Оглянуться и увидеть

Антонина Курманова
День был очень странным. Вроде бы всё как обычно, но постоянно хотелось оглянуться и увидеть это, то самое, что нагоняло тревогу. Всё нормально. Солнечный день. Масленица. Народные гуляния. Детей катают на розвальнях. Мужики по очереди карабкаются на столб за призами. Блины. Горячий чай. Песня и пляски под баян. Горки. Снежки. Но что же там за спиной?
  Мама очень ждала возвращения Володи из армии:"Пойдёт учиться. Ты уже будешь работать - выдюжим!"
Уже куплены в кредит для Володи: куртка - японская стёганная болоньевая, туфли импортные, джемпер импортный, рубашки, брюки, магнитофон последней модели. Придётся покупать новый костюм, сыночка наверняка возмужал, значит старый костюм будет мал. Володя прислал маме поздравление на гибкой пластинке, там наверняка записан его голос, но проигрыватель, как его не уговаривали!, работать не хотел. А сегодня с утра вдруг заработал. Пластинка уже прокручена много-много раз, уже каждое слово выучено наизусть, а мама не может успокоиться:"Сходи, поставь."
Вечером мне уезжать. Поезд в 18 часов 20 минут. Маме на работу к 16 часам. Она всегда уходит пораньше, чтобы не торопясь переодеться в рабочее, всё обойти и проверить, получить на складе респираторы - без респиратора в цехе дышать не возможно - известковая пыль. В 15 часов мама уже была одета, ей надо было уже идти, а она всё тянула время, ходила из комнаты в кухню, потом опять в комнату. Опять ставила пластинку. Я смотрела на маму и никак не могла понять в чём дело, что-то от меня ускользало. Что?
Мама ушла. Я стояла оперевшись на старый высокий комод и смотрела в окно маме в след. Что ни так?
Вспомнилось, как мама накануне каждого Нового года покупала яблоки, мандарины, конфеты, орехи, и всё это богатство ссыпала в нижний ящик комода и замыкала ящик на ключ. Если ящик выдвинуть, то там наверняка сохранился запах новогоднего праздника.
Вдруг увидела за окном маму, она возвращалась домой. На часах 15 часов 45 минут. Что такое?
Я кинулась к двери. Дверь уже распахнулась, на пороге стояла мама :"Доча, не обижайся на маму, прости меня. Мама всегда вас всех любила. Ну всё, я пошла." А в глазах такая грусть...В уголках глаз слезинки.
"Мамочка, что случилось?"
Но дверь уже захлопнулась. Мамины шаги стихли.
Окно. Дверь. Окно. Дверь.
Нет. Надо собираться. Скоро на вокзал, а сумка не собрана. Всё  впопыхах побросала в сумку. Надо идти. Но что же там за спиной? Мамочка, что же случилось?
Пригородный поезд уже у платформы. Желание - вернуться домой. Но остаться нельзя. Если поехать завтра, то будет пропущено без уважительной причины две пары, и тогда стипендии не видать как своих ушей. Надо ехать.
Уже стемнело, за окном ничего не видно, но не покидает ощущение, что поезд движется в обратную сторону. Нет, если бы ехали в сторону Хабаровска, то уже давно доехали бы, значит едем правильно. Кто-то сидит за спиной! Нет, показалось. Там стена вагона. Вот огни знакомой станции. Едем правильно. Остановка. Поезд трогается, но почему-то в обратную сторону.
- Мы едем на запад от Хабаровска?
-"?"
- Мне кажется, что мы едем на восток.
- Ну, что вы. Мы едем правильно. Успокойтесь.
Вот замелькали огни, ставшего родным за два года, городка.
Вокзал. Автобус. Арка. Общага.
Девочки встречают:"Картошки, варенья привезла? Ой, и пирожки мамины! Тонь, мы твою маму любим!"
Побежали варить, жарить, кипятить. Стол накрыт, почти вся группа в сборе. Праздник! - местные с выходных вернулись!
Всю ночь не спится. По коридору без устали снуют-топочут-шаркают студенты. Плещется вода, гремят кастрюли. Когда же они спят?
Окна стали серыми, сейчас будильник зазвенит. Так кто-то и простоял всю ночь безмолвно за спиной. Я лежу, а он стоит. Страха нет, но что-то не так.
Плетусь вслед за девчонками по улице. Вопросительные взгляды, но молчание. Ждут, что сама всё расскажу. Раздевалка. Аудитория. Урок немецкого. Толчок в бок. ? А, меня спрашивают. Отвечаю быстро, без запинки. Оказывается на этот вопрос уже ответили, мне надо было отвечать по другой теме.
- Вы температурите? - Издёвки нет, спросила сочувственно.
Опять общага. Девочки готовят обед. Смотрю напряженно в окно. Что? Что же? Вдруг на весь коридор:"Где ваша Антонина? Антонина!" Выбегаю. Комендант.
- « ?»
- Езжай домой. У тебя мать умерла.
Голос подруги Нины:"Да вы что? Разве так можно?"
Бегу. Через улицу. В парк. Скамейка. Нина. "Пойдём?" Долго бродим по парку. С боковой аллейки девочки.
- Тонь, пойдём. Мы билеты купили.
Поезд медлит. Ползёт. А может?...
- Валера, мама где?
- Увезли в больницу.
- Она заболела?
- Нет. Умерла.
Всю ночь лежу с открытыми глазами. Рядом дышит Нина. Не спит.
- Спи.
Не спит. Вздыхает. Дышит.
После похорон Володя уехал дослуживать. За мной приехали девочки - надо сдать госэкзамены. Преподаватели сказали, что закроют глаза на пропущенный месяц. Да. Диплом нужен. Как же Валеру оставить?
- Езжай, я буду нормально себя вести. Женька поживёт со мной. Да, Жень?
Я помню всё до мельчайших подробностей. Каждый шорох, каждый момент, каждое ощущение.
Мама знала, что видит меня в последний раз, и что Володю из армии она не встретит, что Валера будет расти сиротой.
Как же тебе было тяжело нас оставлять, мамочка.
Иногда хочется оглянуться и увидеть маму, но там опять никого нет. Или я не вижу? Кто-то же есть, кто-то оберегает маня.