Анатолий Матвеевич вернулся

Петр Золин
основа рисунка
 
Правда, он не стал заходить с привычной стороны. А предпочел служебный вход – рецензий и обсуждений. И все же ему благодарен. Любой диалог - все же лучше монолога сторон ...
А.М.Тюрин что-то пытается сказать в оправдание НХ. А вот анти-фольки ничего убедительного даже вякнуть против - к примеру - П.М.Золина не могут. Неонорманизм и "болотные славяне" им навсегда глаза затмили ?!

В целом технологии «добра и зла» в творчестве совпадают. НХ это прекрасно показывает.
1. Что-то наукообразно создал (даже чудовищную смесь правды и неправды) – уже хорошо
2. На это обратили внимание, это читают – еще лучше (пиар)
3. Это покупают – так в том и цель (в рыночной экономике)
4. Это обсуждают – больше будут покупки (пиар)
5. Это одобряют или осуждают разные ученые, политики и т.п.  – прекрасно (высший пиар)
6. Что-то еще создам (создадим)…
7. Верно сие или неверно – не столь и важно (пусть ученые больше и не осуждают, само наше дело покатит за счет прежнего пиара).


ЗАЯВА

Моя (А.М.Тюрина) версия этимологии слова ИЛЬМЕНЬ
Ильмень и лиман (общеизвестная версия),
эстуарий (в рамках "шутихи" НХ так и напрашивается - "писуарий") и устье
(тоже версия не из скрытых http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/171895/Устье,
хотя надо указывать все виды "устьев")

http://supernovum.ru/public/index.php?doc=141
 

Аннотация: Слова-маркеры ЭЛЬ, УД, АМ и АС являются проявлениями дохристианских культов. Слова ЭЛЬ – социальное сообщество, и УД – удел, часть владений, часть ЭЛЯ, в первом приближении являются синонимами. Словом АС обозначался культ закона. АМ – женское начало в фаллистических культах. (Недоказанные завиральные предположения).
Но слова-маркеры имеют еще одно обще значение – «река», или в более широком плане – «вода» и все, что с ней связано. Обоснование этому дано в статье. (Обоснования по сути нет, а обозначение воды с ностратических времен имеет большой спектр корней).
(И вот пошла и агрессивная завиральность на основе недоказанных предположений)
На этой основе показано, что ИЛЬМЕНЬ и ЛИМАН являются формами конструкции ЭЛЬ+АМ+ИН/АН, ИН/АН – суффикс. ЭСТУАРИЙ (АС+уД+АР+ИЙ, АР и ИЙ – суффиксы) и УСТЬЕ (АС+уД+ЬЕ) – это две формы одного и того же слова. Формальный перевод этих четырех слов – «река»-«река».
Показано, что гидронимы Новгородской области, относимые к балтизмам, являются типичными для территории Европы, Центральной и Северо-восточной Азии. Рассмотрены слова «река», «озеро» и «море» в европейских неславянских языках. Дано толкование слов H;lmgar;aborg H;lmgar;r и N;gar;ar, фигурирующих в скандинавских источниках.

(Как показано - отдельный разговор)

Сделан общий вывод. На территории Европы, Центральной и Северо-восточной Азии в какой-то исторический период существовало языковое единство. Оно проявляется сегодня в названиях рек и озер, а также в словах, обозначающих их типовые элементы. Возможно, здесь мы имеем дело с неким проязыком, в котором существовала система соответствующих синонимов.

(Вроде бы ничего "страшного". А далее следует абсолютно недоказанный и недоказуемый вывод)

 Возможно, система синонимов существовала только на территории Восточной Европы. Они были «разнесены» по остальной части обозначенного выше региона в процессе создания Империи Русь-Орда (Новая Хронология А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского).

Ключевые слова: лингвистические реконструкции, гидронимы, слова-маркеры ЭЛЬ, УД, АМ и АС.

Оглавление
1. Постановка задачи
2. Идеологическая база лингвистических реконструкций
3. ИЛЬМЕНЬ и ЛИМАН
3.1. Соотношение слов ИЛЬМЕНЬ и ЛИМАН
3.2. ЭЛЬ – «река»
3.3. АМ – «река»
4. ЭСТУАРИЙ и УСТЬЕ
4.1. Соотношение слов ЭСТУАРИЙ и УСТЬЕ
4.2. УД – «река»
4.3. АС – «река»
5. Гидронимы-балтизмы в Новгородской области
6. «Река», «озеро», «море» и «колодец»
7. Хольмгард
8. Предварительные выводы
9. Вместо заключения
Источники информации

Анатолий Тюрин   02.04.2010 10:06   Заявить о нарушении правил / Удалить
Supernovum.ru
Навигация:  Консилиум •Политзанятия •Кулуары •Салон •Полигон •Техфорум •Архив •Почта •Поиск

И ВНОВЬ О СУТИ

Ильмень и лиман, эстуарий и устье (см.:выше)
А.М. Тюрин
Слова-маркеры ЭЛЬ, УД, АМ и АС являются проявлениями дохристианских культов. Слова ЭЛЬ (ЁЛЬ где как: П.З.) – социальное сообщество, и УД – удел (часть деления: П.З.), часть владений, часть ЭЛЯ, в первом приближении являются синонимами. Словом АС (небожители нередко: П.З.) обозначался культ закона. АМ – женское начало в фаллистических культах (то есть БЛ-АМ или БЛ-АТЬ, но МАТЬ: шутка Тюрина ?: П.З.).

Но слова-маркеры имеют еще одно обще значение – «река», или в более широком плане – «вода» и все, что с ней связано. Обоснование этому дано в статье.
(Нет обоснования и нет основы, а есть агрессивная отсебятина без всякого учета реальных фактов и научных достижений)

На этой основе показано, что ИЛЬМЕНЬ и ЛИМАН являются формами конструкции ЭЛЬ+АМ+ИН/АН, ИН/АН – суффикс. ЭСТУАРИЙ (АС+уД+АР+ИЙ, АР и ИЙ – суффиксы) и УСТЬЕ (АС+уД+ЬЕ) – это две формы одного и того же слова. Формальный перевод этих четырех слов – «река»-«река». Показано, что гидронимы Новгородской области, относимые к балтизмам, являются типичными для территории Европы, Центральной и Северо-восточной Азии. Рассмотрены слова «река», «озеро» и «море» в европейских неславянских языках. Дано толкование слов H;lmgar;aborg H;lmgar;r и N;gar;ar, фигурирующих в скандинавских источниках. Сделан общий вывод. На территории Европы, Центральной и Северо-восточной Азии в какой-то исторический период существовало языковое единство. Оно проявляется сегодня в названиях рек и озер, а также в словах, обозначающих их типовые элементы. Возможно, здесь мы имеем дело с неким проязыком, в котором существовала система соответствующих синонимов. Возможно, система синонимов существовала только на территории Восточной Европы. Они были «разнесены» по остальной части обозначенного выше региона в процессе создания Империи Русь-Орда (Новая Хронология А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского).

