Кончаловский

Николай Ник Ващилин
 

   
Андрей Кончаловский.....   Фамилию эту я узнал, посмотрев фильм «Дворянское гнездо».  Фильм прелестный, тургеневский, русский. Изумительный, но очень короткий финал с убегающей в поле девочкой.  Хотелось смотреть на это цветущее поле,  бегущую по нему маленькую девочку в веночке из полевых трав долго,  долго.  Пока не вспомнишь маму,  бубушку,  дедушку и пока не "наговоришься" с ними вдоволь. Вновь я обрел надежду в поисках мастера. Как подобраться к Кончаловскому, я не знал. Распорядилась судьба.


      Летом 1974 года я работал каскадером на фильме кинорежиссёров  А. Алова и В. Наумова «Легенда о Тиле». Мою работу оценили, и ассистент режиссера Наташа Терпсихорова порекомендовала меня Гале Бабичевой, работавшей ассистентом  у А.Кончаловского на «Романсе о влюбленных». Когда мне пришел вызов, я от радости головой пробил потолок.
Приехал на съемки с одной целью: напроситься к Кончаловскому в ученики.

;Я полдня просидел в углу вагона. Ждал.
;
- А где каскадер-то? – наконец  воскликнул Кончаловский.

  Я подошел, поздоровался. Андрей оценил меня взглядом и объяснил суть сцены  с дракой. Главное в ней было – удар головой Владимира   Конкина в стекло двери вагона электрички.
На один дубль съемок Андрон раздобыл итальянское «стекло», безопасное при разбивании. А вот чтобы поставить свет и камеру, меня попросили своей головой разбить стекло настоящее. Такой «гуманный» подход был у советских режиссеров. Каскадер может все, у него голова деревянная.

  Я укрепил на кисти железную бляху, отыграл удар и устремился рывком к удару головой в дверь, на скорости резким ударом руки разбил стекло, одновременно резко откинувшись головой назад, и упал, как ни в чем не бывало. Лежу, жду команды «Стоп!».
;
Подбежал Андрон с Леваном Пааташвили.
- Коля, Коля, что с тобой, ты жив?
- Жив. Ну как было? – Спрашиваю.
- Твою мать! Я думал, ты убился, - вздохнул облегченно Андрон.

    После  гибели ЕвГения  Урбанского на съёмках фильма "Директор" 05 ноября 1965 года  с режиссерами и директорами в вопросах риска обходились строго.
- Понравилось? – спрашиваю Андрона.
- Ты гений. Это потрясающе. Вот это каскадер! А то подсовывают мне каких-то изготовителей пены - Массарский, Фраер,  Аристов....   Будем с тобой работать, Коля.

;   Я отрепетировал сцену драки  Александра Збруева  с Киндиновым и Конкиным. Да  ещё и  раненного  мичмана  Романа Громадского   с  тростью   удачно вставил в их разборки. И всё это под музыку.  Сняли с одного дубля.

   С Андроном мы поговорили. Он сказал, что пока не собирается набирать курс режиссеров и становиться Гуру. Но посоветовал мне почитать труды князя Сергея Волконского о пластике актера и заняться этим профессионально.

  Я последовал его совету и, окончив аспирантуру, поступил на работу в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, предложив организовать курс трюковой подготовки актера в традициях В.Э.Мейерхольда и Г.М.Козинцева. За несколько лет я довольно хорошо продвинулся в этой области, имея хорошую зарплату и перспективу защитить докторскую диссертацию по проблеме двигательной культуры актера.
В том же году уже по рекомендации А.Кончаловского попал к С.Ф.Бондарчуку на съемки фильма «Они сражались за Родину». Я взял с собой своего друга Юру Веревкина. Съемки проходили под Ростовом. Мы сделали трюк – проезд танка по живому человеку, и исполнил его ученик Бондарчука Андрей Ростоцкий.

   В 1975 году после съемок фильма   Сергея Тарасова   «Стрелы Робин Гуда» на меня рассердился мой тренер А.С. Массарский и отлучил меня и моих товарищей А.Ходюшина, О.Василюка, Н.Сысоева от кино. Я был в опале и думал, что навсегда. Массарский обладал огромным авторитетом и властью на Ленфильме.
Но, эврика! Ранним летним июньским утром 1976 года раздался звонок с «Мосфильма». Андрей Сергеевич Кончаловский приглашал меня работать на четырехсерийной эпопее «Сибириада».

       Приехав на Мосфильм и прочитав сценарий, я явился пред светлые очи Андрея Сергеевича.
Он занимал просторный светлый кабинет. Я честно признался ему, что за такую масштабную работу мне страшно браться, и многое я даже не представляю себе, как можно снять. Он воспринял это положительно.
- Твои московские конкуренты как раз говорят, что всё знают, и выколачивают из Эрика Вайсберга, директора нашей картины, большие деньги. И потом ты же хотел учиться режиссуре. Учись, я тебе помогу, вместе будем придумывать. Еще один ученик у меня есть – Володя Любомудров. Знаешь такого трюкача?
- Да, знаю. Мы с ним снимались на «Белом солнце пустыни» в 1968 году в Махачкале. Они с Петром Диомидовичем Тимофеевым, Васей Горчаковым и Витей Григорьевым учили меня ездить верхом.
- Ну, вот и хорошо, - завершил Андрей Сергеевич. – Иди к директору, подписывай договор.

  Директор фильма Эрик Вайсберг хотел прижать меня низким гонораром, но не вышло. Я готов был работать "за спасибо"! А мои конкуренты Слава Иваньков и Саша Иншаков  бесплатно бы горбатиться не стали.

    В подготовительный период я часто приезжал в Москву. Беседы с Андроном по разработке сцен драки на берегу, война, взрывы нефтяной скважины и гибель в огне героя для меня были настоящими праздниками. Так творчески и доброжелательно я еще не работал ни с одним режиссером за 10 лет. Андрон говорил о том, что он хочет видеть на экране, а я предлагал те практические приемы, которые хорошо знал. Если моих знаний не хватало, привлекались консультанты из других стран – Америки, Англии, Франции, Италии.

;    Просматривали много фильмов. Дома в Ленинграде я проводил репетиции с моими друзьями-каскадерами, конструировал весло, которым можно было безболезненно ударить актера по лицу как воздушным шариком. В пожарном училище и институте огнеупоров подбирал материал для костюмов, спасающих от огня.

;   В июле 1976-го начались съемки в Твери (город Калинин). Андрон определил мне несколько дней для репетиций драки на берегу с актерами Сергеем Шакуровым, Виталием Соломиным, Александром Потаповым и Александром Плешаковым.

;   Я показал им со своими каскадерами рисунок сцены. Начали репетировать.
Что-то не получалось. Фальшивые движения я убирал, упрощал действия, заменяя их эмоциями, желаемыми, но не совершаемыми действиями.

;    А потом, как и просил Андрон, всё подходило к случайному, и поэтому смешному удару.
Решили снять. Леван Паатишвили поставил камеры на штатив и начал снимать. По замыслу Андрона все должно было сниматься одним кадром, с использованием принципа внутрикадрового монтажа. Экспрессию драки в кадре было решено подчеркнуть опрокинутой корзиной с живой прыгающей рыбой. Рыбу долго ждали, но когда привезли, она оказалась свежей, но замороженной. Когда посмотрели материал, драка тоже была без нерва, не динамичная. Рыбу Андрон велел пожарить со сметаной и устроил маленький пир в ресторане гостиницы. Приехала Вивьен  и еще какие-то французы. Все оказалось как нельзя кстати. Я был приглашен на ужин.
;   Появился Никита Михалков, и, увидев меня за столом, нагло спросил Андрона, кто я такой. Я чуть не вышел из-за стола. Андрон одернул Никиту и уговорил меня не обращать на его хамство внимания. Андрон ко мне хорошо относился. Я был счастлив.

;   Обдумав материал, я предложил Андрону сцену драки переснять, внес предложение разжечь на берегу костер и уронить туда героев, потом за это «порвать» Устюжанина и убить его веслом, но, промахнувшись, залепить удар своему брату, и т.д., и снимать все одним кадром, но с руки, двигающейся камерой.

;  Андрон послушал и спросил, представляю ли я себе, сколько эта пересъемка будет стоить. И пошутил: если сцена будет плохой на экране, то я должен буду всё оплатить. Я согласился. Пересняли. Вышло замечательно.

;   Андрон меня зауважал. Из очередной своей поездки за границу привез мне в подарок итальянские ботинки неземной  красоты. В группе все обалдели и начали со мной здороваться за руку. Я в долгу не остался, и Андрону на день рождения 20 августа подарил редкую в те времена миниатюрную иконку Николая Чудотворца старинного палехского письма. Почти такую же икону Андрея Первозванного ему подарила его мама, Наталия Петровна.

