Я к врачам обращаться не стану?

Александр Раков
Христос дал нам лекарственное средство против всех недугов, способное даже поднимать из гроба, — истинную веру. Но как относиться к словам людей, говорящих: «Не буду обращаться к врачам. Меня Господь исцелит». Бывает, что кончается это печально. На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Державная» руководитель Общества православных врачей СПб доктор медицинских наук о.Сергий ФИЛИМОНОВ.

— Всё зависит от того, с каким устроением человек говорит эти слова. Есть люди с очень глубокой верой, которые полагаются на Бога до конца, и тогда они действительно получают исцеление от Господа. Подтверждение тому — житие старца Иосифа Исихаста, который не обращался к врачам, но терпеливо ждал, когда Господь исцелит гнойники, покрывающие его спину. И Господь исцелил его. Старцу оставалось только потерпеть и молиться. Есть такое терпение и в монашеской традиции. Например, афонские монахи — люди, отличающиеся от нас по уровню жизни, — полагаясь на благословение духовника и свой духовный опыт, действительно прибегают к молитве, а не к врачевству. Пример тому читаем в житии прп.Силуана Афонского, который не стал обращаться к врачам, когда у него застряла кость в горле. Но он имел дар непосредственного общения с Богом, молился Богу, и Господь дал ему вразумление, что надо сделать, чтобы кость из горла вылетела… Силуан Афонский остался жив.

Да, монахи прежде всего полагаются на волю Божию. Нам же, мирским людям, следует придерживаться другого правила. И если духовники благословляют нас обращаться к врачам, так и надо поступать из смирения. Ибо, как свидетельствуют Св.Отцы, через духовника человеку безопасно открывается воля Божия, которая уберегает от многих неприятностей со здоровьем и с прочими скорбями. Подтверждение тому — в книге иеромонаха Софрония (Сахарова) и в третьем томе «Добротолюбия», где Св.Отцы обращаются к собратьям монахам, чтобы они не чурались доктора, а из смирения обращались за врачевством. И разъясняется почему: потому что врачей тоже создал Господь.

«Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почёте. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли» (Сир. 38:1—4, 6—8).

И далее: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя» (Сир.38:9). Как видите, лекарство и молитва не противопоставляются друг другу, наоборот, преподобный и богоносный отец наш Нил Синайский подсказывает: «Прежде врача, обращайся с молитвой к Богу». Поэтому человек, который говорит, что он не будет обращаться к врачам — мол, его Господь исцелит, — говорит это по своей гордыне или по неблагоразумию. И действительно, это может закончиться печально. В этом случае, как свидетельствует свт.Николай Сербский, человек примет ложные мучения, он будет страдать не за Христа, а за свою собственную глупость.

— Батюшка, а вот такой пример: женщина приболела и, взяв крещенскую воду, перекрестилась, сказала: «Господи, помоги — исцели то-то и то-то» и… буль-буль из горлышка — полбутылки выпила, в твёрдой уверенности, что Господь избавит её от всех недугов. Так ли надо святую воду пить, так ли исцеляться?

— Что ж, мы, конечно, можем обращаться к Богу, но когда мы просим только исцеления, — это свидетельствует о нашем духовном невежестве, ибо забываем, что Господь подаёт болезни по разным причинам. И одна из них — для исправления человека, для покаяния его в грехах. Поэтому болезнь, которую испытывает женщина, может быть следствием какого-то совершённого ею греха. Быть может, в воскресный день стирала, убирала, гладила, а в церковь не ходила, нарушив заповедь Божию воскресного дня. Или пошла в церковь, а перед этим осудила соседку или, поссорившись с ней, обругала её. Какая она выйдет после причастия? Осуждённая.

Ибо она не помирилась с ближним и дерзнула подойти к Чаше. И если она будет просить у Бога исцеления, Господь не подаст его, пока она не покается.
Надо понимать, что Господь подаёт болезнь не для того только, чтобы наказать человека, но для того, чтобы его исправить, чтобы указать, что он совершил какой-то грех. Поэтому задавая вопрос, «почему меня посетила эта болезнь», и прося у Бога исцеления, в конце надо добавить: «Господи, будет на всё воля Твоя. Может быть, мне и полезно поболеть за то, что я совершил. Может, мне это в очищение и во исправление грехов моих».

