Сказание об ойратах

Владимир Устюжанинов
                СКАЗАНИЕ ОБ ОЙРАТАХ
 
   Шел январь 1957 года. Санный поезд из трактора «Сталинец-80», деревянного вагончика, в котором находились работники полевой геофизической партии, и буровой установки двигался по просеке, проложенной сквозь высокий сосновый лес. Кругом расстилалась дремучая сибирская тайга, и казалось, что только этот одинокий санный поезд проходит по ее необъятным северным просторам. Но вдруг трактор остановился, и все, радуясь непредвиденной остановке, вышли из вагончика. Вековую тишину тайги взрывали звуки топоров и пил, голоса людей. Оказалось, что трактор остановился на делянке леспромхоза, где шла зимняя заготовка древесины. Несколько человек топорами очищали деревья от сучьев. Рядом горел большой костер, где согревались люди. Я подошел к сидящим. Они как по команде встали и повернулись ко мне, и представьте на моем лице удивление, которое я не смог скрыть, когда их увидел. Меня поразил вид встреченных в этом лесу людей с обличием монголов, как будто сошедших с картинок из нашего школьного учебника по истории. Потом от легкого удара по спине, нанесенного одним из моих спутников, которому я загородил тропу, оцепенение прошло. Нас пригласили к костру, в висевшем над пламенем закопченном котелке уже закипала вода. После того, как мы по-братски поделились с лесорубами имеющимся у нас хлебом и мясной тушенкой, пили забеленный молоком черный кирпичный чай и познакомились. Это оказались калмыки, которых злая судьба забросила из солнечных степей в северную заснеженную тайгу. Потом, я еще не раз встречался с этими, небольшого роста, трудолюбивыми людьми и не чувствовал никакой злобы ко мне, одному из представителей русского народа, объявившего весь калмыкский народ фашистскими пособниками. Наверно, они оказались мудрее, так как решение об их депортации было принято двумя представителями грузинского народа и одним спасающим свою вонючую шкуру русским, за что ему была предоставлена возможность развлекаться с молоденькими балеринами Большого театра в то время, когда находящаяся в одном из многочисленных в то время лагерей для осужденных сталинским судом лиц его жена очищала от вшей одежду заключенных.


                На север, запад, — постепенно к кипчакам, где Урал-река,
                оргутов роды соплеменных под властью шли Хо-Урлюка.
                ...Улусы Урлюка, Далая прошли Сибирь,
                Дерп-и-Кипчак и оттеснив Орду Ногая,
                у Волги подняли свой стяг.
                В. Папуев. «Пером и кистью»
     Шли годы. После изгнания Кучума Сибирское ханство все глубже погружалось в пучину кровавой междоусобной борьбы. С тех пор, как в его пределах появился опиравшийся на поддержку правителя Казахской орды хана Теввекеля хан Сеид с отрядом воинов-казахов во главе с племянником Теввекеля султаном Ураз-Мухамедом, многие татарские мурзы покинули Кучума. Одним из первых, кто покинул хана, был его визирь Карача, надеявшийся получить значительно больше власти. В битве воинов Сеид-хана и Ураз-Мухамеда с кучумовой ратью под командованием его сына Алея погибли семь Кучумовичей. Алей попал в плен к Сеид-хану.
Занятый борьбой за власть, Сеид-хан старался избегать встреч с русскими. Когда в 1587 году Сеид-хан попытался вступить с ними в переговоры, воевода Чулков пригласил хана и сопровождающего его Карачу в Тобольск. Сеид-хана сопровождали 500 воинов, в Тобольске у воеводы было не более 200 стрельцов и казаков. Чулков согласился пропустить в острог не более 100 человек и предложил снять оружие перед тем, как сесть за стол. Посоветовавшись с Карачой, Сеид-хан принял условия русских. Присутствующие на пиршестве казаки не могли простить Караче вероломного убийства Ивана Кольцо и его товарищей. Они бросились на Карачу и связали его вместе с ханом. Несмотря на значительный численный перевес противника, в кровопролитной схватке были перебиты все пришедшие с ханом татарские воины. В бою погиб атаман Матвей Мещеряк, вынесший когда-то смертельно раненного Брязгу из ночного боя. Сеид-хан был отвезен в Москву, где был принят на царскую службу.