;   На долгие годы совместной работы и жизни моими друзьями стали Борис Вельшер, Феликс Клейман, Николай Двигубский, Наташа Андрейченко, Вова Репников, Эрик Вайсберг.
Однажды, подготовив трюк перепрыгивания с сосны на сосну за Виталия Соломина на высоте 20 метров, я задрал цену для каскадеров до 100 рублей за дубль. Наглость в то время неслыханная. Эрик Вайсберг запротестовал. Тогда Андрон посадил его с собой в люльку крана и поднял на половину этой высоты. Эрик сразу согласился выплатить по сотке.

;   В другой раз забастовал мой друг каскадер Коля Сысоев, и из-за него сорвалась съемка. Я думал, меня выгонят. Нет , не выгнали. Андрон простил, понимая, что такое бывает в жизни.

;  «Сибириаду» Кончаловский снимал несколько лет. Я уезжал и приезжал на съемки эпизодов, связанных с трюками. Съемки на болоте в Тверской губернии, съемки в Тюмени, работа с пожарными на нефтяных вышках, главная трюковая сцена фильма – взрыв на нефтяной скважине в Альметьевске.

;   Андрон хотел снять что-то невероятное. Гибель героя Алексея в сценарии была прописана как конец света, проваливался герой вместе с трактором под землю, в горящий Ад.
Я ничего сверхъестественного предложить Андрону не мог. Работа с огнем была и остается самой сложной и опасной не только для кинематографа. Снимая фильм «Неотправленное письмо», режиссер Калатозов в сцене лесного пожара чуть не погубил актеров В.Ливанова, И.Смоктуновского, Е.Урбанского, Т.Самойлову огнем и дымом. Профаны думают, что дым  -это чёрный воздух, а это сметельный быстродействующий яд.

;Мы судорожно искали выход. Володя Любомудров, режиссёр-практикант на этом фильме, обозвав меня дилетантом, привел московских каскадеров С.Соколова, В.Фраера, О.Савосина и других. Но волшебников среди них не было. Показать они смогли те же фокусы с горящей паклей. Ситуацию спасли операторы. Леван Пааташвили с группой комбинаторов предложили кадры комбинированных съемок монтировать с натурой на фоне темноты ночи. Да, к тому же вся земля была залита водой и давала живописные блики огня.

;    В итоге снимали общий план основного пожара в Тюмени, взорвали «фог» с тонной бензина. Киногруппа, снимавшая взрыв с расстояния 100 метров, спалила себе брови. А сцены пожара с людьми снимали "во дворе"  Мосфильма на фоне забора, завешанного горящей паклей.
Темнота, блики в лужах, горящий забор на фоне создали на экране атмосферу ошеломляющей катастрофы. Риск нулевой. Это и есть профессиональная работа в кино. Нет риска. Нет травмы. Но есть ошеломляющий эффект, иллюзия. Кино, одним словом.
;
   Андрон остался очень доволен. Он пригласил меня на премьеру, и я стоял на сцене рядом с ним. Мы подружились и стали общаться в жизни по разным поводам.
За годы работы на «Сибириаде» я приобрел статус высокого профи и получил приглашения на многие известные фильмы: «Они сражались за Родину», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Приключения Шерлока Холмса» и другие.

;   В 1979 году Андрон Кончаловский за фильм «Сибириада» получил второй  по значимости  специальный приз жюри на кинофестивале в Каннах. Я тоже не сидел сложа руки и использовал эту ситуацию. В институте я получил звание доцента и вел курс «Трюковая подготовка актеров». Ученый совет утвердил мою тему стажировки в Париж в Национальную консерваторию драматического искусства, чтобы завершить докторскую диссертацию. Как гром среди ясного неба, прилетела весть о том, что Андрон уезжает  в Америку.

;    Мои «друзья» срочно настрочили анонимку в КГБ о том, что я дружу с изменником Родины, и моя стажировка в Париже накрылась медным тазом.

;   Через год Брежнев и Щёлоков стали «врагами народа», но мой поезд уже ушел.
Приехал из Америки Андрон со своей американской подругой Ким. Я принял его у себя дома как родного, устроил прогулку на катере, поход на Петропавловскую колокольню. Хотя в это время ему друзья боялись позвонить или подать руку, чтобы не впасть в немилость к органам КГБ.

;   Чем ты обязан человеку, который просто позволил тебе постоять с ним рядом некоторое время? А потом всю оставшуюся жизнь тебя будут всюду узнавать и пропускать везде бесплатно, или, узнав, что ты именно тот, кто был с ним, схватят и бросят в темницу.

;   Я не отрекся от Андрона, когда он уехал в Америку. Он писал мне письма, рассказывая о своих трудностях заграничной жизни, он звонил мне по телефону и я поддерживал его, как мог. Работы у него там еще не было, и он мыкался от стола к столу, читал лекции в каком-то университете.
;    Зато у меня здесь работы было много. Режиссеры наши, увидев фильм "Сибириада", искали каскадера, который там делал трюки, находили меня и предлагали шикарные условия. Так я обрел высокий статус в советском кино. И работу с ведущими режиссерами страны – Никитой Михалковым, Сергеем Бондарчуком,Андреем Тарковским.

;   На Мосфильме зарождалась и крепла московская кинобратва во главе с Вячеславом Иваньковым и его другом Александром Иншаковым. Притащил их новоявленный каратист Тадеуш Касьянов на фильм «Пираты ХХ века». И им это понравилось. Слава иваньков  окнчил цирковое училище в Москве и работал в цирке до травмы. так что  атмосфера киносъёмок была ему знакома и  интересна. Как выяснилось позже - не только  трюками,но и возможносстью завести знакомства с  людьми искусства. Поснимались они и с моим бывшим тренером  Александром Массарским у Евгения Евтушенко на фильме "Взлёт".

;   Позже мы узнали, что строгий судья Андрона главный милиционер СССР Щёлоков Н.А.  воровал все, что плохо лежало и каждый день присылал своей жене и дочери цветы, которые оплачивал от министерства, как венки к Могиле неизвестного солдата. Вот судьи кто!

;   На кремлевских паханов напал мор. В результате подковерной борьбы к власти пришел Горби, а брежневско-романовская клика начала ему мстить.
Планеты выстроились чудным образом и осветили путь Андрону. Он снял свой первый американский фильм с Настасией Кински «Любовники Марии». Андрон звал меня в Америку, но я не мог выучить в совершенстве язык. Может быть, это была лень, но ….

;   Дуплетом он снял сногсшибательную картину по сценарию Акиры Куросавы  «Поезд-беглец» с Джоном Войтом и приехал в Россию. Андрей часто звонил мне из Штатов, советовался по поводу трюковых сцен на движущимся поезде. Я придумывал трюки, рассказывал Андрону, который готов был вызвать меня в Америку для совместной работы,но в этот момент продюсеры решили снять часть  трюков  с актёрами в павильоне.....И сняли.

;   Я взялся за показ американских фильмов Кончаловского "Поезд-беглец" и "Возлюбленные Марии" в городах коммерциализирующейся родины. Я был безмерно счастлив от того, что фильмы Андрона имели колоссальный успех. Народ хотел знать о нем все, и мне приходилось выступать перед зрителями, выдавая себя за члена его киногруппы.

;  Андрон просил меня принимать в Петербурге своих новых заграничных друзей Энзио Фриджерио, Кайо Марио Гарруба, Роберта Редфорда, Сильвию Лимбери, Марчелло Мастрояни, Анну Консини. Я с радостью показывал им свой любимый город и его прекрасные музеи. Угощал в своем красивом доме чем Бог послал. Приезжая домой, Андрон приглашал меня в Москву. Мы до утра сидели на веранде дома у Натальи Петровны на Николиной Горе.

;  В 1989 году Андрон пригласил меня в Париж в свою новую квартиру на рю Вашингтон близ Елисейских полей и Триумфальной арки. Красная блокада была прорвана. Я ехал на поезде через всю Европу, и, как белый человек, мог пить кофе то в Берлине, то в Кёльне, то в Ахене, и плевать на все. В Париже на гар дю Нор я открыл бутылку коньяку и выпил ее из горла при всем честном французском народе. Народ никакого внимания на это не обратил, в обморок упала только агент Андрона Николь Канн, а я был счастлив. Благодаря Андрону.

;
;   Он звонил мне каждый день в свою квартиру на рю Вашингтон и говорил, куда я должен пойти сегодня, и где лучше пообедать. В это время он снимал «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне. Часто он просил своих друзей показать мне заветные места в Париже. Из Кембриджа приехал его сын Егор и открыл секретные залежи гречневой крупы. В Париже гречневая каша кажется особенно вкусной. Потом я рванул в Милан, Флоренцию, Венецию и Рим. Что я испытывал к Андрону, я описать не могу. Человеку, открывшему мне двери темницы, которую злобные карлики сделали из нашей цветущей Родины. И мы с ним любили ее, нашу Родину, одинаково нежно.