— Как должно относиться к хроническим заболеваниям? Жить вроде бы можно, но человека не оставляет тягостное чувство, что он не может считать себя здоровым.
— Это свидетельствует о малодушии человека и о плохой воцерковленности. Крест в виде хронического заболевания спасителен для человека. А наличие тягостного чувства свидетельствует о развитии греха уныния. Должно научиться благодушествовать в болезни и переносить хроническое заболевание по-христиански.

— Многие боятся, что могут умереть до того, как успеют взрастить, поставить на ноги детей…

— А здесь на первом месте стоит грех маловерия. Ведь мы можем выйти на улицу со здоровыми почками, здоровым сердцем, и нас собьёт машина. А можем с больными почками или сердцем прожить 15 лет и более и поставить на ноги детей и даже успеть понянчить внуков. Всё находится в руке Божией. Как говорит старец Паисий Святогорец, надо иметь очень большое доверие к Богу. Когда человек без всяких оговорок вверяет себя в руки Божии, тогда и Господь о нём заботится. «Над человеком, который без всякого собственного плана отдаёт себя в руки Божии, исполняется план Бога. Насколько же человек уцепится за своё Я, настолько он остаётся позади. Он не преуспевает духовно, потому что препятствует Божией милости. Для того чтобы преуспеть, требуется многое доверие Богу», — поучал старец Паисий Святогорец. Когда человек положится на Бога, ему в душу нисходит мир и покой, и он не сомневается, что если Бог — источник Любви, источник Благости, Он не сделает что-либо несвоевременно и неблагоприятно для человека. Он поступит так, чтобы было спасительно и для самого человека болящего, и для его детей.

А может быть, ребёнку требуется раньше выйти на самостоятельный путь жизни. Может быть, маме требуется поболеть, а дочери или сыну — поухаживать за ней, проявить милосердие. Маме же требуется проявить смирение в том, что она могла бы многое, а не может в силу своего заболевания. Надо помнить и верить, что Господь не хочет никакого зла: если Он что делает, Он делает это во благо человеку. Научитесь принимать это со смирением. Господь говорил: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). Так и нам надо говорить: «Да будет, Господи, воля Твоя, как Ты распорядишься, так и должно быть».

— Должен ли больной всё знать о своей болезни, даже о возможной смерти, или милосерднее оставлять его в неведении? Пример: медицинское светило в окружении врачей, практикантов, сестёр останавливается около кровати больного, осматривает, звучат медицинские термины. Затем процессия движется дальше. Вопрос больного «Что у меня?» повисает в воздухе. Так пациент — это просто тело для изучения или человек, имеющий право знать?

— Новые веяния говорят о том, что больной полностью должен знать всю информацию о своём здоровье. Но медицинская наука доказала, что есть заболевания психогенного характера — ятрогения (от греч. ятрос — врач, генос — происхождение, т.е. врачебного происхождения, из-за врача)… Иногда больной и жил бы себе спокойно, не знай он всего. А узнав подробности о своей болезни, он может сломаться — впасть в уныние, у него может развиться психическое заболевание. Поэтому врачи и не говорят порой диагноз, потому что это может стать пагубным для душевного состояния больного, а значит, пагубно отразится на протекании заболевания его тела. Правдивую информацию доктор может дать тому, кто к этой информации подготовлен. Или верующему, умеющему положиться на волю Божию, чтобы он заранее подготовился к смерти или к операции, устроил свои земные дела. А когда человек маловерный, или мнительный, или с неустойчивой психикой — ему такая информация принесёт только зло. Поэтому милосерднее оставить его в неведении. Ведь если врач говорит больному всю правду, а тот потом выбрасывается из окна, — такая правда вредна. В том и заключается медицинское искусство, что врач определяет, кому и какой объём информации можно дать.

Что же касается медицинского обхода, когда врачи пациента осматривают и звучат медицинские термины… так ведь они и были изначально составлены врачами на латинском языке, чтобы больной не всё понимал и не пострадал от правды психически. Пускай он лучше ломает голову над медицинскими терминами и верит в исцеление, и живёт, и славит Господа.
Вопросы задавала Варвара АКИМОВА