Когда уйдет последний библиотекарь

Ольга Быстрова
          

    Разговор двух приятельниц после небольшой разлуки:
- Ты чем сейчас занимаешься?
- Ничем.
- Приходи к нам в библиотеку. Марья Ивановна  на пенсию ушла, место освободилось…
- …чтобы работать, как ты,  за  «любовь к  искусству». Да?
-   Ну…

         Я знаю и Марью Ивановну, и библиотеку, из которой она ушла на пенсию, разменяв  восьмой десяток,  только потому, что не в силах была приноровиться к компьютеру. А то бы еще осталась. Охотников на ее место немного.

         Обычная массовая библиотека небольшого городка.  Пять школ, почти столько же детских садиков, завод, меняющий каждые полгода своих хозяев, ну и все такое.
        Из культучреждений, кроме библиотеки, единственной в городе, поскольку  все остальные  давно закрыли, Дом культуры,  школа искусств. Кинотеатра нет, не так давно тоже «приказал долго жить».  Сейчас на его месте возводится  увеселительный центр под громким названием «Вавилон» с ночным клубом и казино.

        Горожане в недоумении – кто ходить туда будет? Даже если полгорода скинется, все равно денег даже раз поиграть не хватит.

       Ну, ладно. Давайте вернемся в библиотеку. После очередного сокращения, вызванного  то - ли кризисом, то - ли в «целях оптимизации» (слово-то какое придумали !) осталось  библиотекарей столько, что одному, зачастую, на трех  кафедрах работать приходится. Потому что и взрослая, и детская библиотеки теперь единое целое. Вот и бегает  библиотекарша туда-сюда от сказок Пушкина к  «Преступлению и наказанию», а потом  за химией с физикой, по дороге, прихватив  романчик Донцовой или детектив Агаты Кристи, например.

        А в промежутке, который еще найти надо, она должна вести электронный каталог, такой же дневник,  пополнять базу данных новых читателей, проводить массовые мероприятия, организовывать выставки, экскурсии, вести клубы по интересам,  ходить по городу по передвижкам, которые сама же и организовала.  На свою голову. А куда деваться? План такой, что столько людей в городе не живет, сколько должно читать в библиотеке.
 
        И это, конечно, не все. Просто не хочу больше вас утомлять подробностями библиотечной работы. Думаю, и того, что сказано, достаточно, чтобы  труд библиотекаря  ценился достойно. В материальном выражении. Ан нет! «Наверху» точно знают, что  это единственная  категория людей, которая способна воздухом питаться.  А из одежды и вообще ничего не надо. Старый халат, тапочки, очёчки - и образ библиотекаря готов.

       Зачем платить по-человечески, если они, библиотекари, и так работать будут? Если  найдете, кто получает меньше библиотекаря, получите  Государственную премию.  А пока что уборщица тетя Паша получает столько же, сколько Наталья Федоровна, с высшим образованием и двадцатилетним стажем.  Только тетя Паша все успевает за два часа и идет домой полоть редиску, а Наталья Федоровна бегает целых восемь часов без остановки на обед.  Деньги эти и деньгами назвать совестно, но все-таки, назову: аж  пять пятьсот получают та и другая. Разница в том, что у библиотекаря ставка такая, а тете Паше доплачивают. Меньше платить не положено по региональному закону.

       Не удивительно, что текучка в библиотеке, как в частной лавочке, где хозяину выгодно без конца менять работников. Не надо отпускные давать. Так и здесь: появится какая-нибудь молодежь залетная, которая думает, что делать тут нечего, сиди, читай, книжки записывай – каждый дурак справится.  Но даже «просто сидеть» за такие деньги быстро  надоедает. Месяц - два и  «ариведерчи».
 
        Держится только костяк из проверенных пенсионерок и тех, кому до пенсии всего-ничего. Больше никуда не возьмут, по возрастному «цензу».

      На самом деле, это высококультурные и образованные люди, настоящие подвижники. Но их  профессиональное, да и человеческое достоинство в глазах чиновников от культуры ничего не стоит.
 
     Да и на уровне правительства заверения  о поддержки культуры - сплошная декларация. Не нужна культура  вообще, а библиотеки, в частности  властьпридержащим.  Ни один государственный чиновник никакого уровня в библиотеки не ходит, книги не берет и вообще ничего не читает. Это могу сказать хоть под присягой.  Им это не надо. У них и так забот хватает: нефть, газ, банки, особняки, виллы, молодые любовницы… Какие уж тут книги и библиотекари?

        Когда  закроется последняя библиотека,  они этого даже не заметят. Расстроит разве что армию «кураторов», хлебающих из руководящей кормушки.

       К этому мы приближаемся семимильными шагами:  библиотеки перешли на новые условия труда и оплаты. Теперь должны сами зарабатывать себе на жизнь. Государственное финансирование сведено к минимуму – только на нищенскую зарплату и хватит.  А чем платить за коммуналку, на что фонд пополнять – вопрос риторический.  Уже закрывали садики детские, кружки, спортивные школы, секции – к чему это привело, известно. Настала очередь библиотек.

        Господин Бжезинский вновь может спать спокойно: его тезис живет, и  мы сами роем могилу своему будущему. Кто забыл, коротко,  напомню, что этот известный американский политолог сказал, что  нас можно победить только «убив нашу духовность».
        Библиотека  и есть последний оплот этой самой "духовности". Но и он падет, когда на пенсию уйдет последний библиотекарь...