Абсолютная завиральность НХ с её Империей Русь-Орда очевидна. В анти-фольках, в частности, половина матекриалов посвящена её разоблачению http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=17#17

А в данном случае достаточно взять какой-нибудь общедоступный словарь по ностратическим языкам.

Вода (у Тюрина Эль, Уд, Ам, Ас, да еще с социальными значениями)
А вот "вода" в ностратических языках

№ 530. (mar-) «Любая масса воды: озеро, море» (ИЕ, АА, Алт). (Иллич-Свитыч № 294 «влага, влажный») Мар
№ 471. (yam-) «Вода, море» (АА, Ур, Др?). (Иллич-Свитыч № 144 «вода»). Ям (яма).
№ 521. (maw-) «Вода, жидкость» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 298 «вода»). Мав.
№ 118. (t’ul(y)-) «Капать, падать каплями, брызгать, мочить, увлажнять» (ИЕ, АА, Др).Тюл.
№ 191. (saw-al-) «Мочить, увлажнять, течь» (ИЕ, Кар). Савал.
№ 483. (wat’-) «Увлажнять, мочить; вода» (ИЕ, ФУ, Др). Ват-вад-вада-вода
№ 504. (wal-) «Течь, мочить, увлажнять» (ИЕ, АА, Др). Вал
№ 505. (wal-) «Бить ключом, течь, затоплять» (ИЕ, Др). Вал
№ 537. (mat’-) «Быть или стать мокрым, влажным» (ИЕ, АА). Мат (мыть)
№ 544. (mus(y)-ik’-) «Погружать в воду, окунать или нырять» (ИЕ, Ур, Др). (Иллич-Свитыч № 304 «мыть»). Мус (мочить)
№ 556. (nat’-) «Увлажнять, мочить» (ИЕ, АА). Нат
№ 582. (la;-) «Создавать течение, лить, увлажнять, мочить» (ИЕ, АА, Шум). Лах.
№ 83. (dan-) «Бежать, течь» (ИЕ, Кар, АА). Дан (дон).
№ 145. (d(y)aw-) «Бежать, течь, хлынуть вперёд» (ИЕ, Кар, АА, Шум). Дав.
№ 157. (t’(y)ur-) «Бежать, течь» (ИЕ, АА, Ур, Др). Тур.
№ 163. (s(y)ur-) «Волноваться, хлынуть, течь, бить (о роднике)» (ИЕ, АА, Др, Шум). Сур.
№ 392. (;ap[h]-) «Идти, двигаться вперёд, течь» (ИЕ, АА). Хап.
№ 382. (;aw-) «Брызгать, разбрызгивать, идти (о дожде)» (ИЕ, АА, Др). Хав.

И далее обсуждение теряет всякий смысл. Так как мне более близки тщательные усилия (с помощью специальных компьютерных программ) специалистов по ностратическим языкам.
А Тюрин увлечен абсолютно завиральными реконструкциями (отсебятиной) типа: «Они (эти обозначенные Тюриным корни: П.З.) были «разнесены» по остальной части обозначенного выше региона в процессе создания Империи Русь-Орда (Новая Хронология А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского)».
И это привычно для НХ определено как нечто окончательно решенное. http://www.proza.ru/2010/03/31/859
http://www.proza.ru/2010/03/28/943 и др.


Правда, перед этим допускается, что на территории Европы, Центральной и Северо-восточной Азии в какой-то исторический период существовало языковое единство (оно неизбежно существовало и при выходе первых «хомо сапиенс сапиенс» из Африки десятки тысяч лет назад)..
Оно проявляется сегодня в названиях рек и озер, а также в словах, обозначающих их типовые элементы. Возможно, здесь мы имеем дело с неким проязыком (лучше – пра- или прото-: П.З.), в котором существовала система соответствующих синонимов.

Затем второе допущение. Возможно, система синонимов существовала только на территории Восточной Европы. Так только Восточная Европа и территория Европы, Центральной и Северо-восточной Азии – это разные ареалы в последние несколько миллионов лет.

Но эти два никак не оправдывают третьего...

Беда для А.М.Тюрина и всей НХ в том, что - к примеру, - ЭЛЬ трансформировался из ностратических корней типа
№ 376. (!al-) «Вызвать огонь, светить, раскалить, зажечь, жечь» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 140 «сжигать жертву»).
№ 450. (?il-) «Сиять, излучать, вспыхивать, блестеть, искриться» (Кар, АА, Др).
№ 452. (?il-) «Копытное, жвачное животное» (ИЕ, АА, Др, Алт). (Иллич-Свитыч № 135 «олень»).

Стоит Тюрину хотя бы познакомиться с Электрой.
http://myfhology.narod.ru/heroes/ei/eilektra.html
И обнаружить созвучных ононимы на всем земном шаре. Целая Эльдорадо наберется http://ru.wikipedia.org/wiki/Эльдорадо

Аналогично, но уже самостоятельно, есть смысл Тюрину порыть ностратические словари , да и поискать на земном шаре вне определенного им ареала слова на УД, АМ и АС. И мифы стоит не забывать. Все же нередко многотысячелетняя память народов в разных уголках земли.
У-дай юаньшуай 433
Удзигами 339
У ди 172
Уды 206
http://www.mifinarodov.com/u/2.html

Амазонки 195
Амалик 91
Амалфея 89
Аманур и Ванатур 125
Амаравати 79
Aмата 75
Аматэрасу 151
Амацумара 48
Амбар-Она 43
Амбри 53
Амброзия 50
Амей Авинг 48
Аментет 61
Амертат 52
Амеша Спента 51
Амида 67
Амик 62
Амимона 45
Аминон 64
Амирани 122
Амисан 43
Амитабха 75
Амитаюс 56
Aмм 60
Амма 71
Амогхасиддхи 75
Амон 195
Амрита 108
Амсет 69
Амулий 40
Амур 65
Амфирай 40
Амфиктион 41
Амфилох 35
Амфион 48
Амфитрион 45
Амфитрита 128
Амыш 50
Амэ-но Вака-Хико 56
Амэ-но Кагуяма 40
Амэ-но-коянэ 41
Амэ-но Минакануси 3

http://www.mifinarodov.com/a/15.html
Асадаль 209
Асаллухи 177
Асгард 169
Асилки 224
Асинадзути и Тэнадзути 135
Асир 182
Асират 178
Асихара-Но Накацукуни 132
Асия 182
Аск и Эмбля 173
Асканий 152
Асклепий 218
Асмодей 308
Асоп 179
Асс 201
Ассиро-Вавилонская мифология 241
Астар 193
Астарта 285
Астианакт 135
Астлан 174
Астральные мифы 635
Астрея 176
Астхик 217
Асуры 274
Асхаб Ал-Кахф 184
Асхаб Ал-Ухдуд 161
Асхаб Ар-Расс 242
Асы 180
http://www.mifinarodov.com/a/8.html

