Ваше алиби

Александр Крупанин 3
I. Смерч
История, о которой я хочу Вам рассказать, произошла осенью прошлого года, в "Охотничьем домике". Это филиал Дома Творчества, который находится недалеко от станции Бор.
В тот день выдалась необыкновенно тёплая погода. В зеркале озера, обрамлённом золотом осени, плыли редкие, белые облака.
«Красиво-то как!» - подумал Борзов. Солнце скрылось за лесом, и на фоне голубого неба силуэт "домика" со своими пристройками, башенками, флюгерами казался декорациями средневекового замка, построенного для съёмок фильма. Эта картина напомнила Борзову про отклонённую «Мосфильмом» заявку. Он помрачнел, свернул удочки, подгрёб к берегу, привязал лодку и поспешил к себе.
Борзов Максим Семёнович - известный мастер детективного жанра. Его повесть "Держи вора" была опубликована в Южно-Удмуртске тиражом в 500 тысяч экземпляров, что превышает годовое издание детективов Голландии и Люксембурга, вместе взятых. А книгу о славных героях милиции Нижне-Горска, написанную им вместе с начальником угрозыска этого города, невозможно приобрести даже в Москве. Если бы вы неожиданно встретили Борзова, то наверняка были бы ошеломлены его сходством с Хемингуэем. Те же борода, трубка, осанка. Коллеги говаривали, что Борзов больше похож на всем известный, хрестоматийный портрет Хема, чем сам оригинал. Присмотревшись, вы бы поняли, что наш герой – «копия» известного писателя, но, увы, уменьшенная.
Словом, Борзов был видной фигурой в литературном мире.
Когда он подходил к дому, неожиданно потемнело, по небу со стороны леса разливалась фиолетово-бурая пелена. В быстро сгущавшихся сумерках "Охотничий домик" выглядел таинственно и мрачно, чем-то напоминая замок из «романа с привидениями». Словно по мановению волшебной палочки замолк птичий хор, воцарилась тревожная гнетущая тишина. Её разорвал резкий, пронзительный крик вороны, неожиданно спикировавшей рядом с Борзовым. Он вздрогнул, чертыхнулся и зашёл в дом.
«... Банда знаменитого на Сухаревке Мишки Червончика убила ювелира и уходила на малину, отстреливаясь от сотрудников ЧК. Выстрел чекиста...» Борзов явственно услышал хлопок, звон разбитого стекла, крики.
«Доработался!» - подумал он вставая из-за письменного стола. – «Так можно свихнуться. А впрочем, кто-то из великих, не то Дюма, не то Бальзак, тоже разговаривал со своими героями, общался с ними, переносясь в мир выдуманного. Может это и есть признак таланта!»
Его размышления были прерваны хлопаньем дверей, оконных рам, звуками, которые он раньше принял за выстрелы. Борзов выглянул в окно. Во дворе, перед домом "гулял" смерч, затягивая в свою воронку мусор, траву, цветы с газона. Деревья гнулись и скрипели, их ветки дрожали от напряжения как крылья самолёта перед взлётом. Сделав несколько "туров вальса", смерч, не спеша, направился к озеру, вырывая по дороге кусты, ломая мелкие деревья.
В дверь постучали. В комнате появился завхоз, тов. Зайгизунд, который обходил свои владения, определяя ущерб, нанесённый стихией.
- Это не смерч, а хулиган. Вернее, банда хулиганов. Рамы поломаны, стёкла разбиты, провода порваны, клумбы разорены. Погром, одним словом, погром, - он говорил эмоционально, сильно жестикулируя. - Так, окно у Вас тоже разбито, хорошо, запишем. Постараемся завтра вставить стекло, а сегодня Зиночка затянет раму марлей. Это спасёт Вас от комариков. Завтра всё будет в порядке, не волнуйтесь!
Чтобы Вы могли лучше представить себе событие того дня, я буду излагать их, так сказать, в "хронологическом порядке".
Итак, смерч прошёл над "Домиком" в 18 часов 17 минут.


