Коренной народ Крыма?..

Олег Азарьев
КОРЕННОЙ НАРОД КРЫМА?.. ИЛИ О НЕКОТОРЫХ НЕУДОБНЫХ ВЫВОДАХ УЧЕНЫХ

У меня перед глазами стоит недавний репортаж о походе крымских татар на Симферополь.
На одном из их митингов пожилая русская женщина попыталась сказать, что не только татарам сейчас паршиво живется. Ее прогнал пожилой крымский татарин с повязкой мусульманского фанатика на лбу. И при этом он угрожал сжечь ее, если она не уберется, — телекамера запечатлела и звук и изображение…
Впрочем, ничего удивительного в этих угрозах нет.
С тех незапамятных пор, когда в давно и густонаселенную Таврику пришли в набег первые орды татар Золотой Орды, а немного позже стали без спроса расселяться на чужих, принадлежавших другим народам Таврики, землях, пожалованных беям ханом Орды, — расселяться, не спрашивая разрешения, а порабощая местных жителей, — и до тех пор, пока Россия не присоединила заметно обезлюдевший Крым, соседи крымских татар ничего, кроме жестокости и разбоя, от них не ждали и не получали.
Археология и эпиграфика — науки беспристрастные. Что выкопали, о том и пишут. Особенно интересно, когда к одним и тем же выводам приходят в разных странах. Кое-кто из националистов различной масти в последнее время старается забыть об этих неудобных для них выводах.
А выводы очень простые и очевидные.

...и все остальные

Население Крыма всю историю человечества было и остается многоэтничным. Не будем говорить о киммерийцах, эллинах, скифах, сарматах, таврах, населявших древний Крым. Возьмем историю поближе к нам.
Тысячу лет назад в Крыму соседствовали — враждовали и уживались — тюрко-болгары, хазары, печенеги, потомки древних греков и тавров, скифо-сарматы, гото-аланы, гунны, половцы-кипчаки, армяне, русские, разноэтничные переселенцы из Византийской империи.
Кстати о якобы «пришлых русских» в Крыму.
В одной из искусственных пещер Мариамполя (под Бахчисараем) — археологами обнаружен высеченный на скале знак, повторяющий герб Рюриковичей. Знаку этому — около тысячи лет.
Не грех вспомнить и Тмутараканское русское княжество, занимавшее Керченский полуостров и Тамань со столицей Корчевом (Керчь) и с греко-русским населением. Это богатое княжество было уничтожено — разорено, вырезано в XII веке в жестоких набегах половцев и татар.
Возьмем на заметку и поход Владимира на Корсунь, где он был крещен. И при этом не разорил город и не вырезал население, как это делали татары во время набегов.
А Сугдея-Сурож (Судак) задолго до варварского разорения Ногаем состояла в основном из греков, армян и многочисленных «русских гостей».

Незваный гость...

Первый татарский (еще не крымско-татарский) улус, пожалованный одному из ордынских вельмож ярлыком золотоордынского хана, появился в предгорьях Центрального Крыма только в XIII веке. В конце 30-х годов XIV века в Таврике возникло золотоордынское наместничество с центром в Солхате (Старый Крым).
И лишь после распада Золотой Орды появляется Крымское ханство. Наряду с Казанским и Астраханским.
С приходом татар более-менее мирное сосуществование на полуострове закончилось.
Всем хочется хорошо жить — и отдельным людям, и целым народам. А что было делать новоиспеченным крымчанам — татарам, когда у них не было ни земледелия, ни ремесла? Да и вообще, кроме лошадей, юрт и награбленной добычи, ничего не было. А вокруг стояли богатые города, зажиточные замки и древние уже в те времена христианские монастыри.
Новые крымчане по-прежнему жили набегами на близких и дальних соседей, работорговлей и данью. Так, только из России с 1607 по 1617 годы они угнали в рабство около 100000 человек. При этом надо помнить, что речь идет о северной Руси (современная территория Европейской части России), поскольку еще в XIII веке, по данным археологов и историков, набеги обосновавшихся в Крыму татар на южную Русь — Малороссию (современная территория Украины) полностью разорили ее и уничтожили почти все население — кого убили, кого увели в рабство. Земли южной Руси после этого еще несколько столетий были безлюдными — южнее Белгорода и особенно вокруг Муравского шляха — и потому назывались Диким полем.

Коренные итальянцы Крыма

А в то же самое время, как пишут в романах, Крым привлек внимание итальянских купцов. В начале XIII века Сугдея оказывается во власти венецианцев, а в 1266 году генуэзцы за большие деньги выкупили у татарского наместника право заселить Каффу (Феодосия). Чуть позже, в 1381 году, по договору с ордынским ханом Тохтамышем итальянцы отхватили громадный кусок крымского побережья — с городами, поселками, крепостями и монастырями. И разумеется, с населением.
Постепенно, к XV веку, Крым разделился в основном на три части — крымское наместничество (будущее ханство), владения генуэзцев и многоэтническое Мангупское княжество (княжество Феодоро).
Причем к середине XV века в Каффе, например, две трети семидесятитысячного населения составляли армяне. И вообще, в это время Крым частенько называют Приморской Арменией.

