Красная горка. Из повести Ясным днём... 1ч

Александр Мишутин
  Отошла пасхальная неделя ежедневным звоном ко-
локолов крутояровской церкви, всеобщим ликованием и
хмельными возможностями.

  Самый младший из Погореловых, восьмилетний Ва-
нятка, приставал к деду:
  – Почему Пасха такая долгая? Потому что пост был
великим?
  – Пошто долгая? – недоумевал Пантелей.
  – От Вербного воскресенья неделя и после Светлого
Воскресенья ещё неделя – и всё Пасха!
  – Эвон, куда метнул! А мне невдомёк. А складывается
так вот почему. После вербного Воскресенья всегда идёт
страстная неделя, потом...
  – Деда, деда, – перебивал его Ванятка, – а «страст-
ная» значит «страшная»?
  – Пожалуй, что и так, – почёсывал затылок Панте-
лей. – Иуда предал, народ камни бросал, а стража мучи-
ла. А потом –  распятие на кресте и смерть. Такая судьба
всякому страшна: неделю мучиться.
  – А в воскресенье он воскрес?
  – Да. И вознёсся на небеса. И народ радовался. Как
и м ы с тобой – всю неделю. И только апостол Фома не ве-
рил, что Христос воскрес. Смертью смерть поправ. Фома
сказал: «Пока не увижу живого Христа и следы гвоздей
на его стопах и руках – не поверю». Пришлось Христу воз-
вращаться на землю через неделю. То есть сегодня, 2  ап-
реля. А воскресенье с тех пор зовется Ф о м и н ы м – в честь
Фомы-неверующего.

  ...Фомино воскресение, или по-другому: «Красная
горка», вступила в Крутоярово чистым, в ы м ы т ы м апрель-
скими дождями синим небом, лаковой острой зеленью на
пригорках и свадьбами. Первыми после Великого поста.
Подготовка к свадьбам шла во время поста, девичник – на
светлой седмице, на пасхальной неделе, а сами свадьбы –
на Красную горку. Самые счастливые свадьбы.

  В Крутоярово оказались две пары таких счастливых.
Да и гости порадовались за них. И хотя Красная горка и
знаменита этим, но начиналась она не со свадеб, а со встре-
чи красного солнышка и хоровода.

  Собирался он, хоровод, на одном из зелёных кру-
тояровских холмов... Солдатка Матрёна – неизменная
хороводница и заводила – держала в одной руке хлеб, в
другой – красное яйцо. «Здравствуй, красное солнышко!
Празднуй, ясное вёдрышко! – обращалась она к восхо-
ду. – Из-за гор горы выкатайся, на светел мир воздивуйся,
по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, по подснеж-
никам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской со-
гревай, добрым молодцам в душу загляни».

  Девичий хоровод повторял каждое слово «солнечно-
го» заговора вслед за хороводницею, вставляя в него своё
имя и имя суженого.
 
  «Я, девушка Дарья, путём-дорожкой прошла, золо-
той ключ нашла. Кого хочу, того люблю...»
Так начиналась Красная горка. С моления о женихе,
о суженом.

Кроты уже проявились холмиками чёрной сочной
земли. Подали голоса лягушки, яблони цветут – пора.
Пора бросать семя.

  Воплощённая в обрядах и обычаях надежда земледе-
льца на возрождение, на новый жизненный цикл, в ко-
тором и ему найдётся место, надежда на продолжение в
детях и вера в необходимость этого продолжения – есть
вопиющая суть всех крестьянских молений земле, небу,
солнцу – Богу.

  Весенние работы – вот они, у порога. Неделя-две у за-
невестившихся девушек и созревших женихов. А потом
внимание и силы заберёт матушка земля. Всё вовремя в
природе: и у людей, и у земли.

  Красная горка. Пора бросать семя. Е щ ё до полудня
устраивались «зелёные смотрины». И не в одном месте, а
на двух, а то и трёх холмах – большое село Крутоярово.
И ходили женихи (иногда с родителями), высматривали
себе невест. И очень возможно, что и не по любви выбира-
ет себе пару парень, а по необходимости: позарез нужны
семье молодые руки и сила.

  Катерина Погорелова (а теперь Кулыгина) с мужем
Егором опять были в почёте: весь день друг за другом при-
ходили группы молодёжи и требовали у ворот: «Молодая,
молодая! Подай вьюнца (то есть молодого)! Не подашь
вьюнца – будешь ветреница!» Катерина выносила п ше-
ничный пирог с изюмом и вручала девицам.

  Во вторник Фоминой недели Крутоярово справило
поминки по усопшим. Радуница. Несли на погосты яйца,
творог, мёд, блины.

  Погореловы пошли всей семьёй: Гаврила наказал се-
мье не оставлять Пантелея одного с воспоминаниями, обе-
регать для его же пользы.

  После обедни закапал дождь и Погореловы отправи-
лись домой. Не было ещё Радуницы, на которой не упало
бы ни капли дождя.

  Апрельский дождь был в радость, несмотря на то, что
подошло время пашни.

  А значит, и сева.

  Время бросать семя.