2. В ГНЕВЕ Я СТРАШЕН

Борзов гордился логическим складом своего ума, и иногда любил блеснуть своей наблюдательностью. Встретив у входа в столовую поэта Водолеева, он сказал:
 - Хотите, я расскажу, что делают сейчас наши соседи по столу? Силин доедает салат или винегрет и просит добавку; Аркадий пытается читать "Советский спорт", а Милочка ругает его за плохие манеры; Иванов застрял у соседнего столика и болтает с Виолетой Никодимовной.
Почти все подтвердилось, кроме одного: Иванова в столовой не было.
-  Похоже, что ты даже в столовой не расстаешься со своей музой, - сказал Силину Борзов.
-  Ты находишь на моем лице следы вдохновения? Да, я сегодня в ударе!
-  Нет, я не об этом, просто ты ешь за двоих, - съязвил Юлианов. Силин разозлился. Лицо его покраснело, глаза зло заблестели.
-  Над кем смеешься?! Над собой, смеешься! Болтаешься по озеру, потому что работать не можешь. Смотри, не пришлось бы плакать, - сказал он с угрозой в голосе.
Доев салат, Силин, немного поколебавшись, поднялся и с возгласом: "Надо записать, интересная мысль:, поспешил к себе, чтобы добавить еще одну стопку водки к трем, выпитым до ужина.
-  Убили! Иванова убили! - крикнул срывающимся голосом Зайгезунд, вбегая в столовую. В дрожащих руках он держал окровавленную бело-голубую куртку Иванова, которой тот очень гордился и любил рассказывать, как однажды в Риме, около Колизея, зашел в маленький элегантный магазинчик («Знаете, это около траттории Фразелини,» - говорил он небрежно) и там купил это чудо. Иванов был не только серьезным, даже суровым критиком, но и немного пижоном.
Все, как зачарованные, уставились на куртку. Она была порвана, выпачкана землей, вся в страшных кровавых пятнах.
В это время в столовую вернулся Силин. Он был явно «навеселе». Не замечая всеобщего смятения, сел на свое место.
- Винегрет Зиночке сегодня удался! Я съел порцию Иванова, она ему ни к чему, он уже не придет, - раздался в полной тишине его голос. Слова прозвучали зловеще, двусмысленно.
- Кровь! - взвизгнула Милочка, показывая пальцем на Силина, - у него кровь на рубашке!
- А, ерунда! - отмахнулся тот. - Я крови не боюсь.
- Вы понимаете, что Вы говорите? Вас просто страшно слушать! - в голосе Милочки послышались истерические нотки.
- Да, в гневе я страшен, я... Силин хотел взять Милочку за руку, она оттолкнула его, стул с грохотом упал.
- Держите его! Я боюсь! Это он, убийца!
Ничего не понимающий Силин выскочил из-за стола. Аркадий, муж Милочки, попытался его удержать. Силин, почти рефлекторно, ударил Аркадия по лицу. Началась потасовка.
Борзов с помощью Водолеева и вовремя появившегося электрика Васи с трудом растащил дерущихся.
- Товарищи, мы переживаем ответственный момент, - раздался голос Зайгезунда. Он говорил голосом лектора-международника, понимая, что говорит ерунду, но не имея сил прервать свой монолог. - Мы должны сплотиться, и как один… - Здесь он остановился, переспросил сам себя: «что “как один”?» - всхлипнул, и с криком «Телефон! Я сейчас позвоню, вызову милицию, все будет хорошо!» выскочил из столовой.
Для того, чтобы читатель лучше понял обстановку, в которой происходила наша история, я должен пояснить, что "Охотничий домик" находится в двенадцати километрах от станции Бор, где располагаются основные корпуса и администрация Дома творчества.
Популярность "домика" объяснялась тем, что он расположен в глухом лесу, в стороне от населенных пунктов. С севера и востока подход к нему перекрывали тянущиеся на десятки километров топкие болота, а с запада - озеро. По непроверенным сведениям, "домик" когда-то принадлежал князю Белозерскому-Черноризскому, знаменитому в губернии охотнику. Теперь в этих краях охотиться не на кого, а вот рыбка в озере водится. Поэтому правильно было бы переименовать "Охотничий домик" в "Рыбачий". В нем в лучшие времена размещалось человек двадцать, но сейчас из-за ремонта было всего девять отдыхающих (вернее, творящих). О них заботились: администратор, он же завхоз Зайгезунд, Зиночка - повар, официантка, кастелянша, Вася муж Зиночки - электрик, а по совместительству - истопник.
Зайгензунд вернулся через несколько минут. Он шел как-то странно, немного боком.
-  Мы отрезаны, - после долгой паузы, промолвил он, - связи нет, милиция не приедет!
-  Как? Нe может быть! Отрезаны! А убийство?! Убийца! Что же делать?! Какой ужас! - столовая загудела.
-  Это безобразие! - возмутился Водолеев. - О чем думает администрация? Это черт знает что! В конце концов, пусть Вася сгоняет на мотоцикле в райцентр!
-  Товарищи! Без паники! Вам же сказал Иван Иванович, что связи нет, - Голос Васи звучал назидательно, он говорил тоном взрослого человека, разговаривающего с детьми. - Смерч повредил телефонную связь, на дорогах завалы, мост через Нереть снесен. (Эти печальные новости он узнал из сообщений районного радио).
- Вы не волнуйтесь, - добавил Вася. - Я - радиолюбитель, разрядник, постараюсь связаться с внешним миром.