;   Вскоре ы с ним любили ее, нашу Родину, одинаково нежно. сделали злорла. фе то в Берлине, то в Кёльне, то в Ахене. ерства как венки к я уехал с Никитой Михалковым в Китай снимать «Ургу». Там в китайских степях, а потом и на просторах России мы с Никитой часто говорили об Андроне. Говорили искренно и нежно.
Когда в 1991 году Андрон снял «Ближний круг», по его просьбе я устроил показ фильма в Доме ученых для мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Был на просмотре и его помошник Володя путин. которого я знал  по  нашему общему спортклубу "Труд".

;   В 2002 году судьба вовлекла меня в круг губернатора Яковлева В.А., и я предложил ему Андрона на роль главного режиссера празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Услышав его концепцию и сумму гонорара, чиновники испугались, и стали делать все силами местечковых драмкружков. Но гонорары оставили те же. Андрон тогда был приглашен Владимиром Путиным для церемонии открытия Константиновского дворца с великим Лучано Паваротти.

;   Мы уже давно не виделись. Жизнь унесла нас в разные стороны. Звонить, а тем более писать письма, некогда и незачем. И сформулировать и рассказать о том, что было, становится все труднее. Также трудно как испытывать жажду среди потоков бушующей реки. Но если мне становится скучно, одиноко и невыносимо, я всегда могу закрыть глаза и … там будет не темно.



Пост скрип. Андрей Михалков-Кончаловский вспоминает:

Андрей Кончаловский
14 мая 2018 г.
«…История сама делает людей: она их выбирает, садится верхом и заставляет умереть под своей тяжестью. Среди людей, согласных умереть ради мира и воюющих за него, этот безумный, воинственный ребёнок воюет ради войны. Именно ради этого и живёт он в полном одиночестве в окружении любящих его солдат. И всё же он — ребёнок.
Его опустошённая душа хранит детскую нежность, которую он, однако, уже не чувствует и тем более не может выразить. А если нежность обволакивает его сны, можно быть уверенным, что эти сны неизбежно обратятся в кошмары. Самые простые моменты счастья начинают пугать: мы знаем, чем это кончится. А между тем эта подавленная, разбитая нежность живёт в каждом кадре — Тарковский окружает ею Ивана…


Мы часто сталкивались со злом. Однако нам никогда не приходилось встречаться с абсолютным злом в момент, когда оно вступает в борьбу с Добром. Это и потрясает в фильме <…> каково бы ни было происхождение Зла, его бесчисленные булавочные уколы Добру обнажают трагическую правду о человеке и об историческом прогрессе…»


Жан-Поль Сартр
Из письма редактору газеты «Унита» Марио Аликате 9 октября 1963 года.
________________________


Помню, как однажды позвонил Тарковский:
— Поехали, нас вызывает Сартр.
Жан-Поль Сартр приехал в Москву с Симоной де Бовуар, захотел с нами увидеться. Сартр долго говорил с нами.
Потом Андрей показал мне разворот в газете «Унита». Сартр написал об «Ивановом детстве» как о шедевре. Такое не могло не подействовать, не сбить с ног.


«Иваново детство» мы с Андреем написали за две с половиной недели. Писалось легко - что Бог на душу положит, то и шло в строку. Я был соавтором сценария, но в титры не попал — я работал из чистого энтузиазма, за компанию. Считалось, что я как бы прохожу режиссерскую практику. Я сыграл в фильме маленькую роль, придумал какие-то важные сценарные куски, в частности, сны.
Мы ходили по мосфильмовским коридорам с ощущением конквистадоров, какое, наверное, есть и у сегодняшних молодых. Было фантастическое чувство избытка сил, таланта.


Уже тогда, когда делалось «Иваново детство», у меня с Андреем стало возникать ощущение конфликтной ситуации. Тарковский позвал меня к себе в монтажную, показал кусок намонтированной хроники: обгорелые трупы семьи Геббельса, еще какие-то трупы — шокирующие кадры. Меня передернуло.
— Это в картине не нужно, — сказал я.
— Ты ничего не понял, — сказал он. — Это как раз и нужно.
— Нет, я против, — сказал я.
— А ты тут при чем? — Андрей заиграл желваками.
— Ну как же? Все-таки я соавтор сценария.
— В титрах тебя нет.
Я не ожидал, что разговор примет такой оборот.
— Сволочь ты! Я с тобой разговаривать не буду!
— Ну и не надо, — сказал он.
Я побежал вниз по лестнице. Он догнал меня.
— Не приходи больше сюда.
Он оставил эти куски и оказался прав. Они шокировали. Это была очень рискованная эстетика — дорога по лезвию бритвы. Спустя год-два я понял, что это было грандиозной, гениальной находкой. Было в ней что-то странное, неожиданное, невозможное для кинематографа тех лет.
Дружба наша продолжалась, хотя наши пути уже начали расходиться. Я стал вырастать в режиссера, у меня определялась своя точка зрения, я утверждал её.


К этому же времени относятся наши размышления о длине отдельного статичного плана. Мы были увлечены проблемами экранного времени. Какой длины кадр способен выдержать зритель, если на экране ничего не происходил?
— Интересно, — говорил Андрей, — почему, когда кадр начинается, смотреть поначалу интересно, Потом зрителю делается скучно. На экране опять ничего не меняется — уже совсем скучно. «Когда же что-то произойдет?» — думает зритель. И здесь, хотя на экране по-прежнему все то же самое, у зрителя опять возникает интерес, уже на другом уровне. «Если так долго показывают, — догадывается он, — значит это имеет смысл. В чем этот смысл?»


В прологе «Первого учителя» я этим принципом воспользовался, поставил неподвижные, неимоверной длины планы. Еву Михайловну Ладыженскую, монтировавшую картину, это приводило в ужас, я ее возражений не принял. Но у меня этот прием был использован как исключение, Тарковский сделал его правилом, распространил на весь фильм целиком. Мы спорили, каждый остался при своем…

© Copyright: Николай Ник Ващилин, 2011
Свидетельство о публикации №211020200786



Пост скрип. Приложения. Андрей Кончаловский о себе.



Как Андрей Тарковский и Андрей Михалков -Кончаловский "увели" идею фильма об Андрее Рублёве у Василия Ливанова.

Памяти Андрея Рублёва

Андрей Кончаловский
3 ч · отредактировано ·
Сегодня, 17 июля, православный мир отмечает День памяти преподобного Андрея Рублёва, иконописца.
______________________________________________________
Замыслом «Андрея Рублева» мы с Тарковским обязаны Васе Ливанову (Народному артисту РСФСР Василию Борисовичу Ливанову – А.К.). Он пришел к нам и сказал: «Давайте делать фильм о Рублеве». Предложение было очень неожиданно. Позже я думал, откуда Васе пришла эта идея. В начале 60-х русская иконопись постепенно, шаг за шагом стала при-знаваться официальной властью. Вася был молод, красив, очень подходил к роли Рублева: длинное лицо, тонкий нос. …Потом Ливанов уехал сниматься, а мы с Андреем решили не ждать и сели работать. Поехали на юг, начали обсуждать тему, стала появляться история. Когда Ливанов вернулся, мы сказали: «Вася, поезд ушел. Мы написали без тебя». Мы перед ним в долгу.
Тарковский не думал снимать Ливанова, хотел снимать Смоктуновского. Мы предложили ему сценарий, но перед ним стал выбор: кого играть — Рублева или Гамлета? Он выбрал Гамлета.
Сценарий мы писали долго, упоенно, с полгода ушло только на изучение материала. Читали книги по истории, по быту, по ремеслам Древней Руси, старались понять, какая тогда была жизнь, - все открывать приходилось с нуля.
Сценарий "Андрея Рублева", возможно, был талантливым, буйным, исполненным полета воображения, но он был непрофессиональным. Он не влезал ни в какие параметры драматургической формы. В нем было двести пятьдесят страниц, которые при нормальной, принятой для съемок записи превратились бы в добрых четыреста. Когда Андрей начал снимать, метраж пополз, как тесто из квашни. Он позвонил мне в ужасе: "Не знаю, что делать. Все разрастается. Давай что-то сокращать". И мы стали рубить сценарий нещадно: из него целиком вылетела сцена чумы и многое другое. Потому что по сути это был не сценарий, а поэма о Рублеве. Я не говорю, что выдающаяся картина обязательно должна иметь в основе точный, завершенный сценарий - иногда она делается вопреки ему. Просто когда то, что должно быть сделано на сценарной стадии, доделывается во время съемок, это обходится гораздо большей кровью, нервами, деньгами…
Известная сцена разговора Кирилла с Феофаном Греком, в которой он упрашивает его взять к себе в подмастерья, кажется мне в фильме несделанной. Не сделанной именно актерски. Потерялось то, ради чего нами (во всяком случае, мной) она писалась. А делали мы ее под откровенным влиянием Достоевского. Между характерами, не между автором и персонажами, а именно между ниш существовало напряжение почти мистическое. То напряжение, которое порой достигает таких поразительных высот у Куросавы, у Бергмана. Сцена, лишившись боли, которая была в сценарии, утеряла для меня смысл.
Я сказал это Андрею, как только увидел материал. Он со мной категорически не согласился, был уверен, что все сделал, как надо, не хотел ничего переснимать, как я его ни уговаривал. Видимо, уже тогда он отдался влечению интуиции, что вскоре и стало главным качеством его картин. Мы пикировались с ним в статьях…
В картинах, построенных по принципам объективной драматургии, главный герой должен был бы все время действовать — здесь он не действует, он наблюдает. Автор в известной мере идентифицирует себя с ним. Оценка героем событий (пусть это всего лишь бесстрастное наблюдение — в самом факте этого равнодушия тоже очень важный смысл) не прекращается ни на мгновение.
В принципе с тем же прицелом выстраивался и сценарий “Рублева”. Глазами художника мы должны были видеть весь мир — радость, горе, надежду, отчаяние, человеческое величие, человеческую низость.
Но, как мне думается, Тарковский попал под обаяние материала — материала и вправду впечатляющего, мощного: фактура земли, бревен, ливни, раскисшая земля, толпы людей, монахи, татары, кровь, огонь...
Он всем этим настолько увлекся, что начал снимать какие-то важные куски, не окрашивая их отношением Солоницына-Рублева, не пропуская через его внутренний мир. Оттого по временам пропадает оценка материала героем. Хотя сам по себе он очень интересен. А вот в новелле про колокол эта мера субъективизации изображаемого найдена очень точно, и оттого она так нас захватывает…
На фото – А.Тарковский и А.Солоницын на съёмках фильма «Андрей Рублев» (реж. А.Тарковский, СССР, 1966).


