Венеды будущей России

Петр Золин
 
http://www.proza.ru/2010/02/26/308

Венеды будущей России. О них еще будем говорить и говорить. Но начать пора.
А чего Россия ?!
Так по Тациту венеды контролировали территорию примерно от Балтики до низовий Дуная (не особо против этого и археология, лингвистика). А по Птолемею они контролировали весь Венедский залив Сарматского океана (Балтики). Вопрос лишь о величине "всего залива". Это, вероятно, не только Гданьский, Рижский или Финнский. Здесь речь может идти о всей Восточной Балтике с Ботническим задивом (тем более у финнов "вене" - лодка, ладья). По Иордану венеды в 4 веке н.э. оставались очень многочисленным народом.
Возможно, контролировали Балтийско-Волжский путь. И только покорив народы на этом пути, включая весь, меря и мордву, король Скифии и Германии Германарих смог покорить и венедов. Но тут же готы ощутили мощный удар гуннов, которые явно были в союзе с венедами. Славянское наполнение империи Гунния хорошо известно и по археологическим источникам.

Не знаю, какое личное мнение каждый из Вас по этим фактам выстроит.
Но постараюсь быть крайне объективным – все основные факты представлю и с учетом своей (по моим старательно объективным представлениям) нехилой информационной базы оценю.

Активное участие выходцев из античного полиэтноса венедов в формировании Руси и России навсегда запомнили финно-угорские народы, тысячи лет живущие рядом с венедами.
Для финнов до сих пор Россия — Веняйя, для эстонцев — Венемаа. На это христиано-скандинавская историография старается почти не обращать внимания, гипертрофируя происхождение средневековой Руси от варягов (якобы только скандинавов). Она права ?!

Исследователи средневекового Новгорода давно склоняются к признанию участия прибалтийских славян в освоении Новгородской земли уже в начале средних веков, на что во многом указывает и средневековый новгородский диалект (никакой не «древнерусский»). Но тогда исследования участия хотя бы позднеантичных венедов в истории России, тем более её Северо-Запада и Великого Новгорода, требуется существенно активизировать.

Повторим почти общеизвестные ныне, особенно при помощи Интернета, факты.

Историк Иордан в первой половине 6 века в труде «О происхождении и деяниях гетов» указал:" Между реками Дунаем, Тисой и Олтом лежит Дакия , ..к северу.. на необозримых пространствах расположился многолюдный народ венедов. Несмотря на то, что теперь их название меняется соответственно различиям родов, но все же преимущественно они называются СКЛАВЕНАМИ и АНТАМИ «. Так же он пишет:»После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов…Эти венеты происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавинов.".

Вопрос о корнях венедов (и производных от них этносов) . Если тем более помнить о самоназвании скифов около 25 веков назад во времена Геродота – сколоты, от чего до склавинов не так и далеко. Эту многовековую взаимосвязь убедительно прослеживали многие ученые-слависты, особенно академик Б.А.Рыбаков.

В хронике Фредегара 7 в. от р. Х. сказано: «Славянами, называемыми венедами».
Ион Боббийский в том же веке в описании жития святого Колумбиана отметил:"Пришла ему мысль отправиться к венетам, которые именуются еще славянами".
Англосаксонский писатель Алкуин времен Карла Великого тоже не возражал: «Славян зовем венедами». Для германских этносов многовековое признание славян венедами общеизвестно.

Для южных народов исход ранних славян из венедов был менее известен. Например, Прокопий в 6 веке вел славян из этносов-«споров» («рассеянных»), селившихся «рассеянными» поселками на больших территориях. Чаще в поле зрения византийцев попадали славяне Нижнего Подунавья, пограничный образ жизни которых нельзя распространять на всех раннесредневековых славян.

Версий об истоках венедов-славян достаточно много.
По современным геногеографическим данным пращуры славян формировались около 6 – 7 тыс. лет назад в округе Карпат, откуда и расходились по свету.
Русские летописи указывают славян на первое послепотопное время (по христианской хронологии чуть позже 3264 г. до н.э.) рядом с Иллириком. Тогда на севере (примерно в округе эпических гор Рип, у истоков Днепра и рек, текущих к Балтике и Каспию) якобы уже существовала полиэтничная держава «Русь, чюдь и вси языци» (она объединяла около двух десятков праэтносов, имевших средневековое потомство – летописи и использовали средневековые этнонимы).
Затем по летописям «нарци еже суть словене» участвуют в числе 72-х народов в строительстве Вавилонской башни. И позже перемещаются к Дунаю. От Дуная 3 тыс. до н.э. ведут историю славянских языков О.Н.Трубачев и некоторые другие ученые.

Античные греки связывали появление в Италии энетов как потомков Энея с периодом Троянской войны, сказания о которой отчасти отражают период миграций «народов моря» около 12 века до н.э. Политизированные ученые немало делают, чтобы эти и подобные факты рассматривать обособлено, без всяких взаимосвязей.