Напряженная, тревожная тишина воцарилась в столовой. Милочка с трудом сдерживала рыдания. Мясоедов делал из хлебных мякишей козликов и расставлял их в ряд на столе. Тамара Васильевна (Томик), жена поэта–песенника Грознонравова испуганно, подозрительно разглядывала соседей. Поэт Водолеев уставился в потолок, беззвучно шевеля губами. За окнами в серых сумерках лил дождь.
Часы показывали 19 часов 53 минуты.

3. ПРЕСТУПНИК СРЕДИ НАС.

Критическая ситуация рождает своих героев, стихийно выдвигает лидеров - людей, предотвращающих панику, берущих "огонь на себя".
-  Товарищи! Медлить нельзя. Преступник около нас, возможно среди нас. Надо действовать! - решительный, твердый голос Борзова заставил всех встрепенуться. - Надеюсь, Вам известно, что мои литературные герои распутали немало преступлений. Так что кое-какой опыт у меня есть. Поэтому я начинаю расследование. Возражений нет? Хорошо. Прошу всех разойтись по своим комнатам, и никуда не выходить, Я буду говорить с каждым в отдельности. Иван Иванович, задержитесь, пожалуйста. Расскажите где, как и при каких обстоятельствах Вы нашли куртку Иванова.
-  Обычно перед ужином я купаюсь. Знаете ли, надо держать себя в форме. Купание, бег...
-  Да, да, пожалуйста, ближе к делу.
-  Простите, товарищ Борзов, мое купание имеет прямое, я бы сказал, непосредственное отношение к происшествию, - Иван Иванович сделал паузу, выжидающе посмотрел на Борзова и продолжал: - Но, если Вы так хотите, я буду краток: пришел на берег, взял куртку, принес в столовую. Все.
-  Товарищ Зейгизунд! Ближе к делу, это значит - рассказать подробно обо всем, что относится, понимаете, относится к происшествию, - с трудом скрывая раздражение, сказал Борзов.
-  Итак, я отправился к озеру, к лодочному причалу. Там берег зарос ольхой, но справа, около одинокой березы, всегда сухо, и дно ровное и песчаное. Кстати, около березы очень неплохо клюет. Да ... но это к делу не относится. Я разделся, поплавал минут пятнадцать и вышел на берег. Вы знаете, вода еще не холодная, вполне подходящая, но воздух - воздух свежеват Я...
- Иван Иванович! - взмолился Борзов, - Я прошу Вас рассказать о происшествии!
-  Не торопитесь, Максим Семенович, я уже подхожу к самому главному. Я отошел за кусты, чтобы переодеть плавки ...
-  Что?!! - взревел Борзов.
-  Плавки переодеть, мокрые плавки, и вдруг на фоне зеленой травы увидел нечто бело-голубое и красное. Это и была куртка Иванова!
-  Преступник всегда оставляет следы, - назидательно сказал Борзов. - Вы осмотрели место происшествия?
-  Да, да, конечно. И не просто осмотрел, а обследовал по всем правилам. Я где-то читал, что для того, чтобы прочесать место происшествия, надо разбить его на квадраты и последовательно их обходить или пройти его расширяющимися кругами, что я и сделал.
-  Так, следовательно, Вы затоптали все следы и, конечно, ничего не нашли! - вздохнул Борзов.
-  Нет, тут Вы ошибаетесь. В метрах десяти я нашел несколько пустых водочных бутылок.
-  Что ж, на них могут быть отпечатки пальцев преступников, - оживился Борзов.
-  Ну что Вы, Максим Семенович, они же старые, я их осмотрел и выбросил, но зато принес газету, которая валялась метрах в двадцати от куртки. На ней могут быть отпечатки пальцев, - И он передал Борзову сложенную вчетверо порванную, грязную газету. - И самое интересное, - в голосе у Ивана Ивановича зазвучали торжествующие нотки, - примерно в 30 метрах oт места преступления я нашел, что бы Вы думали? Простыню! Я думаю, Иванова задушили, завернули в простыню, притащили на озеро и утопили. Все.
- Иван Иванович, Вы торопитесь с выводами и рассуждаете, как дилетант. Объясняю Ваши ошибки: во-первых, убийство произошло днем, и в это время сложно незаметно перенести труп к озеру; во-вторых, если Иванова задушили, то почему его куртка в крови, почему она разорвана? Я думаю, что кто-то, назовем пока его Икс, встретил Иванова у озера, убил его, скорее всего, это произошло около семнадцати часов, ведь в это время все спешат на полдник и на берегу озера пустынно. Преступник погрузил труп в лодку и на глубине бросил в воду. Потом быстро вернулся и с аппетитом съел свой полдник.
Картина происшествия, нарисованная Борзовым, была убедительна.
- Наверное, Вы правы. Но я не могу поверить, чтобы среди нас находился преступник. Здесь собрались уважаемые люди.
- И все-таки убил Иванова один из этих уважаемых людей. Иван Иванович, попрошу позвать Васю.
- Неужели Вы его подозреваете? - в голосе Зайгизунда звучало удивление.
- Нет, просто я хочу с его помощью наладить связь с милицией.
Вася появился через несколько минут.
- Вася, от тебя зависит многое. У тебя рация, а, следовательно, и связь. Надо связаться с "большой землей", - В эту минуту Борзов напоминал Штирлица, разговаривающего со своим связным. - Надо выяснить контакты Иванова, узнать, нет ли у него врагов и, наконец, провести экспертизу куртки потерпевшего.
- Есть! Все понял, выхожу в эфир, - коротко, по-военному ответил Вася, четко повернулся на 180°С и покинул комнату строевым шагом.
Часы показывали 20 часов 16 минут.