Российский режиссер Андрей Кончаловский попросил не отправлять его фильм «Белые Ночи почтальона Алексея Тряпицына» на кинопремию «Оскар». Кончаловский написал письмо председателю Российского Оскаровского комитета Владимиру Меньшову.
1492
киноОскар
Из письма Андрея Кончаловского: «Хочу Вас уведомить, что я отзываю фильм от рассмотрения Комитетом и прошу его не обсуждать. Причин для этого две — личная и общественная. В последние годы я достаточно резко критиковал Голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда, мне кажется просто нелепым».

Письмо было опубликовано на сайте Kinote. В нем режиссер, в частности, подчеркнул, что вокруг «Оскара» слишком много шума. Некоторые кинематографисты, по мнению Кончаловского, ставят ее незаслуженно высоко. В результате обладание «Оскаром» «создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что естественно, не факт».

Из письма Андрея Кончаловского: «Сама формулировка категории „лучший фильм на иностранном языке“ — должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу, является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании».

В своем письме Кончаловский указал, что сегодня высокую планку кинематографу задают не американские и псевдоамериканские фильмы, а работы режиссеров из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе.

СМОТРЕТЬ

За свой фильм «Белые Ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрей Сергеевич получил на Венецианском фестивале серебряного льва за лучшую режиссуру. Кинолента рассказывает о жизни простых деревенских людей из российской глубинки. Все роли в фильме сыграли не профессиональные актеры, а жители одной из архангельских деревень.


Примечание Николай Ващилин, 31.01.2019 : Фдерико Феллини не побрезговал получить ОСКАР в этой номинации  "Лучший фильм на иностранном языке"  за свой фильм " 8 1/2 "  в 1963 ...Дело в том, что на ОСКАР влияли и влияют богатые и знаменитые ....Ельцин выпросил ОСКАР в 1994 , колено преклонено выступая в Конгрессе США , для "Утомлённые солнцем "Никиты Михалкова и использовал Никиту на выборах 1996 как агитатора и создателя рекламного ролика "Голосуй за Ельцина !" на ОРТ...за день до выборов... а потом получал от ворот поворот из за дружбы с Путиным /хотя и фильмы были говённые/.....

Андрей Кончаловский
14 мая 2018 г. ·
«…История сама делает людей: она их выбирает, садится верхом и заставляет умереть под своей тяжестью. Среди людей, согласных умереть ради мира и воюющих за него, этот безумный, воинственный ребёнок воюет ради войны. Именно ради этого и живёт он в полном одиночестве в окружении любящих его солдат. И всё же он — ребёнок.
Его опустошённая душа хранит детскую нежность, которую он, однако, уже не чувствует и тем более не может выразить. А если нежность обволакивает его сны, можно быть уверенным, что эти сны неизбежно обратятся в кошмары. Самые простые моменты счастья начинают пугать: мы знаем, чем это кончится. А между тем эта подавленная, разбитая нежность живёт в каждом кадре — Тарковский окружает ею Ивана…


Мы часто сталкивались со злом. Однако нам никогда не приходилось встречаться с абсолютным злом в момент, когда оно вступает в борьбу с Добром. Это и потрясает в фильме <…> каково бы ни было происхождение Зла, его бесчисленные булавочные уколы Добру обнажают трагическую правду о человеке и об историческом прогрессе…»


Жан-Поль Сартр
Из письма редактору газеты «Унита» Марио Аликате 9 октября 1963 года.
________________________


Помню, как однажды позвонил Тарковский:
— Поехали, нас вызывает Сартр.
Жан-Поль Сартр приехал в Москву с Симоной де Бовуар, захотел с нами увидеться. Сартр долго говорил с нами.
Потом Андрей показал мне разворот в газете «Унита». Сартр написал об «Ивановом детстве» как о шедевре. Такое не могло не подействовать, не сбить с ног.


«Иваново детство» мы с Андреем написали за две с половиной недели. Писалось легко - что Бог на душу положит, то и шло в строку. Я был соавтором сценария, но в титры не попал — я работал из чистого энтузиазма, за компанию. Считалось, что я как бы прохожу режиссерскую практику. Я сыграл в фильме маленькую роль, придумал какие-то важные сценарные куски, в частности, сны.
Мы ходили по мосфильмовским коридорам с ощущением конквистадоров, какое, наверное, есть и у сегодняшних молодых. Было фантастическое чувство избытка сил, таланта.


Уже тогда, когда делалось «Иваново детство», у меня с Андреем стало возникать ощущение конфликтной ситуации. Тарковский позвал меня к себе в монтажную, показал кусок намонтированной хроники: обгорелые трупы семьи Геббельса, еще какие-то трупы — шокирующие кадры. Меня передернуло.
— Это в картине не нужно, — сказал я.
— Ты ничего не понял, — сказал он. — Это как раз и нужно.
— Нет, я против, — сказал я.
— А ты тут при чем? — Андрей заиграл желваками.
— Ну как же? Все-таки я соавтор сценария.
— В титрах тебя нет.
Я не ожидал, что разговор примет такой оборот.
— Сволочь ты! Я с тобой разговаривать не буду!
— Ну и не надо, — сказал он.
Я побежал вниз по лестнице. Он догнал меня.
— Не приходи больше сюда.
Он оставил эти куски и оказался прав. Они шокировали. Это была очень рискованная эстетика — дорога по лезвию бритвы. Спустя год-два я понял, что это было грандиозной, гениальной находкой. Было в ней что-то странное, неожиданное, невозможное для кинематографа тех лет.
Дружба наша продолжалась, хотя наши пути уже начали расходиться. Я стал вырастать в режиссера, у меня определялась своя точка зрения, я утверждал её.


К этому же времени относятся наши размышления о длине отдельного статичного плана. Мы были увлечены проблемами экранного времени. Какой длины кадр способен выдержать зритель, если на экране ничего не происходил?
— Интересно, — говорил Андрей, — почему, когда кадр начинается, смотреть поначалу интересно, Потом зрителю делается скучно. На экране опять ничего не меняется — уже совсем скучно. «Когда же что-то произойдет?» — думает зритель. И здесь, хотя на экране по-прежнему все то же самое, у зрителя опять возникает интерес, уже на другом уровне. «Если так долго показывают, — догадывается он, — значит это имеет смысл. В чем этот смысл?»


