Перекосы в образовании

Александр Клюшников
Наше, российское образование было и остаётся лучшим в мире, невзирая на имеющиеся трудности, что постоянно доказывается сохраняющейся на протяжении долгого времени высокой востребованностью выпускников отечественных ВУЗов в мире.
На сегодняшний момент можно констатировать тот факт, что отечественное высшее образование сумело в полной мере приспособиться к новым реалиям радикальной смены общественно-политической формации. Сейчас ВУЗы целиком и полностью встроены в систему рыночных отношений, быстро и адекватно реагируя на изменяющиеся потребности рынка.
Но одновременно именно эта жёсткая ориентация на рынок сегодня порождает проблему, во многом тормозящую экономическое развитие страны. Она заключается в образовавшихся в процессе приспособления системы к рыночным отношениям перекосах в системе подготовки кадров, являющихся как раз следствием возможно излишне рыночного подхода к подготовке специалистов. На мой взгляд, он заключается в том, что ВУЗы сегодня часто вынужденно реагируют на сиюминутный спрос на «модные» специальности, так как из-за отсутствия ориентиров, которые были в плановой экономике советского периода, они объективно не имеют возможности прогнозировать востребованность специалистов на момент их выпуска, то есть через пять-шесть лет. Как итог, это сейчас часто приводит к ситуации массового перепроизводства выпускников «модных» специальностей с одновременным недопроизводством тех, которые на момент приёма не были так востребованы, хотя к моменту выпуска ситуация на рынке труда уже, как правило, коренным образом иная. В результате большое количество специалистов вынуждено работать не по специальности. Почему это происходит – понятно, если учесть сроки подготовки специалистов и отсутствие твёрдых ориентиров, присущих плановой экономике.
Так же из-за ориентации ВУЗов на удовлетворение потребностей со стороны абитуриентов, мы сегодня имеем и структурные перекосы в подготовке специалистов. Так, каждый год готовится очень большое количество всевозможных «офисных» работников при тотальной нехватке специалистов инженерных специальностей. То есть непосредственно тех, кто и производит в экономике реальный продукт. И на сегодня этот перекос является одной из ключевых причин, мешающих развитию страны.
При этом очевидно, что, для того чтобы отечественные ВУЗы и дальше сохраняли и повышали свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, в том числе и в сравнении со своими зарубежными конкурентами, они должны давать то образование, которое обеспечит их выпускникам более высокие шансы на успех в дальнейшей жизни. А это возможно лишь в том случае, если у их выпускника будут повышенные шансы на трудоустройство. И, как мы видим, оно зависит не только и не столько от качества самого образования, хоть оно и является важнейшим фактором, но и от внешней ситуации на рынке труда на момент выпуска. А значит ВУЗы, если они хотят сохранить и приумножить свои позиции, должны ориентироваться на будущие потребности рынка труда. Но как это сделать?

Конечно, сегодня трудно себе представить возврат плановой экономики и командно-административных методов управления. В то же время явственно видно, что упования на то, что рынок сам всё отрегулирует, были и остаются тщетными.
И потому видится, что решение этой проблемы должно быть компромиссным – необходимо создать специализированный орган при МинЭкономРазвития, либо при министерства Науки и Образования, который будет заниматься анализом и прогнозированием развития экономики на долгосрочный, минимум пятилетний, период. А так же будет координировать уже существующие структуры подобной направленности. Соответственно основным продуктом его деятельности должны быть базирующиеся на планах министерств, корпораций, крупного бизнеса и анализе экономики в целом, отчёты, которые смогут послужить точкой отсчёта и ориентиром для ВУЗов, позволяющим планировать выпуск специалистов соответственно будущим реальным потребностям экономики страны. Ориентироваться не на сиюминутные, подверженные моде, желания абитуриентов, а на будущие потребности со стороны работодателей.
Думается что одновременно, в рамках решения вышеизложенной задачи, необходимо проводить информационную подготовку выпускников школ, формируя их предпочтения при поступлении в ВУЗы в зависимости от планируемой потребностей экономики в специалистах на момент получения ими диплома о высшем образовании.

Таким образом, получается, что такой переход от чистой стихии рынка к управлению ею, в интересах всех заинтересованных сторон – и государства, и Высших учебных заведений, и потенциальных работодателей.