4. КТО ЕСТЬ КТО

- Товарищ Зейгизунд! Теперь я обращаюсь к Вам как к официальному лицу. Дайте мне информацию о людях, находящихся сейчас в "Охотничьем домике".
- Понимаю, Вас, в первую очередь, интересует Силин. Я его знаю давно. Он отдыхает у нас каждый год. Ехидный человек. От него всегда можно ожидать гадости. Представляете себе, летом прошлого года он привез ящик пива, прекрасного чешского пива, попросил поставить в холодильник...
- Иван Иванович, ближе к делу.
- Конечно, конечно. Так вот, он сам вылакал все пиво и никого, даже меня, не угостил. Не правда ли, это характеризует человека? Эгоцентрист, себялюбий. И потом, откуда у обыкновенного советского писателя ящик заграничного пива? По-моему, это информация к размышлению. Я думаю, что он не случайно затеял драку. Он хотел сбежать, но не вышло. Убийца он. Я чувствую нутром.
- Я учту Ваши показания о Силине, а теперь расскажите мне обо всех, я повторяю, обо всех обитателях нашего дома,
- Максим Семенович, мне как-то неловко сплетничать, говорить за глаза.
Борзов резко перебивает Зейгизунда:
-  Вы не сплетничаете, а даете показания лицу, ведущему предварительное следствие по делу об убийстве. Я надеюсь, Вы не отказываетесь сотрудничать с правосудием?!
-  Да нет, что Вы, Вы не так меня поняли. Я охотно все расскажу, все, что Вы хотите. Сейчас у нас гостят девять человек, но, если не возражаете, я начну с персонала. Завхоз - Иван Иванович Зейгизунд. Родился...
-  Не надо о себе, - перебивает Юлианов. - Вы вне подозрения.
- Хорошо. Официантка Зиночка работает у нас уже четвертый год. Она пришла к нам из ПТУ.
-  И с ней все ясно, Иван Иванович, давайте следующего.
- Вася, муж Зиночки, электрик, истопник, слесарь, экспедитор, радист, двадцать пять лет, сверхсрочник, недавно демобилизовался. Руки у него золотые. Но ведет он себя очень странно. Да, я только сейчас осознаю, что он ведет себя подозрительно. Ну, во-первых, он не пьет. Вообще не пьет. Во-вторых, работает за троих, а получает, естественно, одну зарплату электрика. Однажды ему предложили хорошую халтуру: подрабатывать сторожем на ферме в соседней деревне - спать за деньги. И он отказался, Вы знаете, что он сказал? Черт с ними, с деньгами! Вы понимаете? Я не понимаю. Он сказал, что ночью он ведет "переговоры". Неужели? … Неужели он шпион и убрал свидетеля?! Какой ужас!
-  Иван Иванович, ну Вы и фантазер. Я с Васей часто играю в биллиард. Он порядочный, честный парень.
-  А переговоры?!
- Он же классный радиоспортсмен, разрядник. Кто у нас следующий?
- Про кого же теперь рассказывать? Давайте я начну с комнаты номер 1 - люкс. Здесь живет наша знаменитая очаровательная Виолетта Никодимовна, наша телезвезда. Вы знаете, я с детства влюблен в нее, Когда она...
- С детства? - переспросил Борзов с недоверием и недоумением в голосе. - Да вы что? Ей же не больше сорока, а Вам - ого-го!
- Что значит ого-го? Мне за пятьдесят, а ей уже около пятидесяти. Только это между нами. Вы меня не выдавайте. Виолетта – женщина мягкая, интеллигентная, но если ее разозлить...
- Что будет, если ее разозлить? Договаривайте. Вы хотели сказать, что может убить??
- Нет, я так не говорил.
- Но Вы так подумали.
- Я просто вспомнил один инцидент. Мы проводили инвентаризацию и мне надобно было сверить номер тумбочки в комнате Виолетты. Дело было утром. Я постучал в дверь, мне неразборчиво ответили, я вошел и остолбенел: передо мной стояла пожилая женщина, с бледным одутловатым, припухшим лицом. Через секунду мне в голову полетела щетка для волос, будильник и еще что-то тяжелое. Что она кричала! Мне стыдно даже вспомнить эти слова. А взгляд? Если бы взглядом можно было убивать, то я уже давно был бы покойником. Прошло два года, но, по-моему, она меня так и не простила.
- Что ж, это интересная информация, - сказал в раздумье Борзов. - Давайте дальше.
- В комнате номер 2 живет наш поэт, всеми уважаемый товарищ Водолеев. Зануда он большой: то завтрак холодный, то полдник горячий, то одна рыба, то одно мясо. Я думаю, что он может убить своим занудством.
- Кто у нас следующий?
- Супруги Любчик, Аркадий и Милочка, комната номер 3. Аркадий работает в спорткомитете. Кстати, Вы знаете, что он был чемпионом Молдавии по боксу? Прекрасная пара, богатырь, спортсмен и молодая поэтесса. Милые люди, правда, он бывает, грубоват, а она - кокетлива. И... Вы знаете, Аркадий играет в биллиард на деньги, может быть он с Ивановым...
- Эту пару я знаю хорошо, - перебивает его Борзов. - И потом, у Аркадия железное алиби: когда я уходил на рыбалку, он играл с Грозонравовым в биллиард, а когда вернулся - они продолжали игру. Ну, а Милочка - она ангел. Так что эта семья вне подозрений. Кто ж у нас еще остается?
- Грозонравов, его жена Тамара Васильевна и Мясоедов. Семейство Грозонравовых – образцово - показательное. Она так на него смотрит, а он все время: что тебе дать, лапочка, что тебе передать, кошечка? Известный поэт-песенник, общается с хорошенькими певицами и такой семьянин! Вы знаете, он когда приехал...
- У Грозонравова алиби. Да и его жена не внушает подозрения, - снова перебил Ивана Ивановича Борзов. - Лучше скажите, что за птица Мясоедов?
- Мясоедов... Не птица, - обиделся Иван Иванович. Он - дипломат и мой друг. Он мне привез из Мельбурна огромную раковину. Он замечательный человек.
- Замечательный?! Ну, дипломат, что же здесь такого. Вот я ездил с делегацией в Гамбург. Ну и что?
- Ладно! Я Вам расскажу под большим секретом. Только поклянитесь, что никому не скажете, - зашептал Зайгезунд. - Он выполняет за рубежами нашей родины особое задание. Он их охраняет. Он командир невидимого фронта. Все. Больше ничего не могу рассказать. Государственная тайна, я не могу.
- И не надо, Иван Иванович, - перебил его Борзов. - Оставайтесь со своей тайной. Итак, подведем итоги. В Доме творчества живут замечательные милые, интеллигентные люди. И кто-то из них убил Иванова. Что ж, необходимо как следует допросить каждого и, прежде всего, Силина. Позовите пожалуйста, Милочку. Она будет вести протоколы допроса, и приводите Силина.
В комнату без стука зашёл Вася и громко отрапортовал:
- Есть связь! Вышел на приём с любителем из Буркино Фасо.
- Прекрасно, прекрасно, попроси принять радиограмму: В "Охотничьем домике" произошло убийство. Просим... С кем у тебя связь? - переспросил Борзов.
- С Буркино Фасо.
- Кто это? Что это такое? Первый раз слышу. Это в Молдавии, что-ли?
- Да нет, это где-то в Африке.
- Ты Вася юморист. Зачем нам сейчас Африка? При чем здесь твоя Буркина Фасо? Нам нужна связь с нашим соседним райцентром. Нам нужна связь с нашим родным угрозыском! Иди, Вася, иди, работай.
Часы показывали 21 час 25 минут.