В прологе «Первого учителя» я этим принципом воспользовался, поставил неподвижные, неимоверной длины планы. Еву Михайловну Ладыженскую, монтировавшую картину, это приводило в ужас, я ее возражений не принял. Но у меня этот прием был использован как исключение, Тарковский сделал его правилом, распространил на весь фильм целиком. Мы спорили, каждый остался при своем…


Из книги воспоминаний Елены Кореневой " Идиотка"
Елена Коренева о своем романе с Кончаловским: поезд ушел, моя дорогая, я тебе ничего не должен!
16 марта
70 тыс. дочитываний
7 мин.
Впервые Елена Коренева появилась на экране еще школьницей в комедийном фильме своего отца "Вас вызывает Таймыр", а уже через три года ее ждала звездная роль в фильме Кончаловского "Романс о влюбленных", она принесла ей славу, международные награды, а также любовь самого режиссера. В своей книге с красноречивым названием "Идиотка", Коренева подробно рассказала об их отношениях, сложных и, как сейчас бы сказали, токсичных.

Елена Коренева и Андрей Кончаловский, коллаж
Елена Коренева и Андрей Кончаловский, коллаж
К знакомству с Кончаловским она подошла уже студенткой Щукинского училища. Но приняли ее туда не сразу, несмотря на похвалу друга семьи Андрея Мягкова. Поступить помогла рекомендация Олега Ефремова. А в личной жизни Елена уже успела узнать вкус разочарований. Ее первая любовь с одноклассником Сашей была полна слез, драм, рукоприкладства и даже обоюдных измен. Родные юной актрисы вздохнули с облегчением, когда их отношения с Сашей закончились.

К семнадцати годам я усвоила на опыте родителей, что мужчина и женщина могут очень любить друг друга и тем не менее продолжать влюбляться в других, похожих на них, мужчин и женщин. И второе, что я усвоила, уже на собственном опыте: мужчины будут любить и изменять, а я смогу им это прощать.
Из книги Елены Кореневой "Идиотка"
Мама Елены работала на "Мосфильме" ассистентом по подбору актеров. Вместе с Кончаловским они каждый день на протяжении трех месяцев пытались найти главную героиню в его новый фильм "Романс о влюбленных". Впав в отчаянье, он велел вести на пробы всех девушек-подростков из семей киношников.

Кадры из фильма "Романс о влюбленных"
Кадры из фильма "Романс о влюбленных"
Оказалось, что Елена подходит идеально, во-первых, она так похожа на обожаемую им Ширли Маклейн, роман с которой Кончаловскому еще только предстоял, а во-вторых, переживания Елены, связанные с первой любовью, были еще очень сильны, это было на руку Кончаловскому.

Он вручил мне текст сцены и предложил его почитать. Едва я произнесла первые фразы, как все несчастья моей первой любви встали перед глазами: клятвы в верности, обман, беготня по ночам между квартирами, выжженные на руке следы от сигареты, пара синяков, заработанных при выяснении отношений, — все это не вмещалось в односложные признания, которыми объяснялась моя героиня. «Любовь», — не столько спросил, сколько констатировал Андрей Сергеевич. Я утвердительно кивнула. «Понимаю», — вздохнул он в ответ и, нагнувшись, извлек вдруг из-под дивана бутылку виски.
Из книги Елены Кореневой "Идиотка"
Кончаловский взял ее под свое крыло на съемочной площадке. Внимательно вглядывался в ее лицо, трогал волосы и вслух запрещал себе влюбляться, ведь она был женат на француженке Вивиан Годе. А Коренева, конечно же, влюбилась.

Елена Коренева и её пробы с Владимиром Конкиным к фильму Андрона Кончаловского «Романс о влюбленных», 1974 год
Елена Коренева и её пробы с Владимиром Конкиным к фильму Андрона Кончаловского «Романс о влюбленных», 1974 год
На просмотрах он сажал меня рядом, и зарождающаяся во мне любовь набухала, как тесто на дрожжах, от тепла, внимания, ощущения нужности. Ему свойственно было желание научить, образовать, приобщить к культурному слою, вывести на другой уровень социальной и внутренней свободы всех, кто его окружал во время совместной работы на картине.
Из книги Елены Кореневой "Идиотка"
По мере развития их романа Кончаловский то безмерно восхищался Кореневой, превознося ее внешность и актерский талант, то обрушивался с жесткой критикой. Елена была готова сделать все, чтобы он был ею доволен: менять имидж, худеть, стать вегетарианкой.

«Надо худеть — такой ты можешь быть, когда станешь старенькой, а сейчас ты должна быть тоненькой, нимфеткой… Нам же предстоит снимать тебя обнаженной!» — «А когда я буду старенькой?» — переспросила всемогущего волшебника «соломенная голова». «Лет в тридцать», — ответил он. До тридцати была еще куча времени, и я облегченно вздохнула.
***
После очередного дубля с танцем режиссер не выдержал: «Что ты пляшешь как корова?! Легче, ритмичнее, тебе уже все показали. Придется продолжить завтра». У меня был шок. «Всемогущий волшебник» заговорил вдруг голосом Змея Горыныча?
Из книги Елены Кореневой "Идиотка"
За спиной Елены на съемочной площадке шептались. Мужчины были более благосклонны, пытаясь разглядеть уникальность в выборе режиссера, женщины относились строже. Ия Саввина, не заметив присутствие Кореневой, как-то разразилась в ее адрес нелестными эпитетами, наградив ее в том числе "звонким словцом, которым в простонародье называют мелких тварей, прижившихся на солдатском теле..." Мало кто думал, что их роман продержится дольше, чем идут съемки.


Андрей Кончаловский и Елена Коренева
Ни жена-француженка, знавшая о романе Кончаловского, ни он сам не думали рушить свой брак. Коренева получила от Вивиан письмо, в котором она ясно дала понять, что дождется своего мужа, а для Кончаловского брак с иностранкой был возможностью выезда за границу. Тем не менее, на Николиной горе Кореневу принимали хорошо, иногда там даже присутствовала и Вивиан. Никита Михалков сочувствовал Кореневой, говоря брату: "Господь покарает тебя за это!"

Картина была закончена, а их отношения продолжались. В составе съемочной группы они побывали на нескольких кинофестивалях в Париже, Риме, завоевали первый приз в Карловых Варах. Коренева получила свою первую порцию славы, блистая в нарядах от Славы Зайцева. Внимание посторонних мужчин снова разожгло любовный азарт Кончаловского, но хватило его ненадолго, все его поведение говорило о том, что их роману пришел конец.

Уже бредя в направлении поселка, я сильно отстала и, глядя вслед все ускоряющему шаг Андрону, чья фигура превращалась в маленькую точку, думала: «Вот так и случится — дистанция между нами станет расти и ее невозможно будет преодолеть».
***
Посмотрев мой дипломный спектакль, он не стал меня ждать с поздравлениями (и букетом?), а отправился домой, что поначалу вызвало мое беспокойство и только позже досаду: значит, я не совсем та, кого стоит ждать у подъезда. Вскоре я совершила еще одну робкую попытку выяснить нашу общую перспективу, спросив его однажды: «Ты мог бы когда-нибудь изменить свою жизнь ради женщины?» На что получила незамедлительный и правдивый ответ: «Никогда!»
Из книги Елены Кореневой "Идиотка"

Андрей Кончаловский и Елена Коренева
В этот период затухающей любви Кончаловский, как показалось Кореневой, захотел сделать ей царский подарок — однокомнатную квартиру в известном кооперативном доме на Грузинской улице, где кроме Кончаловского должны были поселиться многие из творческой элиты, в том числе Владимир Высоцкий.

За разговором о предстоящем заселении в новый дом он вдруг сообщил, что в его квартире будет жить Вивиан. Я поинтересовалась, что это значит. «Ну как, она все-таки моя жена, — пояснил он, — я вообще сейчас буду в разъездах, мне квартира не понадобится». Я попыталась осмыслить услышанное, но Андрон помог мне: «Поезд ушел, моя дорогая, мы живем порознь уже три месяца, я встретил Лив, я влюбился!» Прошло еще минут десять, и он предложил мне пересесть в такси — трудно созерцать человека, принявшего на себя удар.
Из книги Елены Кореневой "Идиотка"
Речь шла о норвежской актрисе Лив Ульман. Через пару дней Кореневой позвонили из кооператива: "Вам необходимо оплатить первоначальный взнос в течение трех суток!"

Я перезвонила Андрону: «Что это значит и что мне делать?» Андрон резонно посоветовал одолжить у кого-нибудь денег, заметив при этом, что сделал подарки нужным людям, чтобы внести мое имя в списки. «В таком случае, ты должен был мне…» — преодолевая смущение, начала было я, но меня прервали. «Моя дорогая, больше я тебе ничего не должен!» — лаконично отпарировал Андрон.
Из книги Елены Кореневой "Идиотка"
Елена поняла, что в последний момент Кончаловский просто решил от нее избавиться, найти деньги стало для нее делом принципа. С деньгами помог отец и общие знакомые, квартиру она отстояла. Чтобы не впасть в депрессию, на несколько лет с головой ушла в работу. В это время были и "Тот самый Мюнхгаузен", и "Покровские ворота".