Сибирские воеводы, осваивая новые места, добились крупных успехов. Но многих из них вместо заслуженных наград ждала царская немилость. Воевода Василий Сукин оказался «у пристава в опале»,его помощник тюменский воевода Иван Мясной также попал под стражу. Тобольский воевода Данила Чулков «угодил в тюрьму».
   Пленение Сеид-хана не принесло выгоды престарелому Кучуму. Призывы русских воевод на царскую службу всех татар, кто пожелает, с назначением таковым хлебного и денежного содержания, возымели свое действие. В числе первых к русским отъехал мурза Кайдакул. Многие признали власть царя и стали платить воеводам ясак в половинном составе, другую половину на всякий случай «блюдяся от него войны» везли Кучуму.
   В 1597 году Кучум собрал ясак с нескольких тар-ских волостей. В августе 1598 года помощник тар-ского воеводы Андрей Войков с отрядом около 400 человек из стрельцов, казаков и служилых татар получил приказ отыскать и разгромить Кучума в Ба-рабинской степи. Поиск возглавил бывший посланец Ермака в Москву голова Черкас Александров. Захваченные им «языки» показали, что Кучум кочует на «Черных водах» и при нем находится около 500 татар и еще 50 бухарских торговых людей. В двух днях пути от кочевий Кучума было замечено сосредоточение калмыкской рати около 5000 воинов.
   Войков принял решение не терять времени. Отряд передвигался без отдыха. На рассвете 20 августа он внезапно напал на ставку Кучума. Татары, несмотря на свое большинство, потерпели сокрушительное поражение. В бою погибли брат и двое внуков Кучума, шесть князей, 15 мурз и «аталыков», 150 человек ханской гвардии. В плен попали пять младших сыновей Кучума, восемь жен, пять высших сановников и 50 воинов из числа ханских телохранителей. При преследовании отступающих было убито около 150 татар. Кучума не было среди убитых и взятых в плен. Он вновь ускользнул от русских. В разгар боя хан бежал на небольшой лодке по Оби. Вскоре к нему прибежали трое старших сыновей и 30 воинов.
   Преследуемый русскими полками, совсем ослепший Кучум метался по степи, не доверяя даже своим слугам. Гибель его стала неизбежной. Бежавший в ногайские кочевья, он был там убит. С гибелью Кучума Сибирское ханство прекратило свое существование. В это время ушедшие из Джунгарии ойратские племена торгутов и дербетов начинают появляться в южных районах Сибирского ханства.
   В 1607 году начинаются контакты ойратов с русскими властями, когда тарский воевода князь Гагарин прислал посольство к вождям северо-западной группировки ойратов дербетскому Далаю и торгутскому Заригту с предложением войти в российское подданство. Ответные посольства Далая, Иезения, Хо-Урлюка просили разрешения кочевать по Иртышу, Камышлову, Оми, Ишиму. В сибирских землях ойраты стали именоваться калмыками. Сами они называли себя «Хальмг», что в тюркском произношении звучало как «калмак», а в русском произношении — «калмык».
   14 февраля 1608 года ойратских послов принял царь Василий Шуйский. Эта дата считается началом добровольного вхождения калмыков в Россию.
   К 20-м годам семнадцатого века калмыки продвигаются к городам Тюмени, Тобольску и Уфе. В 1613 году калмыкские улусы перешли Яик и начали вытеснять за Волгу Большую ногайскую Орду и стали приближаться к Дону.
   В 1644 году после гибели Хо-Урлюка во время похода в Кабардинские земли во главе сложившив-шегося на территории России Калмыцкого ханства стал его сын Шукур-Дайчин. Образование ханства и объединение улусов происходило на фоне междоусобной борьбы. Основную массу ойратов, занимающих левобережную сторону Волги от Астрахани до Самары, составляли торгуты. Вторыми по численности были улусы дербетов, хошутские улусы составляли меньшинство.
   Приемник и сын Дайчина — Мончак правил недолго, он погиб в схватке с джунгарами. Власть в ханстве перешла к Аюке-хану, которого привез из Джунгарии его дед Шукур-Дайчин во время своего паломничества в Тибет.
