Line iro et studio

Александр Крупанин 3
(«Без гнева и упрека, без предвзятости»)

I
Вой мезоно-клинкерных двигателей оборвался на самой высокой ноте. Тишину нарушил голос командира:
- Поздравляю с первым межгалактическим прорывом пространства. Все работали отлично. Даю два часа на отдых. В 15.00 начинаем контрольный осмотр систем звездолета.
Он старался говорить спокойно, бесстрастно, но в его словах чувствовалось с трудом одерживаемое волнение. Командир был счастлив. Да он опытный звездолетчик, участник 12-ти звездных экспедиций, был переполнен радостью и гордостью. Долго и трудно они шли к этой цели. Лучшие умы межпланетного союза готовили экспедицию. Самые опытные и храбрые космоплаватели были включены в команду корабля. И вот свершилось - они прошли, прорвали пространство. Опасения скептиков не подтвердились, они не распались, не испарились, а очутились бесконечно далеко от своей родины в совершенно неизученном районе Вселенной.



2
Несколько дней звездолет неподвижно висел в пространстве. Он был похож на странную, глубоководную рыбу, которая погрузилась в сон. Но это сонное оцепенение было обманчиво - десятки хитроумных приборов корабля выслушивали, осматривали, ощупывали всевозможными лучами небесные объекты неведомой галактики. Оказалось, что родственная форма жизни есть только на одной планете. К ней и направился звездолет.
До встречи с планетой посещения оставался целый месяц. Во всех отсеках корабля царила деловая обстановка. Радость от фантастического, ошеломляющего прохода через подпространство сменили будничные заботы и дела. Штурман составлял звездный атлас нового района Вселенной, напевая себе под нос и ужасно фальшивя, космо-лингвист постоянно возился со своей аппаратурой, пытаясь выделить в фоновых шумах информационные сигналы. Неудачи его злили, он становился хмурым, мрачным и молчаливым. Только Космопсихологу нечем было заняться. Он болтался по кораблю, приставал ко всем с расспросами, много и неудачно острил.
Капитан заканчивал отчет о первом этапе экспедиции. Его раздражала та скрупулезность и дотошность, с которой инструкции определяли всю его деятельность. Он не любил зануд-теоретиков, которые ни разу не покидали родную планету, но осмеливались учить опытных космоплавателей.
Звездолет всё ближе и ближе подходил к цели. Биорадары и приборы информанализа к радости Лингвиста заработали на полную мощность. Высокая плотность информационного поля планеты свидетельствовала, что её цивилизация достигла высокого уровня.
Вскоре уже можно было видеть планету посещения невооруженным глазом. Сначала она выглядела светлым шариком, потом огромным голубоватым диском со светлыми пятнами облаков, белыми шапками ледников и отливающими серебром морями. По космическому регистру штурман присвоил ей номер 2.324, а звездолетчики назвали Голубой планетой.

3
Сигнал общего сбора созвал всех в командирскую рубку. Через два дня мы выйдем на круговую орбиту и сможем начать работу по программе «Контакт». Сможем начать, но сомневаюсь, сможем ли ее выполнить?
       Слова командира удивили всех. Ведь пока экспедиция проходила успешно, по плану.
- Сегодня, наконец, удалось установить размеры жителей планеты посещения, - продолжал Командир.  - Они в несколько сот раз больше нас! - Наступившее после слов Командира молчание, прервал Космопсихолог:
- Грустно, что мы не сможем посидеть за одним столом с великанами или прогуляться под ручку с великаншей! Очевидно, что прямое, физическое общение между нами затруднено. Это грустно, но не страшно. Наука считает, что препятствием к контактам между цивилизациями может быть лишь различие в органической основе живых веществ. На этой планете существует родственная нам белковая форма жизни. А размеры живущих существ не влияют на их способность к логическому мышлению и взаимопониманию,  - Космопсихолог говорил уверенно, убедительно. - Вот посмотрите, лингвист почти в два раза длиннее штурмана, но это же не мешает их дружбе, - Последняя фраза вызвала взрыв смеха.
- Согласно кодексу звездоплавания, статье 271-й решение спорных вопросов за общим собранием, - оказал Командир. - Есть два мнения: моё - в контакт не вступать, ограничиться длительным наблюдением, разведкой. Мнение Космопсихолога - работать по программе. Голосуем! … - Большинство против меня. Подчиняюсь.