Елена Коренева с американским мужем
Елена Коренева с американским мужем
В 1982 году вышла замуж за американца, преподавателя русского языка и литературы, и эмигрировала в США. Брак продлился пять лет, оказалось, что супруг придерживается альтернативной ориентации. За границей Елена не смогла реализовать себя как актриса, поэтому работала официанткой, в том числе в знаменитом русском ресторане "Русский самовар".

Елена Коренева
Елена Коренева
В 1993 году приняла решение вернуться. Сейчас занята во многих российских фильмах и сериалах. В незарегистрированном браке с актером Андреем Ташковым. Детей у Елены нет из-за первых отношений с одноклассником Сашей.





Приложения. Наталия Аринбасарова о Кончаловском


"После свадьбы я ещё полгода называла его Андрей Сергеевич". Аринбасарова и Кончаловский
21 ноября 2020
47 тыс. прочитали
5 мин.
792 нравится
Источник фото: games-of-thrones.ru
Источник фото: games-of-thrones.ru
Выпускница балетного училища Большого театра неожиданно получает главную роль в картине молодого, еще неизвестного режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского "Первый учитель". А ведь поначалу он выбрал совсем другую девушку. Но видимо, в небесной канцелярии уже все было решено. Забыв записать фамилию претендентки, ассистенты привели на пробы хрупкую Наташу Аринбасарову, которая показалась Андрею Кончаловскому слишком рафинированной. Так начался их творческий и семейный дуэт, который длился пять лет.

Участие Аринбасаровой в этом фильме отмечено призом Венецианского фестиваля за лучшую женскую роль. После этого ей передавали, что ею интересовался Годар.

Наталью хорошо приняли в семье Михалковых-Кончаловских. Мать Андрея, писательница Наталья Петровна Кончаловская, встретила ее фразой: "Это же абсолютный Гоген" и повела по своим знакомым на Николиной горе. Наталья Петровна относилась к Наталье как к дочке, очень любила наряжать, все время что-то ей шила.

-- Жить с Андроном было очень интересно. Хотя более комфортно я чувствовала себя с Никитой (Михалковым, братом Андрея) и его друзьями. Мы были примерно ровесниками. Часто дурачились вместе, делали с Никитой всякие балетные поддержки.

В доме постоянно были интересные люди. Обычным делом было пообедать с Питером Устиновым или поужинать с Полем Сартром и Симоной Бовуар.

Андрон был очень заботлив, он избавил меня от бытовых проблем. У нас была домработница, шофер. Он, вообще, большой барин. От меня Андрон требовал, чтобы я читала, занималась французским. И хотя с ним было очень интересно, скоро я поняла, что жить под его давлением не могу.

С Андроном. Источник фото: games-of-thrones.ru
С Андроном. Источник фото: games-of-thrones.ru
Когда мы развелись, Никита сказал, что я была из тех немногих людей, которым удалось внести тепло в их дом. Вообще, Андрон -- человек с чемоданом, и дом его -- гостиница. А вот, что касается его книги "Низкие истины", то Андрон там очень много переврал, и насчет меня в том числе. Я помню, как мы разводились. Сидели в суде, ожидали, когда нас вызовут, болтали о том, о сем. И Андрон мне говорит: "Ты посмотри, глядя на нас можно подумать, что мы скорее женимся, чем разводимся". И я его тогда спросила: "Ты мне когда-нибудь изменял?" На что он мне ответил: "Никогда". Наверное, боялся, что узнав правду, я разозлюсь и не дам ему развода. Я помню, мы вошли в зал суда и по тому, как подобострастно поклонился Андрону судья, я поняла, что был нанесен предварительный визит. А меня такой смех разобрал, что пришлось даже выслушать от судьи напоминание о том, насколько серьезный период своей жизни я сейчас переживаю.
- В своей второй книге "Возвышающий обман" Кончаловский рассказывает очень романтическую историю вашей женитьбы. Как будто ваши родители заперли вас дома, били, требовали чтобы вы с ним не встречались. И только вмешательство первого секретаря ЦК КП Казахстана Кунаева и писателя Айтматова спасло вашу любовь. Все было так, как он рассказал, или существует ваша версия событий?

-- Все было так, единственно, он все преувеличил, приукрасил. Наверное, чтобы интереснее было читать. Там есть некоторые неточности. Андрон пишет о том, что мои родители чуть ли не калым с него требовали. Этого не было. Мои родители -- современные люди, мама -- полька. Правда в том, что он им не нравился, поэтому мои родители не хотели отдавать меня за него замуж. Он ведь и мне не сразу понравился. Мне он показался сначала толстым, я не воспринимала его как мужчину. Уже потом, когда мы с ним начали общаться в процессе съемок, он мне столько всего рассказывал интересного, что этим обратил на себя мое внимание. Я его уважала, называла Андрей Сергеевич. И потом уже после женитьбы я его еще полгода называла Андрей Сергеевич.

-- Ваши родители позже примирились с вашим выбором?

-- У нас родился Егор, и мои родители приехали к нам в гости. Мама нажарила котлет, которые очень понравились Андрону. Его слова "Какие вкусные котлеты сделала мама" растопили ее сердце.

-- После развода вы сумели сохранить добрые отношения?

-- Да, у нас общий сын, и это нас, конечно, связывало. Вообще, он часто звонил из Америки в пору, когда ему там было очень трудно, когда он только начинал свою голливудскую карьеру. Потом он все время старался знакомить меня со своими девушками. Их было так много, что всех и не вспомнишь. Я знакома с его последней женой -- Ириной.

-- Наташа, мне кажется, степень откровенности, с какой Андрей рассказывает о своей личной жизни, о женщинах, с которыми был близок, которые еще не стары, выглядит предельной, если не сказать неприличной.

-- Я согласна, такое о живых людях писать нельзя. В книге упоминается одна женщина, о которой Андрон написал такие вещи, которые неудобно читать. Я спросила его, зачем он это сделал, ведь ее все знают, это уважаемая женщина. В ответ он промолчал. Для меня эта книга -- доказательство каких-то его комплексов. Уж если мужчина начал самоутверждаться с помощью женщин, значит у него есть серьезные проблемы.

Наталья недолго оставалась одна. Второй ее муж -- художник Николай Двигубский был дружен с Андреем Кончаловским.

Наталья: "Замуж надо выходить за талантливых и интересных мужчин, в которых чувствуется хорошая порода"
Николай довольно долго ее завоевывал. Может быть, его настойчивость, или неподдельное внимание к маленькому сыну Натальи -- Егору помогли растопить сердце женщины, заявлявшей поначалу: "Наши отношения не могут быть ни в какой форме". Отношения, однако, сложились и вылились в десятилетний брак. Двигубский стал отцом маленькому Егору, он искренне любил мальчика, привил ему вкус к хорошей литературе и развивал его эстетически.

-- Безусловно, Николай -- интересная творческая личность, но он не слишком обременял себя работой. Увеличившуюся к тому времени семью (родилась дочь Катя, ныне выпускница ВГИКа) нужно было тащить мне самой. Приходилось сниматься не только в интересных картинах, но и в проходных, и в тех, которые хотелось бы забыть навсегда.

Ее третий брак Наташа считает самым гармоничным. Третьего мужа -- режиссера Эльдора Уразбаева зритель знает по советскому боевику "Транссибирский экспресс". Здесь у Наташи совсем небольшая, но эффектная и запоминающаяся роль. На разгоряченном коне мчится девушка, мчится наперегонки с поездом, который уносит главного героя, разведчика, обратившегося к ней за помощью.

Кадр из фильма. Источник фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма. Источник фото: kino-teatr.ru
В фильме "Система Ниппель" она сыграла роль опустившейся алкоголички, не побоялась испортить собственный имидж. Образ этого падшего создания Наташа нашла сама.

-- Роль полной оторвы мне была интересна. Я попросила зачернить мне зуб, сделать характерную синеву под глазом. Из одежды мне предложили такое драненькое пальтецо, из под которого соплей свисала розовая комбинация. Время съемок фильма совпало с антиалкогольной компанией. И меня вот так загримированной поставили в самую настоящую очередь, где основную часть составляли собратья моей героини. Увидев меня, они решили, что я своя и примазываюсь к очереди. Начали всячески шпынять, пихаться и говорить: "Вали отсюда". И только когда оператор поставил камеру, очередь поняла, кто я. Словом, от этой роли я получила огромное удовольствие.

Дети Натальи -- вполне сложившиеся творческие люди. Егор успешно занимается рекламой. Катя снялась в нескольких фильмах. Сейчас серьезно увлеклась кино, учится на Высших режиссерских курсах у Александра Митты.