В целом всё более очевидно, что послепотопные славяне у Илирика, «нарци еже суть словени» времен Вавилонской башни (и возвратившиеся к Дунаю в округу Илирика) и «енеты Энея» близки хотя бы по индоевропейской семье языков. Затем у них неизбежно выявляются и другие культурно-исторические взаимосвязи (прослеживаемые и археологически).

Добротный и честный археолог М.П.Зимина в округе верховий Мсты обнаружила большое неолитическое кладбище (понятно, с очень истлевшими в песке останками). Для десятков захороненных здесь были характерны янтарные украшения.

Многие исследователи, включая новгородца В.Н.Передольского, подчеркивали, что янтарь добывался в разных местах, включая Поднепровье, Сибирь, да и фрагментами в округе Валдайской возвышенности. Необходимы тонкие научные методы, чтобы выявлять места происхождения янтаря в тех или иных археологических памятниках. Главное понять, что знаменитый античный «янтарный путь» был не только по линии Балтика – Италия, но и по ряду других линий. Но сами янтарные украшения уже могли подчеркивать какой-то статус использовавших его людей.
В.Н.Передольский выдвинул идею существования «Велико-Новгородского державства каменного века». В свете обширной культуры боевых топоров для периода неолит-бронзовый век эта идея вполне имеет право на жизнь, так как имущественная дифференциация населения в округе гор Рип явно усиливалась, а оружие хотя бы фатьяновцев указывает на их склонность навязывать свою власть на большой территории силой.


Индоевропейство фатьяновцев, да и отчасти поздних волосовцев отрицает всё меньше исследователей. Записанный сравнительно поздно (но ранее многих былин) русский эпос о Словене и Руссе указывает на появление словено-русов у Ильменя примерно в 2395 г. до н.э. ( дата по поздним христианским летописям). Словен и Рус фигурируют как скифские князья, что соответствует позднеантичной версии о древнейших скифах, достигших господства в Европе и Азии за 2800 лет до основания Рима.
Подобных сведений о появлении здесь германцев или балтов (тем более шедших с востока финнов) в источниках нет, а политизированные корпоративные домыслы авторитетных исследователей – на основе предвзятых и произвольных корпоративных реконструкций языков (за тысячи лет до их письменных фиксаций) – принять за истину никак нельзя. Это всего лишь научные версии, которые крайне опасно использовать в политике, в частности,  типа «русские – вон с балтской и финской земли».

Идущая с ностратических глубин ономастика России имеет все шансы связываться с любой языковой семьей, рожденной ностратическим содружеством.
К примеру, Волга (Болга ?) – это и славянизм (со всем индоевропейством), и финно-угризм, и тюркизм … Но древние источники её помнят как Рангха, Раса, Ра (у Птолемея; у Геродота Оар ?). И это более связывается с индоевропейцами, хотя вновь шансы и у других наследников ностратического содружества есть.
Почему вроде бы продуктивная для дружбы народов России идея о ностратической подоснове всей российской (да и не только российской) ономастики не принимается ?! Так множеству политизированных ученых тогда нечего делать в истории. А политикам и религиям не использовать для одурачивания масс многотысячелетний метод: «Разделяй и властвуй !». Отсюда П.М.Золину и подобным исследователям дозволено числиться лишь в «маргиналах» (или еще в каком придуманном для них «отстойнике» типа «фольк-хистори»). Провокационные позиции всяких «дозволяющих», плодящих «отстойники» для тщательных и честных исследователей – это реальная наука ?!

Как показывают современные ностратические словари, созвучие типа «ве(о,а)нед» (венд: wound, wound, vandem и т.п.) с ностратических времен – (преимущественный смысл) хороший, уважаемый человек. Аналог русскому «венце-носец» (увенчанный). Понятно, что так могли называться любые выдающиеся люди (увенчанные на древнейших ритуалах «палеолитическим венком») из ностратического содружества – близкие по языку (слову) и славе. Славяне явно продолжали ностратические традиции полиэтноса венедов, поэтому не имели (как и многие народы на планете) абсолютной этнической чистоты. Это их и спасало от деградации. Хотя многим идеологам и политикам, очевидно, обособленности славян очень хотелось хотя бы на словах. И любые способы используются для гипертрофии такой обособленности. К сожалению, этим отчасти страдают и идеологи «кристально чистого» славянского язычества (хотя бы по распространенности рун оно «не чисто» - среднеазиатские, тюркские).

