Запах асфальта

Владим Филипп
* * *
Каждая женщина помнит своего первого мужчину.
До мелочей.
И неважно как… И что было потом.
Но помнит..

Каждый мужчина помнит свою первую женщину.
И  неважно как. .. было потом.
Но помнит…до мелочей.

«Трубка помнит запах и вкус первого вложенного и выкуренного в ней табака..»
это шотландская пословица.
И неважно , каким табаком потом она будет набиваться..
Поэтому ,обкуривая новую трубку ,не следует жалеть деньги на дорогой табак.

Каждый помнит свою первую работу и первые заработанные деньги.
Это тоже память на… всю жизнь.
……………………………………………………………

Моим первым рабочим наставником  был парень старше меня лет на восемь .
Из прибалтийских немцев.
Звали его Оскар Фриц.
Шёл 62й год.
Он люто ненавидел СССР.
Клял его , как мог на каждом углу.
А из армии его комиссовали сразу же после принятия присяги, посчитав за сумасшедшего.
Он отказался её принимать , прилюдно перед строем заявив ,что он немец, и готов присягать только Германии, а не этой дурацкой стране.. и просит ,чтобы его отправили на родину в Германию.
Однако на работу его взяли.
И , очевидно, по чьему-то недосмотру, или же назло, по-латышскому антисоветскому умыслу…. на режимную площадку ВЭФ, по сборке военных подвижных радиостанций  в кунгах.

Сам я тогда был студентом гражданской авиации.
И учился в Риге, в Рижском институте инженеров Гражданской авиации,
одном из двух в стране.
 
И по прихоти Хруща , как и все бывшие школьники обязан был первые  два года в вузе на дневном обучении днём нарабатывать 2х годичный трудовой стаж, а учиться вечером ,что как и все мои однокурсники  братья-авиаторы и делал.

С Оскаром на плаву продержался недолго.
Немец каждый день поднимал ор на весь цех, костерил прилюдно Союз , и начальство его
мечтало  уволить, и посему давали самую невыгодную работу, на которой тот зарабатывал крохи, а уж обо мне, как его подмастерью, говорить было вообще нечего.

И по сему при первой возможности легально свалил от него  , в строительный цех….
Подмастерьем…
К асфальтировщикам.
На варку асфальта.

Она располагалась на самом краю завода.
За брошенными контейнерами от измерительной аппаратуры.
За свалкой строительных досок.
За горой вышедших из употребления стоек аппаратуры и прочего заводского хлама.
У  строительной помойки.

В месте от начальства далёком … мало им посещаемым… и тихом.
Коллектив был славный и он заслуживает того, чтобы о каждом из его членов рассказать отдельно.

Нас было четверо.
Бригадир  Сашка Рублёв.
Здоровенный детина .. с красиво вырубленным открытым и улыбчивым лицом, под метр девяносто, с кулаками напоминающими  две полбуханки хлеба.
Отсидевший десять лет  на шконке,   на строгом режиме  по 105 часть1 «непредумышленное убийство».
 
Как-то , защищая от шпаны жену, одним ударом убил человека, проломив кулачным ударом с одного разворота тому височную кость.….

Ну, прямо как в песне про купца Калашникова..

Честный и прямой перед всеми… без сгибания и заискивания.
Мастера строительного цеха его гнева и неудовольствия  боялись, и старались закрывать наряды достойно…. мог и врезать при всех под тюремный проговор.