Такие вот 3.2. ЭЛЬ – «река» 3.3. АМ – «река»
4.1. Соотношение слов ЭСТУАРИЙ и УСТЬЕ
4.2. УД – «река» 4.3. АС – «река» и т.п.

Далее: 1. Постановка задачи. Она обозначена так - его статья представляется незавершенной. Это и обусловило наше обращение к этой теме. Такого завершения мне, лично, не надо.

2. Идеологическая база лингвистических реконструкций
Результаты наших лингвистических реконструкций, выполненных в рамках Новой Хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского (НХ ФиН) [Сайт Новая Хронология], отражены
Какое НХ – такое и отражение.
http://supernovum.ru/public/index.php?doc=141
http://supernovum.ru/public/index.php?doc=141

Не шучу. А.М.Тюрин без всякой подготовки читателя сразу сообщает.
«Фаллистические культы лингвистически (!!!) проявились по словам, которыми в прошлом называли главный элемент поклонения в них, то есть фаллос – АР, АК, ЯН, КОЛ и ЁБ (чего последним-то ?!) , а также его женский аналог – АМ. Эти слова являются лингвистическими маркерами культа фаллоса. Непосредственно с Русью-Ордой связан лингвистический маркер – АС. АС – это «закон», но не просто абстрактный «закон», а тот, на основе которого была создана Русь-Орда. АС – это ЯСА Чингисхана. В соответствии с НХ ФиН ЧИНГИСХАН – это одно из имен Юрия (Георгия) Даниловича, [Носовский, Фоменко, 2005, Империя]. ЯСА являлась одной из разновидностей культов…(То есть ЗАЧЕС Чингисхана под Юрия Долгорукого ?!)»

Обратим внимание, признание в НА Я, НА Е, НА Ё – изначальное. А кто-то – "обоснованная теория-версия", "новое слово в науке"... Дык, нецензурное…

Правда: «Все перечисленные выше слова-маркеры имеют много значений. Два их главных блока: имена богов и титулы жрецов; титулы правителей и членов сообществ. Имена богов, связанные со словами ЭЛЬ и УД рассмотрены в статье [Тюрин, 2009, Единый Бог]. Но слова-маркеры имеют еще одно обще значение – «река», или в более широком плане – «вода» и все, что с ней связано. Это показано в наших статьях с разной степенью достоверности для всех слов. В этой статье мы конкретизировали обоснования для 4 из них: ЭЛЬ, УД, АМ и АС. При этом, механизм появления значения «река» мы не рассматриваем».

Вы чего поняли ?! Ничего… То есть «эти слова являются лингвистическими маркерами культа фаллоса (как имена богов и титулы жрецов; титулы правителей и членов сообществ)», но у них много значений, но эти же « слова-маркеры имеют еще одно обще значение – «река», или в более широком плане – «вода» и все, что с ней связано». Правда, «механизм появления значения «река» мы не рассматриваем».

Это реальная наука ?!

Далее зашибись !
«Слово ЭЛЬ имеет формы ЭЛЬ, ИЛЬ, ИЛ, ЕЛ, Л, ALL, AL.
«ДЖ»екающая форма слова ЭЛЬ – ДЖЕЛЬ. Теоретически возможные не«ДЖ»екаюжие формы от ДЖЕЛЬ следующие: ДЖЕЛЬ = ЖЕЛЬ = ЗЕЛЬ = ШЕЛЬ = СЕЛЬ; ДЖЕЛЬ = ЧЕЛЬ; ДЖЕЛЬ = ДЕЛЬ = ТЕЛЬ. ДЖЕЛЬ = ГЕЛЬ = КЕЛЬ = ХЕЛЬ. ЭЛЬ может звучать и как УЭЛЬ/ВЭЛЬ.
В свою очередь ВЭЛЬ = БЭЛЬ = ПЭЛЬ = ФЭЛЬ.
Слово УД имеет три формы: УД, Д, Т. Слово АМ – две: АМ и М. (А Ам-Ам ?!)
Слово АС – четыре: АС, АЗ, С, З. Остальные трансформанты этих слов идентичны трансформантам слова ЭЛЬ. Гласные звуки могут меняться произвольно. Они могут и выпадать из трансформантов рассматриваемых слов».

Финиш, братцы. Все  из ваших трансформантов в связи с "фаллистическими культами лингвистически" выпало… Возможно, ВЭЛЬ = БЭЛЬ = ПЭЛЬ = ФЭЛЬ только и остались…

Далее констатируются научные версии. Но они всегда завершаются наглой отсебятиной типа.

ИЛИМ – это слово ИЛМЕНЬ без суффикса ИНЬ (или ЕНЬ как СТУД-ЕНЬ ?!). Известно три реки с названием ИЛИМ (ЭЛЬ+АМ): приток АНГАРЫ (ЯН+аК+АР+А), приток ЧУСОВОЙ (АС+ОВ+АЯ), приток КАДАДЫ (УД+УД+А) (Ульяновская и Пензенская области). С таким названием имеется и озеро в Ленинградской области. АЛЬМА (ЭЛЬ+аМ+А) – река в Крыму. Учитывая географию распространения рассматриваемого слова, имеющего две формы – ИЛЬМЕНЬ и ЛИМАН, можно смело исключить два варианта его «первородства»: греческое и финно-балтийское. 
Слова ИЛЬМЕНЬ и ЛИМАН являются формами конструкции ЭЛЬ+АМ+ИН/АН, ИН/АН – суффикс. ЭЛЬ и АМ в данном случае – «река». То есть, формальный перевод рассматриваемых слов «река»-«река». Сюда притягиваются ЭЛЬБА – ЛЕНА (эЛь+ИН+А). ВОЛГА. Собственно говоря, при его произнесении с ударением на последний слог, как раз получается ЙОЛГА. ЙИЛГА (ЭЛЬ+АК+А) и ВОЛГА (ЭЛЬ+АК+А) – это просто «река».