Статусная роль «роксов: руксов» (светлых, русых, нередко голубоглазых людей) известна афроевразийским территориях (даже в округе будущего Китая) хотя бы последние несколько тысячелетий. Она отражена эпическими образами Рудры, Рустама, Руса, библейского Роша (Роса) и т.п. Роксоланы («русые аланы») играли эту роль в Северном Причерноморье уже в первые века до нашей эры. Затем ее продолжали аорсы, позже росомоны Германариха. Роасом (Руасом, Ругилой) в первой трети 5 века был король Гуннии, бывшей Скифии и Германии. По мере христианизации Великая Скифия – во многом благодаря усилиям христианских писателей и источников – в память о библейском Роше (Росе) превращалась в Росию и Русь. Но связи этой державы со славными венедами – славянами – все более игнорировались, хотя были известны даже христианским летописцам. Славян у Илирика, по летописным сведениям, крестил еще апостол Павел. Апостол Андрей с учениками, если верить летописям, прошел по будущему пути «из варяг в греки», даже побывал у славян Приильменья. Да и новгородцы до варягов «прежде были славяне».

В целом слова на «в» ( w ) в ностратических языках играют важную статусную роль.
№ 473. (yan-) «Сказать, говорить» (АА, Др). (Иллич-Свитыч № 146 «говорить»)
№ 509. (wuy-) «Плавать, спускать на воду» (АА, Ур, Алт).
№ 301. (wig(y)-) «Нести, перевозить» (ИЕ, АА, ФУ).
№ 313. (g(w)an-) «Распухать, изобиловать» (ИЕ, АА, Др).
№ 315. (k(w)[h]ul-) «Кончать, доводить до конца, завершать» (ИЕ, АА, ФУ).
№ 502. (wit(l)[h]-) «Ударять, бить» (АА, ФУ, Др).
№ 312. (g(w)an-) «Ударять, бить, убивать, ранить, вредить, причинять ущерб» (ИЕ, АА).
№ 342. (k’(w)ud-) «Ударять, ранить, ушибить» (ИЕ, Кар, Др).
№ 478. (wad-) «Резать, ударять, убивать» (ИЕ, АА, Др). Как бы отвадить, водить и ведать.
№ 512. (wut[h]-) «Держать, хватать, собирать, убирать» (АА?, ФУ, Др). (Иллич-Свитыч № 351 «добыть, настигнуть»).
№ 497. (wa;-) «Ударять, наносить удар, ранить» (ИЕ, АА, Алт?).
№ 489. (wur(y)-) «Царапать, насекать, раскапывать» (ИЕ, Др, Шум). Позднее значение: «пахать плугом».
№ 507. (wal-) «Ударять, ранить, разрушать» (ИЕ, Др).
№ 512. (wut[h]-) «Держать, хватать, собирать, убирать» (АА?, ФУ, Др). (Иллич-Свитыч № 351 «добыть, настигнуть»).
№ 498. (wa;-) «Гнуть» (ИЕ, АА, ФУ, Др).
№ 499. (wak’-) «Будить, возбуждать, волновать; энергия, сила, мощь, бодрость» (ИЕ, ФУ).
№ 508. (wuy-) «Делать усилие, действовать с энергией; сила, мощь» (ИЕ, ФУ, Алт).
№ 510. (wuy-ik[h]-) «Устраивать или приводить в порядок; прямой, правильный, правдивый, точный» (ИЕ, ФУ, Др).
№ 482. (wir-) «Вытягивать, расширять, распространять» (ИЕ, Кар, АА, Др).
№ 500. (war-) «Подниматься, возвышать, расти, увеличиваться; высшая, верхняя точка» (ИЕ, АА, ФУ, Др).
№ 490. (wum-) «Извергать, выплёвывать, выделять» (ИЕ, Др).
№ 339. (k’(w)ur(y)-) «Быть тяжёлым, весомым, грузным» (ИЕ, АА, Др, Шум).
№ 487. (wal-) «Быть или стать сильным» (ИЕ, Др). (Иллич-Свитыч № 350 «большой»).Античные «вильцы» (соседи венедов) здесь имеют неплохой шанс.
№ 594. (raw-a;-) «Быть просторным, широким» (ИЕ, АА).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ностратический_словарь (дополнительно смотрите словари на сайте http://www.nostratic.ru/ )

Прибалтийские позднеантичные венеды и ранние венеты округи Италии близки, к примеру,  как индоевропейцы.

Вене;ты (лат. Veneti, греч. ;;;;;;) — полиэтнос (трактуют и как группу племён – со своей письменностью, царями)  побережья «югославского»  Адриатического моря, к северо-востоку от реки По. Этот регион позже получил название Венетия (откуда город Венеция) или совр. Венето. По археологическим данным, венеты появились здесь в XII—XI веках до н. э. Они, возможно, представлены Атестинской археологической культурой.

Главными городами венетов признаются Атесте (совр. Эсте) и Патавиум (совр. Падуя). Венеты были союзниками римлян в борьбе с кельтскими этносами (IV век до н. э.) и во время Второй Пунической войны (218—201 до н. э.) против Ганнибала. Земли полиэтноса с 183 до н. э. вошли в состав римской провинции Цизальпийская Галлия. Уже в 89 до н. э. венеты получили права латинского гражданства, в 49 — римского гражданства.

