Долги моей дочери

Катерина Шпиллер
«Поклонись до земли своей матери,

и отцу до земли поклонись,

мы с тобою в долгу неоплаченном,

свято помни об этом всю жизнь!»


Из дурацкой советской песни

Я – мать. Та, которая святая. Та, которую дочь должна, обязана любить в
любом случае, что бы я не совершала по отношению к ней. Она обязана меня
уважать, заботиться обо мне в старости, прощать мне всё и быть послушной
дочерью. Так надо, так принято. Она вообще по гроб жизни мне должна хотя бы
за то, что я её родила. Я носила её под сердцем девять месяцев? Носила. Я
рожала её в муках? Рожала. Я кормила её грудью? Да. Бессонные ночи были? Ещё
как. Болезни, температуры, «скорые», первые зубки, нехватка необходимых для
ребёнка продуктов в советское время, а потому – нервы, очереди, «доставания»
и прочее – было? О, да!

Так что, доченька, тебе ни в жизнь со мной не расплатиться! Ты – должна,
должна и должна.

Именно так должна строиться логика любой матери, утверждает общество,
состоящее из родителей, которым очень удобно именно это внушать своим детям.

А теперь я скажу, что по-честному думаю по этому поводу.

Итак, однажды я приняла решение родить ребёнка. Я сама этого очень хотела.
Вот вам и момент первый: я этого хотела! У меня были такие резоны: время
подошло, надобно уже рожать, да и ляльку хочется – интересно, приятно,
забавно. Знаю, что многие женщины принимают аналогичное решение по иным
мотивам: удержать мужа, женить на себе мужчину, получить квартиру или
деньги…

Дочка родилась. И со мной случилось чудо: я в одно мгновение вдруг поняла,
что произошло наиважнейшее событие в моей жизни. Я не просто ляльку
получила, а узнала настоящую Любовь и настоящее Счастье. Крохотный комочек,
тёплый, беспомощный, родной, лежал на моих руках и самыми дивными на свете
глазками очень серьёзно разглядывал меня. И в этом взгляде были огромное
доверие и любовь: любовь просто потому, что я – мама, ни за что, ни за какие
мои «красивые глаза» или купленные пелёнки, а так – в кредит. И первая
улыбка крохотного человечка была «посвящена» мне. И в этой беззубой, самой
прекрасной на свете улыбке тоже были безграничная любовь и доверие.
Я тыкалась носом в нежный животик, в чуть влажный лобик, вдыхала
младенческий аромат и ощущала, что теперь я – самый счастливый человек на
свете. Меня переполняло не только обожание, но ещё и благодарность. «Спасибо
тебе, мой маленький зверёнок, за то, что ты есть, за то, что ты такая! -
шептала я в крохотное ушко. – Я никогда тебя не предам, я сделаю всё на
свете, чтобы ты была счастлива! Будь спокойна, пока я рядом, тебе ничто не
грозит». Малышка хохотала, ей было щекотно от моего дыхания, её крохотные
пальчики касались моего лица, и для меня это были прикосновения самого бога.

Она росла, становилась на ножки. Начала говорить. И с каждым месяцем, с
каждым годом, чувство благодарности к ней росло. Она болела, и временами
было очень тяжело и страшно. Все мои силы отдавались лечению малышки.
Недосып, разболтанные нервы – нормальный набор сопутствующих вещей. Может,
она и за это мне должна? Ещё чего! Я спасала, лечила её потому, что
по-другому не могла, потому что без неё жизнь мне была не нужна, потому что
любое её страдание, любая её боль в тысячу раз сильней били по мне самой.
Если хотите, это был материнский эгоизм: я заботилась о ней потому, что мне
самой было хорошо только тогда, когда хорошо было ей. Я уверена, я знаю, что
абсолютное большинство матерей рассуждают так же.