Недолгое счастье крымского ханства

Официально Крымское ханство было провозглашено лишь в 1443 году. Оно владело только предгорной и степной частью Крыма и простиралось на некоторое расстояние за пределы Перекопа.
А уже в 1475 году турецкие войска вторглись в Крым, разорили все нетатарские города и зверски уничтожили значительную часть христианского населения. Например, захваченных итальянцев они подвесили на крюки — за ребра.
Мусульмане начали активно вытеснять и притеснять уцелевших христиан.
Так Крым был оккупирован Османской империей. Победил сильнейший. Что вовсе не мешало (и даже поощрялось Турцией) еще около трехсот лет крымско-татарским ордам грабить Россию и других северных соседей.
Однако не следует забывать, что и тогда Крым состоял далеко не из одних татар.
Кстати, сами татары тоже неоднородны. Они делятся на степных (прямых потомков монголо-татар), горных (смесь татар с хазарами, готами, греками, итальянцами) и прибрежных, близких к горным.

Победил сильнейший

В 1783 году крымско-татарским грабежам России пришел конец. Россия окрепла настолько, что смогла поспорить с Турцией за владение Крымом. При этом у Крыма было всего два варианта дальнейшей истории — либо остаться во владении Турции, либо оказаться под властью России.
Конец Крымского ханства был к тому времени неизбежен. Ослабла Турецкая поддержка. В самом ханстве — постоянные раздоры и вражда бейликов (только за XVIII век в ханстве сменилось 17 ханов). Ханство было на грани развала в любом случае. И его остатки обязательно поглотили бы более высокоразвитые страны, окружавшие Крым.
И как это постоянно случается в истории, снова победил сильнейший.
С тех пор Крым принадлежал России более 200 лет...
И вот берет меня сомнение, что во времена турецкой оккупации крымские татары тоже ходили на митинги и требовали снести памятники этой оккупации, как они делают сейчас, оскорбляя Россию. Должны быть, подчиняться и служить единоверцам, хоть и захватчикам, приятней, чем подчиняться иноверцам.
Спустя чуть более 100 лет после присоединения к России в Крыму из более чем 500000 жителей только около 200000 составляли татары. При этом никакого геноцида не было и в помине. Просто их было меньше, чем остальных. Как и прежде.
За исключением, конечно, трехсот лет турецкого владычества, когда татары совместно с оккупантами основательно проредили нетатарское население.
И теперь возникает резонный вопрос о коренном народе Крыма.

А был ли мальчик вообще?

Имеет ли право народ, который самостоятельное государство имел всего 32 года (с 1443 по 1475 г.г.), никогда не занимавшее весь Крым, который поселился в Крыму намного позже других народов, таких как караимы, крымчаки, русские, греки, евреи, армяне (и одновременно с итальянцами) который, только будучи в течение 300 лет в составе Османской империи, начал численно превышать в Крыму другие народы, который за 200 лет в составе России был в Крыму в меньшинстве, которому после 1917 года дали автономию люто ненавидимые крымско-татарскими националистами так называемые коммунисты, народ, который по приказу падишаха-императора Иосифа Сталина (такого же коммуниста, как и Батый или Тамерлан) расстреливали не меньше, но и не больше, чем другие народы (включая русский и украинский), попавшие в рабство к этому падишаху и его «тонкошеим» визирям, народ, который после Второй мировой войны пострадал наряду с другими выселенными из Крыма народами (а теперь, возвращаясь, единственный грозится устроить здесь второе Косово), — может ли этот народ, который не очень-то и стремится получить нынче украинское гражданство, который по-прежнему на полуострове в меньшинстве, меджлис которого прилагает максимум усилий для того, чтобы настроить против татар остальное население полуострова и заигрывает с украинскими национал-фашистами, а заодно (по старой, должно быть, памяти) не отказывается от финансовой подпитки Турции, а их национальный лидер и депутат Верховной Рады Украины от украинских националистов М. Джемилев не против того, что в Турецкой прессе его называют «президентом Крыма» (кто его выбирал, интересно?), — так вот, имеют ли крымские татары право называться коренным народом Крыма?
По-моему, это прямое унижение и оскорбление остальных народов, живущих в Крыму.

Угол падения равен углу отражения

Почему я, чьи предки по материнской линии живут в Крыму более ста лет, а по отцовской — несколько столетий, не должен считаться коренным крымчанином? И почему меня, который с интересом и уважением относится к крымско-татарской истории и культуре, заставляют начать ненавидеть соседей по полуострову? Почему моя бабушка, которая до войны дружила с татарами, теперь должна опасаться их? Нормально ли это? Цивилизованно?
И провокаторские статейки питерского профессора В. Возгрина, написанные (как и довольно лживая книга «Исторические судьбы крымских татар») за деньги различных иностранных фондов и намеренно искажающие истину, не могут убедить здравомыслящего человека в том, что лишь татары имеют право на Крым, как это провозгласил однажды М. Джемилев (он требовал, чтобы Крым принадлежал только крымским татарам — а остальных, понятное дело, вон).
Крым может выжить лишь оставаясь многонациональным. Иначе насилие с одной стороны породит ответное насилие с другой. А в истории Крыма его и так было предостаточно.

1999 г.

Опубликовано: «Крымское время» №129 (750) 15 июля 1999 г., а также в авторской книге избранной публицистики "Сила слов", Изд. СОНАТ, Симферополь, 2001 г.