Их не награждают медалями,

Леонид Бабанин
  Их не награждают медалями.

Честно говоря, я сам не знаю, для чего придумал мероприятие- идти пешком из Берёзово, в Москву! Мысль эта мне пришла «под градусом», когда гостил у моего друга Мишки, что живёт в Серове. И почему- то она укрепилась во мне. А потом я и сам поверил в её реальное воплощение и стал осторожно, а затем и открыто говорить всем о своём намерении дойти до Москвы. Кто-то в ответ крутил у виска пальцем, кто-то восхищённо хвалил меня. Дальше- больше. Я сам стал «обрезать» себе пути отступления, сочинив пресс- релиз о своём мероприятии и разослав его в различные СМИ.
 Осталось дело за малым- дойти. Действительно, часто сомневаясь, задавал себе вопрос: «Не дурак ли я?». Скажу честно, мнение раздваивалось со счётом пятьдесят, на пятьдесят. И вот всё позади. Еду из Берёзово к месту пешеходного старта- Нягань. Как и всем обещал- в библиотеку, где должна была пройти первая пресс конференция. Хотя что это такое и как её проводить, я представлял слабо. Но надеялся на поддержку друзей, которые не подведут. По правде говоря, в «шкуру» путешественника я ещё не вошёл. Войти в неё придётся в пути, когда пятками почувствую землю матушку. Отмеряя километры, шагая, созерцая, встречаясь, общаясь. В голове пока ералаш из мирской суеты: хаос, скрип метала, рёв движков, уличные пробки и прочая атрибутика повседневной жизни.
Вот еду на «Метеоре» (это такая речная посудина на подводных крыльях) по реке Обь. Рядом со мной едет Ваня Бугаёв. Он- начальник участка фирмы, строящий ЛЭП.
Скажу вам  о нём одно: парень нашего времени. Крепок, силён и умом, и мышцей. Контингент работников с его участка- различный. С судимостями и без, инженеры и рабочие, и, как правило, созерцающие на ми и рассуждающие о нём,  через трафареты пятаков и трояков. Да что тут скажешь, они приехали зарабатывать деньги. Первые уважительные у них ценности- это наверняка сила, водка и женщины. За крутой нрав местные жители прозвали мужиков с участка «дикой дивизией».
Устав от монотонного звука движков метеора, Ваня спал в кресле, положив свои увесистые жилистые руки на колени. Косо поглядывая на рубцы и сломанные костяшки кулаков, я как- то сник вначале, увидев в нём авторитета наподобие Тайсона или Кости Цзю.
Как то зимой в морозы я заехал к Ване в балок. Любопытство разыграло: к нам приехала новая организация! Народу человек тридцать. Строят опять необычное- ЛЭП. Как в СССРовских лозунгах: «К нам идёт ЛЭП»
Участок фирмы представлял собой десяток вагончиков на колёсах, вокруг которых сосредоточена масса различной техники, штабеля из опор ЛЭП.
Наш герой сидел сидёл в своём балке офисе: за своим столом, рядом с факсом и принтером. Эмоционально передавая цифры сводок о выполненных объёмах работ за день.
- Садись!- сказал он, углубившись в свои дела ещё больше, правда, щелкнул пальцем по электрочайнику и вновь углубился в свои отчёты.
На Севере, особенно в морозы, чай или кофе- это большое дело. Пьют напиток сильно густым, щедро сдобренным сахаром. Будучи любознательным, я навёл себе крепкого кофе и с удовольствием, зажмурив глаза, ширкнул пару горячих глотков. И всецело отдался романтике познания вахтовой жизни «новых людей». Одного из подрядчиков чубайсовского РАО ЕЭС.
Ваня продолжал работать дальше, чётко владея обстановкой на участке, мгновенно отвечая на все вопросы: «Болтов и гаек? Сколько ушло?- переспрашивал он вопрос по телефону. –Так… сейчас скажу: за смену- тонна двести пятьдесят килограммов. И тех и этих, чеканил он каждую цифру.
-Сваебой? Да сломался, но делаем- к утру будет готов. Запасть на месте заняли, механику задание дали: к утру сделать. Плохо только, что мороз к сорока лезет да ветер. Ничё выкрутимся. Наряды ему на немножко побольше закроем, так завтра без сна выйдет,- заверил Ваня своего шефа.
-Уф…, выдохнул он, кинув сотик на свой рабочий стол.
-Заколебали своими отчётами, сводками. Её куда то в потолок.
-Сколько километров ЛЭП в тайге должен поставить  ваш участок за зиму? Спросил я Ваню.
- Сто! Уверенно ответил тот.
«Солидно, в уме прикинул я. – Прорубить в тайге сто километров широкой просеки, установить опоры ЛЭП и натянуть провода. Силами какого- то участка, которым командует не кто- то, а мой друг Ваня Бугаёв.
Дверь в балке неожиданно открылась, и вместе с клубами морозного пара вошёл огромный детина в меховой спецодежде, встал посреди балка и уставился на начальника немигающим взглядом, произнеся громко: «Ну?!»
Запах свежачка тут же наполнил всю комнату.