   В это время на Волгу приходят хошутские улусы тайджи Аблая, потерпевшего неудачу в Джунгарии в борьбе со своим братом Цэцэн-ханом, Аблай, которого поддержал двоюродный брат Аюки Дугар с сыном Цереном, захватил улусы дербетовского тайджи Даян-Домбо, а также Дайчина. В 1761 году, проделав стремительный марш-бросок с берегов Волги на Алтай, Аюка нанес поражение и захватил в плен Аблая и завладел его улусами. В 1683 году Аюка во главе 4000 воинов выступил на помощь восставшим в 1681 году башкирам. После 1683 года Аюка совершает успешные походы против кубанских татар, казахов, туркменов и хивинцев. В    1690 году Аюка получает от Тибета ханское звание и печать. В 1697 году его ханское звание признается Москвой.
  В 1722 году хан Аюка с женой Дармой-Бала был торжественно принят царем Петром I. Встреча произошла на корабле, близ Саратова. В апреле 1724 года в присутствии Петра состоялось совещание по калмыкскому вопросу в Сенате, на котором наместником ханства в связи с гибелью официального преемника сына Аюки Чакдорджаба, последовавшей в последние годы жизни хана, наместником ханства был провозглашен приемный сын Аюки Церен-Дондок. В 1731 году астраханский губернатор Измайлов официально объявил его ханом. Обойденный властью внук Аюки Дондок-Омбо, поддержанный значительной частью калмыкских князей, в ноябре 1731 года разгромил войска Церен-Дондока и, перейдя Волгу, стал передвигаться на Кубань.
  В мае 1735 года Дондок-Омбо вновь вернулся в район Волги, а в ноябре принес присягу на верность России. Последующие два года он успешно воевал против турок в Крыму и Кубани. Страх перед кал-мыкским нашествием был так велик, что жившие в верховьях реки Зеленчук ногайцы поспешили предаться в русское подданство. Десять тысяч кибиток ногайцев откочевали в русские пределы. Богатейший турецкий город Темрюк не смогла защитить его крепость, снабженная превосходной артиллерией. Захватив город, калмыки полностью вырезали весь турецкий гарнизон, состоящий из янычар, разграбив его, ушли. Императрица Анна Иоанновна была так довольна деятельностью Дондок-Омбо, что пожаловала ему соболью шубу и драгоценную саблю. В 1737 году Россия официально признала его ханом калмыцкого народа.
  После смерти Дондок-Омбо наместником ханства стал сын Чакдорджаба — Дондок-Даши. Из-за его столкновений с русскими властями он был официально утвержден ханом лишь в 1758 году. Во время его правления (1741-1761) царское правительство стало проводить политику ограничения ханской власти, что вызывало резкое неудовольствие калмыкской знати. Царское правительство решилось на колонизацию калмыкских земель, и в районах основных кочевий калмыков стали селиться тысячи русских семей, строиться города и крепости. Знать также смущала миссионерская деятельность Русской православной церкви, стремившейся к всеобщему распространению христианства среди кочевников, уход людей из улусов на заработки в русские поселения.
  В этих условиях в среде феодальной знати, которую поддерживали буддийские ламы, созрел заговор с целью ухода на историческую родину, идея которого никогда не умирала в сознании народа. После смерти Аюки Дарма-Бала даже вела переписку с владетелем Джунгарии о возможности перехода к нему поволжских калмыков. Поход возглавил наместник ханства Овш-хан (Убаши-хан).
  5 января 1771 года по казахским степям по направлению к реке Эмбе начался поход калмыков в Джунгарию. Еще в ноябре 1770 года под предлогом отражения набегов казахов Младшего жуза на левом берегу Волги была собрана основная масса калмыков.
  Обеспокоенный их отходом Государственный Совет повелел оренбургскому губернатору вернуть калмыков к местам их нынешнего проживания. Яицкие казаки отказались выполнить приказ губернатора. Но как только калмыкские улусы появились на Эмбе, туда стали стягиваться войска хана Младшего жуза Нурали, горевшего желанием отомстить попавшим в тяжелое положение калмыкам за свои прежние неудачи, заставившие Младший и Средний жузы, боясь полного истребления со стороны ойратов, бежать из Семиречья на северо-запад и стать подданными России. Казахи шли по бокам и сзади калмыкских улусов, нападая, отбивали женщин, детей и скот.