Известно более 300 надписей, написанных венетским языком и дошедших до наших дней. Венетский язык признается отдельной ветвью индоевропейских языков, близкой к италийским языкам. Но есть попытки читать венетские надписи и по славянски.

Римский историк Юстин, используя труд Помпея Трога, в 3 в. н.э. отметил: «Ибо так же как народ этрусков, живущих на побережье Тосканского моря, пришел из Лидии, так и ВЕНЕТЫ, известные как обитатели Адриатического моря, были изгнаны из захваченной Атенором Трои».

Тит Ливий признает : «Эвганеи — жители между Альпами и Адриатикой .. были вытеснены из этих мест прибывшими из Малой Азии венетами».

Зенадот тоже согласе:" ..Эти венеты .. потеряв своего вождя во время Троянской войны, они переправились в Европу (во Фракию) далее после долгих скитаний прибыли в Венетию Адриатическую". На появление «нарцев еже суть словен» из Азии указывают и русские летописи.

Древних венетов не  путают с современным населением области Венето, которое говорит на венетском языке романской группы, хотя исторически оно включает и  античных венетов, романизованных в начале нашей эры.

Википедия справедливо замечает, что известны ещё как минимум две группы племён, носивших то же имя — кельтское племя в Бретани и видимо славянское племя в Восточной Европе (как венеды).

Гомер — Илиада, 2.825; 2.851-852; 5.577; 13.656, 661
Тит Ливий — История от основания города 1.1; 5.34
Плиний Старший — Естественная история iii.130
Полибий — ii.17.4-6, 18.1-3; ii.23.1-3; ii.24.7-8
Страбон — xiii.1.53; v.1.4, 8, 9
Ксенофонт — Анабасис I.viii.5; V.ii.22, iv.13, v.12, 22, vi.3, 6; VI.i.1, 6, 11, 13, 14, 15.
Исследования
Chieco Bianchi, Anna Maria [et al.] (1988). Italia: omnium terrarum alumna: la civilt; dei Veneti, Reti, Liguri, Celti, Piceni, Umbri, Latini, Campani e Iapigi. Milano: Scheiwiller.
Lejeune, Michel (1974). Manuel de la langue v;n;te. Heidelberg: Indogermanische Bibliothek, Lehr- und Handb;cher.
Pellegrini, Giovanni Battista (1967). La lingua venetica / G.B. Pellegrini, A.L. Prosdocimi. Padova: Istituto di glottologia dell'Universit; di Padova.
Prosdocimi, Aldo (2002). Trasmissioni alfabetiche e insegnamento della scrittura, in AKEO. I tempi della scrittura. Veneti antichi: alfabeti e documenti, Catalogo della Mostra (Montebelluna, dicembre 2001-maggio 2002). Montebelluna, pp.25-38.
Prosdocimi, Aldo (2002). Veneti, Eneti, Euganei, Ateste: i nomi, in AA.VV., Este preromana: una citt; e i suoi santuari. Treviso: Canova, pp.45-76.
Wallace, Rex (2004). Venetic in Roger D. Woodard (ed.), The Cambridge Encyclopedia of the World’s Ancient Languages, University of Cambridge, pp. 840—856. ISBN 0-521-56256-2
Ссылки
Italic languages — Additional reading Encyclop;dia Britannica (англ.), (нем.), (фр.), (итал.).
Encyclopedia of the World’s Ancient Languages, Venetic chapter Dr. Rex Wallace (англ.)
Extensive Bibliography — Studies on the Veneti Dr. Loredana Calzavara-Capuis (итал.)
Venetic inscriptions Adolfo Zavaroni (итал.)

Обратимся к венедам-кельтам.
Вене;ты (лат. Veneti) — (по Википедии и не только) кельтское племя на юге полуострова Бретань на северо-западе Галлии/Франции. Занимались мореплаванием.
Покорены Цезарем во время галльских походов 58-51 гг. до н. э..

В древности Бретань называлась Арморикой. Другими племенами, известными из этой области, были редоны (Redones), куриосолиты (Curiosolitae), осисмии (Osismii) и намнеты (Namnetes).

Наиболее известным городом в области венетов был Дариоритум (ныне известный как Ванн), упоминаемый в «Географии» Птолемея. Бретонское название Ванна Gwened восходит к названию племени венетов.
Ссылки
Cunliffe, Barry (1999). The Ancient Celts. London: Penguin Books, 1999. ISBN 0-14-025422-6. pp. 241, 259.
Erickson, Brice (2002) «Falling Masts, Rising Masters: The Ethnography of Virtue in Caesar’s Account of the Veneti», American Journal of Philology 123 (4; Whole Number 492): 601-22.
Warfare in the Classical World by John Warry.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Венеты_(кельтское_племя)

Что мы окончательно знаем о происхождении кельтов ?! Здесь необходимо помнить, в частности,  кельтоскифов.