Второй Эдька Дуниковский.
Поляк латышского разлива.
Фарцовщик и контрабандист.
У него я впервые увидел ,как выглядит и фунт и доллар.
Который знал всё о пароходах в рижском порту.. .когда придут… что везут… что сдадут.. почём… определял коньюктуру… но специализировался исключительно на швейцарских часах.. в которых был большой дока….
И которые получал их от какой-то тётки с парохода, которые  переносила их на берег через таможню то ли в поясе для чулков, то ли в трусах..
Эдька был влюблён в одну марку , « Атлантика».. многое о ней знал с момента основания её в 1888 году…
Это он  рассказал ,что фирма выпускает только часы на «А»/ Атлантика и Адриатика/ , что особенностью часов то, что только производитель в Швейцарии имеет право клеймить заводную головку часов фирменной маркой- секстантом в виде буквы А.
Как надо раскрывать корпус и какой цвет с переливом должен быть у правильных часов на заводной пружине, чтобы не «сглотнуть» липу.

Сейчас у меня ,среди часов, есть и «Атлантика»…куплена в бутике.. и на её заводной головке отпечатан этот секстант….до пружины не добирался… открывать жалко.
Не подделка!.
Эти часы самые любимые.
И каждый раз одевая их к выходному костюму, я вспоминаю про Эдуарда.

Эдька на контрабанде всё-таки попался.
Дали  пять лет за контрабанду.
Но это произошло уже без меня.

Третьим был «Карла», а для меня Карл Янович….
Когда-то до войны в буржуазной Латвии он был владельцем  радиомастерских и человеком состоятельным, пока не пришли Советы.. и не раздербанили всё его имущество…

Кстати из его мастерских и вырос всемирно известное объединение ВЭФ., или по-русски
Всесоюзная Электротехническая Фабрика…
Радиолы, приёмники « Аккорд», проигрыватели, и первый транзисторный приёмник
«Спидола»- это всё с ВЭФа.
Но теперь Карл Янович был частью нашей асфальтовой команды или для нас просто «Карлой».
Хотя авторитетом пользовался.
Ибо мог кратко и ясно начальству объяснить почему мы в тот или иной день не работаем.

« …. Я так тумааю, сто секодня асфальт класть нельсяяя.. таак ..каак.. крунт осень холодный.. коонесно Софетам наплевать..на фсё…но он   отфалится.. Нато стобы круунт бил прокреет..»

Такие пассажи делали некоторые дни с дождём или снегом свободными и мы сидели у печи и травили байки.

Печь была моим рабочим  местом.

На установленных каменных блоках стоял медный котёл со стенками в  два сантиметра
толщиной,  способной держать  тонны три асфальта.
Из команды я  должен был приходить  первым,   и разжигать под ним топку.
Разделав перед этим под топку весь дровяной хлам ,который свозили на наш задний двор.

И загрузить в котёл   мешки вара по 100кг каждый.

К 12и вар закипал … и здесь нужно было быть осторожным ,т.к. его брызги от лопающихся пузырей разлетались далеко от котла….
При варке надо было эту кипящую смолу ещё и мешать.вытаскивая  обрывки бумаги от мешков.
И поначалу долго оставались следы от ожогов … т.к. нет ничего хуже чем нашлёпок кипящей смолы на руки.

Не снять…не смыть… а только ждать когда он отдаст он свою раскалённую ярость твоей коже.
И остынет, ослабнув от усталости.
И сползёт, обнажая красное мясо.
Оставив свою метку долго не заживающей раной ожога.

Потом засыпка  грата, просеянного через сито речного песка..
А чуть позже …..в котёл вставить сталеварную  лопату   длиной метра 4 ..
И самое трудное …провернуть это месиво в котле.

На первых проворотах… приходилось вставать на ящик и спрыгивать с него держась за загогулину рукоятки, чтобы первый  проворот прошёл под тяжестью   тела…иначе массу песка в кипящей смоле было просто не сдвинуть..

А время терять нельзя, чтобы на дне он не спёкся  и не смог пригореть к стенкам.
Всё ,однако, напоминало варку каши…
И пока эта смоляная каша варилась… у костра снова были байки … о хоккее, жизни, о её правильности и неправильности….
Истории, которые случились по жизни…

У меня историй особых не было… так как возраст на фоне прочей команды был щенячий, и я им рассказывал про Эрмитаж .
Русский музей.
И родной город.
Что любил.
И что знал.
Сотоварищи по асфальту сидели тихо и слушали с интересом.

