Лампочка - паникёрша
Лето 1961 года. Кировоград. Небо безоблачно, с чуть заметной дымкой в нижнем слое атмосферы. Но она, эта дымка, мне не мешала, и ничего угрожающего в ней не было.
Выполняю обычное и привычное задание: сложный пилотаж в зоне.
После большого перерыва в полётах я уже вошёл в хорошую лётную форму, и всё задание ( виражи, петли, полупетли, перевороты, бочки и т.д. ) выполняю охотно, с предельными перегрузками; усталости не чувствую и потихонечку вхожу в азарт.
И вдруг посреди приборной доски угрожающе ярко загорелась красная лампа «Пожар в двигателе!» Закончил вертикальный маневр, установил самолёт горизонтально и внимательно посмотрел на приборы двигателя. Всё в порядке. Сделал разворот и убедился: позади самолёта дымного следа не остаётся.
Раньше я летал на самолётах другой модификации, на них система сигнализации о пожаре в двигателе была несовершенной, и эта жуткая лампочка загоралась часто и почти всегда зря. Мы так привыкли к ложным сигналам, что при её загорании только внимательнее обычного следили за приборами двигателя, да осматривали пространство «за своим хвостом» по перископу или спрашивали напарника: «Нет ли за мной дыма?» Задание не прекращали, а дальше летели вдвоём со страхом в кабине.
Так и тут: признаков пожара я не обнаружил, чертыхнул зря горящую лампочку и продолжил кувыркание в небе. Топливо кончается, время полёта выходит, да и «наплясался» вдосталь. Домой!
Сел, зарулил, выключил двигатель, открыл фонарь кабины. По приставной стремянке к кабине подскакивает техник с испуганными глазами:
-- Тов. командир! У Вас камера сгорела!
-- Не может быть: я тормозил очень плавно, -- отвечаю, думая, что речь идёт о тормозной камере колеса (они горели часто и это не было чрезвычайным).
-- Нет! – поняв меня, возразил техник, -- Камера сгорания!
Вот теперь по моей спине поползли мурашки. В камерах сгорания температура газа 6000—9000 градусов. Если камера лопнула, значит, пламя—плазма вырывалась из трещины, значит… Ни один металл такой температуры не выдержит.
Выскакиваю из кабины на плоскость самолёта и вижу: бесцветный лак на блестящем, из алюминиевого сплава, боку фюзеляжа стал тёмно-коричневым. Спёкся! Вот теперь мне стало страшно! Вот теперь я не верил себе, что двигатель уже выключен, что стою на бетонке, что не взорвался, не успев даже катапультироваться.
Вот тебе и «паникёрша» -- лампочка «Пожар в двигателе!» Кувыркался в небе, вместо того, чтоб быстро нестись к земле, сесть и поскорее выключить этот страшный двигатель. Читай инструкцию, будь настороже к малейшим неисправностям и их признакам в полёте!
Расстыковали самолёт ( сняли «хвост» с двигателя). Смотреть было жутко: вырывавшееся из трещины пламя плавило дюралюминий корпуса двигателя, и его брызги всё вокруг покрыли налётом, металлические топливопроводы провисли ( ! ) и т.д. Трудно было определить, сколько секунд разделяли понятия «самолёт» -- «факел».
Конечно, оргвыводы, конечно, зачёт по знанию инструкции и правил эксплуатации самолёта и, конечно, отстранение от полётов на 10 суток. Должен же был инженер как-то среагировать на это «ЧП».
.
Докладываю командиру:
-- Отстранил меня инженер на 10 суток.
-- Ты сколько дома не был?
-- Полтора месяца…
-- Вот и славно: поезжай домой, отдохни, а через десять суток приезжай. План свой выполнишь, гарантирую.
Абсолютно не помню дорогу домой и обратно, но твёрдо знаю, что свой профессиональный праздник 18 августа ( он же – день рождения нашего первенца ), провёл на «тёщиных блинах», в окружении заботливой жены и сыновей.
Позже установили, что виновником этого Чрезвычайного Происшествия был конструктивно – производственный дефект, т.е. на заводе кожух этой камеры сгорания был изготовлен со скрытым дефектом, который и привёл к трещине при обычных, расчётных условиях эксплуатации. Редко КПД проявлялись, крайне редко, но почти всегда приводили к тяжёлым лётным происшествиям.
В этом случае обошлось: лётчик и самолёт целы.
--Капитан Т. для продолжения стажировки прибыл!
-- Как отдохнул? Как жена, дети?
-- Отлично!
-- Вот и славно. Завтра спланируем тебя на полёты. Сколько налетать тебе осталось?
Задание на стажировку выполнил полностью.
© Copyright:
Игорь Теряев 2, 2010
Свидетельство о публикации №210032200710