На кладбище

Александр Галиновский
Кто ни разу не был на кладбище ночью, тот никогда не сможет оценить всей красоты этого зрелища. Покосившиеся кресты стоят словно скрюченные старцы, а замшелые могильные плиты словно прикрывают вход в адские глубины. Лучшее время для таких прогулок - осень. Облезлые деревья в свете луны выглядят особенным образом, они похожи на голые кости, торчащие из утоптанной многими поколениями кладбищенской земли. Старая часовня, в которую еще пятьдесят лет назад приходили родственники усопших, стоит полуразрушенная. Она смотрит на мир своими пустыми окнами, и это взгляд заставляет случайного путника замереть, прислушаться и задуматься о смысле жизни и о том, как она скоротечна.
На всяких кладбищах есть свои сторожа, но здесь сторож появляется только днем. Утром он убирает дорожки, подрезает, если нужно, кусты и деревья, а к вечеру уходит домой. Этому почтенному старцу уже почти девяносто и его мало заботит будущее старого кладбища, ведь хоронить здесь перестали еще двадцать лет назад.
Иногда, когда мысли мои заходят слишком далеко, я читаю историю кладбищ страны. В девяносто шестом один профессор написал об этом книгу, не очень интересную, но вполне занятную. В этой книге отдельная глава посвящена и «моему» кладбищу. В ней есть не все, но отрывочные факты я с успехом дополняю своими собственными знаниями.
Итак, я ходил на кладбище. Около трех лет назад я взял за традицию посещать его хотя бы раз в неделю, и сидеть на скамейке при луне. Почему меня привлекал именно этот погост? Не могу сказать. Возможно, мне нравилась его тишина и чистая готическая атмосфера, витавшая среди полуразрушенных статуй ангелов и «кельтских» крестов, многие из которых вросли в землю по самую перекладину. Ночью здесь все выглядит не так как при дневном свете. Магия, особая магия луны, берет свое. Листья тихо шелестят, кое-где скрипят стволы вековечных вязов и ясеней, посаженных еще в те времена, когда на кладбище было не больше двух десятков захоронений. Теперь их больше тысячи, и многим из них не одна сотня лет.
Специальных скамеек для посетителей здесь нет. Когда я прихожу, мне приходится занимать места, отведенные родственникам усопших, которых еще десять лет назад приходило множество, и которые теперь не приходят совсем: может быть нашли последний покой в собственных могилах? Я закуриваю, любуюсь луной и мечтаю. Иногда брожу по дорожкам в поисках интересных экземпляров. Найдя что-то интересное – скульптуру или крест необычной формы, стараюсь зарисовать. В будущем я планирую написать книгу. И будет она, конечно, об этом кладбище.
Той злосчастной ночью я вновь бродил среди знакомых крестов и горбатых склепов. Вокруг было тихо, только разжиженная земля чавкала под ногами: накануне прошел сильный ливень. Мой блокнот и карандаш были при мне. Я уже зарисовал старый крест и интересный орнамент на карнизе одного склепа и теперь, довольный, решил пройтись и покурить. Я до того замечтался, что и не заметил перед собой ямы. Таким образом, уже через секунду я летел вниз.
Рухнув в яму всем телом, я не сразу пришел в себя. Минуту я лежал с закрытыми глазами, чувствуя только боль. Наконец, спустя несколько минут, когда сердце прекратило бешено биться, я нашел в себе силы и огляделся. Края ямы располагались чуть выше роста взрослого мужчины. Вначале я подумал, что упал в могилу, которую кладбищенские гробокопатели вырыли накануне, однако тут же вспомнил: захоронений здесь уже не было больше тридцати лет.
Я начал подниматься. При этом я ощутил просто зверскую боль в ноге - мышца на лодыжке была явно растянута. Луна охотно светила. Стенки ямы были влажными, под ногами плескалась вода, грязи я набрал и в новые туфли. Края ямы были неровными, словно они обвалились, а не были бережно сняты лопатой. И тут меня осенило! Возможно, я стоял сейчас в одной из бывших могил, которую размыло прошедшим накануне ливнем! Стараясь найти надежный путь наверх, я стал осматривать стенки ямы. Внезапно моя рука утонула в пустоте. Я присмотрелся. Одна из стенок ямы не была сплошной, это было хорошо видно в свете луны. Кажется, я нашел что-то интересное. Меня охватило беспокойство, а вместе с ним – сильное желание поскорее разгадать тайну. Передо мной был туннель.
Он напоминал трубу, и я был уверен, что эта подземная кишка тянется намного дальше, чем можно было увидеть при беглом осмотре. Тут я вспомнил о крохотном фонарике, лежащем у меня в кармане. Часто я использовал его чтобы подробнее рассмотреть необычную лепнину на карнизах старинных склепов. Я достал фонарик из кармана, и включил. Его лампочка давала немного света, но даже этого хватало, чтобы понять: туннель тянется далеко вперед. К тому же я не увидел никакой каменной кладки, казалось, пол, стены и потолок были просто спрессованы. Наверняка, грунт здесь был сбит настолько хорошо, что не уступал по крепости лучшему бетону. Не без труда я протиснулся в туннель.