В три дня, мне после одобрения Сашкой моего асфальтового варева,  нужно было развалить его по вёдрам и забросить на «Урал».. тяжёлую военную машину.
На них то потом при сдаче военным и ставились кунги  с радиостанциями.
Но  до установки машины были свободны.

Мне позволяли самому подгонять под раздачу «Урал»  задним ходом , и это доставляло удовольствие чувствовать подчинение себе этой громадины.
Ребята уезжали на ручную раскатку асфальта на ту или иную площадку… а я приступал к самому серьёзному делу- сбою нагара в котле , который достигал сантиметров семи.

В горячий котёл, освобождённый от асфальта, забрасывал доски и влезал в него с десятикилограммовой кувалдой, чтобы в дыму, не видя ничего в медном грохоте кувалдного боя, , наощупь, пробить трещину в корке семисантиметрового нагара и долбаня , постепенно сбить его весь , пока он горячий.

Иначе холодея, он на утро превращался  просто в камень.. и отбить его становилось бы морокой  даже с применением  лома.
Всё нужно было успеть до того, пока  от жара котла не начинали   плавиться  подошвы резиновых сапог…
Если ноги  начинали саднить от плавящийся резины, выпрыгивал из котла, ища ближайшую лужу.

Главное было сдать котёл Сашке Рублёву чистым..

Приятно было услышать его одобрение –« Нормалёк, пуйка!», что означало « сработано хорошо, мальчонка».
Потом , если оставалось время , мы снова садились у печки и доедали то, что оставалось после обеда…
Это касалось всех… но не меня.

Был молод… денег хронически не хватало.. и часто единственным обедом была бутылка кефира, которую давали за вредность плюс  ворованный хлеб из заводской столовки.
Благо хлеб был бесплатным и просто лежал там в мисках на столах.

Сашка замечал, мои скромные трапезы…
И время от времени говорил: « Слушай, ты, ленинградец, чего блокаду изображаешь?.. Моя баба тебе тут шматок сала передала…
Давай!.. Подкрепляйся,  студент!...»
- О здорово!.. Спасибо , Саша.
-Чего спасибо? … Она у меня сегодня добрая.. я ей такие две шайбы утром закатил!!» ..- и он гоготал от гордости и лихости за себя,  и произнесённое не было похабным,  а каким-то простецки мужицким,  коренным ,   народным хотя и с некоторым перцем.

Дни были похожи друг на друга … и всё таки были разными..

Особенно растопыривал уши, боясь пропустить, когда рассказ начинал « Карла»..
«….Тааа…Софееты турааки… тенек некута тефать… втераа фидел, как крысу красят ..
итииоты.. тость итёёт,а они краасят..»
- Карл Янович, а как надо?- встревал я.
- Крысу нато красит толко в иююле.. после перфой россы… кокта зелезо прокрето…токта толко, потом не нато красить… осень долко… краска хоросо тержится…так всеекта в Риике крысы красили….»

Слушать « Карлу» было интересно и поучительно…

……………………………..

Первая работа.
И первая зарплата.
И первый рабочий коллектив, который принял сам.
И был принят им.
Как равный.
С матюгами при оплошности.
С дружеским похлопыванием по плечу в знак одобрения..
С покровительственной опекой , как к  младшему…

Помню их всех.
И они не исчезают во времени..

Осталась в памяти первая специальность-асфальтировщик 3го разряда.
Ноздри запомнили запах асфальта.
Хотя за плечами столько уже придумано, прожито , продумано и достигнуто.

И до сих пор, когда  вижу асфальтировщиков на улице,  всегда задерживаю шаг ,чтобы вдохнуть его ….дым от  горячего асфальта.

И почувствовать снова.

Запах моей  трудовой юности…..

* * *