- Иди, Саня, отдыхай,- не отрываясь от бумаг, произнёс Ваня. Саня же ядовитым взглядом посмотрел на него вновь и прорычал:
- Ты куда меня посылаешь?
Ваня наконец оторвал голову от своих процентовок, посмотрел на этого автокрановщика и просящим голосом произнёс:
-Сань, по- человечески прошу, иди ложись спать. Завтра ведь работать. – И уже с повышением интонации: Нажрался, дак спи! Я ничего не говорю за то, что ты вчера с автокрана солярку местным продал! Иди пожалуйста, спи, завтра работать надо!
- Да я на Х… видел твою работу! Распалялся крановщик.- Ты думаешь, я мечтаю у тебя работать? Да я!
Ваня же виновато посмотрел на меня и вновь переключился на разбушевавшегося Саньку.
- Ты со мной поговорить хочешь? – Показал Ваня своим пальцем себе на грудь. – Пойдём, - не дожидаясь ответа, сказал он.
Крановщик развернулся и, сделав пару шагов, вышел на улицу. Ваня, целеустремлённо глядя спокойно ему в след, скрылся в клубах морозного воздуха.
« Вот это разворот! – подумал я. – А если он его сейчас уроет?! Этот крановщик вон какой здоровый»
В голове крутилась мысль: «Может выйти, проконтролировать? ... »
Опять же как- то неудобно было вмешиваться в их отношения. На всякий случай я подсел поближе к двери , может, услышу что да выскочу на выручку.
Минуты через четыре Ваня заскочил в балок , невозмутимо сел за стол. Оперев руки со ссадинами на казанках о рабочий стол.
И, глянув на меня, сказал: А…, нажрутся да права качают». Затем взял в руки кипу нарядов, покрутил их в руках и вернул на место. Побарабанил пальцами по столу, наконец посмотрел на меня и выговорил, словно ища поддержки: «Сволочи!»
- Вот, Леонид, - чуть виновато стал объяснять мне Ваня суть дела, - нормальные они ребята, работают столько, сколько попросишь и даже больше. Вот Санька этот, крановщик – ювелир! Дело знает…во! – Ваня оттопырил при этом большой палец вверх. Но раз в два месяца выпрягаются! Продадут что – нибудь, пропьют, и вот тебе, сам видел – просят… А возьми выпусти вожжи из рук, дай слабинку, и всё, охамеют, оборзеют, выпрягутся полностью.
« Действительно – подумал я.- Ни участкового, ни начальства. Ваня для них и участковый  и воспитатель, и начальник. – всё в одном лице».
- Где туалет? – спросил после кофе я Ваню.
-Да там, за балком. Увидишь большой, деревянный … свет горит, - сказал мне Ваня и опять взял в руки кипу нарядов.
Застегнув куртку, я вышел на улицу. Всё как обычно на Севере: ночь, позёмка, сугробы. Электрические лампочки на столбах. Только у другого балка, стоял «успокоенный» крановщик, облокотившись плечом об угол, бормоча что- то типа: «Что за дела…, вот это да».
Неподалеку от него на утоптанном снегу, как матрац, лежал ещё один работник участка строящейся ЛЭП. Я сходил куда хотел, осле чего вновь зашёл в балок бригадира.
- Ну, улыбнулся, увидев меня, Ваня.
- А второй кто? - Спросил я.
- А…, сморщился он, - с Пэпэушки механик. Такой гнус! Он Саньку- то завёл, да ко мне отправил, а  сам, козёл на улице остался. Но я сначала ему, а потом и Саньке. Ничего очухаются, проспятся. Завтра будут работать как ни в чём небывало.
Опять зазвонил телефон. Передали, что на ЛЭП в болоте утонул бензовоз – сел по самую раму -  трактором не вытащишь. « пояснил Ваня, -Порвём его, - пояснил Ваня., надо кран или ещё что– то.
-Ну вот, извини, - сказал он мне, - придётся сгонять на ГАЗушке самому. Если утром не заправим на линии технику, кранты будут. Всё встанет.
- Ну, встал я, протянул ему руку, - до завтра! Удачи тебе.
- До завтра,- бегло попрощался он.
Я сел в свою «Ниву» и уехал.

К весне участок Ивана Бугаёва поставил ЛЭП, натянул провода, и – как логическое завершение этого события на Севере – Берёзово съехалось высокое начальство для пуска первого тока. По этому случаю «хозяева» сколотили высокую трибуну для ораторствующих, натянули  красную ленточку. Помпезно прошло вручение дипломов, грамот, даже картин. Не наградили, правда, ни Ваню, ни автокрановщика, ни сваебойщика, как будто бы ЛЭП построилась сама.
 Я спросил одного чиновника после: « А почему не наградили их?»
 На что тот высокомерно поморщился, чуть подумал, как бы это правильней ответить, и сказал: « А они не ответственные лица!».

Тепло попрощавшись мы с Ваней Бугаёвым в Приобье, выйдя из метеора. Он морщась от тяжести, тащил на себе огромную сумку с какими то дефицитными электродами. Я ж с блокнотом и авторучкой отправился пешком в Москву.
Вот такая и есть, эта проза жизни: каждому- своё.

                10 июля 2007г станция Вань  Юган.
            Материал опубликован в журнале "Московская губерния".
            газете "Жизнь Югры"