5. ВАШЕ АЛИБИ

Борзов сел за письменный стол завхоза, снял с руки часы и положил их перед собой, повернул настольную лампу так, чтобы его лицо оставалось в тени, а свет падал на допрашиваемого, положил рядом с часами пачку "Беломора", помешкав убрал в стол чугунный бюстик графа Толстого. - Кажется, всё готово, - подумал он. - Можно начинать.
- Иван Иванович, введите подозреваемого. -
Через несколько минут в комнату в сопровождении завхоза вошёл Силин. Милочка, которая расположилась справа от Борзова судорожно сглотнула слюну и стала что-то чирикать в своём блокнотике.
Борзов молча, ни на кого не глядя, набивает трубку и медленно, не торопясь, ее раскуривает.
- Объясни, пожалуйста, - наконец проговорил он, - что за нелепые разговоры ты ведешь? Почему спровоцировал драку, откуда у тебя кровь на рубашке? Когда ты видел Иванова последний раз?
- Ты сошел с ума?! - завопил Силин. - Прекрати этот дурацкий допрос! Тоже мне Пинкертон собачий! Написал две книженции и вообразил себя Агатой Кристи!
Борзов был человеком добродушным, выдержанным, он мог многое простить, но не это.
- Ах, так! Ну, тогда я буду говорить с тобой по-другому. Ваша фамилия, подозреваемый? - продолжал он резким голосом, направляя свет лампы в лицо Силину.
- Ты с ума сошел! - завопил Силин. - Мы знакомы сто лет! Ты свихнулся на своих детективах!
- Пишите, Милочка: оскорбление при исполнении служебных обязанностях. Пишите дословно все, что говорит этот тип. Это ему даром не пройдет! Предупреждаю: все, что Вы Силин, говорите, протоколируется и может быть использовано против Вас. Итак, Вы подозреваетесь в убийстве критика Иванова Л.С. Против Вас имеются существенные улики: кровь, Ваши странные разговоры в столовой, драка и, наконец, нежелание сотрудничать со следствием! Кстати, - он кокетливо посмотрел на Милочку, - в трамвае меня называют молодым человеком. Поэтому мы не могли быть знакомы сто лет. А вот несколько лет я Вас знаю, но, очевидно, свое истинное лицо Вы тщательно маскировали. Кто ты такой? Настоящая фамилия? На кого работаешь? За что замочил Иванова? Где спрятал труп? Отвечай!
Силину вдруг показалось, что если ему сейчас не поверят, то он всю оставшуюся жизнь проведет в тюрьме. Силин постарался взять себя в руки и почти спокойно сказал:
- Я не убивал Иванова! На каком основании Вы пытаетесь меня обвинить в убийстве?
- Да на основании Ваших же слов, - вмешалась Милочка. - Вы сами сказали, что Иванову уже еда ни к чему, что он больше не придет...
- Прошу не перебивать - сказал Борзов казенным голосом. -
Вы проговорились еще раз, когда сказали, что не боитесь крови и страшны во гневе.
- Ну, хорошо, я согласен, что мои слова звучали подозрительно, но...
Силина перебивает Борзов:
- Так Вы согласны с обвинением?
- Нет. Я хочу сказать, что мои слова могли показаться подозрительными в сложившейся ситуации. Но на самом деле они ничего не значат! Просто я думал, что Иванов уехал в поселок и вернется поздно.
- Неубедительно, Силин, неубедительно. Кровь, драка, - как все это Вы объясните?
- Как, как! Да никак, просто нелепость какая-то.
Силин понял, что ему не верят и лихорадочно подыскивал весомые аргументы.
- Ну зачем мне убивать Иванова?
- Что ж, я могу Вам объяснить, так сказать, реконструировать это событие. - Голос Борзова звучал авторитетно, уверенно и как-то очень убедительно. - Около трех или четырех часов Вы прогуливались по берегу озера и встретили Иванова. Вас, как всегда, волновала проблема вступления в Союз писателей. Вы затеяли разговор о своем, так сказать, творчестве. Иванов, воспитанный на высокой поэзии, неодобрительно отозвался о Ваших «шедеврах». Этого Вы, человек невыдержанный, снести не могли. Драка в столовой это подтверждает. Вы не случайно сказали: в гневе я страшен. Словом, потеряв контроль над собой, Вы затеяли драку и убили Иванова. Так все было?! Признавайтесь Силин! Чистосердечное признание учтут в суде. Ну, колись, колись, кончай гнать чернуху!
- Я не виноват! Кто убил Иванова - не знаю. Я целый день не выходил из комнаты, работал.
- Кто может подтвердить Ваше алиби? Кто?! Идите, Силин, и как следует подумайте!
- Да, крепкий орешек, но мы его расколем, - сказал Борзов Милочке. - Ну-с, Вы успели все записать? Что Вы так странно смотрите на меня?
- Я поражена! - у Милочки голос дрожал от волнения, щеки раскраснелись, она смотрела на Борзова с восхищением. - Я не ожидала, что Вы так ловко, так здорово разберетесь в этом деле. Как в кино, все произошло как в фильме, а когда Вы реставрировали, нет... реконструировали убийство, Силин потерял дар речи! Вы гений!
- Ну что вы, я простой смертный, но дедуктивным методом владею в совершенстве, ведь я в некотором роде коллега Конан-Дойля. А Вы Милочка, все упрощаете. Силин мог бы убить Иванова при определенном стечении обстоятельств, но я не уверен, что он это сделал.
Если глубоко проанализировать, то мотивы для убийства Иванова и некоторые странности в поступках нашлись бы у каждого из нас. Поэтому надо у всех проверить алиби; выяснить, что они знают о преступлении, узнать, не видел ли кто днем Силина и Иванова вместе. Никто не должен покидать свою комнату. Надо быть на чеку. Убийца среди нас.
Часы показывали 22 часа 10 минут.

6. ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ.

- Вы, также, как все обитатели "Домика" подозреваетесь в убийстве Иванова С.М, - такими словами начал Борзов допрос Boдoлeeва.
- Позвольте, позвольте, я интеллигентный человек, я поэт и я…
- Здесь все с высшим образованием, все литераторы, а Иванова убили, вернее, кто-то убил из интеллигентов. Для выяснения истины я должен задать Вам несколько вопросов. Первый - где Вы были вчера с 16 до 17 часов?
- Вчера... вчера я целый день просидел дома, работал - радостно выпалил Водолеев. В эту минуту он напоминал студента, вытащившего самый легкий билет на экзамене у строгого преподавателя.
- Хорошо, очень хорошо! - почти нежно сказал Борзов. - А кто сможет подтвердить Ваши слова?
- Я работал и ни с кем не общался.
- Значит, никто не может подтвердить ваше алиби?
- Алиби? Причем здесь алиби? Я не выходил из своей комнаты и, естественно, меня никто не видел.
- Никто? Вы в этом уверены? Вы утверждаете, что к Вам в комнату никто не заходил?
Голос Борзова звучал требовательно, угрожающе. Он пристально, не мигая, смотрел в глаза собеседника. Водолеев не выдержал этого взгляда, отвел глаза и залился румянцем. Он поерзал на стуле и, заикаясь, сказал:
- Я, я хочу Вам сказать... Я хочу говорить с Вами без свидетелей!
Вы можете себе представить переживания Милочки в эту минуту? Она, участник этой захватывающей истории, должна уйти?! От нее хо¬тят что-то скрыть?!!
- Нет, нет, я ни за что не уйду. Я... тоже лицо официальное. И потом, надо же все записать!
- Милочка, прошу оставить нас наедине. Потом подозреваемый повторит свое признание, и Вы все запишете. Выйдите, выйдите на несколько минут, я прошу Вас!
Полная благородного негодования, Милочка покинула комнату. Водолеев немного помолчал, собираясь с духом и, как будто ныряя в холодную воду, выпалил:
- Днем у меня была Томусик! С 15 до 17 часов.
- Томусик? Что за Томусик? - Борзов с недоумением смотрел на Водолеева. - Что, Тамара Васильевна Грознонравова?! Так, так… Ну что ж, это меняет дело.
- Теперь вы верите мне? Но, умоляю, между нами! Вы обещаете?
- Обещать-то обещаю, но я должен проверить правдивость Ваших слов, поговорить с Грознонравовой.
- Да, да, конечно, я ей скажу...
Но Водолеева перебивает Борзов:
- Ни в коем случае. Вы сейчас пройдете к себе и ни с кем, по¬вторяю, ни с кем не будите разговаривать, да,  еще один вопрос. Вы не видели сегодня днем Силина?
- Не видел, но надоел он мне ужасно!
- Как это так: не видели, а надоел?
- Дело в том, что он мой сосед. Целый день из его комнаты раз¬давался стук машинки, а в короткие перерывы он выкрикивал свои хох¬мы и громко смеялся. Вот его я готов был убить! Я работаю над боль¬шой поэмой, у меня творческие затруднения, а из-за стены лезет в уши всякая дребедень, Я пишу...
- Спасибо. Мне все ясно. Прошу Вас вернуться в свою комнату и ни с кем, я повторяю, ни с кем не разговаривать.
Часы показывали 22 часа 25 минут.