И обилие подобного умопомрачительного.

Конечно, с гипертрофией балтизмов на  территории Восточной Европы с учетом ностратики и балто-славянского единства необходимо бороться. Но не такими же методами.

«Наша разбивка гидронимов на их составные части: БЕРЕЗАЙ (АР+ИШ+АЙ), БОЛОГОЕ (ЭЛЬ+АК+ОЕ), ВЕЛЬЯ (ЭЛЬ+Я), ВЕЛЪЁ (ЭЛЬ+Я), ВИЛЕЙКА/ВЕЛЕЙКА (ЭЛЬ+ИЙ+аК+А), ВЕРЕБЬЯ (АР+ОВ+ЬЯ), ВЕТЬ (УД), ВИТКА (УД+аК+А), ВОДОСА (УД+ИШ+А), ВОЛМА (ЭЛЬ+аМ+А), ВИТЕБСКЕ (УД+ОВ+…), ВЫДЕРКА (УД+АР+аК+А), ДУБНА (уД+ОВ+иНА), ЖЕЛОНКА (ЭЛЬ+ИН+аК+А), КОЛОДЕЯ (ЭЛЬ+УД+ЕЯ), КОЛПИНКА (ЭЛЬ+оВ+ИН+аК+А), КРУППА (АР+ОВ+А), ЛИНЕНКА (эЛь+ИН+ИН+аК+А), ЛОПАНКА (эЛЬ+ОВ+АН+аК+А), ЛОША (эЛЬ+ИШ+А), ЛЮТЕЙКА (эЛЬ+УД+ЕЙ+КА), МЕГЛИНКА (аМ+АК+эЛЬ+ИН+аК+А), ОРЛИНСКОЕ (АР+эЛЬ+ИН+аК+А), ПЕСНО (ЁБ+ИШ+ИН+О), ПЛЮССА (ЭЛЬ+ИШ+А), РАДЧА (аР+УД+иЧ+А), СЕВЕРКА/СИВЕРКА (ЁЮ+ОВ+АР+аК+А), ТУРЕНКА (АР+ИН+аК+А), ТУШЕМЛЯ (уД+ИШ+АМ+эЛЬ+Я), УЧА (?), ЧЕРЕМЕНЕЦКОЕ (АР+АМ+ИН+ИЦ+аК+ОЕ), ЧЕРЕНКА (АР+ИН+аК+А), ЧЕЧОРА (?).

Уже по одной «берёзе» и производным А.Т.Тюрин отхватит массу научных возражений.

Архетип этого образа - мировая гора типа индийской Хара Березай, иранской мифологической горы Меру или Рипейских гор древних греков (ср...http://gklimov.livejournal.com/114262.html
В тексте: - из греч. - 'богохульство' (см.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I. М., 1986. http://www.textology.ru/article.aspx?aId=146
http://www.slovopedia.com/22/193/1630573.html и др.

БЕРЕЗА
блр. бяроза, укр. береза, болг. бреза, сербохорв. бреза, словен. breza, чеш. briza, польск. brzoza, в.-луж. breza, н.-луж. brjaza. Древняя и.-е. основа ж. р. на -о: лит. berzas, др.-прусск. berse, лтш. berzs, др.-инд. bhurjas "вид березы", осет. brz() "береза", др.-исл. bjork ж. "береза", д.-в.-н. birihha "береза". Далее родственно алб. bardh "белый", гот. bairhts "светлый, блестящий", лит. bersta "белеет". Другая ступень чередования: лит. birzis "березовая роща", лтш. birzs – то же; см. Мейе, RES, 3, 197; Траутман, BSW 32; М. – Э. 1, 292, 299; ЖМНП, 1910, июль, стр. 199. Родственно словам берест, лат. farnus, fraxinus "ясень", в которых представлены первонач. адъективные производные; см. Френкель, "Glotta" 4, 45. http://www.slovopedia.com/22/193/1630573.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Берёза
http://www.slovarion.ru/1/193/724778.html

Павел Александрович Флоренский

Вглядимся в строение слова теперь уже более конкретно. Так, если возьмем слово «береза», то как внешний факт налична некоторая артикуляция и происходящие отсюда звуки б-е-р-е-з-а; это – костяк слова. Но он не мертв психически: с указанными звуками связывается некоторая духовная значимость, хотя этой коренной значимости, держащей на себе все дальнейшее, еще очень далеко до смысла слова, как разумеем мы его обычно. Фонема б-е-р-е-з-а и необходимые для нее артикуляции отнюдь не обозначают еще дерево известного вида, ни тем более – того поэтического содержания, которое в нашем сознании неотъемлемо от образа белоствольной любимицы русского народа. Плоть этого слова определяется его этимоном – от корня бере, первоначально брњ, ознћачающего светиться, гореть, белеть – брезжить[8]. Береза или брњза имеет в виду впечатление: «брезжится», «белеет», «мерцает белизною среди лесных стволов» и т.п. Но это коренное впечатление не остается неопределенным категориально: суффикс з и окончание а отливают это впечатление белизны в грамматическую форму имени существительного женского рода, единственного числа, именительного падежа. Иначе говоря, это впечатление брезжения протолковано как вещь или существо, и притом существо женское и т.д. Теперь береза рассматривается под категорией субстанциональности, причем эта субстанция признается могущей иметь много разных признаков; но внешняя форма слова отмечает только один – белизну, белоствольность. Корень слова дает содержание, а грамматическая форма – логическую форму вещности, или категорию субстанциональности. Таким образом это данное впечатление белизны, закрепленное нашим отзвуком на него, артикуляционно-звуковой реакцией или фонемой, присоединяет тут к себе чрез морфему понятие: во-первых, качества, а во-вторых – существа. С морфемою, фонема уже не есть реакция на единичное впечатление, но – воплощает в нее понятия о всех существах – субстанциях, имущих признак белизны, брезжения. Морфема подымает слово от чувственного мышления к грамматическому. Понятно, что оно, будучи аналитическим, раздробляющим, выделяющим из наглядных образов отдельные признаки, должно давать неподвижную часть слова, ибо в таковой, по ее аналитической несложности, нечему изменяться. Это – внешняя форма слова.