-- С детьми всякое бывает. В том числе и конфликты, и нарычать на них могу. Как-то, когда Егору исполнилось 17 лет, я очень сильно нашумела на него. И он мне ответил: "Мама, я тебя всегда смертельно боялся, но теперь я вырос, и ты не можешь мне больше указывать, ты можешь мне только советовать". А вообще разница в возрасте у нас небольшая, вот он мне и говорит: "Мамочка, будем стариться вместе".

Я сейчас смотрю на современных девушек -- подружек Егора или Кати. Какие-то они все диванные кошечки. А женщина должна все уметь. Не только быть украшением, но и унитаз помыть.


ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
8058 подписчиков
Кончаловский глазами Наталии Аринбасаровой: «Мне, балетной девочке, он казался толстоват»
16 апреля
3,8 тыс. прочитали
7 мин.
156 нравится
Актриса Наталья Аринбасарова стала второй женой Андрея Кончаловского. Как молодая девушка, которой Кончаловский сначала не понравился, все-таки попала под обаяние известного режиссера, и почему их браку было отведено только 5 лет?

Андрей Кончаловский и Наталия Аринбасарова, коллаж
Андрей Кончаловский и Наталия Аринбасарова, коллаж
17-летней девушкой, выпускницей балетного училища, она попала на съемочную площадку фильма «Первый учитель» по книге Чингиза Айтматова. До этого Наталия узнала, что ее мечте стать примой-балериной Большого театра не суждено сбыться — порок сердца все чаще давал о себе знать, поэтому о долгой карьере танцовщицы не стоило думать.

Как раз в это время в ее хореографическое училище приехал Андрей Кончаловский, он искал девочку-казашку на роль в своем дипломном фильме и выбрал одну из младшего класса, но фамилию записать забыл. Спустя пару дней в училище позвонили с киностудии: «У вас там была худенькая девочка из Казахстана...» По случайности подумали, что речь идет о Наталии, и отправили ее на пробы. Это решило ее судьбу.

На студию приехала в жуткой интернатской одежде: пальто драповое бордового цвета с огромным воротником, не по размеру, почти до пяток, шапка-ушанка, башмаки суконные на крючках. И когда Кончаловский меня увидел, он вытаращил глаза от ужаса. Потом он говорил мне: «В комнату вошло чучело гороховое. Ты была похожа на ночного сторожа»
Из интервью Наталии Аринбасаровой

Наталия Аринбасарова, кадры из фильма "Первый учитель"
Наталия Аринбасарова, кадры из фильма "Первый учитель"
Правда, когда Кончаловский увидел, какую стройную и красивую девушку скрывало это неказистое пальто, он широко заулыбался, сразу начал обсуждать с Наталией сценарий и ее предстоящую роль 14-летней Алтынай. Сдав госэкзамены в училище, Наталия выехала на съемки.

Их отношения на съемках «Первого учителя» развивались постепенно. Наталия была скромной и гордой девушкой, воспитанной в большой строгости, и не допускала никаких вольностей в свою сторону.

Как только Андрей меня пытался обнимать за плечи, чтобы объяснить что-то по роли, я у него выныривала из-под рук и говорила: «Не прикасайтесь ко мне!» Видимо, ему это понравилось.
Из интервью Наталии Аринбасаровой

Тем более, что как мужчина Кончаловский ей сначала не понравился. Его пристальный взгляд через очки и фирменная улыбка в 32 зуба не оказали должного эффекта на девушку.

Улыбка его постоянная раздражала, неряшливость — джинсы, затертые до невозможности, и фигура нескладная — мне, балетной девочке, казался толстоват.
Из интервью Наталии Аринбасаровой

Наталия Аринбасарова, фото: nazametke.com, bravedefender.ru
Наталия Аринбасарова, фото: nazametke.com, bravedefender.ru
Но не зря говорят, что женщины любят ушами. Кончаловский покорил ее своим блестящим образованием, эрудицией и богатой историей своей семьи, Наталия наслаждалась их обществом, а они тепло ее приняли. На съемках Наталия и Кончаловский по ночам уходили гулять в степь смотреть на августовский звездопад, много разговаривали и целовались. И однажды, возвратившись из поездки в Москву, он подарил ей флакон духов и предложил стать его женой.

Видимо, стащил у папы, потому что флакон был уже начатый. Тогда и сказал: «Знаешь, я в Москве ехал в троллейбусе, и меня озарило: «Я же могу на тебе жениться!», и от этой мысли на какое-то время ослеп. В общем, мы с тобой поженимся». Это было счастьем. И я ответила: «Да».
Из интервью Наталии Аринбасаровой

Родителям же Наталии Кончаловский не понравился. Не богемного зятя они хотели. По их мнению, Кончаловскому не хватало скромности, уважения к старшим, ответственного отношения. Также смущала разница в возрасте — 9 лет, для юной девушки, только начавшей свою жизнь, разведенный, вращающийся в творческих кругах с их порочными нравами, он им казался слишком развращенным.

Мама говорила: «Он какой-то развязный, беспардонный, неряшливый». В глубине души они так и не полюбили Андрона.
Из интервью Наталии Аринбасаровой

Андрей Кончаловский и Наталия Аринбасарова, фото: fishki.net
Андрей Кончаловский и Наталия Аринбасарова, фото: fishki.net
Несмотря на влюблённость, на съемочной площадке Кончаловский не давал Наталии спуску, в работе он был непримиримый перфекционист. Нещадно критиковал ее игру, пытаясь выжать из молодой актрисы максимум.

Причём при всех, в крик: «Ты такая-сякая, негодяйка-мерзавка, специально упрямишься назло мне!
Из интервью Наталии Аринбасаровой

Как и многих своих актрис, Кончаловский посадил Аринбасарову на диету, хотя она и так была достаточно худенькой после училища. Он внимательно следил за тем, чтобы она ела как можно меньше, вырывая еду буквально из ее рук. Доходило и до ссор. Позже актриса поняла, что все ограничения режиссера были на пользу картине.

Отнимал и сам съедал. «Щеки у тебя должны быть впалыми, — говорил он, — а то они будут торчать из-за ушей, лицо не поместится в кадр.
Из интервью Наталии Аринбасаровой

Съемки были закончены, дальше началась их семейная жизнь. В первые годы жили очень дружно. Наталия училась быть хозяйкой. Если с уборкой и стиркой не было проблем, то готовить она совершенно не умела. Сказалось её проживание в интернатах при балетных школах, куда родители отдали ее еще в детстве. Так что первое время Кончаловский сам кормил ее яичницей с помидорами. Позже его мама Наталья Петровна всему научила молодую невестку.

Большим счастьем для всей семьи стала беременность Наталии. Она протекала негладко, сказались её проблемы с сердцем, низкий гемоглобин. После рождения сына пришлось тоже помучиться: у Наталии началось заражение крови, в больнице она провела месяц. Кончаловский о рождении сына узнал в Лондоне, от счастья он заплакал. Домой он привез 45 банок отличного детского питания, потом с гордостью рассказывал: «Это я выкормил сына». Он и Наталии привозил много подарков, одежды и украшений.

Андрей Кончаловский, Наталия Аринбасарова и их сын Егор. Фото: liveinternet.ru, goliard.ru
Андрей Кончаловский, Наталия Аринбасарова и их сын Егор. Фото: liveinternet.ru, goliard.ru
В этом же 1966 году их ждал триумф. На Венецианском кинофестивале Наталия взяла «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль в фильме «Первый учитель». После фестиваля они с Кончаловским отстали от своей группы и рванули в город всех влюбленных — в Париж.

Но после возвращения их отношения стали стремительно меняться. Кончаловский стал невнимателен, постоянно где-то пропадал, потом переехал на дачу, так как не мог работать дома. От его прошлой заботы и ласки не осталось и следа.

Он придет выпивший и, прямо не разуваясь, с лепешками грязи на ботинках. Говорю: «Видишь же, пол вымыт, все чисто, снял бы ботинки!» — «Ничего, еще помоешь». А в лучшие моменты мог улыбнуться, обнять и сказать: «Ну, видишь ли, родинка моя, я так долго сам за собой убирал, и теперь мне приятно, что кто-то это делает вместо меня».
Из интервью Наталии Аринбасаровой

Наталия чувствовала, что прежней влюбленности уже нет. С работой у Кончаловского не ладилось, он все чаще стал говорить об эмиграции, считал, что там его ждет больше творческой свободы. Наталии стало казаться, что она с сыном являются препятствием для него, ведь так он мог жениться на иностранке — единственный путь переехать за границу.