Внутри царил запах земли, дождя и плесени. Пробираться пришлось на полусогнутых коленях, держась рукой за стену, чтобы не потерять равновесие. Моя левая нога жутко ныла, и поэтому весь вес приходилось перебрасывать на правую. За несколько минут я преодолел с десяток метров. Внезапно ход раздвоился. Это сбило меня с толку. На ум приходило только одно сравнение: я словно ползал внутри червивого яблока. Стены были холодными и чуть сырыми на ощупь. Туннель неоднократно раздваивался, то сворачивая под абсолютно прямым углом, то петляя, как пойма ручья. У меня возникло впечатление, будто подземный ход постоянно идет вниз, незаметно, на один-два градуса, но все же ощутимо.
Я стал бояться что не найду выхода, однако жажда разгадать тайну влекла меня все дальше в глубь тоннеля. Внезапно кожей лица и рук я почувствовал сквозняк. До этого я ощущал только затхлый запах, свойственный старым подвалам, но теперь меня обдавало свежим воздухом, словно передо мной было раскрытое окно. Я замер. В неудобной позе, скрюченный в три погибели.
Фонарик работал без перебоев, вырывая из окружающей тьмы фрагменты стен, пола, потолка. Возможно, именно благодаря тому, что в руках у меня был источник света, я до сих пор не повернул назад и не скрючился от страха в болезненном приступе клаустрофобии.
Сквозняк усиливался: теперь меня обдувало настоящим ветром. Совладав, наконец, с уставшими ногами, я двинулся вперед. Через десять метров показался свет. Странно, но это не вызвало у меня удивления, словно я ожидал чего-то подобного.
И я не ошибся. Перед собой я увидел каменную кладку, а потом - всю стену. Это был склеп.
Я выбрался из туннеля.
Пол под моими ногами был усеян костьми и осколками черепов. Кто-то перевернул гробы, и теперь их трухлявые остатки лежали возле постаментов. Кто-то буквально разорвал тела на части. Это было очень необычно. Дикие звери явно исключались, поскольку многие годы склеп был заперт. Но оставался туннель!
Внезапно до меня донеслись звуки какой-то возни в глубине прохода, словно кто-то карабкался по туннелю вслед за мной. Я прислушался. Бежать было некуда. Звук постоянно усиливался, приближаясь. Я огляделся в поисках убежища и тут неожиданно увидел на проем в стене, точь-в-точь такой же, как и тот, который я изучил накануне. Словно туннель не заканчивался в этом склепе, а только делал небольшую остановку, как кишка метро, проходящая мимо ярко освещенной станции.
Вот оно что! Вся земля под кладбищем была изрыта ходами! Кто-то использовал их, чтобы иметь постоянный доступ в склепы… но для чего?
На размышления не было времени. Я с разбегу прыгнул в туннель и пополз.
Преследователь не отставал. Я понял это по хрусту костей сзади: он был уже в склепе. Я услышал как клацнули чьи-то зубы прямо перед входом в туннель и обернулся. Зажженный фонарик был у меня в руке.
То, что я увидел, не поддавалось описанию. Чудовище, словно из кошмарного сна, с огромными зубами и мощной челюстью, напоминающей капкан, смотрело на меня полным ненависти и дикого голода взглядом, а в это время его рука тянулась к моей ноге!.. Однако стоило свету фонарика попасть на кожу существа, оно тут же завизжало и ринулось прочь. Я начал продвигаться по туннелю, помогая изо всех сил себе руками. Существо еще раз попыталось атаковать – и вновь вынуждено было ретироваться. Мой фонарик оказался как нельзя кстати.
Не знаю, сколько я полз. Возможно, не одну сотню метров, прежде чем увидел свет. Туннель часто раздваивался, приводя к склепам и вскрытыми могилам. Неоднократно я задыхался от вони разложения, видел кости усопших, наполовину прикрытые землей, с явными следами зубов и когтей… Существо питалось плотью мертвых, которых хоронили здесь веками. Может быть, столетиями этот монстр вгрызался в их кости, высасывая окаменелый мозг, смакуя плесень с черепов? Или он спал вместе с мертвецами, нежась в разрыхленной червями кладбищенской земле?
…Я выбрался из-под земли где-то в двадцати метрах от ворот, почти у самой дороги, и тут же начал забрасывать лаз землей. К счастью, монстр прекратил свое преследование.
Кем он был? Безумцем? Одержимым? Я видел только его зубы и глаза, а так же часть руки, но этого было достаточно.
После этого я больше никогда не ходил на кладбище, и не пойду впредь. Нет, господа, теперь меня туда и палкой не загонишь. Разве что после смерти. Я слышал, что старое кладбище собираются расширять в будущем году, а еще через год там будут хоронить людей, как и прежде. Вот тогда и увидим.


-- КОНЕЦ


Хоррор, фантастика, криминал – заходите на www.horror-writer.narod.ru
Также доступны полностью оформленные книги для электронных устройств в популярном формате.

Ждем вас на www.horror-writer.narod.ru !