Что касается до семемы слова береза, то по самому существу дела душу слова невозможно исчерпать хотя бы приблизительно. Она есть все то, что осадилось с течением веков на внешней форме, хотя и не оставляя вещественных или иных извне учитываемых следов. Тут осело то, например, что думал о березе первобытный человек, т.е. как о живом существе, дриаде или гамадриаде[9], со всеми мифами, случаями, воспоминаниями, в которых принимало участие белоствольное дерево[10]. Но сюда относится также и то, что думает о нем ботаник в связи с классификационным местом Betula alba L., в связи с представлением о ней биолога как о растительном организме, состоящем из клеточек, сложенном определенными тканями, растущем, дышащем, питающемся и размножающемся по определенным законам, распространенным в определенных лесных сообществах, с определенною ботанико-географическою характеристикою и т.д. и т.д., причем имеется в виду вся совокупность научных знаний и проблем, прямо или косвенно сделавших своим предметом это дерево. Далее, семема березы – это мысль о березе и образы ее в сознании художника, припоминающего произведение, где изображена береза, свои собственные художественные замыслы около нее и т.д. Еще, это – воспоминание причастного к словесности, когда он сопоставляет вокруг занимающего нас слова отрывки народной поэзии и другие словесные произведения, затрагивающие березу, а также лингвистические соображения об этом слове и его исторических судьбах, хотя бы, например, вроде излагаемых сейчас. Еще, это – мысль философа или богослова, когда в березе предчувствуется им символ Мировой Души, и т.д. и т.д. Но, кроме всего прочего, это – совокупность почти неуловимых эмоциональных оттенков, которыми определяется самое проникновенное из того, что говорящий, вот сейчас, в данном случае, вкладывает в произносимое им слово береза: может быть, растроганности воспоминаниями о далекой родине, а может быть, хозяйственной скорби о дороговизне дров и т.д. до бесконечности.
http://www.vehi.net/florensky/vodorazd/P_45.html

И затем получит подобное по всем десяткам своего лингвистического бреда, "расчлененки"
(может вразумиться с помощью Интернета самостоятельно).

Другая группа гидронимов, относимых к балтизмам, выбрана из прибрежной зоны озера Ильмень. «Прибрежная зона Ильменя. В этом субрегионе локализуются названия небольших речек и ручьев – притоков Ильменя, проток и пойменных озер в дельтах крупных рек, впадающих в Ильмень, а также селений близ ильменских берегов. Среди прибрежной топонимии на балтийском языковом материале трактуются с большей или меньшей надежностью названия водотоков Вдова, Верготь/Вергопгка, Витолъка, Воложа/Волочанка (с оз. Волосько),Догжа/Дегжа,Дупля, Иглица/ Иголя/Игола/Иголка (с оз. Игольско), Кормяная/Кормина/Кармена, Льзна (и дер. Лъзень, Лзенка), Льнинский (и оз. Олнино), Лялин, Моята/Маята, Неденка/Недейка (с дер. Недно), Ниша, Половка/Полова, Понедельна, Постенский, Русская (с дер. Русско), Сон/Сонской, Тисва (с оз. Тисовское/Тисва), Тулебля/Тулебель/Тулеба, Чежа, Шеленский, озер Благи, Жавро/Жеберо, Индюк, Лино, Менцо, Молги, Синец (и Синецкий залив оз. Ильмень), Стяг/Стягово.» [Васильев, 2007]. Наша их разбивка: ВДОВА (УД+ОВ+А), ВЕРГОТЬ/ВЕРГОПГКА (АР+аК+УД), ВИТОЛЪКА (УД+ЭЛЬ+ак+А), ВОЛОЖА/ВОЛОЧАНКА/ВОЛОСЬКО (ЭЛЬ+ИШ+А), ДОГЖА/ДЕГЖА (уД+АК+иШ+А), ДУПЛЯ (уД+ОВ+эЛЬ+Я), ИГЛИЦА/ИГОЛЯ/ИГОЛА/ИГОЛКА/ИГОЛЬСКО (АК+эЛЬ+ИЦ), КОРМЯНАЯ/КОРМИНА/КАРМЕНА (АР+аМ+ИН+А), ЛЬЗНА (эЛЬ+иШ+иН+А), ЛЬНИНСКИЙ/ОЛНИНО (ЭЛЬ+иН+ИН+О), ЛЯЛИН (эЛЬ+ЭЛЬ+ИН), МОЯТА/МАЯТА (аМ+УД+А), НЕДЕНКА/НЕДЕЙКА (яН+УД+ИН+АК+А), НИША (яН+ИШ+А), ПОЛОВКА/ПОЛОВА (ЭЛЬ+ОВ+А), ПОНЕДЕЛЬНА (ЯН+УД+ЭЛЬ+иН+А), ПОСТЕНСКИЙ (ёБ+ИШ+уД+…), РУССКАЯ (аР+ИШ+аК+АЯ), СОН/СОНСКОЙ (ЯН), ТИСВА (уД+ИШ+оВ+А), ТУЛЕБЛЯ/ТУЛЕБЕЛЬ/ТУЛЕБА (уД+ЭЛЬ+эЛЬ+Я), ЧЕЖА (?), ШЕЛЕНСКИЙ (ЭЛЬ+ИН+…), БЛАГИ (ЭЛЬ+АК+И), ЖАВРО/ЖЕБЕРО (АР+ОВ+аР+О), ИНДЮК (яН+УД+АК), ЛИНО (эЛЬ+ИН+О), МЕНЦО (аМ+ИН+иЦ+О), МОЛГИ (аМ+ЭЛЬ+аК+И), СИНЕЦ (ЯН+ЕЦ), СТЯГ/СТЯГОВО (аС+уД+АК).

Аналогично БЕРЕЗЕ и БЕРЕЗАЙ (см.выше). Разбивка ("расчлененка")чаще всего идиотская типа
ВДОВА (УД+ОВ+А),ТИСВА (уД+ИШ+оВ+А),РУССКАЯ (аР+ИШ+аК+АЯ)... 

Итого во внимании принято 64 гидронима-балтизма.
(Как они приняты во внимание, выше показано. А хитрость НХ здесь простая.
Мы вот нагородили самодурных версий расчленения, а Вы по каждой подробно докажите,
что мы неправы... Вы, братцы, неправы изначально и абсолютно, невообразимо игнорируя даже элементарные этимологические и лингвистические знания).