   С 18 по 23 марта между калмыками Убаши-хана и казахами Нурали-хана произошло несколько столкновений на реке Эмбе, закончившихся не в пользу казахов.
   18 апреля к Нурали-хану прибыло трое посланцев Убаши-хана. В письме наместник просил не препятствовать их движению, а во взаимных претензиях разобраться мирным путем. В ответном послании Нурали-хан, перечислив некоторые неблагоприятные периоды калмыкско-казахских отношений, извещал, что три казахских жуза, объединившись с русским отрядом генерала Траунберга, будут продолжать преследование калмыков, пока они не вернутся на место своих постоянных кочевий. Заканчивая послание советом возвратиться на Волгу, он сообщал о возможности стать посредником и просить для них милость на переговорах с русским правительством.
   Отряд генерала Траунберга, посланный на помощь казахам, вернулся в Орскую крепость из-за нехватки продовольствия и фуража и начавшихся болезней.
В середине июля, потеряв множество людей и скота, достигшие берегов озера Балхаш калмыки были окружены 50000-м казахским войском под командованием хана Нурали, султанов Аблая, Уруса и Адиля. В бесплодной, выжженной солнцем степи начался массовый падеж скота и гибель людей. Понимая тяжелое положение калмыков, Нурали-хан согласился заключить трехдневное перемирие, после чего калмыки обещали согласиться с его условиями. На исходе третьих суток Убаши-хан прорвал окружение и двинулся с основной массой народа вдоль западного берега озера. Потеряв множество людей и скота, Убаши-хан перевалил горы у Семиречья и пробился в Джунгарию.
   Другая часть калмыков под командованием князя Танжи, двигаясь вдоль северного берега Балхаша, вытерпев огромные лишения, вышла в Джунгарию к берегам реки Или. В Джунгарии пришедших в июне 1771 года из России калмыков поселили небольшими улусами в разных местах Синьцзяна в долинах рек Юлдуза, Кобука, Куркарусу и в окрестностях Кульджми. Среди торгутов было утверждено 10 хошунов, сведенных в сейм Унэнэ-суцзукту, среди хошутов — три хошуна, составляющих отдельный сейм Бату — сэтхильту.
   Этот трагический поход обернулся для народа страшным бедствием. За время пути с берегов Волги погибли в боях, от ран, голода, болезней, попали в плен около ста тысяч человек, в основном женщин и детей. Народ полностью лишился основного своего богатства — скота.
   Во время похода торгутов и хошутов хана Убаши на правобережье Волги остались все дербетовские улусы нойонов Яндыка, Замьяна и князя А.Ф. Дондукова.
   В октябре 1771 года указом императрицы Екатерины II было ликвидировано Калмыкское ханство. Князья из оставшихся на правом берегу реки улусов стали подчиняться Экспедиции калмыкских дел. В каждый улус был назначен пристав. В 1848 году произошли изменения в административном устройстве Калмыкского кочевья с преобразованием улусов. В результате проведения земельной реформы из него было изъято около 430000 десятин земли и передано 10000 семьям русских крестьян.
   В 1897 году, по первой переписи населения, на Дону проживало 31992 калмыка, в том числе мужского населения 15568 человек.
  В 1811 году перед угрозой войны с Францией в Калмыкии были сформированы два пятисотенных полка. Один был составлен из калмыков дербетовских улусов под командованием Джамбы-тайджи Тундутова, второй из калмыков торгутов и хошутов князя Сербеджаба Тюменя. Третий калмыкский полк представлял Ставропольское калмыцкое войско. Все калмыкские полки принимали участие в боях и сражениях как в России, так и за ее пределами.
   В 1892 году был утвержден указ «Об отмене обязательных отношений между отдельными сословиями калмыкского народа», который освобождал калмыков от феодальной зависимости по отношению к калмыкской знати. Все калмыкское население стало облагаться единым налогом в пользу государства. Но от этого простому народу легче не стало. Хотя земля и пастбища считались общинными, но фактически ими продолжали владеть нойоны (князья) и зайсанги (дворяне).
