Время повзрослело - отрывок из книги

Монахов Владимир
Издано на средства моих читателей. Особая благодарность Ольге Никитиной, Елене Атлановой, Николаю Качану, Сергею Старченко,  Евгению Рыжкову, Юрию Осинцеву, Владимиру Краснову, Игорю Королькову. Ивану Шепете.

ПОЭЗИЯ – В СЕРДЦЕ, В РОССИИ
Владимир Монахов горячо настаивает, что Россия без поэзии немыслима. Совершенно с ним согласен, хотя скептиков – пруд пруди. Еще я с радостью вижу, что у нас поэзия, количественно сосредоточенная в столицах, качественно то тут, то там ярко вспыхивает во всех уголках отечества, и на так называемом постсоветском пространстве, и за его пределами. Русская поэзия обнаруживается везде – вот это истинная экспансия!
Не знаю, как чувствует себя швейцарский поэт, тесно окруженный горами, зато какой простор у Владимира Монахова! Из Братска во все стороны, без конца и края - Россия. Не от того ли у него такое свободное дыхание, такой размах. Мне довелось (с легкой руки Анатолия Кобенкова) побывать в его краях, познакомиться с этим богатырского сложения человеком,  чуть не сказал – сибирским медведем, - узнать его стихи, услышать, как он их читает перед театральным залом, как чутко и благодарно его принимает аудитория. С тех пор наши дружеские контакты (теперешние, электронные) не прерывались. И вот, наконец, его новая книга, его послание urbi et orbi – городу и миру.
Это сильная книга, порой дерзкая. Хотя автор как-то под настроение сказал: «А я в поэзии — тишина! Кто-то слышит меня, читатели мои?»
Слышит, слышат. Боль откликается на боль, а наше время такое, что поэт (какая там тишина!) громко спорит с Богом, чуть ли не богохульствует, уж больно много крови, страдания, несправедливости на измученной прошлым веком земле. И в начале нового…
Дым Отечества сладкий
Подменил терроризма дым,
Который идет из трубки
Равнодушного Бога.
Но вызов брошенный небесам – не безбожье. Это жажда веры, смятение перед тайной непостижимого. И напряжение души, усилие духа вознаграждаются проблесками откровения:
мертвы поодиночке МЫ
и только с нами Бог – бессмертный!
Более того: «Земля – это место с видом на Господа Бога».
 И – «Я – Бога частица».
В наше время, когда, к сожалению, мелкотемье, пустозвонство, кривлянье заполонило стихотворные страницы сотен изданий - от гламурных до  самодельных (уж не говорю об Интернете!), серьезность, глубина, требовательность Владимира Монахова производят, повторяю, сильное впечатление. Он не ищет в поэзии красоты и музыкальности, а во всеоружии художественных образов и философских афоризмов стучится во врата, за которыми скрыты смыслы существования. Он взыскует истины. С ним не соскучишься.
Вспоминается Багрицкий, верней – слова его героя, Дзержинского, обращённые к поэту:
А век поджидает на мостовой,
Сосредоточен, как часовой.
…Но если он скажет: - «Солги!» - солги.
Но если он скажет: «Убей!» - убей.
Что из этого получилось – знаем. Но поэт на то и поэт, чтобы именно поэтическим словом припечатать трагический результат революционной «справедливости». Монахов – отвечает:
  Я с рождения был трубачом –
Ноты знал до последнего вдоха,
Но стоит у меня за плечом
С перерезанным горлом эпоха.

Мне близок Монахов, но чувствуется и разница поколений. Я, старший, не так трагический воспринимаю действительность, потому что за моей спиной – самая кровавая из войн. По сравнению с ней сегодняшние беды бледнеют… Любопытно, что в одном из лирических стихотворений Владимир Монахов пишет: «Но лучше всего вернуться в 1952 год, /Когда папа и мама не знакомы…»
Я бы так никогда не написал. Просто потому, что в том году был еще жив Сталин (а это автор, естественно,  «не помнит»!)…

Владимир Монахов мне близок и как человек и как поэт. Мне близки его искания в области верлибра – они плодотворны, хотя свободный стих еще по-настоящему не «прописан» в русской поэзии и частенько соскальзывает в прозу. Мне близок не только его лиризм, но смелое вторжение в разреженный горный воздух философской мысли.
Поэзия должны быть глуповата? Не всегда. В том порукой сам Пушкин.
Кстати, вот вам афоризм Монахова – чуть ли не лозунг:

«Самый патриотический поступок русских –это сохранить в себе Пушкина.»

Но вернемся к сегодняшней ситуации в поэзии. К поэту. Я готов ему рукоплескать, когда он с гордой уверенностью пишет:

ПОЭТ! Ты нерентабелен лишь до той поры,
Пока вокруг тебя, как подле Иисуса Христа,
Не соберутся двенадцать читателей,
Живущих в городе, куда ты пришел
Почитать и послушать  СТИХИ!

Золотые слова.
Закончу тем, с чего начал: с литературоцентричности нашей страны. Пусть это сейчас выглядит не так, но вера движет горами, и  Владимир Монахов вправе провозглашать:

В эпоху глобализации
Поэты выносят Россию вперед стихами…

Давайте только такую борьбу цивилизаций признавать, и благодарить поэта – талантливого знаменосца такой «армии»

Кирилл Ковальджи





ВСТУПЛЕНИЕ

Этот текст мне приснился, и я его записал


Из пункта А. в пункт П.
выходит стихотворение, загруженное звуками, буквами, словами, знаками препинания, метафорами и прочей необходимой стихомассой, с которой ей надлежит добраться до станции Поэзия…
А в это же время из пункта Я. в пункт П.
выходит Поэт, плохо выбритый, обременённый замыслами, весь обчувствованный воспоминаниями о вчерашнем походе к любимой женщине. Ему так не хочется тащиться на станцию Поэзия, но его уже там ждет стихотворение, которое ему назначило свидание.
И потому он мучительно движется по заданному направлению.
Но никто не знает - состоится ли их встреча в пункте П.
Вполне может так случиться, что они разминутся.
Стихотворение надолго застрянет в пункте П., в ожидании другого Поэта, а наш Поэт потащится к любимой женщине, где его с радостью примут и без слов…



*

Я остался пунктиром...
Евгений Степанов



кто-то в поэзии — полное собрание сочинений,
а кто-то — поэма,
кто-то — крохотное стихотворение,
а кто-то — всего лишь оборвавшаяся строка,
кто-то — запятая или даже точка...
А я в поэзии — тишина!
Кто-то слышит меня, читатели мои?

ЭТУ КНИГУ И ДРУГИЕ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ У АВТОРА

коммерческое предложение:

Если Вас заинтересуют мои тексты, то вы можете заказать сборники, воспользовавшись услугой сайта "письмо автору", в котором сообщите куда и кому выслать, а также подтвердите готовность оплатить бандероль. Я высылаю несколько небольших книжек верлибров, стихов и прозы с автографом автора. Эти книги изданы на средства читателей. Пересылка стоит 150 рублей, а цену книжек каждый читатель волен определить сам. Полученные деньги пойдут на издание новых книжек. Если читатель сочтет, что сборники ничего не стоят, то на том и порешим, автор не будет в обиде, получив затраченные на пересылку 150 рублей.

НОВЫЕ КНИГИ:

"Мёртвая книга мёртвых" (иллюстрированная поэма)

http://proza.ru/2005/03/17-56

"Пятьдесят пять" (пятистишия)

http://proza.ru/2006/06/26-226

"На обочине дороги" (хокку)

http://www.stihi.ru/2007/06/15-429