Кто Вы Борис Алексеевич Смысловский продолжение 5

Владимир Смысловский
Такое положение в Российской армии оказало огромное влияние на настроение и дальнейшую позицию офицерства, во-вторых, выявило в его среде те силы, которые затем проявили себя во время гражданской войны, и, наконец, потому что русскому офицерству враги российской государственности объявили войну уже тогда, и для него гражданская война началась фактически с тех февральских дней. То, что было пережито офицерами в те месяцы, никогда не могло изгладится из их памяти»
А вот что  об этом периоде  говорил на допросе после ареста дядя Бориса Алексеевича – Смысловский  Всеволод Константинович:
   "Я, Смысловский Всеволод Константинович в момент Октябрьской революции формировал минометные артиллерийские батареи в г.Луге. Я было с радостью встретил февральский переворот так как прямо ненавидел Николая 11, его политику,но к большевикам относился враждебно ввиду проведения ими в жизнь отрицания частной собственности и национализма, а также уничтожения класса, из которого я происходил.
   Как военный я сразу возненавидел большевиков и за проведение в армии принципов противоречивших моим представлениям об армии /выборность начальников и т.д./
   Октябрьский переворот в минометных частях прошел относительно мирно, за исключением ареста ком.2-й дивизии - полковника Цветова, которого я всячески старался выгородить.
   Я мало в чем изменил свои отношения к солдатам после переворота и хотя был избран ими на должность нач.школы, но с удовольствием воспользовался своим правом быть освобожденным от военной службы и ушел в отставку в декабре 1917г."
   
    Точно таких же взглядов придерживались и другие Смысловские. Кадровым военным,заслуженным офицерам и потомственным дворянам было трудно принять то,что творилось в армии  и в государстве. Люди, образованные и воспитанные ни в одном поколении на других ценностях и на других убеждениях всем своим существом отвергали все то, что навязывала им новая власть. Последующие события подтвердили их правоту. И не смотря на то, что значительная часть офицерства позже перешла на службу Советской власти / в основном из-за того что надо было как то существовать/ в глубине души они были противниками нового порядка. Таким был и Борис Алексеевич, тем более надо учитывать его «юношеский максимализм». Ведь ему на то время было всего 20 лет!
Не имеется информации при каких обстоятельствах Борис Алексеевич покинул развалившуюся армию , но доподлинно известно что к моменту Октябрьской революции /или переворота это уж как кто считает/ он оказывается  дома ,в Москве и принимает активное участие в восстании юнкеров в Москве /26.11.1917/. Вот как кратко описал это восстание историк С.В.Волков « В Москве, где Совет офицерских депутатов еще утром 27 октября организовал собрание офицеров-сторонников правительства и разработал план борьбы, сопротивление приняло, как известно, более организованный характер и происходило успешнее. Оплотом его были Александровское (куда собрались созванные по инициативе полковника К.К. Дорофеева несколько десятков офицеров-добровольцев; из тысячи с небольшим защитников училища было 300 офицеров) / этоучилище находится рядом с м/ж Смысловских игде до революции преподавал полковник Смысловский Павел Константинович прим.автора/  и Алексеевское военные училища, три московских и Суворовский кадетские корпуса и московские школы прапорщиков. Среди наиболее активных руководителей были полковники Л.Н. Трескин, В.Ф. Рар, К.К. Дорофеев и К.К. Матвеев. Большевикам потребовалось несколько дней, чтобы сломить сопротивление кучки офицеров и юнкеров. Только в общей могиле на Братском кладбище было погребено 37 участников боев{65}, погибло, в частности, 9 кадет 1-го Московского корпуса{66}. Но и в Москве в борьбе приняли участие лишь несколько сот (не более 700{67}) из находившихся тогда в городе десятков тысяч офицеров. (Пострадала, впрочем, и часть тех, кто не принял участие в боях; так, утром 28 октября при разгроме офицерского общежития 193-го запасного полка многие его офицеры были заколоты штыками.) По условиям капитуляции, подписанной нерешительным и склонным к соглашательству полковником Рябцевым, офицерском оставлялось оружие и обеспечивалась личная безопасность. Но выполнены они, разумеется, не были: сдавшиеся были переписаны (причем некоторые сразу отправлены в тюрьму, а аресты остальных начались на следующий день) и многие расстреляны»                1 ноября 1917г. в боях на Арбате он получает контузию и ранение в ногу и видимо лечится дома, тем более что его двоюродный дядя Григорий Евгеньевич Стеблин-Каминский /1876-1959/ известный хирург,один из создателей и руководителей хирургической клиники МГУ проживал напротив дома, где проживали Смысловские. Видимо то, что ранен он был рядом с домом и наличие «домашнего» доктора и спасло Бориса Алексеевича от ареста и расстрела после подавления восстания юнкеров.
