Здравоохранение

Андрей Русов
Уважаемые россияне, вдумайтесь в это несущее огромную смысловую нагрузку слово. Отрасль, чьей основной целью служит охрана здоровья граждан своей страны. Планы правительства, пестрят лозунгами о доступности, повышении качества медицины и прочих прелестях, которые уже скоро, обрушаться на голову граждан. Что же на самом деле?
Советская медицина, которая долгое время была лидером в области мирового здравоохранения, с наступлением демократических перемен, еще некоторое время  боролась за здоровье своих граждан. Каждый с горьким чувством ощущал, что она уходит, унося с собой новейшие достижения в области лечения и профилактики заболеваний, внедрения и доступности аппаратов и приборов для медицинских нужд, заботливый персонал и лучших специалистов врачей, великолепное медицинское образование, получаемое в ВУЗах и медицинских училищах. Все рухнуло. Ибо тот потенциал, что закладывался на ближайшие пятилетки, не мог не повернуть вспять, через тридцать лет попустительства и коммерции.
Уходят старые специалисты. Тысячи хирургов, терапевтов, лоров по всей стране, уходят на жалкие крохи пенсии ибо физически уже не могут выполнять свои функции. Те единицы, которым за шестьдесят, уже скоро покинут стены родных больниц и поликлиник, унося с собой первоклассные знания, умения и навыки.
Кто же их меняет? Жуткий парадокс  престиж профессии врача, который получает сущие крохи, практически живя в больницах стремительно падает. И это, лишь одна сторона многогранной проблемы. В то же время количество абитуриентов, идущих поступать в высшие и средние медицинские заведения, остается на до демократическом уровне. Почему спросите Вы? Здесь несколько факторов. Во-первых, хорошая и сильная пропаганда ВУЗов и СУЗов в школах.  Школьники, заболев романтизмом и профессией, идут поступать на медицинских работников. Тем более, что срок обучения, например в училищах,  снизился почти вдвое, выпустив волны недоваренных фельдшеров и медицинских сестер. И этот крайне малый срок обучения, прежде, чем его подняли вновь, около десяти лет, привлекал толпы абитуриентов, желающих, по быстрее получить хоть какое то образование.
Во-вторых, резкое увеличение платных мест для абитуриентов. Мамы и папы, не жалеют денег, чтобы дать чаду то образование, которое они посчитают нужным. Интеллектуальный уровень таких студентов, всегда оставлял желать лучшего. Вступительные экзамены и в последующем сессионные, проходили по принципу:
-Студент Иванов, знаешь материал?
-Знаю.
-Молодец пять.
Конечно, для руководства ВУЗа и рядовых преподавателей, обеспеченный студент, просто находка. С него можно взимать плату за обучение, брать взятки и вобщем то, не особо напрягаться в том, чтобы вбить в его голову, хотя бы элементарные знания.
В третьих, многие студенты, поступают в медицинские заведения, особенно в среднеспециальные, по географическому признаку. То есть, ближе к дому. Зачем ехать за многие версты, в непонятные регионы, если тут, под боком свой медицинский, к примеру, или педагогический колледж. Кстати, оттого, что училища, переименовали в колледжи, качество образования не улучшилось, да и по большому счету, кроме вывески на заведении и записи в дипломе, изменений не произошло никаких.
В четвертых, львиную часть студенческих мест в ВУЗах, занимают арабы, эфиопы и прочие китайцы. Они то, как раз мотивированы, да еще и платят хорошо. Ибо там, у них, русское образование и профессия врача, востребованы.
Резюмируя, наглядно видно, какой контингент, не дает упасть потоку абитуриентов и в последующем, появлению людей, получивших высшее и среднее медицинское образование. Половину из них, специалистами назвать, язык просто не поворачивается. Конечно, наряду с ними, выпускается гораздо более скромный процент одаренных людей, желающих посвятить себя заботе  о сохранении здоровья людей, но, к сожалению, это капля в море.