Обратимся к Википедии, где автору приходится уточнять многие статьи.

Кельтоскифы — полиэтнос, сохранявший традиции исходного индоевропейства (вероятно, как тавроскифы, гольтескифы и некоторые иные народы; см. карту миграций при статье индоевропейцы)[1]. Миграционные устремления индоевропейцев с Востока на Запад Европы археологически и лингвистически отмечаются уже несколько тысяч лет назад, если даже игнорировать геногеографию.  Посидоний (ок. 135 до н. э. — ок. 50 до н. э.) одним из поздних проявлений индоевропейских устремлений считал кельтоскифов. Его поддерживали Страбон и другие античные авторы[2].

Наиболее подробно этот миграционный процесс в связи с событиями II — I вв. до н. э. осветил Плутарх. Он подчёркивал, что в трудные для Рима времена «пришла молва о кимврах и тевтонах , сперва слухам о силе и многочисленности надвигающихся полчищ не верили, но потом убедились, что они даже уступают действительности»[3].

Как, к примеру, во времена позднеантичного Книва в середине III в. н. э. или Радогоста в начале V в., на Запад Европы около 120 г. до н. э. «в самом деле, только вооружённых мужчин шло триста тысяч, а за ними толпа женщин и детей, как говорили, превосходившая их числом. Им нужна была земля, которая могла бы прокормить такое множество людей, и города, где они могли бы жить, — так же как галлам, которые, как им было известно, некогда отняли у этрусков лучшую часть Италии»

Эти «кимвры» ни с кем не вступали в связи, а страна, из которой они явились, была так обширна, что никто не знал, что за люди и откуда они, словно туча, надвинулись на Италию и Галлию. Многие полагали, что они — германцы, живущим возле Северного океана, как свидетельствуют их огромный рост, голубые глаза, а также и то, что кимврами германцы называют разбойников[4]. Выходит, не германцы…

Были и утверждения, «земля кельтов так велика и обширна» (подобную формулу затем использовали и русские летописи при приглашении варягов-русь), что от Внешнего моря и самых северных областей обитаемого мира простирается на восток до Мэотиды (Азовского моря) и граничит со Скифией Понтийской[5].

«Здесь кельты и скифы смешиваются, и отсюда начинается их передвижение; и они не стремятся пройти весь свой путь за один поход и не кочуют непрерывно, но, каждое лето, снимаясь с места, продвигаются всё дальше и дальше и уже долгое время ведут войны по всему материку. И хотя каждая часть племени носит свое имя, всё войско носит общее имя — кельтоскифы»[6].

По третьей версии, кимвры как часть кельтоскифов наследует традиции киммерийцев. Часть киммерийцев во главе с Лигдамидом в VIII в. до н. э. бежала с берегов Меотиды от скифов в Азию. Но «самая большая и воинственная часть киммерийцев» переместилась в лесные края, к Внешнему морю и землям полярных дня и ночи[7].

«Вот из этих-то мест и двинулись на Италию варвары, которых сперва называли киммерийцами, а позже, и не без основания, кимврами. Но всё это скорее предположение, нежели достоверная история. Что же касается численности варваров, то многие утверждают, будто их было не меньше, а больше, чем сказано выше»[8].

Плутарх признавал, что перед «их отвагой и дерзостью нельзя было устоять, а в битве быстротой и силой они были подобны огню, так что натиска их никто не выдерживал и все, на кого они нападали, становились их добычей. От них потерпели бесславное поражение многие армии римлян во главе с управлявшими Заальпийской Галлией полководцами, которые сражались плохо, чем более всего побудили варваров наступать на Рим, ибо, побеждая всех, кого ни встречали, и захватывая богатую добычу, кимвры решили обосноваться на месте не раньше, чем разгромят Рим и опустошат Италию»[9].

Кимвры, идущие в авангарде кельтоскифов, были около 120 г. до н.э. отбиты бойями. Они двинулись к югу, вниз по Дунаю, в страну кельтов-скордисков, обитавших в районе Железных ворот и в низовьях Савы и Дравы. Возможно, поход скордисков в 119—118 гг. до н. э. на юг Балкан был вызван именно движением кельтоскифов. Затем кельтоскифы вновь повернули на запад, перешли Альпы и напали на кельтов-нориков («нарци еже суть словени» известны русским летописям со времен Вавилонской башни 3 тысячелетия до н.э.). У города Нореи, в 113 г. до н.э., кельтоскифы разбили римское войско консула Папирия Карбона. Им открывался путь в беззащитную Италию, так как основные силы римлян были заняты в войне с нумидийским царём Югуртой в Африке. Тевтоны из состава кельтоскифов ушли в Галлию, присоединив по дороге кельтов-гельветов. Одни источники при описании походов говорят о тевтонах (Аппиан), а другие — о кимврах [10]. Германофилии приятнее тевтоны…

Выйдя в верховья Роны, кельтоскифы в 109 г. до н. э. вновь разбили римлян, а в 105 г. до н. э. нанесли сокрушительный удар войскам римских полководцев Сервиллия и Моллия при Араузоне в низовьях Роны. Хотя путь на Рим был открыт, кимвры, тевтоны и присоединившиеся к ним кельты-амброны ушли в общей массе кельтоскифов в Галлию. Разделившись на две армии, завоевали будущую Францию почти целиком, дошли до округи Тулузы, вторглись и в Испанию. Затем в 102 г. до н. э. соединились в Галлии для войны с белгами, жившими на Марне, где жили и неуступчивые нервии[2]. Всё подобное можно было наблюдать при движении народов Великой Скифии 4 – 5 вв. н.э.