- Следствие просит Вас, Тамара Васильевна, рассказать все, что Вы знаете о печальном происшествии. Когда Вы...
- Это ужасно, просто ужасно! - затараторила Томусик, перебивая Борзова - Скажите, пожалуйста, а может ли преступник еще кого-нибудь убить?
- Конечно. Пока он на свободе, никто не может быть уверен в своей безопасности. - Голос Борзова звучал угрожающе. - Поэтому, я попрошу Вас отвечать на мои вопросы, отвечать точно, правдиво. Где Вы были вчера во второй половине дня?
- У подруги...
- Вы уверены в этом? Да, кстати, Вы не встречали в это время Водолеева?
- Нет, мы смотрели журналы, пили кофе.
- Что ж, раз Вы так правдивы, то и я буду с Вами откровенен. Я назову Вам имя убийцы. Это - Водолеев!
- Как! Не может быть! Он не мог, он прекрасный человек. Нет не могу поверить, это ошибка!
- Боюсь, что ошибки тут нет. Убийство произошло между 16 и 17 часами. Водолеев не имеет алиби. Он пытался меня обмануть, сказал, что Вы сможете все объяснить, но, - увы...- Борзов встал, делая вид, что все ясно, следствие закончено и говорить больше не о чем.
- Обождите! - Томуся вскочила со стула, щеки ее покрылись красными пятнами. - Обождите!  Я хочу поговорить с Вами наедине.
- Что!! Опять! Это, это беззаконие. Я вообще не буду Вам помогать! - Милочка заплакала, и, хлопнув дверью, выскочила из комнаты.
- Простите меня, Максим Семенович, я соврала. Я была в гостях у Водолеева. Вы не подумайте чего-нибудь плохого. Он очень милый человек, мы читали стихи.
- Кто еще может подтвердить Ваши слова? Муж?
- Ну что Вы, при чем тут муж? О нашей дружбе с Водолеевым знает только Вита, простите. Виолетта Никодимовна.
- Товарищ Зайгизунд! - крикнул Борзов, выглянув в коридор. - Пригласите ко мне Виолетту Никодимовну.
В дверь тихо постучали.
- А, Виолетта Никодимовна, садитесь, пожалуйста, - голосом любезного хозяина сказал Борзов. - Сейчас мы устроим очную ставку. Попрошу не переговариваться и четко отвечать на мои вопросы. - Скажите, что Вы делали сегодня после обеда?
- Я ничего, ничего плохого не делала. Я ничего не знаю, - голос у Виолетты Никодимовны дрожал , срывался. Она выглядела очень взволнованной и напуганной.
- Да не волнуйтесь так! Успокоитесь! Вспомните, что Вы делали после 15 часов?
- Я… у меня болела голова и я... - увидев, что Томусик таращит на нее глаза, как бы пытаясь ей что-то внушить, о чем-то напомнить, Виолетта Никодимовна запнулась и после небольшой паузы, продолжала. - Я хотела лечь, но пришла Томочка и мы пили чай и болтали.
- Нет, нет! Говори всю правду! - крикнула Томусик и заплакала.
- Ах, так! Твое дело, я приняла анальгин легла в постель и встала только к ужину!
- Хорошо! Прекрасно! Очная ставка закончена, благодарю Вас, - сказал Борзов, потирая руки. Женщины встали, намереваясь уйти.
- Томуся, простите, Тамара Васильевна, Вы свободны, а Вас, Виолетта Никодимовна, я попрошу еще немного задержаться.
Борзов не мог не заметить волнения, страха Виолетты. А самое главное, когда он возвращался с рыбалки, то видел ее на дорожке, ведущей к озеру. Почему она умолчала об этом? Максим Семенович прочистил трубку, набил ее свежим табаком, закурил. Виолетта не сводила с него глаз. Выпустив несколько красивых колечек дама, он сказал:
- Напрасно, напрасно Вы меня боитесь. Я знаю, что Вы утаиваете от меня главное. Вы должны понять, что тот, кто покрывает преступника и скрывает улики, становится соучастником преступления. Кстати, таких свидетелей прежде всего убирают сами преступники.
- Как убирают? - испуганно вскрикнула Виолетта.
- Способов довольно много, - флегматично пояснил Борзов.
- Нет, нет, он не такой! - вскрикнула Виолетта, и, поняв, что проговорилась, - разрыдалась.
- Это я, я виновата! Я преступница. Он ревновал меня, он говорил, что убьет его, - она не могла говорить, слезы душили ее.
- Успокоитесь! Чистосердечное признание снимет груз с сердца, и будет учтено на суде. Выпейте воды, успокойтесь и расскажите все по порядку.
Всхлипывая и сморкаясь, Виолетта Никодимовна рассказала, что у нее роман с Мясоедовым, что тот разводится с женой и берет ее в Париж.
- Вы знаете, этот большой ребенок трепетно влюбился в меня, -рассказывала Виолетта Никодимовна. - Ho к несчастью, он оказался жутким ревнивцем, и ревновал меня ко всем, но больше всего к Иванову. Несколько дней назад, кажется во вторник, Мясоедов ожидал телефонного звонка из другого города, и я одна пошла на озеро. За мной увязался Иванов, мы вместе плавали, смеялись, потом сидели в беседке. Он читал мне из Цветаевой и неожиданно поцеловал. А когда я зашла в комнату переодеться, ко мне ворвался Мясоедов, наговорил кучу гадостей и сказал, что убьет Иванова, - и она зарыдала в полный голос.
Раздался громкий стук в дверь. Вошел Вася.
- Связь есть. Давайте радиограмму.
- С кем связь? - недоверчиво спросил Борзов. - С нашими?
- Да. С радистом станции "Восток".
- Ты что, Вася, издеваешься надо мной? Зачем нам Южный полюс? Нужна связь с районом, с райцентром, Иди Вася, иди и работай.
Вася четко повернулся через левое плечо и направился к двери.
- Впрочем, постой. Ты нужен мне здесь, - остановил его Борзов.
 Часы показывали 23 часа 00 минут.

7. БУДЕМ БРАТЬ.

