Хранили меня два ангела

Юрий Першин 2
          В одной из областных газет было опубликовано моё стихотворение «Милая, Малая Родина». Я, конечно, не поэт Николай Рубцов, у которого его знаменитое стихотворение «Малая Родина» вошло в школьную программу, но мне было приятно, что оно взволновало людей, и мне даже пришли от читателей хорошие письма. Но вот жаль вкралась ошибка, к моему сожалению, там напечатана подпись: Ю.И. Першин - ветеран  войны. А я же ветеран труда. Теперь иногда  в своём  посёлке я слышу шепоток за своей спиной: «Вот,  мол,  идёт  ветеран  войны, который даже не нюхал пороха!»    
      И действительно,  хоть я  по своему  малолетству не мог быть тогда участником войны (1937 г.  рождения) и жил  в глубоком  тылу – в таёжной деревне Першино. Но вот, однажды, мне всё же пришлось побывать под  пулями и стать очевидцем настоящих военных действий.
      А случилось это так. В пяти - семи километрах восточнее деревни Першино в дремучем уголке была у моего деда, Григория Федотовича, пасека, и мы с ним всегда пропадали там летом, ухаживая за пчёлами.   
   А в Прокопьевске, на Тыргане, в  1945 - 1947 годах был расположен большой лагерь для военнопленных немцев, которые строили шахты. Из-за плохого питания, да из-за отсутствия нужных медикаментов они там часто болели, а лекарств для их лечения было  недостаточно. И  вот медработники этого лагеря обратились к вышестоящему начальству с убедительной просьбой разрешить группе военнопленных собирать в тайге целебные травы: зверобой, душицу, тысячелистник и другие. Такое разрешение было получено, и под конвоем солдат небольшой отряд немцев численностью 15 - 20 человек отправился собирать лечебные травы. За день пленные отшагали километров около 20-ти и остановились в трёх километрах от деревни «Красная Поляна»  - в двухэтажном  доме, где проживали тогда греки - эмигранты. Немцев покормили, связали их на ночь, а сами охранники пошли «догуливать» с этими греками. Затем они все крепко уснули. А их подконвойным каким-то образом удалось освободиться от верёвок. Они перебили всех наших солдат и утопили в реке Чумыш, а сами, надев их форму и забрав оружие, пошли по тропе, которая вела в небольшую деревушку Першино.
       Наш дом, где оставалась одна  бабушка, был  крайним – стоял на лугах. Александра Романовна сама родом из Вятки, а это тот самый случай, когда «русский русского не всегда понимает». Я сам с трудом в школе отвыкал от этого вятского диалекта. Поэтому она не удивилась ломаному русскому языку подошедших фрицев. Они спросили – где хозяин, и она показала рукой им направление в сторону пасеки.
  Когда  же  немцы   подходили  уже  к  ней,я был  у  конуры  с собаками - волкодавами.  Вдруг они внезапно зарычали,и я посмотрел на  тропу  и  увидел  там  людей,  говоривших  на  непонятном  мне  языке. Меня  сразу  же словно  обожгло:  «Это же немцы!» Со страху  я залез в конуру и наблюдал оттуда,  как  они  зашли  в  избушку  и  вывели моего  деда  со связанными за спиной руками.
       Григорий Федотович был ещё в первую мировую войну разведчиком, георгиевским кавалером. Все тропы здесь в окрестности он мог пройти с завязанными  глазами. А  немцы  хотели  выбраться  на  Чуйский  тракт, и оттуда уйти в Монголию. Только наш дед знал эту дорогу, и немцев решил обмануть. Он водил их по тайге до самой ночи. Те смекнули: что здесь что-то неладное. Привели деда снова на пасеку, избили его, а я всю ночь провёл в конуре. Проснулся к обеду и услышал русскую речь. Сразу понял - это же наши! Действительно, на пасеке были конные красноармейцы и деревенские жители. Оказывается, накануне, рыбаки бреднем выловили в Чумыше трупы наших убитых солдат. Они быстро сообщили об этом в г. Прокопьевск, и за беглецами была организована погоня. Допросили мою бабушку, и она рассказала тогда офицеру, что какие-то солдаты вчера заходили к ней в дом, а потом ушли на пасеку.   
   Когда же погоня оказалась возле неё, то, увидев своих, я перестал прятаться и подошёл к ним. Красноармейцы решили устроить засаду, правильно полагая, что дед внука не оставит и рано или поздно придёт за мной. Так и случилось. Дед снова привёл немцев сюда.  В это время  я стоял у стола  в комнате и  ел мёд с  «городским» хлебом. У печки затаился наш солдат, ещё двое спрятались в сенях.  Была организована так же засада и в кустах около дома.
    И вот тот немец, что был в обмундировании нашего солдата – а были не все, - первым зашёл в ту комнату, где находился я. За ним – остальные. Спрятавшийся у печки боец дал очередь из автомата, и голова немца разлетелась, как спелый арбуз. В ответ моментально открыл автоматный огонь другой немец. Я едва успел нагнуться, как  пули просвистев над моей головой, прошили деревянную стену избы. 
          Почувствовав, что мою голову что-то обожгло, я, как подкошенный, упал на пол. Единственное, что  заметил  тогда – наш боец  вонзил в  немца  то ли финский нож, то ли  штык. Больше ничего не помню – потерял сознание.
Очнулся оттого, что меня по лицу хлопал мой  дед живой и невредимый! А  результат боя у пасеки был таков – часть немцев перебили, часть сдалась, а остальные ушли в тайгу,видно,  на свою погибель.
    Я же после этого случая долго болел, заикался. Лечили меня от испуга «бабкиными» методами – отливали воском горящей свечи. В конце концов, я выздоровел.
    Так  что, видите,  я  и  в  том  бою  побывал, и  даже  считай, чуть  не получил    
боевое  увечье, но  всё - же, я  ветеран труда, а   не  войны. Полный кавалер знаковов 
«Шахтёрской славы» - всех   трех   степеней.  Окончив   потом   Прокопьевский   горный  техникум, я  всю жизнь проработал в  поселке Малиновка на щахте   «Алардинская». Здесь тоже всякого хватало: чудом остался жив - ведь горняцкий   хлеб  совсем  не  из  лёгких. Но видно,  хранили,  меня  два ангела - одному бы  мне  было  не  справиться со всеми  бедами и проблемами, что выпали на мою  долю.
                ***************
                Автор:   Юрий Першин