Римский полководец Марий завершил в 109 г. до н. э. войну в Африке, был избран в 107 г. до н. э. консулом и начал реорганизацию армии для борьбы с кельтоскифами. Уже в 102 г. до н. э. новая римская армия вступила в Галлию и, измотав манёврами особенно тевтонов и амбронов, заставила вступить противника в битву на невыгодных для него позициях под Аквами Секстиевыми около Марсалии (современный Марсель).
Кельтоскифы большей частью были разбиты. Кимвры из состава полиэтноса совершали обходной манёвр и, перейдя заснеженные Альпы (как позже войска Радагайса) , вышли в тыл к Марию, но остановились под Верцеллами, дожидаясь тевтонов. А в Италию вернулся Марий с победоносной армией и в 101 г. до н. э. разбил и вторую группировку кельтоскифов. Только в плен было взято 60 тысяч, а погибло еще больше[11].

Анализируя события, исследователи допускают, что кельтоскифы — особенно кимвры и тевтоны — не имели прямого намерения покорить Рим. Их целью оказывалось поддержание стратегического контроля над неримскими территориями Европы. Вскоре стремление к такому контролю проявит с помощью Скифии Митридат Евпатор . Затем по этому направлению будут переселены на земли империи сотни тысяч  агафирсов (оставшиеся именовались акацирами ?) и бастарнов . По данным Птолемея, аварины и омброны будут во II в. н. э. контролировать земли восточнее Вислы, а позже обры станут нарицательным именем русских летописей[2].

Имя одного из царей кельтоскифов Бойорига (царя кимвров) напоминает имя Боярикс — царицы гуннов уже в VI в. н. э. А по пути Бойорига с востока и северо-востока на запад пойдут в последующие века немало армий и выдающихся полководцев, противостоящих имперскому диктату Рима. Но все эти движения лишь повторяли более ранние миграции индоевропейцев, отражённые данными лингвистов и археологическими культурами[2: в статье Википедии].

Примечания
; Еременко В. Е., Зуев В. Ю. М. И. Ростовцев и проблема кельто-скифских культурных контактов // Скифия и Боспор. Археологические материалы к конференции памяти академика М. И. Ростовцева. Новочеркасск, 1989. — С.110—112.
; 1 2 3 4 [www.magister.msk.ru/library/history/tatisch/tatis024.htm В. Н. Татищев. История Российская. I, Глава 24— 33k]
; Plut., Mar., XI
; Плутарх. Гай Марий и Пирр
; Щукин М. Б., Еременко В. Е. К проблеме кимвров, тевтонов и кельто-скифов: три загадки // Археологические культуры Евразии и проблемы их интеграции: КТД НК. — СПб., 1991. С.24—27.
; А. Г. Кузьмин Об этнической природе варягов (к постановке проблемы)
; Щукин М. Б., Еременко В. Е. К проблеме кимвров, тевтонов и кельтоскифов: три загадки // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. — Вып.34. — 1999. — С.134—160.
; А. Г. Кузьмин. Из предыстории народов Европы
; Вадим ЭРЛИХМАН Тропою вольков // Родина. 2004. № 1
; Еременко В. Е., Щукин М. Б. Кимвры, тевтоны, кельтоскифы и некоторые вопросы хронологии рубежа среднего и позднего латена // Проблемы хронологии эпохи латена и римского времени. СПб., —1992. — С.80—115.
; Plut., Mar., XXVII http://ru.wikipedia.org/wiki/Кельтоскифы

Оторвав венетов от венедов заинтересованная политизированная наука получает следующее.

Вене;ды (лат. Venedi, Venethae, Venethi) — древнее племя на территории Европы, упоминавшееся в письменных источниках с I по VI века н. э. С венедами чаще связывают пшеворскую археологическую культуру, хотя отдельные землячества полиэтноса могли обитать и в регионах других культур..
География

Славяне, (как) венеды — наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, восходит к концу I—II в. н. э. и принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря.

