Котлеты - Тамара Злобина, Тема 8

Клуб Слава Фонда
-Тётя  Маша, - остановила Марию Ивановну соседка Нюра, - Ваша Надюшка  и моя Валька были сегодня у нас в столовой.
-Ну и что? - не поняла та.
-Они взяли котлеты, компот и баурсаки.
-Ну и что? - вновь ответила Мария Ивановна, всё ещё не понимая к чему клонит соседка.
-Расплачивалась Ваша внучка. У неё  25 рублей было... Деньги  у вас не пропадали?
-Не знаю, - растерянно ответила тётя Маша, - узелок вроде завязан, как обычно...
-Но Вы всё-таки проверьте.
-Да уж, проверю...
      Валюшка и Надя - подружки неразлей-вода. Обеим по шести лет. Обе непоседы и шалуньи, всегда готовые на мелкие проказы. Но чтобы вот так, втихомолку, бесспроса взять деньги - такого не бывало никогда.
      Дома  Мария Ивановна первым делом развязала заветный узелок, пересчитала  сбережения, и не досчиталась как раз двадцати пяти рублей.
-Надо же! - всплеснула руками пожилая женщина. - Вот искусница внучка... Провела бабушку: взяла денежку и завязала узелок точь в точь, как я.
      Улыбнулась бабушка, осуждающе покачивая головой:
-Ну что же, проказница: невестке — отместки. Ты провела меня — теперь я проведу тебя, чтобы впредь неповадно было... Посмотрим, как тебе это понравится? Уж не обессудь, внучка, за науку...
      Через полчаса и Надюшка домой заявилась. Глазки большие, невинные, словно вовсе и не причём она. Очень уж это не по душе пришлось бабушке, вот и пришла ей на ум шутка, не совсем добрая.
-Ох-хо-хо! - завздыхала она, поднося край фартука к глазам. - Ох-хо-хонюшки... Грехи наши тяжкие...
      Надюшка насторожилась, удивляясь  поведению бабушки, а та продолжила, вытирая непрошеную слезу:
-Как жить-то теперь будем, внученька?... Мать-то твою в тюрьму посадят... На что жить будем?
      В глазах девочки появилась обеспокоенность, а бабушка вошла в роль:
-Бедные мы бедные... Пенсии у меня нет, работать не могу... Да и ты мала ещё  работать... Иринку посадят, мне прямая дорога в дом престарелых, а тебя в детдом сдадут...
      На глазах Надюшки навернулись слёзы.
-Я не хочу в детдом, - сказала она, глотая слёзы. - Я тут жить  хочу.
-Ну, это уж у нас не спросят: хотим мы или не хотим?!  Деньги совхозные пропали — отвечайте по закону... Твоя мама их мне на сохранение  дала. Завтра отдавать нужно, а деньги не все... Как я скажу Ирине, что не сохранила их?...
      И баба Маша вновь пустила слезу, всем своим видом показывая внучке, что очень расстроена и опечалена случившимся. Надюшка потупила глаза, шмыгая носом, полезла в кармашек  своего платьица, достала сдачу, которую ей дали в столовой и протянула её бабушке.
-В-вот, - заикаясь сказала она. - Бабушка, это я взяла деньги... Мы хотели с Валюшкой котлеты... И баурсаки...
      И горько заплакала, давясь слезами. Бабушке жаль стало внучку. Она прижала вздрагивающее тельце девочки к себе, думая о том, не переборщила ли она с мерой воспитания, не слишком ли жестокой оказалась наука?