Представьте себе, получившие профессию врача, фельдшера или медицинской сестры, отсеяв из своей массы до семидесяти процентов, не хотящих и не желающих работать в этой сфере изначально, идут трудоустраиваться. И что же видят те, кто грыз гранит науки? Не считая крупных областей и богатых регионов, коих гораздо меньше чем бедных. В больнице происходит ужас. Мизерные зарплаты, из-за которых врачи и медсестры берут на себя по полторы, а то и по две ставки, чтобы хоть как-то заработать, старое, износившееся советское оборудование, толпы больных, месяцами не имеющих возможности попасть на прием к нужному специалисту и многое другое. И из этого процента бывших выпускников, довольно малый процент, при чем не самых одаренных, остаются здесь в участковых и районных поликлиниках. Остальные, если они не передумали, воплощать в жизнь клятву Гиппократа, пытаются устроиться в частные клиники, платные больницы и гораздо реже туда, где не хватает специалистов. А специалистов жутко не хватает. В сельских и поселковых больницах, которые постоянно находятся под угрозой закрытия, не взирая на мольбы граждан, в небольших районных центрах, на фельдшерских периферийных  пунктах, в тюрьмах и следственных изоляторах, в детских садах и школах…список можно продолжать и по географическим и по отраслевым направлениям.  И хотя, государство, даже пыталось давать молодым специалистам, выезжающим в деревню, квартиры и машины, вопроса это не решило. Ибо молодежь, катастрофически не хочет ехать в деревню, а этот момент, наша власть как-то упустила.
Вот здесь то мы и видим, что на этих местах, продолжают трудиться специалисты преклонного возраста. Не редко, когда единственный врач в деревне уходил на пенсию или попросту умирал, больницу закрывали или сокращали стационары, и по любой, даже самой малой проблеме больным людям, приходилось ездит в район а порой и в область, теряя остатки здоровья или узнавая, что сегодня район не принимают. Что для пожилого человека, стоит съездить за сотню километров в районный центр, чтобы сдать анализ крови?

С одной стороны, очень хорошо, что медики со знаниями родом из Союза, еще трудятся в данной сфере. Но это же и плохо. Мы уже не обращаем внимания, на престарелых бабушек в регистратурах, кабинетах сдачи анализов, флюорографии и престарелых медицинских сестер, помогающих врачу на приеме. Но многие ли задумывались над тем, что в силу возрастных изменений, может дрогнуть рука пожилого хирурга,  поставлен неверный диагноз терапевтом, или выписан неправильный рецепт педиатром? Такие случаи имеют место быть, и уверяю вас, они не единичны. Больной, рискует, как, попадая на прием к современному интерну или молодому специалисту, так и к тому, чей возраст, далеко перешагнул пенсионный. И это, только человеческий фактор.

Другим, столь же актуальным фактором, является проблема оборудования и зданий.

