Нагрудные знаки различия

Морской Профсоюзный Телеграф
ВНИМАНИЕ: ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ДАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАПЕЧАТАНА В ГАЗЕТЕ "МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ" (НА СТР.8). ВЫ МОЖЕТЕ ЗАЙТИ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ И ОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕЙ: http://www.bro.sp.ru/mt/tele9_27.pdf
ГАЗЕТА РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ В ФОРМАТЕ PDF. ВЫ МОЖЕТЕ ТАКЖЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ И СДРУГИМИ ИНТЕРЕСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ПО ВАШЕМУ ВЫБОРУ, ЕСЛИ ЗАЙДЁТЕ НА САЙТ ГАЗЕТЫ "МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ", КОТОРАЯ ИЗДАЁТСЯ БАЛТИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА МОРЯКОВ (БТО РПСМ): WWW.BRO.RU


Мир делится на живых, мертвых и…моряков.
Морякам посвящаю!

НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ
СТАРШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА
МОРЯКОВ ТОРГОВОГО ФЛОТА

К старшему командному составу моряков торгового флота относятся: капитан, старший помощник капитана и старший механик.
«Бог- на небе,
царь- на земле,
капитан – на корабле»
(старинная народная поговорка).

Термин «капитан» произошел от латинского «caput» - голова и означает человека, стоящего во главе чего-то. Термин «капитан», как командир военного корабля, утвердился впервые в  России при Петре I. В 1713 году были введены воинские звания «капитан-лейтенант», капитаны 1,2,3-го рангов, которые и в настоящее время существуют в Военно-морском флоте (ВМФ) нашей страны. В российском флоте в разные периоды существовало еще воинское звание «капитан-командор».
С появлением паровых торговых судов, которыми в начале командовали в основном офицеры ВМФ, в коммерческом флоте утвердился термин «капитан», а после Крымской войны, стали употреблять термин «командир» корабля.
Петр I в «Морском уставе» уделил правам и обязанностям капитана главу в 30 страниц и записал в статье 32 , что «капитан имеет почетен быть на своем корабле яко губернатор, или комендант крепости».
Обязанности капитана (корабельщика) торгового судна в России были впервые подробно регламентированы в «Уставе купеческого водоходства», изданном в 1781 году, в котором имелась специальная глава: «Должность корабельщика или судовщика». Каждый корабельщик, желавший наняться к купцу, обязан был иметь «лист о своем искусстве в водоходстве» и принять в порту специальную присягу, о чем делалась запись в маклерскую книгу. В присяге в частности, говорилось: «Я нижепоименованный хочу и должен по чистой моей совести, вести вверенный мне корабль или судно с грузом, колико силы и возможности есть, цело и невредимо». Присяга принималась на Библии, а если капитан был другой веры – то на священном писании его религии.
Появление паровых судов, увеличение их размеров и количества членов экипажа, внесли значительные коррективы в морское право, однако положение о статусе капитана, его правах и обязанностях, заложенные в екатерининском Уставе купеческого водоходства, в основном сохранились до конца XIX века, а некоторые и до Октября 1917 года.
В 1921 году в СССР началась планомерная подготовка кадров для морского торгового флота (МТФ). 2 августа 1924 года вышло Постановление Совета народных комиссаров (СНК) СССР о судоводителях и судовых механиках морского торгового флота. Судоводителей разделили на шесть категорий – от капитана дальнего плавания с дипломом высшего морского учебного заведения до судоводителя маломерных судов. Судовые механики подразделялись на 3, 2 и 1 (высший) разряды.
В качестве признания особой роли капитана, появляется специальный нагрудный знак, созданный на основе нагрудного знака штурманского офицера, учрежденного Приказом по флоту и Морскому ведомству 13 июня 1913 года (Фото №1) (право на его ношение получили офицеры, успешно окончившие временный Штурманский офицерский класс и получившие при этом звание штурманского офицера 2-го разряда, все штурманские офицеры 1-го разряда, выпускники Гидрографического отделения Николаевской морской академии и профессорско-преподавательский состав штурманской специальности. Знак представляет собой круг, образованный якорной цепью, с закрепленной на нем картушкой магнитного компаса, адмиралтейским якорем и секстаном. При этом якорная цепь, якорь и секстан выполнены из темной бронзы, а картушка – из светлого металла). 
18 февраля 1925 года, выходит Приказ Наркомата путей сообщения (НКПС) № 6619 «Об установлении нагрудных знаков для лиц, имеющих звание или приравненных в правах: капитана дальнего плавания МТФ, штурмана дальнего плавания МТФ и судового механика первого разряда МТФ», в котором установлено следующее:
1. Лицам, имеющим звание или приравненных в правах: капитана дальнего плавания МТФ, штурмана дальнего плавания МТФ или механика первого разряда согласно Постановления СНК СССР от 2.08.1924 г. о судоводителях и судовых механиках морского торгового флота, присваивается к ношению особые нагрудные знаки на правой стороне груди.
Примечание: Звание определяется имеемым на руках дипломом или практическим свидетельством для судовых механиков.
2. Знак имеет овальную форму и состоит: из якоря системы Марреля вокруг которого обведена якорная цепь. Между штоком и лапами на веретене якоря помещается соответственно: 1) золотой секстан или 2) картушка белой эмали с румбами черной эмали, обод картушки золотой или 3) золотой трехлопастной винт, две лопасти которого упираются в лапы якоря. Якорь и цепь оксидированные черные. Высота знака 5 см, наибольшая ширина 3,7 см, выпуклость – 1см.
3. Капитану дальнего плавания морского торгового флота присваивается нагрудный знак с золотым секстаном (Фото №2).
4. Судовому механику 1 разряда морского торгового флота присваивается нагрудный знак с золотым трехлопастным винтом (Фото №3). 
5. Штурману дальнего плавания морского торгового флота присваивается нагрудный знак с картушкой компаса (данный знак является редкостью, нет точной информации сколько человек его получили. В дальнейшем в истории нашей страны он больше не применялся. Фото №4).
С конца 50-х годов начинается стремительный рост флота. Если в 1960 году в составе Министерства морского флота (ММФ) было 800 судов, то в 1970 году – 1500, а в 1980 – 1748 судов. Число капитанов в 1980 году составляло 2403 человека.
К 70-м годам сложилась определенная система и традиции посвящения в капитаны. Кандидаты, отобранные на должности капитанов, проходили курсы повышения квалификации при пароходствах, затем краткие сборы в Москве и после утверждения на коллегии ММФ министр морского флота вручал им нагрудный знак «Капитан дальнего плавания» и удостоверение к нему.
8 июля 1977 года вышел Приказ министра морского флота № 139-пр «Форма одежды и знаки различия работников морского флота». Эта форма просуществовала до распада СССР.
В главе «Отличительные знаки и эмблемы к форменной одежде» дается описание:
• НАГРУДНЫЙ ЗНАК КАПИТАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ (Фото №5).
    Нагрудный знак капитана дальнего плавания представляет собой металлический выпуклый якорь в овальном венчике из якорь-цепи с распорками.
    Якорь к якорь-цепь оксидированы. В центре знака помещен позолоченный накладной бронзовый секстан.
    Знак венчается эмблемой «Серп и молот».
    Высота знака 50 мм, ширина - 36 мм, диаметр секстана 18 мм, диаметр эмблемы 8 мм.
    На оборотной стороне знака имеется штифт с гайкой для крепления к одежде.
    Знак следует носить на правой стороне форменного костюма.
• НАГРУДНЫЙ ЗНАК СУДОВОГО МЕХАНИКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА (Фото №6 ).
    Нагрудный знак судового механика первого разряда представляет собой металлический слегка выпуклый якорь в овальном венчике из якорь-цепи с распорками.
    Якорь и якорь-цепь оксидированы. В центре знака помещен накладной бронзовый гребной винт.
    Знак венчается эмблемой «Серп и молот».
    Высота знака 50 мм, ширина - 35 мм, диаметр винта 18 мм, диаметр эмблемы 8 мм.
    На оборотной стороне знака имеется штифт с гайкой для крепления к одежде.
    Знак следует носить на правой стороне форменного костюма.
  Сегодня, к сожалению, в России нет утвержденного документа  о новой форме одежды и знаках различия не только работников Федерального агентства морского и речного транспорта (есть только ПРОЕКТ). Хотя существует Приказ №11 от 10 марта 1992 года «Об упорядочении системы выдачи нагрудных знаков «Капитан дальнего плавания» и «механик 1 разряда» подписанный Директором Департамента морского транспорта, в котором введен порядок выдачи нагрудных знаков:
• Нагрудные  знаки  "Капитан  дальнего  плавания" и "Механик
   I разряда" вручаются  при  получении  соответствующих  дипломов  у
   капитанов морских торговых портов.
Проект новых Российских знаков КДП и Механика 1-го разряда (Фото №7) выглядят точно так же, как и предыдущие, только без «серпа и молота» в верхней части знака. 
Нагрудные знаки капитана дальнего плавания и механика первого разряда с изменениями сохранились и  выдаются в бывших республиках СССР -  Латвии, Литве, Эстонии (Фото№8 и №9), Украине.             
Если у Вас есть другие нагрудные знаки старшего командного состава моряков торгового флота не указанные в статье или дополнительная информация о них, Авторы  будут искренне благодарны и просят Вас сообщить любую дополнительную информацию по нагрудным знакам различия старшего командного состава моряков торгового флота любой страны.

Соломонов В.П.
Санкт-Петербург, сентябрь 2007 года