   Подлечившись, Борис Алексеевич перебирается на Дон и уже 24 октября 1918г. был зачислен в Добровольческую армию. Имея звание поручика он зачисляется в 3-ю батарею 1-го отдельного легко-артиллерийского дивизиона, а уже через месяц /28.11.1918г./ переведен в распоряжение Начальника гвардейской артиллерии и еще через месяц назначается младшим офицером в батарею Лейб-Гвардии 3-й артиллерийской бригады.
В составе Добровольческой армии Борис Алексеевич в период с октября 1918г по апрель 1919г участвует в боях второго Кубанского похода /бои под Волновахой,Розовкой,Кальчино,Мариуполем/. Уже с июля 1919г. он в звании штабс-капитана командует дивизионом Сводной Гвардейской артиллерийской бригады в составе подразделения генерала Виноградова .
                -  ВИНОГРАДОВ Михаил Николаевич (14.10.1868-09.1960). Полковник (06.12.1911). Генерал-майор (22.02.1916). Окончил Воронежский Михайловский кадетский корпус (1887) и 1-е Павловское военное училище (1889). Участник русско-японской войны 1904—1905. Участник Первой Мировой войны: командир 160-го Абхазского и 117-го Ярославского пехотных полков. Командир 459-го Миропольско-го пехотного полка, 24.02.1916-02.1917. С 02.1917 командир бригады в 115-й пехотной дивизии. В Белом движении: участник 1-го Кубанского (Ледяного) похода, 01 — 04.1918.
Командир отряда и 3-й Астраханской пехотной дивизии во 2-м Кубанском казачьем корпусе генерала Улагая,
05.1918 — 03.1919. 03.1919 командир сформированного им отряда в Бердянске, вошедшего в состав Крымско-Азовской армии армии; вел боевые действия в регионе Новороссийск. Командовал 5-й пехотной дивизией, 28.05 —10.07.1919. Переведен в резерв ВСЮР генерала Деникина, 07.1918 — 01.1920. Командир Сводной гренадерской дивизии, 01—03.1920. Эвакуирован из Новороссийска в Крым; в резерве Русской армии генерала Врангеля, 03 — 06.1920.
Комендант и начальник гарнизона Мелитополя, 06 —10.1920. Дежурный генерал в штабе Русской армии, 10—11.1920. Эвакуирован из Крыма на корабле «Истерн Виктор», убыл в эмиграцию — Катарро, Югославия, 1920 —1950. В 1950 г. переехал в Бельгию, где и умер/.                К этому времени в Москве умирает его дядя Павел,старший из братьев Смысловских, который единственный не служил ни одного дня в РККА.
Из воспоминаний внучки Бориса Алексеевича он в 1920г. вместе с товарищами /Б.С.Шидловским, Н.Есминым и возможно с Н.Эйсмонтом/ эмигрировал в Польшу.                Выбор пал на Польшу потому, что семья Есмина имела в Польше имение и следовательно обладала необходимыми связями в этой стране.
Продолжение следует