Далее любой пользователь Интернета легко найдет контраргументы против каждого из упражнений А.Т.Тюрина:

Слово ЭЛЬ проявилось в гидронимах 29 раз в 26 словах (40,6%), в том числе 22 раза (34,4%) в их начале. В большом количестве гидронимов слово ЭЛЬ трансформировалось по постой схеме: ЕЛЬ - ОЛЪ - ОЛ (2) - УЛ - ЯЛ - ЛЬ (2) - Л (7). В значительном количестве гидронимов – по схеме ЭЛЬ = В_ЛЬ = Б_ЛЬ = П_ЛЬ: ВЕЛЬ - ВЕЛЪ - ВИЛ - ВОЛ (2) - БЛ - БОЛ - ПОЛ - ПЛ (2). Трансформанты по схеме «ДЖ»екающей антисимметрии единичны: ЖЕЛ - ШЕЛ - КОЛ (2). Слово УД проявилось в 22 гидронимах (34,4%), в том числе 13 раз (20,3%) в их начале. Трансформация этого слова была в основном по простой схеме: АД - ЕД (2) - ОД - ОТ - ЯТ - ЮТ - Д (4) - Т (4). В названиях 7 гидронимов слово УД имеет форму ВОДА: ВОД - ВД - ВЫД - ВЕТЬ - ВИТ (3). Всего слова ЭЛЬ и УД проявились в 42 (65,6%) гидронимах. Слово АМ проявилось в гидронимах 7 (10,9%) раз, в том числе 4 (6,2%) раза в начале слова. Его формы: ЕМ, М (6). Слово АС в рассмотренных гидронимах не проявилось. Однако это слово в гидронимах рассматриваемого региона присутствует: ОСКУЯ (АС+аК+ИЯ), приток Волхова, и ОСИНКА (АС+ИН+аК+А), приток ОСКУЯ. Слова АР в начале гидронимов проявилось 11 раз. Его формы: Р (2) - ОР - ВЕР (2) - БЕР - КОР - КР - ТУР - ЧЕР (2). Остальные слова-маркеры в гидронимах мы выделили, но статистику по ним не посчитали. Три гидронима расшифровать не смогли: УЧА,ЧЕЧОРА,ЧЕЖА. Ранее мы взыскали предположение, что суффиксы произошли от слов, обозначающих фаллос. АР-АР, ЯН-ИН/АН, ЁБ-ОВ, АК-АК. Но аналога для суффикса ИЧ не нашли. По аналогии сделали предположение, что ИЧ – это еще одно слово, обозначающее фаллос. Если это так, то оно, опять же по аналогии, имеет и значение «река». Тогда в нерасшифрованных нами гидронимах проявилось слово ИЧ: УЧА (ИЧ+А),ЧЕЧОРА (иЧ+ИЧ+АР+А, второе ИЧ – суффикс).ЧЕЖА (иЧ+ИШ+А). 

Автор публикации [Васильев, 2007] не отнес вслед за М. Фасмером гидроним ИЛЬМЕНЬ к балтизмам. Но он по своей структуре (ЭЛЬ+аМ+ИН) полностью соответствует тем гидронимам, которые к ним отнесены. «По вариантам позднелетописного сказания о Словене и Русе, скифские князья около 2395 г. вышли к озеру «Мойско», которое переименовали в Ильмер (Ильмень).» [Золин, 2009]. МОЙСКО (аМ+ИШ+аК+О) и ИЛЬМЕНЬ – это слова синонимы в части «озеро». ИЛИМЕР (ЭЛЬ+аМ+АР) и ИЛЬМЕНЬ (ЭЛЬ+аМ+ИН) отличаются только последним суффиксом. Наиболее крупные реки, впадающие в ИЛЬМЕНЬ:  МСТА (аМ+УД+А), ПОЛА (ЭЛЬ+А), ЛОВАТЬ (эЛЬ+ОВ+УД (или ИТЬ)) с ПОЛИСТЬЮ (ЭЛЬ+?), ШЕЛОНЬ (ЭЛЬ+ИН) с МШАГОЙ (аМ+иШ+АК+А), ВЕРОНДА (АР+ИН+уД+А), ВЕРЯЖА (АР+ИШ+А). Название вытекающий из него реки – ВОЛХОВ (ЭЛЬ+аК+ОВ), мы рассмотрели выше. Эти гидронимы ничем не отличаются от тех, которые отнесены к балтизмам.

Логику лингвистической трактовки гидронимов Северо-запада России можно понять на следующем примере. «В древнерусских Несторианских летописях XII века упоминается как «озеро великое Нево» (от фин. nevo – море). В древних скандинавских сагах и договорах с ганзейскими городами озеро именуют Альдога (фин. aalto – волна). С начала XIII века входит в обиход название Ладожское озеро, образованное от названия города Ладога, в свою очередь получившего название по одноимённому притоку в низовьях реки Волхов (фин. alodejoki – река в низкой местности). Другие варианты происхождения названия озера: от карельского слова аалто (карельск. aalto – волна; отсюда карельск. aaltokas – волнистый); от диалектного русского слова алодь означающее открытое озеро, обширное водное поле.» [http://ru.wikipedia.org/]. НЕВО (яН+ОВ+О) – это то же самое, что МОРЕ (аМ+АР+А), то есть это слова синонимы. В конструкции АЛЬДОГА в чистом виде проявилось слово ЭЛЬ. В конструкции ЛАДОГА оно редуцировано, зато в чистом виде проявилось слово УД. ALODEJOKI – «река в низкой местности» – это почти нетрансформированная конструкция ЭЛЬ+УД+АК+А. В соответствии с нашей трактовкой это «река»-«река». Это слово, конечно, не финское. Имеется замечательное проверочное русское слово – ЛОДКА (эЛЬ+УД+аК+А). Это то, что относится к «реке». Отметим, что к ней относятся ЛАДЬЯ (эЛЬ+УД+Я) и ЧЕЛН (ЭЛ+иН).  AALTO (ЭЛЬ+уД+О) и ВОЛНА (ВОЛ+иН+А) – это однокоренные слова, которые следует перевести «к реке или озеру относящаяся». Получается, что лингвисты отнесли к финскому и карельскому языкам слова ЭЛЬ и УД одно из общих значений которых «река» и «озеро». Затем они идентифицировали слово ЛАДОГА как финско-карельское. С таким же успехом можно идентифицировать ЭЛЬТОН (ЭЛЬ+уД+ИН/АН), название озера в Северном Прикаспии, как карельское слово: AALTO = ЭЛЬТон – «волнистое [озеро]». Кстати конструкции АЛЬДога и ЭЛЬТон различаются только суффиксами.
 