   С 1915 года началась реквизиция скота, лошадей, шерсти для действующей армии, калмыки стали нести целый ряд повинностей: дорожную, квартирную. В 1916 году для проведения оборонных работ было мобилизовано 8000 калмыков.
   К 1917 году калмыцкий народ территориально делился на четыре части. В Астраханской губернии проживало 150000 человек, в Ставропольской — 9000. В области войска Донского — 36000 и в Кумском аймаке терского казачества — 2300.
   Во время гражданской войны калмыцкое казачье население в основном своем составе сражалось на стороне белых войск. Мстя за свои поражения в боях с калмыками, воины Красной Армии неоднократно нападали на беззащитных калмыкских беженцев, насилуя женщин и малолетних девочек. Оставшихся в живых рубили саблями. Окровавленные, окоченелые и оголенные трупы женщин и девочек-калмычек, вокруг которых валялись пестрые предметы калмыцкого женского наряда, с разбросанными сундуками с отбитыми крышками лежали где по десятку вместе, где в одиночку вдоль дороги, ведущей в Ека-теринодар (Краснодар).
С начала войны 1941 года в составе Южного фронта воевал калмыкский кавалерийский полк. В боях за Ростов принимала участие 70-я кавалерийская дивизия, большинство воинов которой были калмыки. Республика за свой счет сформировала 110-ю отдельную Калмыкскую кавалерийскую дивизию, получившую боевое крещение в боях на берегах Дона. Более 14000 воинов-калмыков были награждены орденами и медалями, а 22 из них получили звание Героя Советского Союза.
   27 декабря 1943 года М.И. Калинин подписал Указ Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Калмыкской АССР. Этим Указом все калмыкское население республики было обвинено в пособничестве немецко-фашистским войскам. Ранним утром 28 декабря по плану карательной операции под кодовым названием «Улусы» во все дома, где проживали калмыки, вошли военные из войск НКВД СССР и объявили, что, согласно Указу ВС СССР, все калмыки выселяются в Сибирь как изменившие Родине. На сборы людям давалось не более часа. Многие, растерявшиеся от неожиданно свалившейся беды, покидали свои дома, не взяв с собой теплой одежды и продуктов. Эти семьи были обречены на гибель в первую очередь. На первом этапе, в период с 28 по 31 декабря, было выселено 93139 человек. На втором этапе, в марте 1944 года, семьи калмыков в количестве 2684 человека депортировались из Ростовской области. В июне 1944 года все калмыкское население было выселено из Сталинградской области. Сорок семь эшелонов из вагонов-«теплушек», где размещалось по 40-50 человек, были направлены на восток. В начале 1944 года все фронтовики-калмыки рядового и сержантского состава были отозваны из армии и спецэшелонами были направлены в Широклаг НКВД на строительство Широковской ГЭС.
     В Тюменскую область было направлено 8543 человека: в Тобольский район — 1377, в Ханты-Мансийский округ — 5961, Ямало-Ненецкий — 1210. Смертность здесь среди переселившихся сюда калмыков была самой высокой. Люди гибли от холода, голода, непосильного труда и многих болезней. Основная масса спецпереселенцев трудилась в леспромхозах на заготовке и погрузке леса. За этот труд давали 700 граммов хлеба, иждивенцам полагалось лишь 300 граммов.
       Лишь после XX съезда партии Верховный Совет СССР рассмотрел вопрос о положении депортированных народов. Были сняты с учета спецпоселенцы калмыки-фронтовики, а также бывшие коммунисты. 9 января 1957 года был опубликован Указ Президиума ВС СССР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР».
«Доброго пути! Счастья вам. Мир вашему дому!» — желали им жители затерянных в лесах Тюменской области деревень и леспромхозовских поселков, значительную часть которых также составляли такие же оторванные от родных очагов ссыльные русские люди, только их братская помощь помогла многим выжить и вернуться домой.
В течение 1957-1959 годов на свою родину возвратилось 72665 человек.
                В.А.Устюжанинов.
                Колпашево — Сургут 1957-2000 гг.