Когда Сергей Михалков приезжал на дачу, Андрон с Никитой тут же начинали критиковать советскую власть. Я говорила: «Вам не стыдно? Жрете сосиски из кремлевского пайка, а сами донимаете отца, который их привозит!» Они не слушали.
Из интервью Наталии Аринбасаровой

Наталия Аринбасарова на Венецианском кинофестивале, фото: wiki-org.ru, nastroy.net
Наталия Аринбасарова на Венецианском кинофестивале, фото: wiki-org.ru, nastroy.net
Наталия сама попросила развода у Кончаловского, считая, что так жить безнравственно. Тогда она не догадывалась, как близка была в своем предположении о плане Кончаловского заключить брак с иностранкой. Ведь именно в этот момент у Кончаловского был роман с актрисой Машей Мериль, дочерью русских эмигрантов, проживающей во Франции. С Кончаловским они встречались в Москве и в Праге, куда ездили по работе, но быстро расстались.

В своей книге «Низкие истины» Кончаловский написал, что он сам признался Наталии, что полюбил другую женщину, после чего Аринбасарова подала на развод. Наталия говорит, что в книге он многое переиначил под себя. Но особенно Наталию возмутила выдумка Кончаловского, будто она любила его больше своей матери.

Что-то правда. Что-то приукрашено. И приукрашивал Кончаловский историю нашей страсти как-то в свою пользу. Ни об одной женщине не написал, что он ее любил. А ведь влюблялся. Любил. Возносил своих любимых. Но ни разу не упомянул об этом, сосредоточиваясь на том, как любили его. Типичная черта всех эгоцентриков... Мне какие-то странные фразы приписал, будто бы я сказала: «Лучше бы ты сообщил мне, что моя мама умерла». Да я бы мизинца моей мамы не отдала ни за какого мужчину.
Из интервью Наталии Аринбасаровой

Андрей Кончаловский и Наталия Аринбасарова, фото: id.pinterest.com
Андрей Кончаловский и Наталия Аринбасарова, фото: id.pinterest.com
Развели их быстро, благодаря связям Михалковых-Кончаловских. Кроме того, Наталия не подавала на алименты и не претендовала на имущество. Была лишь устная договоренность о ежемесячных выплатах в сумме 150 рублей для Егора. Впрочем, эту договоренность Кончаловский часто нарушал из-за отсутствия денег. К Егору он охладел и общался с мальчиком мало, зато, когда тот подрос, полностью оплатил его образование за границей.

Сама же Наталия перенесла развод легко. Она доучивалась во ВГИКе, много снималась, поэтому была постоянно занята. Расставшись с Кончаловским, она не рассталась с его мамой Натальей Петровной, до конца сохранив с ней дружеские отношения.

Андрей Кончаловский вскоре после развода женился на француженке Вивиан Годе, сейчас он в пятом браке с Юлией Высоцкой. Сама Наталия была замужем еще дважды. Ее вторым мужем стал художник Николай Двигубский, друг Кончаловского. От него она родила дочь Катю. Так же, как и Кончаловский, через какое-то время он захотел эмигрировать, развелся с Аринбасаровой и женился на француженке. Но, прожив с ней во Франции 30 лет, по его признанию, так и не смог себя там найти — он застрелился.

Наталия Аринбасарова с сыном Егором и дочерью Екатериной, фото: alexgitara.ru
Наталия Аринбасарова с сыном Егором и дочерью Екатериной, фото: alexgitara.ru
С третьим мужем режиссером Эльдором Уразбаевым Наталия прожила 16 лет. По какой-то иронии судьбы он тоже грезил эмиграцией, Наталия его не поддержала. В 90-е из-за депрессии, отсутствия работы он стал сильно выпивать, так что Наталия решила расстаться.

Сейчас наибольшую радость для Наталии доставляет общение с детьми и тремя внуками. Девизом своей жизни она считает фразу:

Пусть между целью и тобой грохочет всех морей прибой, посмеешь ль ты с пути свернуть?
Из интервью Наталии Аринбасаровой

А секрет хорошего дня видит в правильном его начале:

Проснувшись утром, нужно сразу привести себя в порядок, причесаться, подкраситься, одеться. Только не ходить в халате и ночной рубашке. И сразу день идет ладно...


Из интервью Наталии Аринбасаровой

Интервью состоялось в 1999 году.
«Он бы изменял мне без конца»: Наталья Аринбасарова о разводе с Андреем Кончаловским

новости

9 ноября 2021
75-летняя Наталья Аринбасарова стала героиней очередного выпуска передачи «Судьба человека», в студии которой рассказала о причинах развода с Андреем Кончаловским. Наталья стала второй женой режиссёра - они познакомились на съёмках его дебюта «Первый учитель». По словам Аринбасаровой, Кончаловский, который на тот момент уже был женат на балерине Ирине Кандат, покорил её своей эрудицией.



«Сначала он мне очень много рассказывал, он человек очень образованный уже тогда был, несмотря на то, что ему было 26 лет. По нынешним меркам совсем мальчишка. Он хорошо знал Библию, историю России. В общем, он меня заговорил. Я жила в гостинице около вокзала в городе Фрунзе, а он жил в общежитии при киностудии Киргизфильм. Но так как в этой гостинице был единственный более-менее приличный ресторан, он после съёмок говорил: «Я приеду вечером поужинать, а ты ко мне спустишься и посидишь со мной». Я спускалась, садилась. Он ел (а поесть он очень любил) а мне он брал блюдечко нашинкованной капусты. Без соли, без масла. Я как заяц, сидела эту капусту грызла, и больше мне ничего не полагалось. Потому что у меня были такие пухленькие щёки, а ему хотелось, чтобы они были впалые. Так каждый вечер мы встречались, потом шли по бульвару, и вот он мне рассказывал. Вот на лавочках этих [в бульваре] мы и расцеловались. Но он ничего себе не позволял. Он меня боялся. Но я не знала, что он был женат».



Брак Аринбасаровой и Кончаловского, в котором родился старший сын режиссёра Егор Кончаловский, продлился 5 лет. Будучи в браке с Аринбасаровой, Кончаловский изменял ей с французской актрисой Машей Мериль. В своих мемуарах режиссёр описывает сцену объяснения с женой, в которой признаётся, что полюбил другую. Однако, по словам Натальи, на самом деле никакого объяснения не было, и Кончаловский до последнего настаивал на своей верности жене.


фото: Маша Мериль

«Это всё вранье. Это всё придумал этот Липков, который писал эту книгу. Всё было совсем не так, он [Кончаловский] никогда мне таких слов не говорил. Он просто сказал мне: «Знаешь, я перестал тебя чувствовать». Я говорю: «Ну что, давай расстанемся». Мы пошли в ЗАГС, и сидя в ЗАГСе, мы разговаривали и смеялись. Он говорит: «Ты посмотри на нас - можно подумать, что мы с тобой пришли расписываться, а не разводиться». И я его тогда спросила: «Скажи, ты мне изменял?» И он сказал: «Нет, ты что, никогда!» Поэтому какие тут разговоры про Машу Мериль, всё это враньё!»

Инициатором развода выступила Наталья - сам Кончаловский, по её мнению, не решился бы с ней развестись. «Я не знала ничего про измены, потому что я даже не могла этого допустить, я была наивным человеком, я просто понимала, что что-то не то происходит. Я чувствовала, что уже не те отношения. Поняла, что всё как-то рушится, и решила, что надо или всё или ничего. Если бы я сказала “нет, мы не расходимся”, он бы не посмел со мной разойтись: у нас был маленький ребёнок, меня обожали его родители. Так бы и продолжалось эта тягомотина. А я разошлась и воспитывала Егора. И он был спокоен за Егора - что он в хороших руках. И он понял, что можно так жить. Все жёны у него прекрасные женщины, понимаете. Можно с ними расстаться, и пускай они сами воспитывают детей. Но он всегда помогал. Он всем детям дал блестящее образование, за что ему низкий поклон. Но какой-то особой теплоты, участия и присутствия папы у детей не было. В Михалковской семье маленькими детьми не занимаются».



«Много позже я поняла, что он просто бы мне изменял без конца. А я бы этого не потерпела. Поэтому я, конечно, не жалела, что так поступила. Потом, вы знаете, непросто жить с талантливым человеком. Превратишься в подай-принеси. Я помню, как я в какой-то период без конца делала этот яблочный мусс. Это надо было 2 килограмма яблок почистить, потереть. А тогда же не было всех этих блендеров и миксеров, всё вручную надо было делать. Потом запечь со взбитыми белками. И получалось такое очень вкусное блюдо. И он просил меня это делать каждый день. А мне надо учиться, мне надо читать, я занималась французским. Конечно, это было очень утомительно».

Ссылки по теме:

«Я хотела умереть»: Марианна Вертинская о расставании с Андреем Кончаловским


Подробнее на Кино-Театр.РУ