- Будем брать! - сказал Борзов. - Милочка!
Из-за дверей моментально появилась Милочка с лицом оскорбленного ангела.
- Наступил кульминационный момент, надо формировать группу захвата.  позовите Зайгизунда, Водолеева и Аркадия.
Через несколько минут все вызванные появились в комнате. Борзов молча, торжественно пожал каждому руку и произнес:
- Будем брать преступника. У кого есть оружие? Ах. да... Придется брать голыш руками. Возможно, преступник вооружен. Кто боится - шаг вперед.
Водолеев странно качнулся, на его лице обозначились следа внутренней борьбы, он громко вздохнул, но с места не двинулся.
- А кого будем брать? - бодро спросила Милочка.
- Мясоедова. Впереди пойдет Милочка...
- Как?! - Милочка залилась румянцем - Почему впереди?
- Милочка пойдет впереди, постучится в комнату к Мясоедову и попросит у него закурить!
- Но я не курю! - пискнула Милочка.
- Не бойтесь! Я детально проработал план захвата, - Борзов самодовольно усмехнулся. - Примерно так мы брали Червонца после убийства трех инкассаторов.
Увидев недоуменные взгляды, он уточнил:
-  Вернее, так брали его сотрудники МУРа, герои моей повести. Консультант, полковник Шныряев сказал, что предложенный мной план захвата оптимален. Итак, Милочка стучится в дверь, просит сигарету, Мясоедов приоткрывает дверь, а Водолеев рвет ее на себя.
-  Нo почему я? Мясоедов громила, под 100 кг., а во мне всего 60. Нет, я не смогу. А вы, конечно, будете в безопасности, в сторонке отсиживаться?
- Не перебивайте меня. Вы рвете дверь на себя, а я и Вася бросаемся к Мясоедову и хватаем его за руки, я - за левую, а Вася - за правую.
- А я? Он меня убьет! - крикнула Милочка.
- Нет. Вы сразу падаете на пол и тихонько отползаете к стене. В это время Зайгизунд быстро набрасывает веревку на левую и правую руки и мы связываем преступника.
Группа захвата медленно поднялась по скрипучей лестнице на второй этаж. Впереди шел Борзов. В руке он держал молоток, сзади него крался Водолеев с бутылкой из-под шампанского, которую он держал как палицу, за горлышко, за ним - Вася с длинной острой отверткой, потом Зайгизунд с веревкой в руках и Милочка.
- Вперед, Милочка! Ничего не бойтесь, я охраняю Вас!
Милочка, с трудом переставляя ставшие вдруг чугунными ноги, сделала несколько шагов к комнате Мясоедова, и неестественно громким голосом ведущей филармонические концерты, сказала:
- Сигарету! Я Вас очень прошу, дайте мне пожалуйста сигарету, товарищ Мясоедов!
Ответа не последовало. Милочка осмелела, подошла ближе к двери, постучала и еще раз попросила закурить.
- Максим Семенович, его наверное там нет, - облегченно сказала Милочка.
Все столкнулись около двери, не зная, что делать дальше. Вдруг из комнаты послышались тихие голоса, потом раздались выстрелы и дикий вопль. Все бросились на пол. Борзов мужественно прикрыл своим телом Милочку. Водолеев, падая, разбил нос и, увидев кровь, погрузился в обморок. Вася матерился, отползая по-пластунски за угол.
Раздалось еще несколько выстрелов, потом взрыв и наступила тишина. И в этой тишине зазвучали позывные программы "Сегодня в мире". Телевизор. Это был телевизор. Очевидно, показывали очередной детектив.
Смущенно, не глядя друг на друга, все поднялись с пола.
- Нy и нервы у этого типа, - сказал несколько смущенный происшедшим Борзов. - Иван Иванович, постучите, скажите, что Вам надо срочно проверить электропроводку.
- Товарищ Мясоедов, откройте, пожалуйста. Это я, завхоз Иван Иванович. Откройте на минутку, я по важному делу, - в голосе Зайгизунда звучали плаксивые нотки. Ему никто не ответил.
- Наверное, его тоже убили, - вдруг зарыдала Милочка.
- Еще один! - трагическим голосом сказал Водолеев. - Кто следующий? Смерть бродит где-то рядом.
Борзов разбежался и всем телом надавил на дверь. Она с грохотом отворилась. В комнате никого не было! Тускло светился экран маленького телевизора. Вплотную к распахнутому окну стоял стул.
- Все ясно. Убийца - Мясоедов! Он понял, что я раскрыл его и убежал через окно, - сказал Борзов. Аркадий, Вася, скорее обойдите вокруг дома, посмотрите под окном, ищите следы преступника. Только будьте осторожны. Он не мог уйти далеко, он где-то рядом. Иван Иванович, помогите мне провести обыск, Милочка, ведите протокол.
Борзов натянул на руки перчатки и осторожно выдвинул ящик письменного стола. Там лежал блок сигарет Winston, пистолет типа браунинг и пачка из служебных удостоверений. Они утверждали, что их владелец режиссер Мосфильма и композитор, журналист и писатель, изобретатель и сотрудник МИДа! На всех удостоверениях красовалась одна и та же фотография - Мясоедова!
- Дела! Вот так птица! Он или ЦРУшник или мафиози! – сказал Вася.
- Мясоедову нужны, необходимы как воздух документы, - рассуждал вслух Борзов.- Без ксивы ему не уйти на дно, не скрыться, значит, он где-то здесь, рядом, недалеко от дома, и ночью попытается вернуться.
- Объявляю оперативную готовность отчеканил Борзов. - Ночью группа захвата не спит. Мы организуем засаду: на первом посту, в комнате Мяcоедова дежурят Аркадий и Вася, на втором, у окна и дверей первого этажа - Водолеев и Иван Иванович, на третьем посту около веранды - я и Милочка. Предупреждаю, преступник вооружен и очень опасен. Бдительность и еще раз бдительность!
Ровно в 23 часа 56 минут группа захвата рассредоточилась и скрытно заняла исходные позиции.
План Борзова блестяще удался! В 3 часа 15 минут у себя в комнате был пойман Мясоедов! На первом допросе он раскололся и сообщил, что он не дипломат, а заведующий мясным отделом Гастронома № 1. Оказалось, что «служебные» удостоверения ему выписывали в соответствующие организации его постоянные клиенты, а пистолет был заграничным сувениром - зажигалкой.
- Предположим, что Вы сказали нам правду. Предположим, - продолжал допрос Борзов. - А чем объяснить Ваше бегство?
- Я… мне... я не хотел, чтобы все узнали о том, что я не дипломат, а мясник.
- Предположим, что и это правда, - вкрадчиво, голосом любящего отца, разговаривающего с блудным сыном сказал Борзов. - А в каких отношениях Вы были с убитым?
- В нормальных, - после долгой паузы, сказал Мясоедов.
- Нормальных? Интересно, а что Вы понимаете под этим? Это понятие очень растяжимо.
-  Ну как понимаю? Как все. Нормальные - это значит никакие: здравствуйте и до свидания.
- Слушай, Мясоедов! Кончай гнать чернуху. Ты что нас, за фраеров держишь? - в голосе у Борзова прозвучала угроза, он преобразился, на лице заходили скулы. - Мы все знаем, есть свидетели, колись, колись, пока не поздно!
Слова Борзова магически подействовали на Мясоедова, он побледнел и стал как бы меньше ростом. Весь лоск "дипломата" мигом испарился.
- Я не виноват, гражданин начальник. Каюсь, не любил я Иванова но, ей-богу, не убивал.
- Признавайтесь, за что Вы убили Иванова?
- Да не убивал я его, - взвизгнул Мясоедов. Очень мне надо было его убивать. Скорее уж он мог меня убить!
- Да? Это интересно. Выкладывайте, да поскорей все о ваших взаимоотношениях.
- Да я не могу. Вопрос чести! Вы поймите! - сказал Мясоедов, но, поймав на себе гневный испепеляющий взгляд Бордова, осекся.
- Хорошо, я все расскажу, только пусть это останется между нами, - сказал он, и выразительно посмотрел на Милочку.
Милочка, надув губки, с недовольной гримасой на красивом личике, вышла.
- Ну-с, слушаю Вас, - сказал Борзов, - начинайте.
- Здесь замешана женщина, Виолетта Никодимовка. Иванов уже давно положил глаз на Виту, но они были едва знакомы. Встретив ее здесь, он решил добиться ее расположения, но опоздал. Он ужасно завидовал мне, пытался нас поссорить и приставал к Вите. Я, конечно, сказал ему пару теплых слов и пообещал набить морду. Это было позавчера вечером. Разговор, конечно, был бурный и, по-моему, его слышали Вася и Вита. Вчера я видел Иванова последний раз в столовой за завтраком. Днем я никуда не выходил, а после обеда играл в шахматы с Васей.
Вася подтвердил алиби Мясоедова. Следствие опять зашло в тупик.
Часы показывали 4 часа 50 минут.