Для контроля можно рассмотреть гидронимы бассейна реки ЛУГА [http://ru.wikipedia.org/]. Она начинается в Новгородской области и впадает в Финский залив. То есть, ее бассейн находится на территории проживания народов, говорящих в прошлом преимущественно на языках финно-угорской семьи. ЛУГА (эЛЬ+АК+А) – это то же самое, что ВОЛХОВ, ВОЛГА, ИЛЕК. Ее притоки. ЯЩЕРА – это то же самое, что ВИШЕРА. В России три реки с таким названием (притоки Вычегды, КАМЫ (АМ+А) и Волхова). Кроме того, в Новгородской области имеется Большая  и Малая  ВИШЕРКА. Мы рискнем дать этимологию этого слова. «Шар – морской пролив в северных морях Европейской части России. Шар – протока рек, впадающих в северные моря Европейской части России.»  [http://www.glossary.ru]. ШАР – рукав Енисея, ШЕР – река во Франции. ШАР – это АР – «река». ШАР = ЯШЕР = ВИШЕР. Но на этой версии мы не настаиваем. Следующий приток реки ЛУГА называется КЕМКА (АМ+аК+А). Его тезки КАМА (АМ+А) и КУМА (АМ+А). ЛЕМОВЖА (эЛь+АМ+ОВ+иШ+А) – это то же самое, что ИЛЬМень и ИЛИМ. ВЕРЯЖКА (АР+ИШ+аК+А) приток ЛЕМОВЖА. Этот гидроним в форме ВЕРЯЖА имеется и в районе ИЛЬМЕНЯ. Финская форма гидронима ВРУДА (АР+УД+А) – RUUTAINJOKI (аР+УД+ИН+АК). В последнем слове его часть AINJOKI является специфической передачей двух русских суффиксов ИН+АК. Имеется еще два замечательных тождества: ВР = Р и УД = УТ. У последней реки три притока: УХОРА, УХТА и СУМКА. Две реки с последним названием являются левым и правым притоками Волги (Марий Эл и Татарстан), еще одна – приток ПСЁЛКА (?+ЭЛЬ+аК+А) (Украина). СУМКА (АМ+аК+А) – это то же самое, что САМАРА (АМ+АР+А). Только суффикс АР заменен на АК. Река УХТА имеется и в республике Коми. Очень похоже, что УХ – это трансформированное АК – «река». УХТА = АК+уД+А, УХОРА = АК+АР+А. Еще один приток ЛУГА с известным нам названием – СОЛКА (ЭЛЬ+аК+А). Это САЛ. Но, возможно, что название последней реки происходит от слова СОЛЬ. В регионе имеются источники с соленой водой. Отметим, что СОЛЬ – это тоже ЭЛЬ. Трактовка названий других притоков в комментариях не нуждается: ОРЕДЖ (АР+УД+иШ), ДОЛГАЯ (уД+ЭЛЬ+аК+АЯ), ЛЫЧЕНКА (эЛЬ+ИЧ+ИН+аК+А), ХРЕВИЦА (АР+ОВ+ИЦ+А), УДРАЙКА (УД+аР+АЙ+аК+А), СЛАВЯНКА и ЧЕРНАЯ (АР+иН+АЯ). Таким образом, все названия рассмотренных рек, вполне трактуются с обозначенных ними позиций.
Общий вывод однозначен. Рассмотренные гидронимы являются типичными для территории Европы, Центральной и Северо-восточной Азии. Отнесение их к балтизмам есть в лучшем случае недоразумение, в худшем – это диверсия против славянских народов.

А позиция А.М.Тюрина – это тотальная провокация всяких межнациональных обострений, как и вся ЕХ (НХ)?! Зато наукообразность-то так и светится во славу, к примеру, и анти-фольков.
 
7. Хольмгард (сколько раз апологетам НХ доказано, что Новгород – это Новгород, а Ярославль – это Ярославль, а они все тупят и тупят. Издеваются или больны ?!
Рецензия на «АнТюр - Тюря НХ и этногенетика» (Петр Золин)
http://www.proza.ru/rec_author.html?zolinpm и т.д.

В скандинавских источниках фигурируют три слова: H;lmgar;aborg H;lmgar;r и N;gar;ar. С большой вероятностью можно считать, что ими обозначается один и тот же географический объект. В Традиционной Истории (ТИ) принято, что им был Новгород на Волхове, который являлся и Великим Новгородом русских летописей. В НХ ФиН обоснована гипотеза: историческим объектом, описанным в летописях как Великий Новгород, является Ярославль или регион, охватывающий древнерусские города Верхней Волги [Носовский, Фоменко, 2005, Империя]. Представляется интересным дать трактовку трем скандинавским словам с точки зрения НХ ФиН и наших лингвистических наработок.
В публикации [Джаксон, 2001] рассмотрены четыре версии трактовки слова Хольмгард. «Историки последнего столетия, преодолевшие ошибочное отождествление топонимов Хольмгард и Холмогоры (идущее от Тормода Торфеуса) и склонные видеть в Хольмгарде обозначение Новгорода, тем не менее понимают древнескандинавскую форму весьма противоречиво. В ней видят: 1) «Ильменский город» («Ильмень» > Holm), 2) «город на острове, островной город» (от h;lmr «остров»), 3) «поселения в островной (во время паводка на Волхове) местности», 4) «Холм-город (т. е. укрепленное поселение Холм)».» Все четыре версии основаны на посылке Новгород на Волхове – это Великий Новгород. Основание для этого приведены. «Хольмгард (H;lmgar;r) традиционно считается древнескандинавским обозначением Новгорода. О тождестве Хольмгарда и Новгорода говорится в одной из саг о древних временах – в «Саге о Хрольве Пешеходе»:
; H;lmgar;aborg er mest atsetr Gar;akon;ngs, ;at er n; kallat N;gar;ar [Fas., III, 362].
Главный стол конунга Гардов находится в Хольмгардаборге, который теперь зовется Ногардар.»
Применительно к Новгороду на Волхове первая версия представляется нам наиболее вероятной. Третья версия представляется натянутой и сводится ко второй. Он Новгород не расположен на острове. Четвертая версия проверена археологами. На территории Новгорода на господствующих холмах – Славне и того, на котором расположен Кремль, не нашли городских поселений требуемого времени. Но, тем не менее, «Сторонников у первого толкования нашлось совсем немного [M;llenhoff 1860, 346; Томсен 1891, 74, примеч. 75], да и не все они до конца были уверены в правомерности подобной трактовки. По справедливому заключению Е. А. Рыдзевской, это объяснение «неудовлетворительно прежде всего с фонетической точки зрения» [Рыдзевская 1922, 105–106].» [Джаксон, 2001]. Чем с точки зрения фонетики отличается Хольмгард «город на острове» и «город на Ильмене»? И почему с фонетической точки зрения выглядит неудовлетворительным трактовка названия города Волгоград, как «город на Волге»? Имеется и третий вопрос. Гипотеза НХ ФиН о местоположении Великого Новгорода имеет еще одну составляющую. Новгород на Волхове был позднесредневековым поселением с небольшой крепостью. По этому поводу развернута дискуссия. Однако сторонники ТИ не привели в свою пользу веский аргумент. Хольмгард – это город на Ильмене. Почему?

