Когда владыка ассирийский...

Анатолий Штаркман
Когда владыка ассирийский…

 Когда владыка ассирийский
Народы казнию казнил,
И Олоферн весь край азийский
Его деснице покорил –
Высок смиреньем терпеливым
И крепок верой в Бога сил
Перед сатрапом горделивым
Израил выи не склонил.

 Ему во сретенье народы
Объяты ужасом текли
И, отрекаясь от свободы,
Позорну дань ему несли.

 Во все пределы Иудеи
Проникнул трепет. Иереи
Одели вретищем алтарь;
Народ завыл, объятый страхом,
Главу покрыв золой и прахом,
И внял ему всевышний царь.

 Притёк сатрап к ущельям горным
И зрит: их узкие врата
Замком замкнуты непокорным;
Стеной, как поясом узорным
Препоясалась высота.

 Поля преградами изрыты,
Раскаты башни и зубцы
Как лесом копьями покрыты,
И боя молча ждут бойцы

 И, над тесниной торжествуя,
Как муж на страже в тишине
Стоит, белеясь, Ветелуя
В недостижимой вышине.

 Сатрап смутился изумлённый –
И гнев в нём душу помрачил...
И свой совет разноплемённый
Он – любопытный – вопросил:
«Кто сей народ? И что их сила,
И кто им вождь, и отчего
Сердца их дерзость воспалила,
И их надежда на кого?...»
И встал тогда сынов Амона
Военачальник Ахтимор
И рек – и Олоферн со трона
Склонил к нему и слух и взор.

Стихотворение, написанное Пушкиным 9 ноября 1835 года; когда впервые было опубликовано мне неизвестно; заимствовано из10-ти томного издании 1963 года, изданного под флагом Академии Наук СССР. Оно не имеет названия (в оглавлении указана первая строчка) и отсутствуют четыре строчки после «Израил выи не склонил» и «Препоясалась высота» - якобы эти восемь строк являются «отброшенными стихами» - так в примечаниях к изданию. Хотя стихотворение характеризуется, как черновое неоконченное, однако ясно, что оно посвящено стойкости еврейского народа в борьбе за свою свободу и веру:

Высок смиреньем терпеливым
И крепок верой в Бога сил
Перед сатрапом горделивым
Израил выи не склонил.

Написавший хотя бы одну строчку знает, что возникает она под влиянием какого-либо чрезвычайного события. Вспомните, каким эхом в сердцах людей, особенно евреев, отозвалось стихотворение Евтушенко «Над Бабьим яром памятника нет». Советская власть запрещала устанавливать памятники на местах массовых расстрелов еврейского населения германцами во время Второй Мировой войны 20-го века, а если кто из оставшихся родственников всё-таки осмеливался, то власти находили способ упрятать его в тюрьму.

Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
          Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
.................................

Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот:
      "Бей жидов, спасай Россию!"-
насилует лабазник мать мою.

Случайно прорвавшееся в печать более полувека назад в период хрущёвской оттепели, стихотворение и сегодня злободневно.
Вряд ли Пушкин, будучи уже опытным и знаменитым поэтом, собирался копировать известную  апокрифическую книгу о Юдифь. В странах с диктаторским режимом, какой была Россия во время царствования Николая Первого, аллегорическое применение библейского сюжета к конкретным событиям помогает художнику выразить свою позицию, «глаголом жечь сердца людей».
В 1835 году было закрыто так называемое Вилижское дело по обвинению евреев в совершение преступлений с ритуальной целью.
Велиж – уездный город Витебской губернии. В конце апреля 1823 года у жительницы города Агафьи Ивановой исчез малолетний сын. Через несколько дней он был найден за городом мёртвым, «чем-то в нескольких местах пронзённый». Отец ребёнка, бывший солдат, заявил, что ему неизвестно кто убил ребёнка, и что он кроме евреев ни на кого не имеет подозрений. «Этого заявления было достаточно, чтобы следствие было направлено единственно в сторону евреев вообще». Появились свидетели-интересанты, начались аресты. Кто-то видел, кто-то слышал. Несмотря на то, что существовал закон от 6 марта 1817 года о не привлечении евреев к ответственности за обвинения в ритуальных убийствах, следствие велось при полном нарушении общепринятых законов и при полном нарушении прав еврейского населения, был даже устранён из следствия еврейский представитель. Однако всё настолько было шито белыми нитками, что Витебский суд, опираясь на элементарные юридические требования, постановил 24 ноября 1824 года оставить привлечённых евреев «без всякого подозрения». Убийца не был найден, дело было прекращено.
Но не тут-то было, «защитники» веры и отечества не дали закрыть это дело. Весть о велижском событии дошла до Петербурга, до сената, до царя и совпала со временем, когда на Сенатской площади произошли декабрьские события, когда царская власть перешла к Николаю Первому. Новый царь решил во чтобы то ни стало узнать истину об использовании евреями христианских детей с ритуальной целью. Начались массовые аресты евреев, даже несовершеннолетних, не только в Велиже (город в Смоленской области), но и в Вильне (Вильнюс), Гродном, в других местах. Царь посылал своих следователей для доследования, и вскоре, как результат, было распространено высочайшее повеление: «…так как оное происшествие доказывает, что жиды оказываемою им терпимостью их веры употребляют во зло, то в страхе и пример другим жидовские школы в Велиже запечатать впредь до повеления, не дозволяя служить ни в самих сих школах, ни при них». Тюрьмы, пытки, доносы, подкупы, нашлись свидетели, которые утверждали, что видели бочонки с кровью христианских детей. Появились книги, в которых весь еврейский народ обвинялся в ритуальных преступлениях.
Для сравнения, нечто похожее происходило в Советской России в 1948-1953 годах под названием «Убийцы в белых халатах». Сначала обвинили кремлёвских врачей-евреев в заговоре против правительства, а потом всех евреев. В 1953 году умер Сталин, и дело закрыли, но расстрелянных и замученных в тюрьмах людей не вернуть.
«Почти все обвиняемые проявили во время мучительного процесса героическое самообладание. Переписка, которую они вели с внешним миром на лучинках, клочках бумаги и прочих, и которую следователи перехватывали, рисует ту потрясающую трагедию, которую переживали обвиняемые». В 1835 году царь насытился еврейскими страданиями, и, как по мановению волшебной палочки, дело было прекращено, но не все дожили до освобождения из тюрем….
Вот в таких условиях в 1835 году вышло из-под пера Пушкина неоконченное стихотворение, начинающееся словами «Когда владыка Ассирийский».

Пояснение к стихотворению.
Владыка ассирийский – имеется в виду ассирийский царь Навуходоносор
Олоферн – командующий войсками Навуходоносора
Выи - шеи
Иудея – горный район в Израиле
Иереи – религиозный сан.
Ветелуя – город на подступах к Иерусалиму
Амона – глава аммонитян, город Рабат - Аммон