Когда малышке исполнилось пять лет, я отказалась от предложенной мне
престижной и высокооплачиваемой работы потому, что она требовала полного
отречения от домашних забот, то есть, и от забот о моей куколке в том числе.
Я должна упрекать за это дочь? Жалеть об этом? Плюну в глаза каждому, кто
посмеет даже заикнуться мне о таком. Ни секунды не жалею! Чёрт бы с ней – с
работой, с карьерой! Ведь я, оставшись дома с моей куклой, могла с самого
близкого расстояния наблюдать, как растёт моя малышка, как развивается, как
осваивает то и это. Я могла сама гулять с ней, водить ее в театры, читать ей
книги, ходить с ней в кружки. Я всё время была рядом и не пропустила
ничего. И я счастлива этим.

Сейчас я знаю всё (ну, почти всё) о своей уже взрослой дочери, мы подруги и
самые любящие друг друга люди на свете. Так что же она мне должна? И
сколько? А, главное, с какой стати? Человек, подаривший мне огромную радость
жизни, человек, давший мне самую прекрасную на свете любовь – ещё за это
что-то мне должен? Да это я по гроб жизни благодарна ей и, видимо, всегда
меня будет грызть червячок сомнения, что я что-то ей недодала, что-то
осталась должна. Мне есть, в чём себя упрекнуть, и меня это мучает. И потому
я буду последним человеком на свете, если скажу своему ребёнку: я для тебя –
святая, ты мне обязана. Нет, подобного не случится, слишком я люблю её, мою
уже взрослую девочку. И, вы знаете, она ведь всё-таки платит мне. Она
платит мне своей любовью. И нет для меня платы дороже.

Недавно доченька написала мне письмо: «Мамочка, мне приснился такой кошмар…
Будто ты умерла… И я не знала, как же мне жить дальше… Без тебя…» Дочик, такой сон
означает, что я буду долго жить! Но даже когда я уйду, ты будешь знать, как
жить, ты будешь счастлива, потому что такое моё материнское заклятие. И у
тебя к тому времени уже будет свой «комочек счастья», который подарит тебе
самое главное в этой жизни и которому ты будешь дарить свою любовь.



…Однажды, когда моей малютке было всего несколько месяцев, я поделилась с
мамой и папой своим «открытием»:

- До рождения ребенка женщина испытывает всего лишь некую «предлюбовь», а
настоящее чувство открывается ей после появления на свет собственного дитя…

Мои родители скабрезно захихикали, а мама хитро посмотрела на моего
мужа и сказала ему:

- Наверное, ты как-то не очень хорошо выполняешь свои супружеские
обязанности.

На самом деле, она выразила свою мысль намного грубее… Тогдашний муж глупо
засмеялся в ответ. И в тот момент они все мне стали почти противны. Они
ничего не поняли. В их душах ничего не отозвалось. Потому что им самим не
посчастливилось испытать подобные чувства. Ни одному из них.

На мой взгляд, именно такие люди, нравственные «инвалиды», лишенные одного
из основных чувств – чувства любви к собственным детям, и придумали
заклинание, ставшее общественным постулатом – «мать – это святое». Заметьте,
произносить шаманские заклинания о «святости» и «долгах» предпочитают в
первую очередь те родители, которым есть чего бояться в старости (холода,
одиночества, равнодушия детей) и есть за что: за отсутствие собственной
любви к своим детям.

Наши дети ничего нам не должны. И, тем не менее, если мы их любим
по-настоящему, если они чувствуют эту любовь с детства и до зрелых лет,
«расплата» неминуема, они «отдадут» тем, что дороже серебра и злата -
любовью, заботой. И безо всякой агитации со стороны. Если тебя бросили дети,
если они не любят тебя, если тебе некому подать пресловутый «стакан»,
значит, ты сам в этом виноват: ты был никудышным родителем, и тебе воздается
по заслугам. А по кликушеским заклинаниям легко «вычисляются» негодные
мамаши и папаши или уж совсем недалекие люди. Намотайте это на ус.



Катерина Шпиллер