4
Первый день пребывания звездолета на круговой орбите был посвящен поиску Посредника. С помощью биотелепатического зондирования выбрали жителя планеты, который более других подходил для первых контактов.
Утром следующего дня у всех звездолетчиков было праздничное, приподнятое настроение. Начиналось самое главное – то, ради чего, была задумана экспедиция. Жители далекой галактики протягивали руку дружбы братьям по разуму.
Космопсихолог настроил биопередатчик на контакт с Посредником. Прошла минута, другая, пять минут - ответа не поступало, шли сплошные помехи. Только через два дня удалось установить причину неудачи. Мощность аппаратуры была недостаточна для прохождения фонового порога больших биологических объектов - жителей планеты.
Технически увеличить мощность биопередатчика было несложно, но возникала вероятность появления резонанс-эффекта, смертельно опасного для передающего. Командир принял решение - биоконтакты отменить, готовиться к осуществлению запасного варианта программы: визуальным, непосредственным контактам.
Напрасно Космопсихолог утверждал, что необходимо увеличить мощность аппаратуры хотя бы на 50%, что это совершенно безопасно и достаточно для выхода на биосвязь. Командир был непреклонен.
Ночью сигнал срочного вызова собрал всех членов экипажа. Вбежав в аппаратную, они увидели Штурмана, который пытался снять шлем биопередатчика с головы недвижимого Космопсихолога. К аппарату были подключены дополнительные блоки, а стрелка указателя мощности далеко зашла за красную черту. Космопсихолога убил резонанс-эффект.
«Началось», - подумал Командир. Он ни разу не высказал сомнений в правильности решения Совета звездолетчиков, но в глубине его души жило предчувствие беды.

5
На следующий день маленький одноместный десантный корабль с Лингвистом на борту покинул звездолет и направился по биопеленгу к Посреднику.
Когда он вошел в плотные слои атмосферы, из корпуса выдвинулись прозрачные, гибкие крылья, позволяющие легко маневрировать в пространстве и даже зависать на одном месте.
Процесс ориентации и нахождения объекта прошел штатно, - доложил Лингвист Командиру. Голос его звучал уверенно. - Завис в непосредственной близости от Посредника. Начинаю передачу звуковых сигналов. Есть реакция! Информация воспринимается. Жду.., -  раздался грохот, треск и наступила полная тишина.
«Я виноват! Виноват в гибели звездолетчиков, в том, что экспедиция на грани срыва! - эта мысль сверлила в голове Командира, - Надо было убедить экипаж в том, что мой опыт, моя интуиция подсказывали правильное решите. Нельзя было без длительного, тщательного наблюдения выходить на контакт, нельзя!»
Командир принял решение: он сам предпримет последнюю попытку установить связь с жителями Голубой планеты. Если она не удастся, то штурман направит звездолет домой, и Межпланетный союз объявит район Галактики, прилегающий в Голубой планете запретной зоной на 1000 лет.
Приближаясь к Посреднику, он, не думая об опасности возникновения резонанс-эффекта, включил на максимальный уровень свой биотелепередатчик. Он напряг всю свою волю, воображение и стал передавать телепатическую информацию о своей родной планете.
Информация пошла, Командир почувствовал, что его мысли, образы с интересом воспринимаются Посредником. Хотел сообщить ему о том, что Межпланетный союз протягивает руку дружбы жителям Голубой планеты, но.... какая-то неведомая сила подхватила десантный корабль и бросила вниз, ломая и превращая его в кучу обломков. И в эти, последние секунды Командир вдруг понял, что напоминала ему сложившаяся ситуация. Однажды, в детстве, он поймал маленькую красивую букашку, долго играл с ней, а потом нечаянно раздавил. Теперь такой букашкой был он.
- Пора отдохнуть дорогой! - сказала жена, заглядывая в кабинет к Профессору. – Обед ждет тебя. Надеюсь, ты уже закончил свою статью?
- Закончил?! - с раздражением переспросил Профессор. – Закончил бы, если бы не помешали проклятые мухи, огромные, страшные, надоедливые, они просто замучил меня! Сначала одна гудела, гудела, пока я ее не прихлопнул, потом пристала другая. Она осторожно летала в отдалении, грозно гудя. Ты знаешь, дорогая, она усыпила меня. Я задремал и видел чудесный фантастический сон. Потом эта муха совсем обнаглела и стала жужжать мне прямо в ухо. Вот тут-то я и разделался с ней! Брр, какая гадость! – и Профессор смахнул остатки мухи в мусорную корзину. - Сейчас я иду! Только напишу последнюю фразу. - сказал он, взял ручку и написал: «Несомненно, Земля является уникальным творением природы и только на ней, на нашей планете существует разум, существует цивилизация». Подумал и добавил по-латыни: «Line iro et studio» - что означает: «без гнева и упрека, без предвзятости».