День рождения номер 38

Игорь Теряев 2
               
Прошёл очередной мой день рождения. Тихо, скромно – незаметно. Да так оно и должно быть: радоваться  (увы!) уже нечему.
Были в моей жизни разные  дни рождений.  Слишком различные.  Многие забылись,  а некоторые остались  в памяти  навсегда.  Например, мой тридцать восьмой день,  четырнадцатое  число  июня  1969 года.

В ту субботу небо было абсолютно чистым, и мы летали по самому простому варианту. А такие полёты характерны большой насыщенностью   самолётами «круга» (воздушного  пространства  вблизи аэродрома).  Смотри и смотри, чтоб не помешать  заходящему на посадку, или чтоб тебе  в бок «не влез»  взлетевший. Верти шеей, крути головой, осматривай воздушное пространство, слушай эфир и представляй себе кто, где находится, куда идёт и где ваши пути могут пересечься. Столкновение в воздухе страшно, вот и прислушивались и крутили головами.  Те  полёты  помнятся очень  напряжёнными.
Отлетал и я свой план.  На боевом истребителе и на спарке инструктором отработал в небе суточную норму  (три часа тридцать минут).
Суббота, середина чудесного летнего дня, благополучный исход полётов. Лётчики – в столовую и на отдых, технический состав – закатывает МиГи на стоянки, осматривает, дозаправляет и чехлит их.  Руководящий состав собрался   у штаба полка, слушает замысел  и план командира на начало следующей недели.
К этой группе офицеров от  служебного здания с взъерошенными остатками  шерсти на лысине несётся начальник штаба.
– Командир!  Забыли… морякам… на подыгрыш…
Немая сцена…
Суть в том, что из штаба Балтийского флота часто поступали заявки на полёты наших истребителей вблизи военных  кораблей, стоящих на рейде (в море) севернее морской базы  Свиноуйсце.  И эти полёты мы обязаны выполнять, а в этот раз по чьей–то оплошности не предусмотрели.  Что делать? Срывать?  Конечно, нет.  Говорю командиру:
– Пусть инженер подготовит самолёт, а я слетаю.
– Ты и так уже перелетал норму.
– Выдержу!
А сам даю команду разведчику полка:
– Подвесить  АФА  (аэрофотоаппарат – АФА).
Часто начальники штабов частей  чертыхались между собой и вслух, что у них нет достаточно чёткого плана гарнизона.  Услыхав это, я пообещал им при удобном случае  сделать планшет (фотоплан) гарнизона.  Я много летал на фотосъёмки, любил эти задания,  когда был в нештатных разведэскадрильях,  и  фотоспециалистов предупредил о необходимости «держать АФА на мази». В ту субботу (небо чистое, никто не мешает) были все условия  сдержать слово.

– Товарищ командир, самолёт готов.    
– АФА подвешен?
– Так точно.
Взлетел, нос на запад. Небо чистое, видимость  прекрасная – видно всё до мелочей. Вот слева наплывает Щецин, от него на север течёт  довольно широкий здесь Одер. Перед его впадением в Балтику морская база Свиноуйсце. Вся  забита большими и малыми кораблями. Прошёл над ней и подо мной начался тёмносерый  необозримый простор моря. А вот, километров пятнадцать от берега, группа кораблей.  Мои! Запрашиваю по радио – точно.  Устанавливаю заданную высоту, курс – замираю. Подхожу к ним, прохожу над ними.  Знаю: в это время специалисты  зенитных средств кораблей тренируются прицеливаться  по мне  для  стрельбы из орудий  и  для пуска  ракет.  Разворачиваюсь, делаю ещё несколько проходов – пусть опытные  поддерживают навыки, пусть молодые учатся.
Наконец,  голос в эфире благодарит меня за работу, затем «тихонько» спрашивает:  «А пониже вы можете?» Разворачиваюсь… После прохода тот же голос:  «А ещё?»  Пожалуйста… На последнем проходе  возле корабля моряки с палубы смотрели на меня  «сверху»… Скорость под звук (т.е. около тысячи ста километров в час), на глазах ошеломлённых зрителей ставлю самолёт вертикально вверх, делаю семь восходящих бочек. Высота семь тысяч  метров, докладываю об окончании работы и иду домой.
        Моряки мне вдогонку:
– Большое спасибо! Большое спасибо! Передайте командиру – пусть объявит благодарность!
– До свиданья! – усмехнулся в кислородную маску.
Курс  домой,   на   Колобжег.
– Подхожу. Сделаю три прохода.
– Разрешаю.
А его издали видно, наш уютный Колобжег. На ровной береговой линии треугольником вдаётся в море, разрезавшая зелёный курортный город пополам, река Парсента.  А теперь, ближе, виден и, уходящий далеко в море, мол с маяком на конце.  Различим на песчаном берегу и сюрреалистический  памятник  «жолнежам  Войска Польскего»,  впервые  освободившим от фашистов берег родного «можа Балтицкего».  Вот лежит на зелёной траве  серая  взлётная  полоса,  рядом  утопающий в зелени гарнизон с торчащим  в небо «пальцем» – трубой нашей  кочегарки.
Съёмка аэродрома, гарнизона и окрестностей давно продумана, Установил расчитанные  высоту, курс, скорость. Солнце слева под заданным углом.  Включаю аппарат. Зелёная лампочка «Работа АФА» весело подмигивает. Сделал три прохода. Съёмку закончил, АФА выключил.
– Захожу на посадку.
– Заходите.
Потный (жарко!) выбираюсь из кабины.  «Фотики» нетерпеливо перетаптываются – соскучились по интересной работе.
– Снимайте АФА, отработал.
– Ясно, товарищ командир.
– Самолёт подготовлен отлично. Замечаний нет. Давайте, распишусь в контрольном  листе.

Аэродром пуст: суббота, конец чудесного летнего дня. Пообедал в столовой. Жена с детьми в Харькове.  В гарнизоне никого не видно, заняться нечем. Сел в «Волгу», кружу по гарнизону. Машет рукой Николай Алексеевич Аверкин  (инженер, которого я очень уважал).
– Викторович, что делаешь?
– Видишь – ничего.
– А у моей жены день рождения. Пошли?
Поставить машину в гараж, взять цветы и шампанское – двадцать минут.
С именин пришёл поздно.  Телефон… Друзья из своего гарнизона  (двести пять  километров по дороге):
– Где мотаешься?  Тебя и не поздравить…  А почему не приехал?
– Через полтора часа буду.
Середина июня, белые ночи, совсем ранний восход. Большой «кавалькадой машин»  ранним утром отправились с друзьями и их компанией на озеро, где провели чудесный насыщенный день. Поздно вечером примчался домой. Командир (он же мой друг)  всё понял и насупился: я же его даже не предупредил, что выезжаю из гарнизона.

Утром звонок:
– Товарищ командир, планшет готов.
Точно! Во всю стену класса висит громадный, составленный из отдельных кадров,  наклеенных на картон,  план аэродрома,  гарнизона, окрестностей.  Чётко,  ясно – чудесно.  Фотики  тут же  скромно  стоят  в стороне.  «Нужно объявить хлопцам  благодарность.  Молодцы, постарались».

Вот это был   праздник!  Он  остался в памяти  навсегда – день рождения  № 38.