Посмотрите на большинство помещений, в которых располагаются больницы и поликлиник. Девяносто процентов из них, требует не просто косметического, но капитального ремонта. Старые фойе и коридоры, с кусками выломанной штукатурки и надписями советского производства, грубо забитые окна, перекошенные двери и кривые перила, грязные туалеты и старые переломанные сиденья для больных. Конечно, есть и чистые, красивые помещения с евроремонтом. Только очень жаль, что эти помещения, кабинеты главных врачей, бухгалтеров и прочего начальства, которые передвигаясь через развалины коридоров, брезгливо морщат лица, при  виде толпящегося в грязных холлах и вечных очередях больных. Чистые туалеты, оборудованные помещения для отдыха, работающие лифты и прочие необходимые атрибуты лечебного заведения, никак не доступны для рядовых граждан. Проводя сравнение, к примеру, с американскими больницами для бедных, я думаю преимущество янки, будет очевидно. Мы же, со своим полисом, наверняка еще этого не заслужили.
Многие врачи, откровенно жалуются на нехватку кабинетов для приема. При этом, я думаю возражений не будет, целые этажи городских поликлиник, забиты кабинетами не медицинских работников, типа методистов-организаторов, экономистов, бухгалтеров, самых главных, не совсем главных, старших и прочих медицинских сестер, заместителями главных врачей по различным вопросам типа АХЧ  и прочими, которые ну никак напрямую не связаны с лечением и обслуживанием граждан. Парадокс в одном маленьком кабинете, может принимать несколько специалистов, а в соседнем, занимая просторный светлый кабинет, сидеть «очень важный» экономист. То есть выходит, что создание условий какому-нибудь бухгалтеру, гораздо важнее, сотен не вовремя попавщих на прием больных?
Касаемо оборудования. Огромное количество медицинского оборудования, начиная от кабинок флюорографа и рентгенкабинетов и заканчивая шприцами и аппаратами для измерения артериального давления, безнадежно устарели. Страшный износ дает сбои, снижая достоверность полученных данных, и это еще не самое страшное. Устаревают такие аппараты как «искусственная почка»  или бормашина. Что же ждет пациента, когда во время его лечения, такой аппарат даст сбой? От всей души желаю, чтобы с уважаемыми читателями, такой беды не случилось.
 «Позитивным» сдвигом, современной демократической медицины, то есть воплощения задумок правительства в нашей стране, стало появление полисов обязательного медицинского страхования. По идеальной задумке, каждый гражданин Российской Федерации, имеет право на бесплатную медицинскую помощь в объеме оговоренном в полисе. Деньги, оплаченные из частного или государственного источника, регулярно поступают в фонд здравоохранения, полис действителен на всей территории российской Федерации, а то, что зубопротезирование платно или очередь на бесплатную операцию, ну очень долго ждать, неудачно попадая в ежегодные квоты, так это ничего, мелочи, мы люди привычные. И вроде бы все хорошо. Ан нет. Для работы с этими самыми полисами, создан целый штат работников, который мы граждане должны оплачивать из собственного кармана. Помимо того, что государства демократов, где решающим является факт народного волеизъявления, ввело эти полиса обязательно, так оно еще вдобавок ко всему, создало обывателю кучу проблем. Помимо вышеописанного штата брократов, резко увеличились очереди на приемах, ибо вместо того, чтобы заниматься лечением граждан, сотрудники поликлиник, дотошно изучают данные этих Каиновх бумаг, нудно и долго вносят их в компьютеры, и сам человек, как маленький ненужный винтик, проплывает мимо, оставаясь за листом ОМС. Хотя законодательство утверждает, что полис действует на всей территории РФ, попробуйте проживая в Тюмени, попасть на прием в Москве или Архангельске. Уйма энергии, слезных уговоров, ругани и зачастую платный прием. Открывая больничный по месту временного проживания в одном конце России. Я должен ехать закрывать его по месту проживания. И ни кого не волнует тот факт, что это тысячи километров. Иногда, сжалившись, главврачи, разрешают то, что положено по закону. Касаемо же, бесплатных услуг, то последнее время россияне, могут рассчитывать только на прием специалиста, сдачу пары анализов, да получить укол чего-нибудь не очень дорогого, у работника скорой помощи. Во всем остальном, нам откровенно заявляют, хотите качественно, платите. То есть наша медицина, уже в любом случае платная, зачем же руководители нашей страны, говорят нам обратное. Единственный позитив в том, что государственные медицинские учреждения зыбким буфером, стоят на пути сотнями открывающихся медицинских центров, зачастую арендующих парочку кабинетов, в каком-нибудь ДК, которые, обладая сомнительные сертификатами аккредитации и не ясной специализации врачами, предлагают лечить от всего подряд. Устранение проблем с потенцией, похудение за неделю, пластика любой части тела, диагностика всего организма в кротчайшие сроки, продажа супер эффективных лекарственных препаратов. Если буфер старой поликлиники рухнет, нас затопит волна шарлатанства, обмана, выуживания денег. Уже сейчас, многие врачи государственных больниц, сами, пытаясь подзаработать, продают биологически активные добавки или отправляют за дорогущими лекарствами в те аптеки, от которых имеют, так называемый откат. Пациент, в данном случае, лишь служит лишь источником наживы.
Но те платные медицинские центры, которые достойно зарекомендовали себя, в сфере лечения и диагностики пациента, дают возможность, хоть небольшому проценту больных, не надеясь на государство, получить качественную помощь, в отличных условиях, при качественном уходе. Таких центров, по меркам России не так уж и много, но они есть, а значит работающий человек, не становиться стопроцентным рабом системы под названием БЕСПЛАТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.