту Австралийского континента, неизменимого со времени Юрского периода.

Интересно, что само название Подолье  может сохранило название древнего райского царства богов-асуров Паталы  ("Покрова", "Крыша") со столицей Бхогавати (то есть на реке Буг), в котором — дворец царя Васуки (не путать с буддийской Поталой — "Пристанью").

«… Украинская земля, – пишут авторы «Истории философии», – уникальное место на европейском континенте. Еще во времена неолита … в результате соединения Черного моря (до этого оно было озером) с Средиземным и связанного с этим понижением общего уровня вод здесь чрезвычайно интенсифицировались процессы формирования гумуса. Вследствие этого … сформировались почвы, которые были «следствием счастливого и очень сложного комплекса целого набора физических предусловий». Заслуживает внимание, что нигде на планете даже  за миллион лет не возникло чого-то подобного. Земли Поднестровья и Поднепровья – единое в мире место, где черноземная полоса достигает 500 км ширины» [Бичко А.К., Бичко І.В., Табачковський В.Г.  Історія філософії. – К.: Либідь, 2001. – С. 306].

Вот как описывает процесс формирования этих благословенных почв американский учёный-континентолог  К.Г. Менес. Русская равнина некогда была дном Тифии (Тетис) – третичного моря, а на протяжении четвертинного периода её укрыли осадочные породы радиоактивного лёса (вид глинистой почвы), которые приносили ветры из восточной Азии (аналогично было обеспечено богатство почв Северо-Восточного Китая). С летающими песками и пылью частички кремния совершали относительно не длинный путь и откладывались песком на широких равнинах Внутренней Монголии, Восточного Туркестана (Такла-Маканской пустыни), но более лёгкие вещества разносились всей Евразийской равниной, попадая даже вглубь Европы, где, в качестве осадочных пород, они образовывали не только лессовые  районы Месопотамии, Анатолии или Венгерской пусты (равнины), но также Западной Германии и Иль-де-Франса. Лёс желтого цвета, но в местах, где гниение множественной растительности продолжалось значительное время, лёс темнел, становился черным. Это чернозём – черные почвы западной и северо-западной части Черноморско-Касписких степей, нынешней Украины и северной части степей Западной Сибири и Северного Казахстана. Это самые плодородные из известных почв. Присутствие чернозёма указывает, что там, где ныне только травянистые степи, когда-то были распространены леса. Чернозем обеспечивает при обработке пахотные земли наибольшей природной плодородностью.

Не удивительно, что эти земли со времен неолита начали привлекать людей. Оседлые земледельческие племена занимали крайний южный запад Евразийской равнины – приблизительно территорию современной Западной Украины, включая Киев, и Карпаты и даже земли на запад от Карпат, на Среднедунайской низине. Те же, кто были кочевниками, жили на востоке равнины, т.е. в Черноморско-Каспийской степи и Туранской равнине. Именно Западная часть Евразийской равнины как правило рассматривается как прародина народов, говорящих на индоевропейских языках.  Вероятно, протоиндоевропейцы образовывали некие «ядровые группы», говоря на разных, но очень родственных диалектах. Слова, которые были общие для всех «ядровых групп», представляли собой земледельческие названия, названия домашних животных, родства, обозначения рождения и смерти, дня и ночи, небес, солнца, звёзд и Месяца, числительные до сотни, местоимения, обозначения процессов еды, питья, ношения, знания, видения и т.д., то есть определенные важные и основные понятия, которые они также уносили с собой, осваивая новые пространства.  Но, собственно, прабалтославяне остались в восточной части изначальной родины оседлых индоевропейцев и, вероятно, несколько распространились, когда соседние районы после отхода многих других индоевропейцев стал свободнее. Балтославяне остались по преимуществу на той территории, где жили всегда, имея непосредственными соседями уральские и саамские народы, но находясь на нескольком удалении от Средиземноморской цивилизации. Можно с уверенностью говорить о наибольшей «чистоте» индоевропейской сущности именно у балтославян   [Менгес К.Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве» / Перев. с англ. Предисл. Р. Якобсона. Отв.ред. А.Н. Кононов. – Ленинград: Наука, Ленинград. Отд., 1979. – С. 23 – 24, 28 – 29].Відомий педагог К. Ушинський писав: “… Слов'яни у своїй первісній формі … був корінним мешканцем малоросійської рівнини… А тут… він жив, не змінюючи дідівського звичаю… Світлий малоросійський ландшафт, з нескінченним, ніколи не затьмарюваним краєвидом, з цілим морем тучного колосся, з прозорою, тихою річкою, і все це зігріте жарким, але ніколи не жагучим,  промінням сонця, перейняте якимось світлим супокоєм, - ось тип малоросійської рівнини. Цей ландшафт, дещо одноманітний і скучний, відбиває у собі, як у дзеркалі, всю душу первісного слов”янина… На кожній точці рівнини його обіймає один і той самий горизонт, на кожній точці душа його буде виповнена одними й тими ж відчуттями. Він любить жити широко, як широкий його небокрай… Прагнення до розширення, обумовлюване, таким чином, самою місцевістю, змушувало слов”ян розселятися в усі сторони; і скрізь вони намагалися, якщо це тільки можливо, перенести з собою і свою улюблену вітчизну”[Ушинский К.Д. Сочинения: В 11 тт. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – Т. 1. – С. 107 – 108].

Без сомнения, согласимся с О. фон Кульчицким, что такая земля, как украинский ландшафт, не может не влиять на подсознательные структуры психики тех, кто на ней живет и трудиться  [Хрущ О. Український характер: Історико-культурні та геополітичні умови його формування  // Збірник наукових праць: Філософія, соціологія, психологія. – Івано-Франківськ: Вид-во Прикарпат. Ун-ту, 1996. – Ч. 1. – С. 129]. Таким образом, и корни украинского менталитета, единства их души, духа и тела достигают времен «общеславянских», когда праславяне жили в особом регионе (loсusinternus) на стыкептолемеевых Германии и Сарматии, где скрещивались культурные влияния Запада и Востока, т.е. на территории лесостепной и лесной зоны Европы от Балтики до Карпат и Днепра, Дона и даже Азовского моря [Королюк В. У истоков славянской общности // Изучение культур славянских народов / Ред. – сост. В. Злыднев, Ю. Ритчук. – М.: Ред. «ОниС», 1987. – С. 15 – 16].

Украинский культуролог С. Андрусив констатирует, что детство  украинского этноса, наверно, было «раем» в этом райском уголке земли. Возможно, поэтому, неприспособленные к суровым, жестоким взаимоотношений "взрослых" народов (войны, насилие, агрессия, коварство и т.д.), мы и имели такую неблагодарную историю. Отсюда украинский лиризм, поэтичность мировосприятия и выражения, а вместе с тем и поиски, бегство от действительности, социальная пассивность и равнодушие [Андрусів С. Характерологія українців: Національний Космо-Психо-Логос // Науковий збірник Українського Вільного Університету. Матеріали конференції “Нарід, нація, держава: Українське питання у європейському вимірі”, Львів, травень 1993 року / Гол.ред. і упоряд.  А. Карась. – Мюнхен-Львів:  Вид-во УВУ, 1995. – С. 134].