История

У историков нет консенсуса, являются ли одним и тем же племенем тацитовские венеды и адриатические венеты, населявшие в XI—I веках до н. э. часть северо-восточной Италии и давшими название Венеции[1]. Существовали и другие племена, носившие сходное название (например, упоминаемые Юлием Цезарем кельты-венеты). По предположению российского археолога Щукина М. Б., в начале н.э. существовала связь между венетами адриатическими, и венетами прибалтийскими населявшими в Iв.н.э. Самбийский полуостров (устье Немана), и являвшихся носителями самбско-натангской археологической культуры, что подтверждается археологическими находками.[2]

Начиная с Тацита, «венедами» в текстах античных историков стали обозначать не только адриатических венетов, но и племя, жившее в Центральной Европе. По свидетельствам некоторых авторов, они жили по Висле и побережью Балтийского моря (в средневековых летописях имеется легенда о Палемоне, прибывшем из Венетии в низовья р. Неман с пятьюстами знатными семьями), а по мнению других — к северу от Карпат и на Нижнем Дунае, однако почти все отмечали их многочисленность и обширность занятых ими пространств. Современный баварский город Аугсбург, во времена римлян, назывался Augusta Vindelicorum, то есть «город Августа, в стране венедов (винедов), живущих по Лику.»

Вокруг этнической принадлежности венедов до сих пор идут жаркие споры, поэтому большинство выдвигаемых теорий имеют спорный характер.

По одной из теорий, венеды — то же самое, что славяне (или предки западных, прибалтийских  славян). По другой, они представляли собой отдельную этническую группу — либо коренную, либо появившуюся здесь в результате одной из миграционных волн. Предполагают, что часть венедов на рубеже VII—VIII веков переселилась восточнее и влилась в состав восточных славян. Возможно, этноним «венеды» сохранился в наименовании восточнославянского племени вятичей (произносилось и зафиксировано в некоторых летописях как «вентичи»). В то же время имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья.

Плиний Старший причислял венедов к сарматам, Тацит колебался в суждении: причислять ли их к германцам или сарматам. На основании того,  что они «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, «живущих в повозке и на коне». Византийский историк Иордан (VI век) считал их родственными антам и склавинам и отмечал, что их имя вытесняется этими двумя этнонимами. Современные Иордану, но уделявшие большее внимание близкому к ним времени, а также более поздние историки Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр, Феофилакт Симокатта и др. не упоминали венедов.

Активное участие выходцев из античного полиэтноса венедов в формировании Руси и России навсегда запомнили финно-угорские народы, тысячи лет живущие рядом с венедами. Для финнов до сих пор Россия — Веняйя, для эстонцев — Венемаа.
 М.Б.Щукин РОЖДЕНИЕ СЛАВЯН
http://ru.wikipedia.org/wiki/Венеды

http://www.novgorod.ru/images/836.gif
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/641664
http://www.tezan.ru/dan_1.htm
Вячеслав Тимофеев ведет интересные и подробные исследования, отражающие отечественную историю. http://www.tezan.ru/index.htm

Венеды были наиболее влиятельным позднеантичным этносом в Восточной Европе, что в 4 веке подтверждали события времен короля Скифии и Германии Германариха (Эрмериха, Исмара; Аспра ?!).

Германарих или Эрманарих (ум. ок. 375 г.) — (по доминирующим версиям) король готов из рода Амалов.

Он подчинил готские племена гревтунгов и местные племена в Северном Причерноморье. Хотя точные данные о размерах его владений отсутствуют, Германарих в римских источниках и древнегерманском эпосе предстаёт как один из великих варварских вождей эпохи Великого переселения народов. Варварская империя Германариха пала под натиском гуннов в 370-е годы, и примерно с этого момента в связи с миграциями начался процесс разделение готских племён на вестготов и остготов.

Германарих упоминается в двух латиноязычных источниках — «Деяния» Аммиана Марцеллина и «О происхождении и деяниях готов» (или «Гетика») Иордана.

Король готов захватил власть на варварскими народами (с их королями как у антов ?!)  Северного Причерноморья в ту пору, когда полиэтничные готы атаковали северные границы Римской империи на всем протяжении, но готы же числились и союзниками-федератами империи. Император Валент совершил два глубоких похода в варварские земли за нижним Дунаем с целью покарать народы Скифии за их поддержку узурпатора трона военачальника Прокопия (см. Готская война (367—369)). Противником Валента в этой войне стал король западных готов ( тервингов) Атанарих. Владения Германариха простирались от Днестра до Дона и не граничили непосредственно с империей. В начале 370-х годов в Северное Причерноморье с востока ворвались гунны (вероятнее всего, полиэтнос). Сначала на себя удар приняли аланы, затем в столкновение с неведомым прежде грозным противником вступили готы-гревтунги и другие этносы Германариха.