Дело в том, что первая версия крайне опасна для ТИ. Словом GAR;A/GAR;AR в скандинавских источниках называли Русь. Это просто ОРДА.

Как и МОРДА ?!

Так же называли Русь и в синхронных арабских источниках. Причем, часто и в тех, и в других слово ОРДА фигурировало во множественном числе. То есть это не просто конкретно Русь, это «государство». В арабских источниках приводятся сведения о существовании трех государств (ОРД), в скандинавских источниках говорится об одном государстве (орде) или стране, которая имеет идентификационный признак H;LM/ХОЛЬМ. И здесь связка H;LM/ХОЛЬМ = ИЛЬМень быстро приводит к  H;LM/ХОЛЬМ = ИЛЬМень = «озеро» и «река». То есть Хольмгард – это просто «страна озер и рек». Здесь отметим, что древнескандинавское слово H;LMR – «остров», является формой «гидроконструкции» ЭЛЬ+АМ+аР. Это то, что относится к «озеру». Здесь полная аналогия с русским языком. В нем слова ОЗЕРО (АС+АР+О) и ОСТРОВ (АС+уД+аР+ОВ) тоже являются однокоренными.

Можно ли показать, что в скандинавских источниках слово GAR;A применялось в значении «страна»? Да. Когда понадобилось написать о местоположении ставки правителя GAR;A, применено составное слово GAR;ABORG – город (BORG) страны (GAR;A) (цитата вверху). Выше в одной из справок приведено финское слово NEVO – «море». Приведено также одно из названий озера Ладога – НЕВО. Из него вытекает река НЕВА. Финское слово NEVO означает и «болото». То есть НЕВО (яН+ОВ+О) – это «море», «озеро», «река», «болото». В русском языке ему соответствует слово НЕВОД (НЕВО+УД). В данном случае, УД – это – «снасть, снаряд, орудие» [Даль]. То есть НЕВОД – это «водяная» снасть. Это соответствует нашей посылке: ЯН – «река». Так вот, H;LMGAR;AR и N;GAR;AR – это взаимные кальки. Главное значение слов H;LM и N;(VO) – «озеро». Но здесь имеются тонкости. Русское слово НОВГОРОД (НОВ – «новый») вполне может восприниматься как ОЗЕРНЫЙ ГОРОД. Последнее же словосочетание имело формы H;LMGAR;AR и N;GAR;AR. Другая тонкость – в шведском языке имеется слово NY – «новый». Понятно, что это русское слово НОВЫЙ (яН+ОВ+ЫЙ), но без суффиксов. В английском языке ему соответствует NEW (яН+ОВ), в тюркском – ЯНЫ (ЯН+А). Возможно, N;GAR;AR – это скандинавский вариант произношения слова НОВГОРОД. Тогда H;LMGAR;AR – это неверный перевод последнего слова (НОВ – «озеро» вместо «новый»).
Выскажем еще одну версию этимологии слова H;lmgar;r, не имеющую отношения к «речному» вопросу. «Альма (Alma – т. е. питающая, кормилица, любящая) – прилагательное, часто употребляемое римскими поэтами для обозначения тех богинь, которые благосклонны к людям, как, напр., Церера, Венера и др. Эпитет этот давался также матери богов – Цибеле. Отсюда выражение Alma mater, перенесенное на университеты – щедрых подателей духовной пищи.» [Брокгауз]. АЛЬМА (ЭЛЬ+аМ) – это материнский ЭЛЬ, материнское сообщество. H;LMGAR;AR – это материнская страна, то есть метрополия Империи Русь-Орда. Представляется интересным выполнить анализ практики применения слова АЛЬМА в прошлом. 
 
8. Предварительные выводы
На территории Европы, Центральной и Северо-восточной Азии в какой-то исторический период существовало языковое единство. Оно проявляется сегодня в названиях рек и озер, а также в словах, обозначающих их типовые элементы. Имеются два варианта объяснения этого феномена. Первый – мы здесь имеем дело с неким проязыком, в котором существовала система соответствующих синонимов. Второй – система синонимов существовала только на территории Восточной Европы. Эти синонимы были «разнесены» по остальной части обозначенного выше региона в процессе создания Империи Русь-Орда [Носовский, Фоменко, 2005, Империя]. Если реальности соответствует первый вариант, то возникает вопрос. Почему официальная лингвистика не видит тех элементов языкового единства, которые мы обозначили в статье? Если реальность соответствует второй вариант – то мы имеем ответ на другой вопрос. Почему официальная лингвистика «уводит» от обозначенных нами простых и понятных элементов языкового единства? Официальная лингвистика – это один из элементов фальсификации прошлого Человечества, в котором имелась Империя Русь-Орда.
 
9. Вместо заключения
«Упорные попытки свести ономастику Новгородской земли к финно-угорской, где Ильмер – Ильмаярви – «делающее погоду озеро»; Мста – Муста – «черная»; Валдай – валда – «белый» и т.п. – являются больше политизированной предвзятостью последних двух-трех веков.» [Золин, 2009]. Это верный вывод. Но по нему имеется два вопроса. Что СЕГОДНЯ обуславливает эту политическую предвзятость? Напомним, что одна из последних фундаментальных работ [Васильев, 2007], автор которой следует этой предвзятости, опубликована в 2007 году. До какого времени ей будут обязаны следовать российские лингвисты? ИЗВИНЯЮСЬ, ЭТО ЗРЯ А.М.ТЮРИН МЕНЯ (МНЕ ?!) ТАК ВСТАВИЛ.
 
Источники информации ( в статье)
http://supernovum.ru/public/index.php?doc=141

ПО СУТИ...

Так что опровергать-то ?! Конечно, « здесь имеются тонкости». Но относятся ли они к реальной науке ?!  Да и «разнесены» они по остальной части обозначенного выше региона в процессе умопомрачительного создания Империи Русь-Орда.

Все большее число специалистов приходит к печальной мысли, что эти многосотенные «тонкости» (обилие их "расчленений" показано выше) - неизлечимы.

Вступать в полемику с такими «тонкостями» (в логике, в обосновании версий и т.п.) – зря гробить время, да есть и уголовно-медицинские противопоказания. Ибо всё очевидно.