8. РАЗВЯЗКА.

Утро выдалось пасмурное. Оно соответствовало настроению, царящему в столовой «Охотничьего домика».
К заканчивающему завтрак Борзову подошел, сатанински улыбаясь, Силин
- Ну, как идет расследование? Наш Шерлок Холмс - Кристи – Пуаро распутал хитроумный клубок, сплетенный коварным преступником?
- Вы мне мешаете, мешаете следствию, - отчеканил Борзов. Идите в свою комнату, когда понадобитесь, Вас позовут.
- Хо-хо! Позовут, тоже мне инспектор Варнике. Да кончайте Вашу самодеятельность, этот балаган! Я нашел преступника, у меня есть неопровержимые улики, вот они, - и он потряс перед носом Борзова магнитофонной кассетой.
- Товарищи, я прошу всех послушать очень интересную пленку. Он вставил кассету в магнитофон и нажал кнопку.
...кур, перекур. Надо проветрить помещение. Все-таки современные танцы - это нелепость - послышался голос тяжело дышащего Борзова – «не танцы, а физкультура».
- В жизни много нелепостей, а разве наша литература, не полна нелепых, хотя довольно правдоподобных ситуаций? - поддержал разговор высокий голос Иванова. - Кстати, существует множество способов убийств, а у Вас почему-то излюбленный - ножом под лопатку. Почему?
- Ну это, положим. Вы передергиваете. - Борзов на секунду призадумался. - Вот в рассказе «Холодная ночь» постового убивают из охотничьего ружья, а вот... ну сразу и не вспомнить. Я обещаю специально для Вас подобрать новое, оригинальное средство умерщвления. Милочка, Милочка, пойдемте...
Силин нажал кнопку "стоп". Воцарилась тишина.
- Ну, как, будешь признаваться, гражданин Борзов? Улики против Вас!
- Это абсурд! - растерянно произнес Борзов. - Зачем мне это нужно?
- Товарищи! Я прошу внимания. Давайте прослушаем еще раз конец записи.
Он нажал на кнопку и раздался голос Борзова:
- Я обещаю подобрать специально для Вас новое оригинальное средство умерщвления.
Силин выключил магнитофон. В леденящей тишине заскрипел стул Ивана Ивановича. Он пересел подальше от Борзова. У Милочки было полуобморочное состояние.
- Я могу объяснить, почему Борзов пошел на преступление, - сказал Силии. - В судебной медицине описываются патологические типы, писатели, которые не обладали даром воображения, писатели фотографы, которые сами шли на преступление, на убийство для того, чтобы потом описать его в своих произведениях.
У Борзова от удивления, возмущения и гнева отнялся язык. Он нe мог вымолвить ни слова.
- Ну что Вы таращите на меня глаза, я Вас не боюсь! Колитecь! Признавайтесь!
Страшный визг, грохот бьющейся посуды прервал монолог Силина. Все замерли. В столовую вбежала трясущаяся от страха Зиночка.
- Там... там… по... покойник, - прорыдала она.
Стукнула дверь и в столовую вошел... Иванов, живой, веселый, несколько растерянный.
- Приветствую, друзья! Что это с вами? Вы смотрите на меня, как будто не узнавая.
- Вы, Вы откуда? - просипел Борзов.
- Я вчера после обеда поехал на велосипеде на станцию за пивом, и из-за смерча застрял там на целые сутки. Мост починили, и вот я здесь.
- А куртка? Где Ваша синяя с белым куртка? - спросил Иван Иванович.
- Куртка? Странный вопрос. Я заляпал ее кетчупом и не смог отмыть. Она лежит на окне в моей комнате. А что же все-таки приключилось? - и он с удивлением оглядел присутствующих.
Часы показывали 9 часов 30 минут.