Наиболее ценно свидетельство писателя Марцеллина как современника Германариха:

«И вот гунны, пройдя через земли аланов, которые граничат с гревтунгами и обычно называются танаитами (жителями Подонья: П. З.), произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрменриха [Ermenrichi], весьма воинственного царя, которого страшились соседние народы, из-за его многочисленных и разнообразных военных подвигов. Пораженный силой этой внезапной бури, Эрменрих в течение долгого времени старался дать им решительный отпор и отбиться от них; но так как молва все более усиливала ужас надвинувшихся бедствий, то он положил конец страху перед великими опасностями добровольной смертью.»[1]

Иордан составил в середине VI века развернутую историю готских этносов и генеалогию их правителей по сочинениям предшествующих писателей и сохранившимся устным преданиям. По Иордану, отцом Германариха был Агиульф, а сам Германарих имел 3 братьев (Ансилу, Эдиульфа, Вультвульфа) и по крайней мере одного сына, Гунимунда.[2] Сведения Иордана о Германарихе исчерпывают почти всё, что известно современным ему историкам об этом короле Скифии и Германии:

«После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих [Hermenerig], благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам.
Немало Древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов. [...] После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов , склавенов.
Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха. Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью . Спустя немного времени, как передает Орозий, взъярилось на готов племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью. [...]
Когда геты увидели этот воинствующий род — преследователя множества племен, они испугались и стали рассуждать со своим королем, как бы уйти от такого врага. Германарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов , которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени росомонов, по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля] её мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного.
Узнав о несчастном его недуге, Баламбер , король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остроготы; от них везеготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились . Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни . Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами.»[3]

Исследователи датируют смерть Германариха примерно 375 годом. Тогда по Иордану, сообщившему о смерти Германариха в 110-летнем возрасте, следует считать, что Германарих родился около 265 года.

В комментариях к «Гетике» переводчик и историк Е. Ч. Скржинская критически оценивает прославление Иорданом достижений Германариха. По её словам,  он «сведя воедино различные отрывочные сведения, приписал остроготскому королю покорение ряда племен, которые ввиду своей отдаленности никак не могли быть завоеваны Германарихом.»[4] По мнению Скржинской, поддержанному академиком Б. А. Рыбаковым, Иордан для возвеличения Германариха использовал какой-то дорожник-итинерарий с берегов Балтики к Кавказу, написанный на греческом языке. Б. А. Рыбаков полагал, что "империя" Германариха занимала лишь восточный ареал зоны распространения черняховской культуры, памятники которой распределены от Карпат и нижнего Дуная до Приазовья. Версия такая возможная, но не единственная.

Древнегерманский эпос

Имя Германариха прославляется в возможно древнейшем памятнике германской поэзии, сказании Видсид. Это произведение, как полагают исследователи, сложилось в законченном виде до IX века а среде англосаксов в Англии, причем список и расселение племён указывают на происхождение эпического сюжета во времена, предшествующие Великому переселению народов. Странствующий певец в Видсиде пользуется покровительством «готского владетеля, державного Эорманрика» (Eormanric).

В скандинавском эпосе, эддической[5] древнейшей песне «Речи Хамдира», Гудрун призывает сыновей отомстить готскому правителю Ёрмунрекку: «Сванхильд – имя вашей сестры, что Ёрмунрекк бросил коням под копыта, [...], готским коням». Обращает внимание связь этого сюжета с казнью Сунильды у Иордана. Как и у Иордана, братья в песне убивают Ёрмунрекка.

Имя Германариха на языке готов предположительно звучало как - A;rmanareiks. Из-за широкого распространения легенд о нем, в разных языках его имя по разному искажено, и до нашего времени дошло в различных звучаниях.
У Аммиана Марцеллина - Ermenrich;
у Иордана в книге «Гетика» он называется Hermenerig;
в древнегерманском эпосе Видсид — Eormanric;
в древнеанглийском эпосе Беовульф его называют Eormenric;
в скандинавских сагах — J;rmunrekkr;

В целом имя тяготеет к смыслу Герман — превосходный, "Германа владение" (ареал, рикс), хотя есть и иные трактовки.

Литературный образ
Германарих-Эрманарик — один из главных героев поэмы Михаила Казовского «Буковая роща» (журнал "Кольцо А", 2004, а также на сайте автора www.kazovski.ru).
По истории жизни Германариха создан концептуальный музыкальный альбом российской метал группы Arcane Grail[источник?].

Примечания
; "Деяния", Аммиан Марцеллин
; Иордан, «Гетика», 79
; "О происхождении и деяниях гетов", Иордан
; Е. Ч. Скржинская, перевод и комм. к «Гетике», прим. 365
; Песни о богах и героях, условно объединяемые названием «Старшая Эдда»
[править]
Ссылки
Из монографии Б. А. Рыбакова - Язычество Древней Руси.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Германрих
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/images/000614-000280S.gif

Если Эрменерих покорил венедов, то он временами был в конце античности и правителем союза «Русь, чюдь и вси языци», где окружение короля Скифии и Германии составляли росомоны.

Признать это – смерть неонорманизму.
А он объективные факты зачастую и не признает.

Не спешите поставить точку. Продолжим...